Здравствуйте, коллеги!
Представляю свой первый опыт в области БТТ - модель французского ОБТ AMX-30B.
Надо сказать, сам себя я считаю "авиатором" - ну в том смысле, что большинство коробок у меня в шкафах это модели летательных аппаратов. Однако, мне интересны и другие области моделизма - глядя на творчество коллег, хочется попробовать силы и в кораблях и в авто, ну и в броне разумеется.
Однажды мне на глаза попался выпуск журнала М-Хобби 5/2013 с отличной статьей Сергея Вишнякова про менговский набор AMX-30B и я понял - вот оно! В этом наборе сошлись сразу несколько интересных мне моментов - весьма своеобразный и по-своему красивый прототип, условно "современный" аппарат, отсутствие сложностей в подборе красок для камуфляжа и сопутствующих исследований (у меня как раз были в закромах все краскиTamiya NATO), ну и конечно "фишечки" самого набора - рабочая подвеска, наборные гусеницы, прозрачная оптика (не вся правда), куча всяких движущихся устройств, открывающихся створок и тп. В общем, самое то для реализации желания поиграться с темой "брони".
Модель собирал с перерывами в течение двух лет (конечно, "чистого" времени ушло наверное всего около месяца).
По сборке сказать особо нечего - в матчасть не вдавался, собирал без переделок. Ориентировался на приведенный в инструкции вариант окраски, но сам танк с такими номерами как в декали - музейный и у него отсутствует ряд деталей нужных для боевой машины по состоянию на начало 80-х годов. Так что модель отражает скорее собирательный образ боевого AMX-a.
Что хотел бы отметить - в наборе есть ряд опций в отношении световых приборов, крышек выхлопных патрубков и тп. При этом, в инструкции никак не описывается какая опция для какого варианта окраски используется - этот момент остается исключительно на усмотрение моделиста ( кстати, в наборе Leopard 2A4 от того же Менга такая же история) - search your references (ищите в своих источниках информации) как говорится.
Поскольку проводить глобальные исследования я не собирался, то решил показать одну крышку выхлопа открытой, а другую - закрытой. Фары поставил те что побольше, а стоп-сигналы (или как они правильно называются) тоже взял разные.
Еще понравилось наличие в наборе отдельных коушей, помимо пластиковых буксирных тросов. Я воспользовался этим моментом и подобрал подходящий по диаметру трос от Eureka, вклеив его в выемки на деталях коушей.
Набор дает возможность поставить как "настоящий" ствол 20-мм спаренной пушки, так и заглушенный - учебный насколько я понимаю.
Внутри башни ничего нет кроме казенной части орудия, поэтому я без зазрения совести сделал люки навсегда закрытыми.
Также имитировал зеркало заднего вида мехвода с помощью фольги-самоклейки, наклеив кусочек большого размера на пластиковую деталь, а потом обрезав по контуру острым ножом.
Отдельно "доставили" гусеницы - это вообще в моделях танков самая нудная часть, но она же и обеспечивает потом половину впечатления от модели. Так вот тут гусеницы, которые задуманы как рабочие, на самом деле норовят рассыпаться. Поэтому, их приходится местами проклеивать жидким клеем; поэтому их "рабочесть" годится для установки на неровный рельеф диорамы, но большего от них требовать не приходится. В отношении их копийности я читал, есть нарекания. Если надо самую точную копию, то конечно надо ставить металлические. В моем случае погони за точностью не было, поэтому меня в принципе устроили и изкоробочные.
А вот с окраской я повеселился на славу. На самом деле - очень порадовал процесс. Я сразу решил, что буду пробовать технологии и материалы, которые в авиамоделях обычно не использую.
Сказано-сделано и процесс пошел.
Начал с акрил-уретановой грунтовки AK - задул модель ей, но в использовании она мне вообще не понравилась - разбавлял родным растворителем, но аэрограф все равно забивается наглухо как ни изворачивайся. Позже мне в руки попали грунтовки от Ammo и от Vallejo - эти ведут себя гораздо лучше.
Непрозрачные детали оптики сначала покрывал хромом от Alclad, а потом синим прозрачным лаком. Когда "бутерброд" высыхал, поверхность "стекла" маскировал скотчем Tamiya. Прозрачную оптику маскировал по-разному: прямоугольные приборы скотчем, круглые колор-стопом.
Камуфляж NATO трехцветный сделан красками Tamiya аэрографом от руки без использования масок, тк единственное что я знаю про французские современные танки - это то что у них как правило размытые границы цветов в отличие от немцев. Тут вот какая хитрость - если в авиации я пошел бы от светлого к темному, то здесь поступил наоборот - задул все черным, а потом тонкими линиями намечал границы цветов и аккуратно закрашивал цветовые "ячейки". Смысл этого порядка в том, что черная база работает своего рода прешейдингом.
С опорными катками поступил следующим образом - обычно для резиновых деталей я использую краску Nato Black - это любимый многими прием, но здесь не работает, тк это основной цвет камуфляжа. Вначале я думал сыграть фактурой - сделать металлическую часть катка слегка глянцевой, а резиновый бандаж матовым, но потом я увидел набор от AK Track and Wheels и в нем есть специальная краска Rubber/Tires - ей и воспользовался. Бандажи красил кистью - там хороший бортик, который не дает краске попасть туда куда не надо.
После камуфляжа задул модель футурой, после нанесения декалей, прошелся футурой еще раз но уже только поверх самих декалей.
