Опасения, что Моделсвіт отвлечется на «двадцатьпервые МиГи», и отложит в долгий ящик продолжение серии Су-17, оказались напрасными. Фотографии очередной модели семейства «семнадцатых» - Су-17М3 сначала появились в Интернете, а несколько недель назад новая модель была представлена на выставке игрушек в Нюрнберге. И вот сегодня Су-17М3 из первой партии у меня в руках, заглянем внутрь коробки.
Прототип модели хорошо известен, описывать его нет смысла, приведу только несколько интересных фактов из его биографии.
Так первоначально планировалось, что самолет получит индекс Су-19 (шифр С-52), но позже оставили старое название Су-17.
Необычно, что одноместный боевой вариант Су-17М3 создавался на основе двухместного учебно-тренировочного самолета Су-17УМ. На месте кабины инструктора поместили отсек БРЭО и дополнительный топливный бак.
Согласно данным с сайта компании Сухой, самолеты типа Су-17М3 являлись самыми многочисленными из всего семейства Су-17-х. Было выпущено почти 1000 штук Су-17М3/22М/22М3.
Варианты окраски модели разработаны с использованием фотографий «афганских» Су-17М3 из книги - В.Марковский, И.Приходченко. «Истребитель-бомбардировщик Су-17».
Модель упакована в коробку, стандартного для Моделсвiта размера, которая заполнена рамками с деталями практически доверху. На ее крышке изображен летящий над облаками Су-17М3 б/н 27 синий, здесь же приведены: номер модели по каталогу - 72047 (скоро ожидаем и юбилейную – 50-ю модель), значок серии (зеленого цвета – до 2000 экз.), а также размеры модели и количество ее деталей - 186 штук! На боковой стороне крышки вместо обычных фотографий собранной и окрашенной модели приведены пять 3D изображений кабины, тормозных щитков, двигателя и др. узлов. На другом торце – три цветных боковика, соответствующих предложенным в декали вариантам окраски.
В комплект входят 12 литниковых рамок (одна из них с прозрачными деталями фонаря кабины, фар и части конуса с окном (светолюком) лазерной станции «Клен-ПМ»), инструкция, декаль, плата фототравления, прозрачная пленка из которой вырезается деталь стекла визирной головки стрелкового прицела АСП-17Б и окрасочные маски. Последние даются как для окраски фонаря (снаружи и изнутри), так для окраски дисков колес и других элементов. Прозрачные детали, чтобы не царапались, запакованы в отдельный кулек, в другой кулек упакованы декаль, плата фототравления и кусочек прозрачной пленки для стекла прицела.
Инструкция формата А4, сшита скрепкой в виде книжки на 12 страниц. Страницы 1, 3 и 10-12 цветные, остальные ч/б. На первой странице содержится информация о прототипе на украинском и английском языках, список применяемых при сборке красок (с обозначением в палитре Humbrol) и расшифровка специальных символов использующихся в инструкции (их стоит просмотреть, так как обозначений много и среди них встречаются не совсем привычные, например, «наклеить маску»). На странице 2 приведены схемы литников с нумерацией деталей, а рядом, на стр. 3, схемы декали и дополнений - платы фототравления, листа окрасочных масок, пленки с прозрачными деталями. Порядок сборки достаточно подробно и наглядно проиллюстрирован крупными, хорошо прорисованными 3D изображениями. На четырех последних страницах инструкции даны – ч/б схема нанесения технических надписей для всех вариантов окраски и три цветных варианта окраски. Каждый вариант проиллюстрирован четырьмя видами, в том числе и сверху, что очень полезно при нанесении многоцветного, пятнистого камуфляжа. Здесь же приводится список рекомендуемых красок в палитре Humbrol, правда, это весьма приблизительный аналог для цветов советского камуфляжа.
Декаль разбита на два листа, первый - основные элементы, второй - мелкие служебные надписи.
На основном листе декали собраны элементы трех вариантов окраски:
- б/н синий 27 (двухцветный камуфляж на верхних поверхностях). 136-й АПИБ, Чирчик (ТуркВО) 1989 г. Этот полк «работал» в Афганистане в 1983-83 и 1986-87 гг.;
- б/н синий 03 (четырехцветный камуфляж на верхних поверхностях). 166-й АПИБ, Шинданд, 1985 г.;
- б/н синий 44 (четырехцветный камуфляж на верхних поверхностях). 166-й АПИБ, Шинданд, 1985 г.
