Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
Hasegawa 1/32 Ki-61 HienИстория создания этого необычного, для Японских ВВС, истребителя, началась ещё до вступления страны Восходящего солнца во Вторую мировую войну. I. Немного историиРуководство фирмы Кавасаки приняло решение приобрести в союзной Германии лицензию на производство одного из лучших в мире авиационных двигателей жидкостного охлаждения Даймлер-Бенц DB-601А. В апреле 1940 года было подписано соглашение на закупку чертежей и нескольких образцов этого двигателя. Освоение немецких технологий началось на заводе фирмы в Акаси и завершилось в июле 1941 года выпуском первого двигателя под собственным наименованием На-40. Ещё почти полгода проходили испытания и, после их успешного завершения, объект был принят для серийного выпуска под обозначением «Армейский тип 2». В ходе воздушных сражений в Европе истребители с двигателями жидкостного охлаждения показали себя с лучшей стороны и это сыграло на руку фирме Кавасаки, ещё в 1940 году, предложившей армейскому руководству несколько проектов самолётов с перспективным двигателем. В итоге, был получен заказ на разработку двух истребителей – тяжёлого перехватчика Ki-60 и более лёгкого, многоцелевого Ki-61. Первый проект был приоритетным, но потом на первый план вышел многоцелевой истребитель. На вооружение армейской авиации Японии только поступил Ki-43 и новая машина должна была превосходить его. Большое по размаху и площади крыло было призвано обеспечить большую продолжительность полёта и лучшую маневренность, протектированные баки и бронезащита должны были обеспечить живучесть в бою.Особое внимание уделялось аэродинамике и культуре веса. Вооружение так же превосходило по мощности установленное на Ki-43 – два синхронных 12,7мм пулемёта над двигателем и два пулемёта в крыле, 7,7 мм или 12,7 мм. Первый полёт состоялся в декабре 1941 года, а подготовка к серийному производству уже шла полным ходом. Отличное впечатление произвели летные характеристики нового самолёта – скорость почти 600кмч на высоте 6000м, высокая скорость пикирования, прекрасная маневренность. В учебных боях с существующими истребителями, Ki-61 показал своё полное превосходство. В результате, в конце 1942 года, самолёт был принят на вооружение. После первых же боёв, в апреле 1943 года, истребитель показал себя грозным противником авиации союзников. Планировавшаяся установка в крыле 20мм пушек была реализована уже после начала серийного выпуска. Собственные разработки затягивались по срокам и здесь опять пришла на помощь Германия – на 388 экземплярах Ki-61 были установлены немецкие орудия MG-151 фирмы Маузер. Крыло было усилено, над казёнными частями пушек сделаны обтекатели. Дальнейшее усовершенствование конструкции привело к появлению следующих модификаций. Фюзеляж был удлинён, хвостовая стойка стала неубираемая. Новый вариант получил наименование Ki-61-I KAI. Истребитель принимал активное участие в воздушных боях на Тихоокеанском театре, а в конце войны использовался в ПВО самих японских островов. Малая высотность двигателя не позволяла эффективно перехватывать американские В-29, да и Мустангам Ki-61 уступал по многим характеристикам. Следующая модификация получила более мощный и более высотный вариант прежнего двигателя, названный На-140 и имеющий мощность 1500 л.с., увеличенную площадь крыла и новое остекление кабины пилота с улучшенным обзором. Прочность планера оказалась невысокой, а надёжность мотора крайне низкой. В результате, было установлено прежнее крыло, увеличена площадь вертикального оперения, фюзеляж несколько удлинён, но проблемы с силовой установкой остались. Тем не менее, самолёт был запущен в серию под обозначением Ki-61-II KAI. Самолётов этого варианта было выпущено немного, но повоевать они успели и показали себя неплохими высотными перехватчиками. История этого истребителя закончилась сразу после того, как американские ВВС разбомбили моторное производство в Акаси. Значительная часть, около 300, готовых планеров на заводе в Кагамигахаpа осталась без силовой установки. Выход был найден в установке на них имеющихся двигателей воздушного охлаждения Мицубиси Hа-112-11 мощностью 1500л.