Для везеринга использовал набор NATO от AK - он состоит из смывки, фильтра и жидкости для имитации дождевых следов - на натовских танках, окрашенных в трехцветный камуфляж дождь, взаимодействуя с пылью оставляет характерные вертикальные следы.
С ними я малость переборщил как мне кажется, но наносить их было очень интересно - процесс чем-то напоминает проявление фотографий.
Гусеницы сначала грунтовал с помощью Track Primer от Ammo - очень понравилось! Аэрограф почти не забивался, цвет хороший и основа прочная, только надо дать пару дней просохнуть. Резиновые подушечки изображал той же Rubber/Tires, сделал смывку Dry Mud из того же набора, с внутренней стороны траков грифелем графитового карандаша имитировал поверхность качения. Дальше прошелся пигментом Europe Dust - в сухом виде он действительно очень похож на пылюку, которая характерна для южной Франции . Однако потом, я зачем-то решил закрепить все Pigment Fixer'ом. Закрепить-то он закрепил, но неожиданно дал какой-то ржавый оттенок, которого я совсем не хотел. Век живи- век учись.
Пока шла работа над моделью вышел еще интересный продукт - металлическая "вакса" от AK. Сразу скажу, что продукт весьма специфический и требует вдумчивого освоения. Мне показалось, что цвета получаются ярче чем ожидаешь - например, на тюбике написано Steel, а деталь после всех процедур блестит как хромовая.
На этой модели с помощью ваксы True Metal я красил весь шанцевый инструмент, буксирные тросы, а также использовал эту ваксу для "сухой кисти" на корпусе и гусеницах. Своей гордостью считаю тросы - сначала медный тросик от Eureka я загрунтовал Mr. Metal Primer, потом кисточкой нанес черный грунт Vallejo, и после просушки пальцем натер ваксой Gun Metal. Когда вакса высохла, долго полировал ватной палочкой до тех пор пока результат не начал нравиться. Потом осталось только покрасить коуши и установить тросы на место.
В завершение работы прошелся из аэрографа сильно разбавленными красками, имитирующими светлую пыль и грязь, а также слегка тонировал выхлопы и вентиляционные решетки жидкостями из набора AK для авиационных двигателей.
Антенну не стал делать, ибо в моих условиях она долго не протянет на своем месте - дети-с
Ну вот собственно и все! Модель гордо встала на подоконник. В будущем планирую сделать проводку к большому прожектору и проводку к телефону для пехоты на корме танка, благо все разъемы Менг заботливо изобразил.
Тема БТТ мне понравилась - процесс весьма увлекательный. Ждите еще танчиков - "их есть у меня" как говорил поэт!
Ну и это - " Мы не пытаем, - мы критикуем!" - говаривал старый въетконговец в романе Бледный Блупер Густава Хэсфорда. Покритикуйте, пожалуйста! Очень важно знать отзывы о своих работах - это помогает развиваться.
Автор просит прокомментировать модель и на самом деле есть чего.
- заметна не совсем аккуратная сборка (комбашня, сетки выхлопов, например)
- неровно собранные траки (кривизна в звеньях, провиса быть не должно, да и одеты они задом наперёд)
- соты на решетке выхлопов забиты краской, что не есть хорошо, особенно для авиатора :)
- слишком жёсткая тонировка маслом (видны разводы от кисти внизу башни и корпуса)
А так модель у Менга хороша, даже с учетом некоторой трудоёмкости сборки, особенно лент траков.
Надеюсь, ничего обидного не написал :) Искренне желаю дальнейших успехов в БТТ и авиацию не забрасывать.
Добавлю, к выше сказанному, от себя. Оживить работу можно было бы минимальными следами эксплуатации - в БТТ, как видно, другой подход, не так как в авиации. На земле много грязи и пыли, лазают по нему тоже больше, чем по самолёту )...
Коллеги, спасибо за критику!
Ряд указанных Вами моментов я заметил уже после фотосессии ( это в частности касается сеток ).
Про гусеницы задом-наперед я вообще не имел понятия - даже в голову не приходило :oops:
И когда гуглил фото прототипа, внимания на этот момент не обратил. Чайник-с...
По везерингу Ваши замечания также справедливы - пока что боюсь переборщить ( с rainmarks вот уже переборщил :-) ).
Spherosв 23.08.2015 - 19:33 Тема: Meng Model 1/35 AMX-30B - хожение авиатора в броню
Дмитрий, рекомендую вам пересобрать траки танка. Такого провиса гуслей у AMX быть не должно, на всех фото в сети они натянуты в струнку. Снизу даже свободные петли образовались. И коли вы используете пылевой пигмент, то покройте им катки, надгусеничные полки и всю нижнюю часть танка, а то там подозрительно чисто! Удачи!
Ага, "раз-два-три - гусли подтяни" :-)
Кстати, заметил такой нюанс - по левому борту расположение катков не такое как по правому и натяжение гусениц получается разным, несмотря на одинаковое количество траков. Попробую уменьшить их число так чтобы натяжение было равномерным.
Pavel_Pв 02.09.2015 - 21:16 Тема: Meng Model 1/35 AMX-30B - хожение авиатора в броню
Тема: Meng Model 1/35 AMX-30B - хожение ави...(#8843) - обсуждение
Танк хороший! Но видно что его авиатор делал. Вот немного доработать бы и вообще супер будет.