Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
Военно – историческое моделирование как эффективное средство гражданского и патриотического воспитания молодёжи
После имевшего место в 90-х годах прошлого столетия существенного ослабления внимания государства к вопросам гражданского и патриотического воспитания молодёжи, обусловленного общесоциальной и политической обстановкой в России, в последнее время власть в лице Президента и правительства страны стали вновь придавать значение данному вопросу
Это обусловлено целым рядом негативных моментов в российском обществе, обусловленных произошедшим снижением уровня патриотизма и гражданственности «поколения 90-х». Нежелание считаться с национальными интересами, тем более, делать их приматом жизненных ценностей, уход из реального сектора экономики, ориентация на чуждые для русского человека проамериканские и прозападные ценности - всё это самым пагубным образом отразилось на состоянии экономики России, её обороноспособности, привело к появлению групповых поведенческих девиаций, лавинообразному росту преступности среди молодёжи.
К чести нынешней власти, пусть с опозданием, но появился ряд национальных программ, направленных на возрождение гражданского и патриотического воспитания молодёжи. К документам, регламентирующим данный сектор образовательного и воспитательного пространства, можно отнести принятую в 2001 году государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.г.», а также Федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 г.г. Уже сейчас на основе принятой концепции патриотического воспитания молодежи созданы и во многих регионах успешно работают Центры дополнительного образования, военно-спортивные школы, Дома творчества. Одной из важнейших задач этих учреждений является патриотическое воспитание подростков через совершенствование их физического, духовного и образовательного развития. Известно много форм реализации гражданского воспитания детей: спортивно-воспитательные школы, этнографические и краеведческие кружки, Дома творчества и много других. Значимое место в этом ряду занимает военно-историческое моделирование, ставшее в последнее время очень популярным у детей и подростков. Этому во многом способствовало бурное развитие производства компонентов для модельного творчества. В настоящее время промышленность предлагает компоненты для создания стендовых моделей самолетов, танков, военных кораблей, ракет, автомобилей и другой военной техники. Но, главное, из этих компонентов ребенок собирает не безликие модели, а точные копии знаменитых образцов отечественного оружия, составляющих гордость народа. Работая над созданием модели, подросток учится чтению чертежей, осваивает весьма сложные трудовые навыки, получает эмоционально - чувственное развитие. Эта работа требует больших творческих усилий, изобретательности, самоорганизованности. Но, что ещё значительнее, ребенок знакомится с историей создания этой техники, её боевой биографией и, как следствие, обязательно погружается в славное прошлое своей Родины. Вполне успешным, до определённого периода, можно считать деятельность Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр гражданского и военно-патриотического воспитания «Витязь» (г. Новосибирск). Пришедшая в это учреждение небольшая группа профессиональных моделистов поставила цель создать эффективную систему обучения молодёжи искусству военно-исторического стендового моделирования. Разумеется, основной проблемой сразу стало финансовое обеспечение основной деятельности «Витязя», поскольку с самого начала было решено обеспечить возможность бесплатных занятий для детей, а стендовый моделизм – очень дорогостоящий вид творчества. С целью обеспечения воспитанников материалами и инструментами на площадях Центра был открыт магазин по торговле масштабными моделями и аксессуарами, прибыль от деятельности которого полностью шла на обеспечение основной деятельности образовательного учреждения. Педагогический аспект деятельности «Витязя» выстраивался авторитетными педагогами и научными работниками, в число которых входили: профессор, заведующий кафедрой педагогики НГПУ, член – корреспондент АМТН РФ, лауреат Государственной премии СССР в области техники и т.д. Приложенные усилия, подкрепляемые адекватным материально-техническим снабжением, быстро дали адекватные результаты. Воспитанники «Витязя» стали занимать первые места на городских выставках технического творчества, научно-исследовательские работы некоторых воспитанников были опубликованы в специализированных изданиях. В 2005 году Центру «Витязь» был присвоен статус городской экспериментальной площадки, что свидетельствовало о признании актуальности и эффективности проводимой учреждением деятельности. Но, разумеется, достижение указанных результатов сопровождалось множеством проблем, которые решались с той или иной степенью эффективности. При этом проблемы финансирования хозяйственной деятельности и низких зарплат сотрудников, несмотря на их важность, были не определяющими. Основной проблемой стало непонимание ряда административных структур важности формата деятельности «Витязя» как эффективного образовательного и воспитательного средства. С точки зрения ряда чиновников, патриотическое воспитание может быть только военно-патриотическим, и сводиться, по существу, к расширенной начальной военной подготовке, знакомой им с их комсомольских времён. При этом забывалось, а может, и не зналось, что и в те времена техническому творчеству молодёжи уделялось очень большое внимание, видимо, эти люди в своё время не утруждали себя работами в мастерских. Однако, несмотря на некоторое сопротивление, с которым встречается каждое новое дело, проект развивался достаточно динамично. К свёртыванию проекта привел уход его организатора, директора «Витязя». Тем не менее, представленный опыт может считаться положительным, и послужить отправной точкой при реализации аналогичных проектов. С вопросами можете обращаться oleg1096@yandex.ru Олег Якушенко |
|
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Re: Военно – историческое моделирование как эффективное сред
Это все хорошо, но, к сожалению, пока это единичные случаи. В бюджете Калининградской области на 2005 г. на "воспитание патриотизма" (не помню точное название статьи расходов) выделялось 20 000 руб. (двадцать тысяч рублей!). Это по 4 копейки на каждого жителя области в год! А на содержание Облдумы 50 миллионов руб. На одном из слушаний было принято решение выделить на покупку нового кресла спикеру 300 000 руб. Поэтому говорить о том, что власть стала обращать внимание на воспитание патриотизма преждевременно.
Но вместе с тем, снимаю шляпу перед основателями "Витязя". Спасибо им за то, что, несмотря ни на что, они занимаются этим делом.