Здесь же присутствует изображение приборной панели (в 2 экз.) и боковых пультов.
Печать декали достаточно четкая, без видимых смещений. На основании моего опыта могу сказать, что декали данного производителя удобны в работе, хорошо переводятся, их лаковая подложка достаточно тонкая, но прочная. Будем надеяться, что так будет и на этот раз.
Пластик модели светло-серый, довольно мягкий. Расшивка внутренняя, аккуратная. Она выглядит более четкой и ровной, чем на предыдущих моделях серии Су-7/17, хотя ее ширина осталась такой же – 0,1 мм. Кроме внутренней расшивки сделаны и разные выступающие накладки. Моделсвiт уже известен качественным литьем, и данная модель не исключение - даже очень тонкие и ажурные детали пролиты без изъянов, утяжин и облоя не наблюдается.
На основном литнике А – расположены половины фюзеляжа.
На литниках В и С – расположены левое и правое крыло, соответственно. Поворотные консоли и неподвижная часть крыла (НЧК). Толщина внешних частей НЧК, под которые при уборке уходят корни поворотных консолей минимальная – здесь пластик буквально просвечивает. Просто удивительно, что здесь же удалось пролить и выступающие аэродинамические гребни. Механизм синхронизации поворота консолей крыла не предусмотрен.
Литник D – здесь собраны детали двигателя АЛ-21Ф-3, ниши передней стойки шасси, а также основные детали кабины. В данном случае производитель меня поразил – рельеф на стенках кабины и ниши дан чрезвычайно подробно, не хуже чем в кое-каких смоляных наборах дополнительной деталировки. В нишу даже предлагается вклеить деталь жгута проводки, а ручка управления самолетом собирается из 4 деталей (в том числе травленых). Приборная доска дана в двух вариантах - с выгравированными шкалами приборов (для самостоятельной раскраски) и плоская (под декаль). Часть мелких деталей интерьера кабины, например, педали размещена на другом литнике (F), что не совсем удобно при сборке.
Литник E - стойки шасси, колеса, щитки ниш шасси. Все проработано филигранно. На покрышках колес даже можно прочесть надписи. Главное не повредить их при сборке - колеса собираются из двух половин. Отдельными деталями даны выглядывающие в нишах участки трубопроводов.
Литник F – оставшиеся мелкие детали кабины, стенки ниш основных стоек шасси, мелкие воздухозаборники (ВЗ), штанги воздухоприемников.
Литник G - подвесные топливные баки, пилоны. Здесь и одна из фишек модели – детали накладного бронирования (дет. G3, G9), которые устанавливались на сушках, летавших в Афганистане.
Литник K (2 экз.) – подвесное вооружение. На каждом по две свободнопадающие бомбы ФАБ-250 и ФАБ-500 М-62, плюс два неуправляемых ракетных снаряда С-24. Бомбы и снаряды сделаны заново для данной модели, а не взяты из старых наборов и выглядят очень аккуратно.
Литник М – здесь собраны детали створок воздушных тормозов и их ниш. На Су-17М3 воздушные тормоза, наконец, можно сделать в открытым положении (на более ранних моделях Су-7/17 такой опции не предусматривалось). Правда, чтобы воспользоваться этими деталями, нужно самостоятельно вырезать для них проемы, для облегчения этого процесса, толщина фюзеляжа под тормозными щитками уменьшена (изнутри).
Литник N - половина киля, горизонтальные стабилизаторы, подфюзеляжный гребень.
Литник О - катапультное кресло К-36, оно собирается из 23 деталей! Хотя в инструкции он обозначен как литник О, но на самой рамке надпись – К-36. По-видимому, это универсальный литник, которым могут комплектоваться и другие модели. Это можно только приветствовать – проработка кресла очень подробная со всех сторон.
Литник Y – прозрачные детали. Фонарь, часть конуса с прозрачным окном лазерной станции «Клен-ПМ», стекла фар. Фонарь кабины дан в двух вариантах – сплошной и разбитый на подъемную и неподвижную части. Фонарь довольно тонкий, прозрачный, поверхность хорошо полирована.