с. В результате появился совсем другой самолёт, Ki-100. Не правда ли, это очень напоминает «превращение» ЛаГГ-3 в Ла-5 после установки другого типа двигателя? II. МодельУменьшенную в 32 раза копию Ki-61 фирма Hasegawa выпустила совсем недавно, в 2007 году. Качество отливок традиционно прекрасное, хотя, мне показалось, что деталей не очень много для столь крупного масштаба. В качестве бонуса, в комплекте имеется фигурка пилота из белго металла. Как сообщает инструкция, это никто иной, как сам Терухико Кобаяши, собственной персоной, известный ас японской армейской авиации. В дополнение к набору были приобретены кое-какие аксессуары. Это прекрасные металлические патрубки фирмы Москит и три набора фототравления знаменитой чешской фирмы Eduard. Один набор представляет собой детали для доработки внешнего вида модели, т.н. экстерьер. В него входят створки ниш основных стоек шасси, лючки гильзосбросов и шарниров складывания стоек шасси на крыле, сеточка на маслорадиатор и много всяких приятных мелочей для ниш шасси и водорадиатора. В другом наборе находятся детали для изготовления закрылков в выпущенном положении – сами закрылки и силовой набор для них и внутренней части центроплана. Но самый интересный, следующий комплект, для доработки кабины пилота, т.е. для интерьера. Кроме «обычной» платы фототравления, прилагается и «необычная» - с уже окрашенными деталями и нанесённым клеевым слоем, так называемая серия Self Adgesive, новое предложение фирмы Eduard. Все эти «навороты» призваны облегчить праведный труд моделиста и сделать его ещё интереснее. Посмотрим, насколько это так. III. СборкаПо обычаю, сборке предшествовал тщательный осмотр. Детали были изучены как на литниках, так и после их отделения. Кстати, некоторые детали, особенно, мелкие, удобнее не выкусывать, а отпиливать или срезать острым ножом или лезвием. Сборка началась с кабины. Некоторые пластиковые детали были заменены фототравлеными. Например, чашка сиденья пилота в металле получилась гораздо более изящней, нежели её пластмассовый аналог. После размещения всех деталей в кабине, она была окрашена в рекомендуемый инструкцией цвет RLM79 Sandgelb ( АКАН 81064). После тонировки лаком Х-19 Smoke, имитации потёртостей (сухая кисть с X-11 Chrome Silver), окраски кистью всевозможных мелких деталей и художественного укладывания ремней на кресло пилота, кабина была готова. Прицел собрал из фототравления, окрасил, но на этом этапе пока не приклеил. И занялся патрубками Москит. Так, как они немного крупнее пластиковых из набора, пришлось срезать их крепление внутри носовой части фюзеляжа и удалить обтекатель. Для надёжного, а, главное, правильного крепления патрубков, была изготовлена коробчатая конструкция из листового, полистирола толщиной 1,5 мм, которую я просто вставил на клею внутрь носовой части фюзеляжа. Обтекатель изготовил заново из тонкого полистирола от крышки какого-то быстросупа типа «Доширак». Половинки стабилизатора собраны и подогнаны, без приклеивания. Их удобнее покрасить отдельно, а уже потом закрепить. То же самое я решил сделать с водорадиатором – собрал, деталировал фототравлением и покрасил, но не крепил под центропланом. Очень понравилось решение сборки крыла и фюзеляжа. Сначала вклеивается коробчатая основа, а уже на неё, на клею, одеваются консоли крыла, которые двигаются по направляющим до чёткого щелчка. Конструкция получается жёсткая и прочная (учитывая приличный вес самих консолей, да ещё с металлическими закрылками в придачу!) и угол поперечного V выдерживается очень чётко. Несмотря на это, стык между консолями и зализом получается широкий (самое проблемное место очень многих моделей!) и требует небольшого, но неприятного шпаклевания. Модель снабжается необходимыми мелкими деталями (воздухозаборник карбюратора, панели казённых частей крыльевых пушек, детали АНО и посадочной фары, кулисы и тяги руля направления и триммеров рулей высоты) и наступает самый интересный и важный, для меня, этап, а именно IV. ПокраскаНе подлежащие окраске места, а именно, АНО и стекло посадочной фары защитил Масколом или аналогичным составом типа Колор-стоп. В кабину можно аккуратно затолкать салфетку или, лучше, одноразовый носовой платочек и обработать края тем же Масколом. После этой подготовки аэрографом нанёс грунтовку, равномерно, без потёков. Принцип, как при покраске, простой – не