Здравствуйте, коллеги. Данная статья расскажет о постройке модели танка-цистерны Т-26-Ц на основе танка Т-26 от фирмы «Звезда».
В начале статьи – информация о прототипе. Подвоз боеприпасов и горячего для техники на передовой является важной задачей обеспечения ее необходимыми ресурсами. При этом, условия передовой части фронта налагают ряд дополнительных условий на вспомогательную технику, обеспечивающую подвоз боеприпасов и горячего. В середине 30-х годов ХХ века данную задачу предлагалось решать путем применения так называемых танков-цистерн и бронированных транспортеров для боеприпасов.
Кратко о результатах разработки бронетранспортера для боеприпасов на базе танка Т-26 можно ознакомиться по ссылке на постройку модели ТР-4: http://scalemodels.ru/articles/10861-konversija-zvezda-1-35-tr-4.html
Концепция танка-цистерны предполагала изготовление вспомогательной гусеничной машины, которая имеет емкости для горюче-смазочных материалов, и предназначена для обеспечения бронетанковых частей.
Танка-цистерна Т-26-Ц – это первый вариант подобной машины на шасси танка Т-26, который был разработан ленинградским Опытным заводом Спецмаштреста им. С.М. Кирова. Проект предполагал минимальную переработку шасси исходного танка. Принципиально компоновка танка не изменялась. Вместо башни и части ее подбашенной коробки на машину устанавливалась большая рубка из 10 мм стали, в которой располагаются емкости для горючего и масла. На крыше рубки имелись люки для доступа к расположенным внутри нее цистернам. Штуцеры для подсоединения рукавов располагались по бокам рубки. Машину оснащали насосом и «рукавами» для перекачки горюче-смазочных материалов. Внутри рубки находились емкость под бензин емкостью 1650 литров и бак под масло емкостью 165 литров. Насос также располагался внутри рубки. В передней части машины справа находился механик-водитель, а слева – командир, который управлял пулеметом ДТ. Данный пулемет – единственное вооружение ТЦ-26-Ц.
Опытным заводом Спецмаштреста им. С.М. Кирова в начале 1935 года был построен один опытный образец Т-26-Ц, который в апреле был направлен на испытания. Проведенные испытания выявили, что бронирование рубка недостаточно защиты горючих сред и экипажа; двигатель испытывает повышенные нагрузки при недостаточном охлаждении. На основе полученных результатов данная машина одобрения не получила.
Дальнейшее развитие концепция танка-цистерны получила в 1936 во втором варианте подобной машины – ТЦ-26, разработанном ленинградский завод им. К.Е. Ворошилова. ТЦ-26 имел по сравнению с Т-26-Ц как преимущества, так и недостатки. Ряд недостатков был обусловлен именно выбором базового шасси.
Попытки реализовать концепцию танка-цистерны на базе Т-26 не дали ожидаемого результата, так машины имели ограниченные характеристики при малой защищенности.
В целом, программа создания бронированных вспомогательных машин на базе Т-26, как и танков-цистерн, не дала запланированных результатов. Для подвоза боеприпасов и горячего для техники на передовой Красная Армия продолжала использовать автоцистерны и другие емкости.
Обратимся непосредственно к процессу постройки модели. Для формирования рубки использовался листовой пластик толщиной 1 мм черного цвета и толщиной 0,5 мм белого цвета. Самыми первыми деталями стали передняя и задняя стенки рубки. Далее к ним были добавлены боковые стенки. Место командира изготовлено из пластика 0,5 мм. Пулемет взят из набора Т-34 от MSD. Петли выполнены из жести банки газированного напитка. При постройке также применены – проволока, метизы от Meng, платы фототравления от предыдущих проектов. Конусы на крыше выполнены следующим образом: в нужную высоту формировался «пирог» из пластиковых окружностей, на бока с запасом наносилась шпатлевка и после ее высыхания формировалась конусная поверхность.
Окраска выполнена в следующем порядке: грунт
«прешейдинг» - X-1 BLACK; основной цвет – XF-58 OLIVE GREEN с последующим локальным высветленим с добавлением XF-2 FLAT WHITE; сколы – XF-68 NATO BROWN, X-16 FLAT ALUMINUM; глянцевый лак ARM.PNT; потеки масляными красками; глянцевый лак ARM.PNT;«смывка» масляной краской «Сажа газовая» с пиненом в качестве растворителя; матовый лак ARM.PNT.
Гусеницы окрашены цветом XF-69 NATO BLACK с выделением рабочей поверхности X-16 FLAT ALUMINUM и «смывкой» масляной краской «Сиена натуральная» также с пиненом.
Пигменты на данной модели не использовались.
Полученным результатом, в целом, доволен. Интересный прототип, который занял свое место на полке, и составляет копанию другим моделям техники на базе Т-26, таким как ТПП-2, ТР-4.
По модели приму конструктивную критику и отвечу на возникшие у Вас вопросы.
Желаю вдохновения для постройки Ваших моделей!
С уважением, Marakar
P.S. Следующая статья – о постройке модели американской землеройной машины.
taiga, спасибо. "Землеройка" будет не конверсия, а "коробочная" модель с доработками.
Spheros, спасибо за идеи для проектов. Мостоукладчик, если не ошибаюсь, уже кто-то из моделистов реализовывал. Вроде находил такую работу, а саперный танк очень симпатичный... Этот вариант стоит изучить более подробно. :smile:
С уважением, Marakar
Добавлено спустя 2 минуты 54 секунды:
Spheros, извините, думал - это два предложенных варианта... Тем не менее, без моста танк выглядит очень прелестно. Все равно заслуживает дополнительного изучения.
С уважением, Marakar
Да, именно топлива и масла. Спасибо за правку. :oops:
С уважением, Marakar