На плате фототравления (Р) даны – крышки блоков тепловых ловушек, различные антенны, «крылышки» штанги воздухоприемника, боковые стойки для стекла прицела и еще несколько полезных мелочей. Само стекло прицела размечено/прорезано (на всякий случай в двух экз.) на листе (Z).
Что касается соответствия модели прототипу и сакраментального вопроса - «… а ложится ли модель в чертежи?», можно сказать следующее. Во-первых, пообщавшись с разработчиками, получил информацию, что матмодель по которой изготавливалась модель, строилась по обводам, разработанным Skylark710, на основании конструкторской документации на этот самолёт и сверялась с промерами сохранившихся машин и фотографиями. Вероятно, вскоре будут опубликованы и чертежи Су-17М3, построенные на основании этой матмодели. Но пока их нет несколько слов об имеющихся чертежах. Не советую использовать для сравнения старые чертежи из чешского издания «4+», они не совсем точные, или совсем не точные. Неплохие чертежи Су-17М3 были в выпуске серии «Армада». Также публиковались чертежи в «АиВ» 6 /2014 (только учтите, что они отпечатаны не в масштабе1/72, а в масштабе 1/73, нужно вносить поправки). Я не удержался и бегло сравнил с чертежами отдельные элементы модели - фюзеляж, крыло, каких-либо существенных расхождений не обнаружил.
Надо отметить, что использование матмодели и станков с ЧПУ, вкупе с технологическими усовершенствованиями позволило исключить один из этапов изготовления прессформ, что в свою очередь положительно сказалось на точности и качестве отливок. По отзывам коллеги Rowdy, собиравшего модель из тестовых отливок Су-17М3 (она и представлялась в Нюрнберге), модель собирается гораздо легче, чем более ранние модели серии Су-7/17, практически не требуя подгонки деталей.
С какими уже существующими моделями можно сравнить пластик Моделсвітовского Су-17М3?
Если следовать хронологии, то начать нужно с «птенца» советского кооперативного движения – ЛНД модели Су-17М3 фирмы ЮМТК из Василькова. Хотя при упоминании этого раритета часто произносятся слова о его неплохой геометрии, в действительности фюзеляж у него короче, чем нужно примерно на 5 мм. Учитывая также, что все немногочисленные детали модели тонут в облое, этот образчик представляет сегодня чисто археологический интерес.
Выпускал Су-17 M3 также Pantera/MasterCraft (перепаковывался Восточным Экспрессом). Но эта модель самая неточная из всех. Кроме существенных геометрических проблем, она еще стала и жертвой унификации. Результатом стал разрезанный на кусочки фюзеляж – к центральной части приставлялись разные гроты и носы.
Фирма Bilek делала более позднюю модификацию - Су-17М4 (перепаковывался Italeri). Внешне М3 и М4 очень схожи и при желании Bilek легко переделать в М3 (срезав воздухозаборник в основании киля). Основной проблемой этой модели является зауженный в передней части фонарь и низкие основные стойки (в результате готовая модель приседает на хвост), остальное уже мелочи - неверная форма законцовки киля и подфюзеляжного киля, неверная стреловидность задней кромки корневой части НЧК.
Порывшись в закромах, нашел все три упомянутые модели. Сравнение их отдельных деталей приведено на следующих фото.
Лидер сравнения очевиден, причем выиграл не по очкам, а нокаутом.
Не думаю, что в ближайшее время какой-то другой производитель выпустит подобную модель, поэтому ответ на вопрос выбора модели Су-17М3 для коллекции пока однозначен. На мой взгляд, учитывая качество отливок (вероятно максимум, чего можно добиться от ЛНД) и подробность проработки деталей, набор Су-17М3 Моделсвіта вполне самодостаточен, и его можно собирать даже без традиционной сегодня докупки дополнений.
В дальнейшем хотелось бы увидеть модель экспортного Су-22М с двигателем Р-29, переделки имеющего пластика не слишком велики, практически только фюзеляж. Су-22 поставлялись в различные страны, получая весьма разнообразные и яркие окраски, да и повоевали немало. Подобные модели так и просятся на полку. Несложно выпустить и финальную модификацию «семнадцатого» - М4. Так, что ждем новинок.
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Цена на российских магазинах наверно будет где-то 2000-2100
Вряд ли... :???: Учитывая, что и предыдущие Су-17 (которые еще не достигли "нового уровня качества", были без травления и масок) за такую сумму найти крайне сложно...
