Приветствую, коллеги! Представляю Вашему вниманию модель советского артиллерийского тягача СТЗ-5.
Тягач СТЗ-5 разработан конструкторским бюро, в составе которого были работники Сталинградском тракторном заводе (сокращенно - СТЗ) и института НАТИ. Общее руководство проектом осуществлял Вениамин Яковлевич Слонимский. При этом по выдвигаемым перед конструкторами условиям узлы разрабатываемого тягача должны быть универсальными и подходить от трактора СТ3-3.
Серийно тягач начал выпускаться в 1937 году на СТЗ. Место изготовления дало тягачу и имя собственное - «Сталинец».
На тягаче устанавливался четырехцилиндровый карбюраторный многотопливный двигатель 1МА. Он запускался на бензине (электростартером или рукояткой), а после прогрева переводился на керосин или лигроин (тяжелый бензин).
Тягач мог преодолевать рвы глубиной до 1 метра, форсировать броды глубиной до 0,8 метра. По шоссе с прицепом тягач мог развить скорость до 14 км/ч, по максимальная скорость по грунтовой дороге – 10 км/ч. Максимальное тяговое усилие в 4850 кгс было достаточным для буксирования всех артиллерийских орудий, состоявших на вооружении в годы Второй мировой войны. СТЗ-5 являлся самым массовым средством механической тяги для артиллерии. До начала Великой Отечественной Войны выпустили 3438 тракторов.
Производство продолжалось и после начала войны и до прорыва немецкой пехоты на территорию Сталинградского тракторного завода в августе 1942 года.
Всего было выпущено 9944 тягача СТЗ-5. При этом данное число, не было достаточным удовлетворения и половины необходимой потребности в гусеничных тягачах.
По сборке данной модели можно сказать то, что прошла она очень легко – деталей в наборе не так уж и много, а стыкуемость очень даже хороша. Сложилось впечатление необходимой достаточности как в плане количества деталей (нет избыточности), так и логичности членения модели. Приятным дополнением стали металлические пружинки для ходовой, натяжения гусеницы и буксирного устройства. Про гусеницы: показавшиеся несколько невнятными в начале полунаборные траки после окраски и тонировки приятно удивили своим вполне приличным видом.
Как уже было отмечено, сборка прошла хорошо, но при этом следует отметить следующие моменты:
- если устанавливать кузов по инструкции, то вентили баков будут мешать. Так один вентиль и был сломан. Вывод – вентили надо ставить после кузова.
- крюки в передней части рамы устанавливать следует после тележек, так как если это сделать по инструкции раньше, то можно крюки сломать. Что у меня и произошло. Поэтому в процессе сборки была произведена маленькая доработка: эти крбки заменены на проволоку.
На приведенной ниже фотографии кабина и кузов к реме не приклеены. Они держаться на надежных стандартных штифтах.
Окраска производилась в следующей последовательности:
- грунт Tamiya Fine surface rpimer (L) из баллона.
- «прешейдинг» цветом XF-69 NATO BLACK.
- основной цвет 4БО. Он был получен путем смещением цветов: 2 части XF-58 OLIVE GREEN, 1 часть XF-2 FLAT WHITE, 1 часть XF-3 FLAT YELLOW. Далее путем добавления еще чуть-чуть XF-2 FLAT WHITE было произведено высветление.
- слой глянцевого лака X-22 CLEAR.
- декали.
- слой глянцевого лака X-22 CLEAR.
-«смывка» на основе черной акварели с добавлением капли средства для мытья посуды. На кузове излишки не смывались, что позволило сделать его более темным и обозначить структуру деревянной поверхности.
- слой матового лака XF-86 FLAT CLEAR.
- сколы и потертости цветами XF-58 OLIVE GREEN, XF-16 FLAT ALUMINUM.
- нанесение пигментов ZIPmaket: Земля пересохщая, Сажа, Ржавчина на слой лака XF-86 FLAT CLEAR.
Бандажи колес тележек, вентили баков окрашены кистью.
Гусеница окрашена в цвет XF-69 NATO BLACK. Рабочие поверхности гусеницы, звездочек выделены методом «сухой кисти» цветом XF-16 FLAT ALUMINUM.
После установки гусеницы, кабины и кузова модель готова. Ослик готов занять свое место на полке.
По итогам сборки можно сказать, что данный набор оставил много положительных эмоций, а его можно рекомендовать и начинающим моделистам.
По модели готов принять конструктивную критику и ответить на возникшие у Вас вопросы.
С уважением, Marakar.
P.S. Следующей моделью также станет тягач и также на гусеницах, только буксировал он совсем не советскую артиллерию.
Хорошая модель! Такой же дома покраски ждёт... куда-то ведущие и направляющие убрал - теперь не могу найти...
Вернусь из командировки - буду проводить поиски особо тщательно.
Тема: Vulcan 1/35 СТЗ-5 – Трудолюбивый ослик(#10025) - обсуждение
Мне очень понравился.