Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049)

Моделсвіт продолжает «вспахивать» тему советских опытных истребителей, на этот раз, представив нам опытный самолет Т-10-10 - предтечу знаменитого Су-27.
Продажи модели начались перед Новым годом, но первые 3D рендеры были засвечены в Интернете еще в начале осени прошлого года, а 15 ноября на своей страничке в Facebook Моделсвіт представил довольно подробные фото тестовых отливок, декали и фототравления.

 С учетом популярности Су-27 и его многочисленных модификаций, модель Т-10 будет интересна многим, а про некоторых фанатиков «сухих», буквально «выпиливающих» недостающие им модификации из подручных материалов, я вообще молчу (цитата: «…хочу при любой стоимости и любой финансовой ситуации на момент выхода!»). 
Машина эта интересна еще и своей непростой историей (настоящий триллер с элементами шпионажа), которая позволяет понять, почему летающий уже 36 лет Су-27 получился таким удачным. 
К работе над проектом Т-10 приступили в 1969 г., самолет создавался как ответ на американский истребитель McDonnell Douglas F-15 Eagle.
Далее пара цитат: 
«Мало кто знает, что чертежи американского истребителя F-15, который к тому времени еще не взлетел, каким-то образом получили наши разведчики и переслали в ОКБ. Как рассказывал мне Михаил Петрович Симонов, по ним стали делать прототип нашей машины, которая должна была превзойти по своим тактико-техническим характеристикам «американца»».
« …но оказалось нашим «штирлицам» подсунули, мягко говоря, некорректные чертежи Eagle». 
Виктор Литовкин.

Действительно Т-10, совершивший первый полет в 1977 г., и к серийному производству которого уже началась подготовка на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (здесь выпустили малую серию из 5 машин) получился не имеющим существенного превосходства над F-15. Но дело было не в «некорректных чертежах Eagle», а в целом комплексе обстоятельств. Так разработчики радиоэлектронного оборудования не уложились в массо-габаритные характеристики, что не только утяжеляло самолет, но также изменяло его центровку, и ухудшало маневренность. Не дотягивал до нужной мощности двигатель, к тому же величина удельного расхода топлива была завышенной, а это потери в дальности полета. Руководство авиапромышленности предлагало доводить машину до требуемых характеристик в ходе ее серийного производства, маховик подготовки которой был уже запущен, однако руководство КБ Сухого настояло на полном перепроектировании самолета. В результате и получился Су-27, запущенный в серийное производство в 1981 году и в различных модификациях строящийся до сих пор.

Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049)

Модель Т-10-10/11 упакована в коробку, стандартного для Моделсвiта размера, с днищем из плотного картона и снимающейся вверх цветной крышкой. На «заглавной» картинке изображен несущийся на бреющем (судя по размытости подстилающей поверхности) Т-10-10, который бодро выпускает ракету воздух-воздух Р-27 средней дальности. Видно кого-то засек в небе над собой и сейчас вспорет ему брюхо. На боковинках крышки коробки приведены 3D изображения самых «вкусных» с точки зрения производителя узлов - кабины, двигателя, посадочных устройств и три цветных боковика, соответствующих предложенным в декали вариантам окраски.
Номер набора по каталогу 72049 (ждем, ждем юбилейную 50-ю модель), значок серии зеленого цвета - до 2000 экз., также здесь указаны размеры модели (204 х292 мм) и количество ее деталей - 192 штуки.

Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) 

По традиции последних наборов Моделсвіта, которую я вполне приветствую, кроме пластиковых деталей (11 литниковых рамкок + верх и низ фюзеляжа), в него включены плата фототравления, прозрачная пленка (с намеченным на ней стеклом визирной головки прицела) и окрасочные маски (для фонаря с двух сторон и различных сложных элементов включая колеса и лючки). Детали запакованы в отдельные кульки, что особенно актуально для фонарей - чтобы не царапались в коробке.
Инструкция-книжка на 12 страниц имеет формат А4. Страницы 1-3 и 10-12 цветные, остальные - ч/б. На первой странице продублирован рисунок с коробки, дана информация о прототипе на украинском и английском языках, список применяемых при сборке красок (в палитре Humbrol) и расшифровка специальных символов использующихся в инструкции (их стоит просмотреть, так как среди них встречаются и не совсем стандартные, на мой взгляд, как например «клеить на суперклей»). На странице 2 приведены схемы литников с нумерацией деталей, а рядом, на стр. 3, схемы декали и дополнений: платы фототравления, листа окрасочных масок, пленки с прозрачными деталями. 

Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) 
Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) 
Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049)


Порядок сборки достаточно подробно и наглядно проиллюстрирован крупными, хорошо прорисованными 3D изображениями (лично меня это особо порадовало после возни с мелкими картинками и надписями в инструкции АМКашного «Кфира»). На трех последних страницах инструкции даны три цветных варианта окраски. Два относятся к машине Т-10-10 (10 желтый) и один к Т-10-11 (11 – синий). Каждый вариант проиллюстрирован четырьмя видами, и дополнительной прорисовкой внутренней стороны киля, это полезно при нанесении трехцветного пятнистого камуфляжа. Здесь же приводится список рекомендуемых красок в палитре Humbrol, правда, это весьма приблизительный аналог для цветов советского камуфляжа.



Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) 

Декаль небольшого размера, на ней умещены и основные элементы, и мелкие служебные надписи. Последних немного, но возможно так оно и было на прототипе. Знакомые летчики утверждали, что на опытных машинах служебных надписей обычно не бывает.  
Т-10-10 можно собрать в окраске и с обозначениями на момент прохождения испытаний или в том виде, в каком он находился в экспозиции Авиационно-технического музея в Луганске в 2006 г (с украинскими ОЗ). 
На декали даны также изображения приборной панели и боковых пультов. Но оформление кабины это отдельная история, о которой ниже.
Что касается качества декали, то печать достаточно четкая, без видимых смещений. По моему опыту работы с деками Моделсвіта они удобны в работе - хорошо переводятся, лаковая подложка достаточно тонкая, но прочная. Будем надеяться, что «эксплуатационные свойства» декали не изменились.
Пластик модели светло-серый, довольно мягкий. Расшивка внутренняя, выглядит четкой и ровной. Благодаря грамотному членению модели на детали практически нет эффекта «исчезающей расшивки», который может появиться на участках, ориентированных под углом близким к 90 град, к плоскости разъема прессформы. Кроме внутренней расшивки сделаны и разные выступающие накладки. 
Моделсвiт уже известен качественным литьем, и данная модель не исключение - даже очень тонкие и ажурные детали пролиты без изъянов. Малюсенькую утяжинку в своем наборе обнаружил только на щитке передней стойки, но она легко устраняется. Облоя нет. 


Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) 
Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049)

Основные детали модели – это верхняя и нижняя половинки фюзеляжа. По технологическим соображениям впрыск пластика был организован в их центральной части (след питателя виден на внутренней стороне). Поскольку в этих местах вероятны утяжины пластика, то производитель вышел из положения, прикрыв сверху эти места специальными деталями (отлиты на литнике G). На граргрот клеится деталь G2, а на среднюю часть брюха фюзеляжа – деталь G 24. 

На литнике А расположены правое крыло, киль и горизонтальный стабилизатор, а на литнике В - соответственно левые.

Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049)

Литник C – здесь собраны детали правой гондолы двигателя с воздухозаборником.
Литник D – детали левой гондолы. 
Нужно отметить, что в воздухозаборнике имеются детали формирующие внутренний воздушный канал к компрессору двигателя (дет. С2,3,8 и D2, 3, 8).

Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049)

Литник Е – все для двух двигателей АЛ-21Ф3. Здесь видим «фирменное» Моделсвітовское членение форсажной камеры двигателя на три сегмента, это позволяет отобразить гофр на ее внутренней поверхности
Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049)
Литник F - основные детали кабины, передней стойки шасси и ее ниши. 