...Цена оказалась чуть дороже, чем мечталось :???:
может позже чуть подспустят?!
wasia, посмотрите, здесь модель появилась в продаже и уже дешевле:
http://www.hobby.dn.ua/modelsvit-mds-72047-istrebiteli-bombardirovschik-su-17-m3-p-77 838.html?osCsid=9u1rkrhck2gjidg7evsufdntp1
Думаю, цена ещё снизится.
Да, конечно, подешевеет. Тот случай! Во всех перечисленных интернет-магазинах модели уже нет. За один день все выгребли! Подозреваю, что наоборот, подорожает с таким-то спросом. Тем более, что ЛНД, по определению делают все "лимитид эдишн" из-за того что форма не рассчитана на много отливок.
Да, конечно, подешевеет. Тот случай! Во всех перечисленных интернет-магазинах модели уже нет. За один день все выгребли! Подозреваю, что наоборот, подорожает с таким-то спросом. Тем более, что ЛНД, по определению делают все "лимитид эдишн" из-за того что форма не рассчитана на много отливок.
А какой такой спрос??? Купили в первые дни появления новинки те, кто очень ждал её. Думаете за этой моделью очередь стоит? Вам же достоверно не известно сколько единиц наборов было завезено в эти магазины - два и тридцать два. Если завезли на пробу по несколько штук, их жаждущие раскупили, вот и нет временно в наличии.
А с "лимитид эдишн" уже проходили - первый выпуск, второй перевыпуск, третий "юбилейны" довыпуск и т.д.
А с "лимитид эдишн" уже проходили - первый выпуск, второй перевыпуск, третий "юбилейны" довыпуск и т.д.
... не указаны самые главные лимитки из серии "слющай, адын уважимий чэловэк папрасил!
Родствэнник прахтически! Он мине как брат, да!" 😆 и " оченно денэг надо!"😆 Впрочем вторая
это пожалуй не серия, это категория!😆
А представьте себе надпись на коробке: "Лимитированная серия " Оченно денэг надо!""😆😆
Взял вчера в "Лейб-кампании" за 2000 р. Кстати, они переехали по новому адресу, на м.Курская, ул.Нижняя Сыромятническая, д.11 корп.1, второй этаж, комната 2-7 (если кому интересно - создана группа в Фейсбуке, там и схема расположения есть)
Модель очень понравилась, как количеством, так и проработкой деталей. Отец (бывш. инженер по вооружению того самого 136 апиб) одобрил :mrgreen:
А мой собственный опыт работы с декалями приборных досок и боковых панелей
основанный на попытке перевести эти элементы в кабину Су-7ИГ свидетельстует о
том, что деки рассыпаются на мельчайшие частички еще в кюветочке с водой.
Причем модель и полежала- то максимум годика полтора, т.е. для нормальной декали это не срок.
Такшта "Люди будьте бдительны!" (с)
Конечно все бывает в первый раз, но собрав десятка два моделей Modelsvit ни разу не сталкивался с такой проблемой. Мало того, имея несколько лишних декалей на Су-7БМ (от первых выпусков, пролежали несколько лет) до сих пор периодически вырезаю из них куски приборки для оформления других моделей и все пока впорядке.
Извольте-с:
The decals however were a disaster - it didn't help that the shark mouth decals cracked into 15-20 piece each and it took me 2 hours to realign them and then touch up with a brush
http://www.britmodeller.com/forums/index.php?/topic/235015896-172-sukhoi-su-17m-3-fit ter-h-by-modelsvit-released/&page=2
Что в кратком и вольном переводе - Декаль Су-7 катастрофа, челюсть распалась на 15-20 кусков, которые собирались кистью два часа.
Так что про декали это не только мое личное мнение.
Купил, последнего взял, классная модель! Больше всего восхитило кресло, деталей больше, чем на весь самолет :facepalm:
Очень понравилось с этим магазином работать, первый раз у них брал, так без вопросов послали наложкой, всегда на связи, модель упакована под ядерную бомбардировку, красота одним словом :)
Вряд ли... :???: Учитывая, что и предыдущие Су-17 (которые еще не достигли "нового уровня качества", были без травления и масок) за такую сумму найти крайне сложно...