заливая сразу, лучше сделать несколько тонких «мокрых» слоёв. После просушки обработал мелкой наждачной бумагой, в труднодоступных местах пришлось использовать жёсткую зубную щётку. Затем, с помощью часовой шестерёнки, линейки, чертежей и терпения, имитировал ряды заклёпок. Для начала, всю модель окрасил смесью цветов X-11 Chrome silver и XF-11 Flat aluminium. Затем скотчем Tamiya закрыл некоторые панели на нижних поверхностях и нанёс XF-16 Flat aluminium в чистом виде, более тёмном, чем предыдущая смесь. В результате, получились два, едва отличающихся, оттенка, которые и дали желаемый «листовой» эффект. Затем покрыл модель двумя слоями акрилового лака. После этого нанёс солевые маски по местам предпологаемых сколов, а нижнюю часть фюзеляжа закрыл тамиевским скотчем, и окрасил верхние части эмалью XF-26 Deep green. Сделав маски из того же скотча, накрасил чёрную полосу на фюзеляже перед кабиной. После этого, с помощью плоской жёсткой кисти, удалил соль, предварительно смочив её водой. Кое-где «подправил» сколы с помощью зубочистки. Мелкой наждачной бумагой имитировал потёртости на крыле и фюзеляже в районе кабины. Когда лак просох, перевёл декали, приваривая их составом Гиперзол AGAMA и нанёс ещё один слой лака. После всех этих трудов, задул модель матовым лаком Microscale MicroFlat. V. Старение (имитация следов эксплуатации и воздействия внешних факторов)Для того, что бы показать самолёт, который изрядно эксплуатировался в не самых щадящих условиях, одного щелушения и потёртости краски маловато будет. Кроме всего прочего, эта самая краска имеет свойство выгорать. Это можно имитировать с помощью фильтров. О них написано немало, я же опишу только сам процесс нанесения. Для начала, делается очень жидкий раствор светлой краски. Я использовал песочный цвет. На пузырёк растворителя достаточно несколько капель. Затем кистью покрыл некоторые панели на верхних и боковых поверхностях. После высыхания, на них остаётся тончайший, почти незаметный слой, который и даёт эффект выгорания. Можно усилить впечатление, обработав другие, соседние панели тёмным фильтром. Я применил синий. Линии расшивки тонировал пигментами Tamiya. Сначала, тёмно-коричневым, прорисовывал саму линию, а потом, чёрным, с помощью короткой кисти, затемнял вокруг. VI. Окончательная сборкаНаступила очередь поставить на свои места, всё, что вело к завершению всей работы. Антенну, традиционно, сделал из бисерной нити, продев её в кольцо на мачте и в отверстие на вершине киля. Колёса окрасил акриловой краской XF-69 NATO black и приклеил к стойкам. Крыльевые АНО покрыл цветным эмалевым лаком Х-25 Clear green (правый) и X-27 Clear red (левый), «каплю» для киля взял из набора Хобби+. Приклеил закрылки в выпущенном положении и створки шасси. Из тянутого литника сделал указатели выпущенного положения стоек шасси. Работа по самолёту завершена, теперь можно заняться экипажем. Детали металлической фигурки очистил от облоя, приклеил к телу и загрунтовал. Дальше началась, что скрывать, нудная и скучная работа кистью. Краски использовал эмалевые Tamiya. Получилось ли портретное сходство с Кобаяши, не знаю. А вот нашего президента чем-то напоминает… VII. ЗаключениеРабота над этой моделью доставила массу удовольствия, что, собственно, и требовалось получить. Наборы фототравления позволяют доработать исходный материал, небольшими усилиями и с хорошим результатом. Хотя, сама по себе модель неплохо деталирована и легко собирается. Но, думаю, что мои эксперименты с масштабом 1/32 на этом пока закончены... Хочу поблагодарить Владимира Демченко за полезные советы, моральную поддержку и фотосъёмку готовой модели. |
|
» Автор | |
---|---|
Вячеслав_Демченко | |
Опыт: | 22608 |
Репутация: | +1558/–7 |
Откуда: | Куток |
Призовое место Авиация 1/32 http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_861.html |
Sky_Dog в 18.04.2008 - 04:24 Тема: Re: Hasegawa 1/32 Ki-61 Hien Вячеслав , еще раз работа отличная и на мой не искущенный взгляд - лутще бывает , но мало :) . 10 балов!!! |
Вячеслав_Демченко в 20.04.2008 - 16:04 Посмотрев более внимательно статью, заметил, что Слава немного схитрил . На первых фото кабины нет травленки, а дальше, например при внимательном взгляде на основной блок управления на левом борту, уже есть.
Так и есть. :) Дело в том, что панель этого блока дана в виде цветного травления и я её приклеил уже после окраски кабины. Что и зафиксировано на фото. :)Надеюсь в скором времени отснять, что сотворено мною с Ки-61 в 48-м и открыть на форуме ветку ветку по обсуждению. Вот мне тоже очень интересно! У самого лежит, ожидаючи, подобная модель с набором Айрес... :) |
Lish в 24.04.2008 - 00:17 Слава, хочу перед тобой повиниться относительно ниш. Могли быть окрашены! После более детального штудирования, уточняю: не красились ниши у машин последних выпусков. У более ранних чаще были окрашены, правда встречались в голом металле, но достаточно редко. :oops: |
Вячеслав_Демченко в 24.04.2008 - 12:36 Слава, хочу перед тобой повиниться относительно ниш.
О чём речь? Никаких проблем и вопросов не было и нет! :) А уж, тем более, недоразумений... :):):) |
Scorpius в 07.12.2012 - 15:29 Замечательная работа и шикарный масштаб! Не понял только одно:
С остеклением кабины решил поэкспериментировать. Кистью нанёс на переплёт цвет интерьера Зачем было красить переплёт если потом, сверху, он был заклеен фольгой? Буду благодарен за разъяснения. |
Вячеслав_Демченко в 07.12.2012 - 15:50 Зачем было красить переплёт если потом, сверху, он был заклеен фольгой? Сначала был нанесён цвет ИНТЕРЬЕРА, потом наклеена фольга и сверху она окрашена основным наружным цветом. Первым был именно песочный, что бы просматривался изнутри именно он, а не фольга. Всё просто. |
ИгорьКио в 08.05.2020 - 12:53 толково сделано !
а видел кто вообще в сети полностью закатанный в фольгу хиен в 32 ? |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Каждый оценивает модель по своим критериям и взглядам на моделизм. Для кого-то прерогатива - общая зрелищность, для кого-то - реалистичная окраска. Для меня основное - матчасть, поскольку делаем не самолетики-танчики, а модели копии. Исходя из этого оцениваю и окраску, и тонировку, и особенно соответствие реальному прототипу. Я могу закрыть глаза на недочеты в модели, если это 2-3 модель в жизни человека. Но, зная работы Вячеслава, я не могу не выписать "пистон" за щель верхнего капота и прорезанные пластины фиксаторов оного. Раз есть планка - нужно ее придерживаться, и получать более строго за недочеты модели.
Посмотрев более внимательно статью, заметил, что Слава немного схитрил :D :D . На первых фото кабины нет травленки, а дальше, например при внимательном взгляде на основной блок управления на левом борту, уже есть. :)
Модель хорошая, очень хорошая, но, немного разбираясь в теме японской авиации, сужу более строго. Да и как врач, есть у меня усиленный цинизм, может поэтому и посты резковаты :twisted:
А на будущее, никогда никому не отказывал в помощи по моей любимой теме, так и будет.
Надеюсь в скором времени отснять, что сотворено мною с Ки-61 в 48-м и открыть на форуме ветку ветку по обсуждению.
С уважением ко всем, Игорь!