На боковых стенках ниши рельефом сымитирована проводка и другие детали. Приборная доска дана в двух вариантах – одна деталь с выгравированными шкалами приборов (для самостоятельной раскраски), другая без них (под декаль или установку фототравления). Так же в двух вариантах имеется возможность оформить боковые пульты (декалью или фототравлением).
Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049)Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) 

Литник G – основные стойки шасси, колеса, стенки ниш основных стоек. Все проработано филигранно. В нишу даже предлагается вклеивать фототравленую деталь жгута проводки. Колеса собираются из двух половин. На боковых сторонах покрышкек сымитированы надписи (читабельные) и следы от пресс-формы, правда протектор почти не виден
Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) 

Литник Н – подвесное вооружение и его пилоны. Предлагается по две ракеты Р-27ЭТ (с тепловой головкой) и две ракеты Р-27ЭР (с радиолокационной головкой). Ракеты сделаны очень подробно и аккуратно, стабилизаторы тонкие, сымитированы их оси поворота и крепления. На мой взгляд, это одни из лучших Р-27, отлитые в пластике
Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) 

Литник Y – прозрачные детали. Фонарь и стекла фар. Фонарь кабины дан в двух вариантах – сплошной, а также расчлененный на подъемную часть и передний козырек. Фонарь довольно тонкий, прозрачный, поверхность хорошо полирована.
Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) 

Литник Р - катапультное кресло К-36, собирается из 23 деталей + фототравленые привязные ремни. Проработка кресла очень подробная со всех сторон. 
Это универсальный литник, таким катапультным креслом могут комплектоваться и другие модели. Например, оно использовалось в наборе Су-17М3

Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) 
На плате фототравления (Р) даны – приборная доска, боковые пульты, привязные ремни, жгуты проводки в ниши, различные антенны, боковые стойки для стекла прицела и другие полезные мелочи. Само стекло прицела размечено/прорезано на прозрачной пленке (S). 

Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) Обзор ModelSvit 1/72 Т10-10/11 (#72049) 

Как уже упоминалось проработка модели подробная, отливки чистые и есть уверенность, что стыковаться детали будут нормально, хотя среди них есть довольно длинные и тонкие (например, мотогондолы) которые «играют» в руках. Учитывая это, разработчики специально продумали порядок сборки и настоятельно рекомендуют даже опытным моделистам не отклоняться инструкции. 

Модель разрабатывалась на основе чертежей Н. Гордюкова, а также нескольких подробных «валков» машины из экспозиции Луганского музея, снятых в разный период времени. По «валкам» уточнялось расположение мелких деталей, лючков. Соответственно согласие между моделью и чертежами хорошее. Конечно среди знатоков может возникнуть дискуссия оп поводу каких-то геометрических нюансов, на то они и знатоки. Однако думаю, что другой модели Т-10 мы в обозримом будущем не увидим, а новинка Моделсвіта выполнена очень добротно и очень качественно.

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Anatoly в 12.02.2018 - 17:20
Anatoly
когда США закончило разработку компоновки Ф-15, наши еще не знали, что будущие Су-27 и МиГ-29 будут интегральными
Насколько я понимаю, тогда у нас еще шел поиск компоновок новых истребителей. Было очевидно, что МиГ-21 и даже МиГ-23 подустарели, и с тем же Фантомом ("рабочая лошадка" ВВС/ВМС США) им уже трудно тягаться, и нужны был принципиально новые самолеты.

как и непонятны еще до конца были преимущества данной компоновки. Разве не так?
Ну как же непонятны? Самолеты-то с интегральной компоновкой уже вовсю летали! Да хотя бы Ту-144, Конкорд, и аналог того же Ту-144 на базе МиГ-21. Преимущества как раз были понятны: больший объем внутренних отсеков, более высокая маневренность за счет более низкой нагрузки на крыло (крылом является весь самолет) и большего диапазона возможных углов атаки. Опять же, подфюзеляжные воздухозаборники обещали устойчивую работу двигателя на больших углах атаки. Американцы на F-14 оставили обычные боковые воздухозаборники, поэтому, несмотря на "интегральную схему", он не вышел на характеристики, близкие к Су-27 и МиГ-29. Хотя воздухозаборники - не единственный недостаток F-14.
Но, вот F-16 уже стал полноценным и прекрасным истребителем интегральной схемы. К тому же он стал первым "цифровым бортом".

"нестандартные маневры" проявляться и осваиваться начали уже на модифицированном Т-10С, в середине 80-х
Ежу понятно! Поскольку такая схема самолета был принципиально новой не только для нашей, но и для мировой авиации, шел долгий и непростой поиск подходящих решений, оптимизация конструкции и т.д.
Впрочем, весь этот процесс превращения Т-10 из "гадкого утенка" в красавца Су-27 очень подробно описан.

Если Су-27 был ответом на появление F-15, то МиГ-29 - это ответ на американскую концепцию "2 истребителей" - F-15 и F-16. Я думаю, в США эта концепция себя вполне оправдала. Стоит учесть, что F-16 - один из самых популярных истребителей в мире, мало уступающий по распространенности МиГ-21. А вот у нас Су-27 почти вытеснил МиГ-29. МиГ-29 так и не стал противником F-16.
Anatoly в 28.02.2018 - 15:23
Я бы добавил, что пожалуй, к современной интегральной компоновке мировая авиационная мысль плавно подошла к 70м годам. И к Ту-144, А-144 и Конкорду можно добавить XB-70, всякие XB-23/24, "Спираль" и Draken. Нижний воздухозаборник начали отрабатывать еще на E-8, Ту-144 с Конкордом и Валькирии. Кстати, среди американских самолетов интегральной схемы надо отметить YF-17 - прекрасный самолет, который проиграл F-16, но тем не менее, воплотился в виде превосходного F-18, выпущенного почти одновременно с Су-27. Кстати, F-18 весьма напоминает ранний Т-10. Но, американцы, так и не решились на столь радикальные технические решения, как в Су-27 (а может, просто, не провели столь глубоких исследований?), поэтому F-18 и не смог достичь таких характеристик, как Су-27
FORGER в 28.02.2018 - 21:41
Самолеты-то с интегральной компоновкой уже вовсю летали! Да хотя бы Ту-144, Конкорд, и аналог того же Ту-144 на базе МиГ-21.
А после какого праздника эти самолеты стали самолетами интегральной схемы? Да и нижний воздухозаборник "стали отрабатывать еще на" французском "Грифоне".
novichekk в 28.02.2018 - 22:01
Anatoly
Удивлен, что вы Су-5 не упомянули, воздухозаборник тоже нижний...
FORGER
Да там каждое предложение опровергать надо, пустой разговор, только тему загадим.
dk в 28.02.2018 - 22:04
[/quote]поэтому F-18 и не смог достичь таких характеристик, как Су-27

Хорнет изначально разрабатывался как истребитель-бомбардировщик, причем именно с упором на ударный вариант. Вопросами завоевания превосходства в воздухе должны были заниматься F-14.
Anatoly в 01.03.2018 - 12:29
AnatolyУдивлен, что вы Су-5 не упомянули, воздухозаборник тоже нижний...
Лобовой. Как и у Крусейдера, Корсара 2 и т.д.

AnatolyДа там каждое предложение опровергать надо, пустой разговор, только тему загадим.
Так не загаживайте! Тем более, Вы сами себя новичком обозвали :mrgreen:

Самолеты-то с интегральной компоновкой уже вовсю летали! Да хотя бы Ту-144, Конкорд
А после какого праздника эти самолеты стали самолетами интегральной схемы? Да и нижний воздухозаборник "стали отрабатывать еще на" французском "Грифоне"
Подобную схему тогда так не называли. Это понятие появилось как раз, когда появились машины типа Су-27. Суть интегральной схемы в том, что подъемную силу создает весь корпус машины, т.е., фюзеляж тоже является несущим. Именно поэтому, F-16 уже является самолетом интегральной схемы, а наш Е-8 - еще нет.

Принициальная разница между "Грифоном", "Крусейдером" и т.д. и самолетами типа Су-27 в том, что у "сушек" и подобных им воздухозаборник под крылом. И работает он совсем по-другому, не так, как на том же "Грифоне". Т.е., он не просто засасывает грязь и камешки с ВПП :twisted: а продолжает успешно питать воздухом двигатель на больших углах атаки. Чего не хватило тому же F-14


Хорнет изначально разрабатывался как истребитель-бомбардировщик, причем именно с упором на ударный вариант. Вопросами завоевания превосходства в воздухе должны были заниматься F-14
Только не забывайте, сколько стоил F-18 и сколько F-14. И вообще, история немного не такая была. Вначале, в дополнение к F-15 разрабатывали более дешевый истребитель. Обратите внимание, что изначально предполагалось сделать именно самолет завоевания превосходства в воздухе, в ближнем бою! Не только более дешевый, но и более маневренный. На конкурс были представлены однодвигательный YF-16 и двухдвигательный YF-17. ВВС приглянулся YF-16. Глядя на ВВС, флот тоже решил дополнить свой дорогой и тяжелый F-14. F-14, который разрабатывался на замену F-4 Phantom, так и не смог его вытеснить. A-6 Intruder тоже был далеко не нов, и ему тоже нужна была замена. Поэтому флот и захотел многоцелевую машину, чтобы одним выстрелом убить кучу зайцев. Ибо на палубе не так много места, чтобы держать много машин нескольких типов. Тем более, что F-18, после "допиливания" до палубного варианта, весьма потяжелел по сравнению с легким YF-17. В итоге, все равно F-14 ушел, а на палубе остались только F-18 в роли и истребителя и бомбера.

Прошу прощения за оффтоп. Я высказался. Если дискуссия кому-то интересна, предлагаю перенести ее в другую ветку. Здесь все-таки тема по модели раннего Т-10. Я всего лишь хотел, показать, что мировая авиационная мысль к тому времени дозрела именно до самолетов новой аэродинамической схемы, лучшим представителем которых и стали самолеты типа Т-10/Су-27
FORGER в 01.03.2018 - 21:32
Подобную схему тогда так не называли.
Да неважно что и как тогда называли. Важно то, что эти самолеты, которые вы назвали (ТУ-144, КОНКОРД, А-144) не являлись таковыми по сути.
Это понятие появилось как раз, когда появились машины типа Су-27.
Нет, это понятие появилось пораньше. Не Су-27 стал основателем интегральной схемы.
Именно поэтому, F-16 уже является самолетом интегральной схемы, а наш Е-8 - еще нет.Это вы к чему? Кто-то утверждал противоположное?
Принициальная разница между "Грифоном", "Крусейдером" и т.д. и самолетами типа Су-27 в том, что у "сушек" и подобных им воздухозаборник под крылом. И работает он совсем по-другому, не так, как на том же "Грифоне".
Вы сравниваете несравниваемое. "Смешались в кучу кони, люди..." Принципиальная разница между ними совсем не в воздухозаборнике!
danil1973 в 01.03.2018 - 21:49
...Прошу прощения за оффтоп. Я высказался. Если дискуссия кому-то интересна, предлагаю перенести ее в другую ветку. Здесь все-таки тема по модели раннего Т-10...
Хорошее, на мой взгляд, предложение. Тема истории Су-27, как и тема отличительных признаков интегральной аэродинамической схемы - не [совсем] по профилю данной темы, однако. Но и не менее интересны при этом :wink: .
novichekk в 01.03.2018 - 22:07


AnatolyДа там каждое предложение опровергать надо, пустой разговор, только тему загадим.
Так не загаживайте! Тем более, Вы сами себя новичком обозвали :mrgreen:

Вам бы подошло "Дилетант". Извините.
Anatoly в 02.03.2018 - 13:47
Да ладно)) Вы ж сами себя решили так величать)) А я - нет) Посему остаюсь при своем мнении. Хотя и не против содержательной дискуссии)) Тем более, что Су-27 - мой любимый самолет

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

» Социальные сети


ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy