Приветствую всех, кто читает данную статью, в не зависимости от Вашего рода занятий и увлечений.
В этот раз я хочу представить Вашему вниманию последнюю из законченных на данный момент моделей, о которой есть желание рассказать.
Это бесспорно один из самых красивых, самых узнаваемых и самых противоречивых танков времён Второй Мировой войны –
тяжёлый по массе танк Pz.Kpfw.V «Panther» (Sd.kfz.171) или просто – «Пантера».
Эта «Пантера» - не первая и не последняя моя модель данной машины. Дело только в том, что начата она была довольно давно,
и очень долго пролежала полусобранной. Что это за машина, почему так получилось и что в итоге вышло – далее по тексту.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О «ПАНТЕРЕ»
Поскольку это моя первая, но, как ожидается, не последняя статья о машинах этого типа - надо сразу сделать несколько оговорок, которые, с одной стороны, были бы уместнее вместе со статьёй о первых «Панетрах» Ausf.D, а не о «среднесериной» Ausf.G, но… что есть то есть. В общем, высказать свою позицию по данной машине.
Во-первых, я считаю танк «Пантера» тяжёлым (не смотря на то, что ряд источников (в т.ч. «Википедия» отностят «Пантеру» к средним танкам, опираясь на немецкую классификацию), склоняясь всё же к классификации боевых машин по массе, и учитывая, что она всего-то на 1,5-2 тонны легче самого тяжёлого серийного танка СССР временного периода ВМВ – ИС-2, и на столько же – тяжелее американского танка «Першинг», однозначно классифицируемого как тяжёлый.
Во-вторых, я не склонен считать что «Пантера» - провальный проект, что это был «последний гвоздь в крышку гроба вермахта» и т.п. – то есть, все понимали, что танк провальный и при этом выпуск составил 5976 единиц? Тогда строили не только ради откатов и прибыли, но и победить в войне хотелось всем, немцам - тоже. Аргументы конечно не только эти: мощная лобовая броня с рациональными углами наклона, по защищённости превосходящая броню танка «Тигр», исключительное (как отмечено в отчётах с фронта) по характеристикам бронепробиваемости и баллистике 75-мм танковое орудие KwK42 L/70, позволяющее уверенно поражать все виды танков (кроме поздних модификаций ИС-2) и САУ противника на дистанции боя.
В-третьих – все недостатки данной машины также налицо и имеют место быть: тонкая бортовая броня, низкая надёжность узлов и агрегатов (из тех же отчётов кстати, что и отмечали характеристики орудия), ограниченный задел на модернизацию. Тем не менее, кроме ПТ САУ «Ягдпантеры» и БРЭМ «Бергпантера», было множество проектов решений, в том числе весьма адекватных и жизнеспособных, именно на шасси данной машины: это и ЗСУ «Coelian», и различные артсистемы и носители вооружения, вплоть до подвозчиков боеприпасов на укороченном шасси (а вот это явно лишнее) – реализации этих проектов помешало конечно множество факторов: в том числе упорное сопротивление и затем стремительное наступление РККА и воля советского народа при недостаточности ресурсов Германии. Считаю, что дальнейшее развитие она вполне себе могла получить как основной танк с резко дифференцированным бронированием.
ПРОТОТИП
Вот с чем вряд-ли могут быть проблемы – так это с выбором прототипа для постройки очередной «Пантеры». Эти машины с 1943 года
отметились практически во всех значимых боях Второй Мировой Войны: прорывали укрепления под Курском, яростно дрались и в окружении
в «Корсуньском котле», и у озера Балатон в отчаянной атаке, коварно прятались в «живых изгородях» Нормандии, сквозь падающий стеной
снег шли в последний решительный бой в ходе наступления в Арденнах – список можно продолжать и продолжать…
А что же моя «Пантера»?
«Кошка» не кусается (возможно и не кусалась), можно погладить.
Фотографию этой машины я увидел случайно, собирая материал по боевому применению ночных инфракрасных прицелов и приборов наблюдения в годы ВМВ.
Не сказать, что эта тема у меня получила какое-то широкое развитие, но фото – понравилось: машина получилась достаточно чётко и удачно, вполне можно
попробовать установить модификацию и особенности производственной серии, и плюс – конечно с полной уверенностью поставить прибор ночного видения
(далее – ПНВ), что в сочетании с «засадным» камуфляжем однозначно выделит её из коллекции машин данного типа (вот именно выбор камуфляжа и послужил
тому, что долгое время полусобранная модель пылилась в коробке: я не был готов к нанесению такой схемы. Но работа над «шаровой молнией» прибавила
уверенности в своих силах). Фотограф скорее всего запечатлел этот танк на испытательном полигоне, только испытывали вовсе не танк,
а ПНВ – один из первых серийных приборов ночного видения.
Прибор называется Infrarot-Scheinwerfer FG 1250 (Fahrgerät 1250) «Пума» (нем. «Puma», не путать с одноимённой колёсной боевой машиной). Основные элементы – 200-ваттный прожектор подсвета цели ИК-диапазона, работающий от 12-вольтового блока питания и инфракрасным преобразователем изображения. Эффективный радиус действия данного прибора (читай – дальность обнаружения целей и возможность прочувствовать разницу между взглядом в темноту сквозь бинокль) – порядка 500-600 м. Прибор имеет весьма примитивную систему синхронизации с орудием: к небольшому сектору на приборе (вертикально расположенная четверть круга) предполагалось крепить стальную упругую ленту, идущую к механизму наводки орудия. В основном же, предполагалось вести огонь «по указаниям командира», который, как самый опытный и умный, и должен был собственно обслуживать прибор. Планировалось взаимодействие машин такого типа с носителями 600-мм ИК-прожекторов на базе полугусеничных транспортёров sd.kfz.251 и SWS - система «UHU» (нем. «Филин») что увеличило бы дальность обнаружения целей до 2,5 км… Но, думаю, по понятным причинам этого не произошло: это сейчас в прибор такого размера будет встроен фотоаппарат (зеркальный), GPS, mp3- плеер, ЖК-дисплей, 9999 развивающих игр, и собственно ПВН с возможностью трансляции видео в YouTube, в 1944-1945 году даже такое громоздкое и несовершенное устройство было вершиной технологии.
Ключевые слова для самостоятельного поиска информации по прибору у Вас есть, а все факты его боевого применения заканчиваются словами «по неподтверждённым данным». Приводить такие сведения я не вижу смысла, это всё рассуждения в стиле «британские учёные выяснили…»
Ряд фото военного времени показывает, что машины, планируемые к оснащению таким прибором (или даже, возможно, имевшие его) на корме вместо правого ящика для инструмента и принадлежностей имели сваренный из тонких бронеплит ящик для ПНВ и вспомогательного оборудования. На моей машине я сознательно не имитировал данный ящик, считая, что до этого дело пока не дошло, однако (по «легенде») знак гос.принадлежности нанесён именно на левый ящик на случай дальнейшего демонтажа правого с заменой на ящик для оборудования ПНВ.
Судя по фото, можно сделать вывод (кстати, не буду приписывать его именно себе, в тематической литературе также есть комментарии по этому поводу): машина ориентировочно выпуска сентября 1944 года, явно «Пантера»-G, уже не имеющая циммерита (решение об отмене нанесения которого на боевые машины было принято как раз в сентябре 1944 г.). В указанной модификации машина штатно вооружена 75-мм нарезным орудием KwK42 L/70 длиной 70 калибров, спаренным с орудием пулемётом 7,92 мм пулемётом MG-34 и курсовым 7,92 мм пулемётом MG-34 в шаровой установке в лобовой части. Для самообороны от пехоты противника, в крыше башни машины установлена мортирка ближнего боя Nahkampfgerat калибром 26 мм для стрельбы осколочными гранатами. На командирской башенке было предусмотрено специальное кольцо для установки ещё одного пулемёта MG-34 , монтажное приспособление позволяло использовать его для стрельбы по воздушным целям (целесообразность этого и эффективность-другой вопрос, но, собственно, что имеем). Из особенностей машины, фото которой и стало основой моей работы: первая и главная – установлен ИК ПНВ на командирской башенке. Направляющее кольцо «зенитного» пулемёта – присутствует, но крепления самого пулемёта нет. Курсовой пулемёт – скорее всего отсутствует даже в комплекте машины, на его месте установлена заглушка на цепочке. Орудие – с чехлом на дульном тормозе, фиксатор орудия – в положении «по-походному». На машине полностью отсутствует шанцевый инструмент. Шахты воздухозаборника – скорее всего уже без «скоса», шахта отопителя БО ещё не используется. Выхлопные трубы – пока раннего типа, устройства «фламмвернихтер» («flammvernichter») не установлены. На крыше – нет крепления устройства «ортеркомпасс» («orterkompass»), присутствуют посадочные гнёзда для монтажа крана, присутствует бронировка ввода стальной ленты для «синхронизации» ПНВ и механизма наводки орудия. Катки – все позднего типа, обрезиненные, 24-болтовые. Предполагаю что ленивец – уже нового типа, введённого в октябре 1944. При работе с надмоторной плитой я также ориентировался на фото «Пантеры» из музея во Франции, выпуска июля 1944 г., посчитав, что значительных изменений с тех пор не произошло в части данного элемента машины. Обращает на себя внимание не самый простой «засадный» камуфляж и такая деталь: шанцевого инструмента нет, а вот запасные траки – установлены в свои позиции на корме, и камуфлированы вместе с машиной.
МОДЕЛЬ
Для постройки модели были использованы следующие наборы:
Dragon 6268 Panther G late production – собственно, модель;
ЕТ Model 35-115– набор фототравления для танка «Пантера»;
Griffon model LB35016 German 7.5cm Kw.K42 L/70 Barrel With Late Type Muzzle Brake for Panther Ausf.G – точёный металлический ствол орудия;
Sector 35 SEC 3518 – металлические траки для танка «Пантера» поздние (с «шевронами»);
Pontos Model MG-34 (Late) For Panzer 35006P1 – точёный металлический ствол курсового пулемёта MG-34 в «танковом» кожухе;
Orange hobby G35-004-32 – точёная антенна 2-х метровая немецкого образца;
Great Wall Hobby 1:35 GWH3515 - WWII German IR Night-Vision Devices 2 in 1 – набор для сборки инфракрасного прибора ночного видения;
Moskit MO-35-03 - выхлопные патрубки c внутренней перемычкой (гальваническое выращивание) для «Пантеры» Ausf. G;
Quick Wheel QW-013 – набор многоразовых масок для окрашивания катков с резиновыми бандажами (для наборов «Пантер» Smart серии фирмы Dragon).
В работе над моделью, я всё же несколько отошёл от имеющейся фотографии, причин тому – несколько, в том числе (но не ограничиваясь): во-первых, хотелось добиться некоего баланса «смотрибельности» и исторического соответствия прототипу, во-вторых – не смотря на высокое качество фото, в ряде моментов нельзя быть уверенным точно, поэтому решение по ним пришлось принимать самостоятельно, в третьих – оказалось, что повторить всё не так-то и просто, как кажется на первый взгляд.
В целом, пришлось сделать небольшой шаг назад в сравнении с временным периодом, который предлагает Dragon в одном из своих без сомнения лучших наборов 6268.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
При сборке ходовой части - всё стандартно, согласно инструкции к набору.
В качестве узла, поддерживающего гусеницу на переходе к звёздочке, использовал комбинацию с обрезиненным роликом. Доработал ленивец, изготовив приспособление для смазки из обрезков смоляных болтов Masterclub, ориентируясь на фото музейной Ausf.G.
На ведущих колёсах как обычно имитировал жидко разведённой шпатлёвкой и кистью, смоченной в 646-м растворителе фактуру литья, которая как обычно не видна из-за нанесённой грязи.
Пластиковые траки из набора был заменены на металлические от Sector 35: выбраны были именно они, а не аналогичные от Friulmodel по причине того, что на момент покупки они предлагали траки на разные стороны, позволяющие собрать гусеничные ленты так, что проволока, соединяющая траки, выглядывает только с внутренней стороны. Набор траков в общем-то неплохой, есть брак (из серъёзного – недолив гребней на траке, из-за чего они выглядят «разомкнутыми»), НО траков дано с запасом (с учётом даже того, что они же были использованы как запасные на корме), так что проблем это не вызвало. Не понравилось что после сборки траков в ленту, она норовила свернуться буквой «С» вбок. Пришлось выправлять «грубой силой».
Реальной проблемой стало другое.
После примерки на окрашенные и установленные катки, стало совершенно чётко ясно одно:
двойной каток (из 4-х таких сформирован внутренний ряд катков «Пантеры») не входит между гребнями траков. Пытаться втолкнуть его туда – гарантированно сорвать краску до пластика и да здравствует перекраска. Благо таких «пантер» у меня не мало, и у одного из свободных наборов, который я строю на металлических катках я изъял один двойной каток, собрал, и им как накаткой делал «развал» гребней. После многократного «прокатывания» с нажимом гребни приняли окрашенные катки. Работы по «развалу» проводились по уже зачернённым тракам.
КОРПУС
Ничего фундаментально не менялось, я ограничился приведением бронеплиты над моторным отсеком (МО) и кормовой бронеплиты к выпуску сентября 1944 года, также были доработаны некоторые моменты в части увеличения степени деталировки машины.
Бронеплита над МО доработана по фото машины выпуска июля 1944 из музея в Самюре:
над вентиляторами установлены круглые шахты воздуховодов (ВВ) без скосов;
предлагаемый в наборе травления крюк для фиксации люка в открытом положении-проигнорирован;
бронировка над круглым отверстием с решёткой между заливными горловинами – установлена;
сетки над шахтами воздуховодов взяты из набора травления ET Model, к монтажу претензий нет;
ручка на люке доступа к двигателю изготовлена из проволоки.
По кормовой бронеплите (вернее, элементам на ней):
использованы сварные бронировки выводов выхлопных труб позднего типа;
установлены патрубки Moskit, соответствующие «условно-ранней» выхлопной системе, без гасителей искр или кожухов над ними (на фото видно, что за верхний срез кормовой плиты выходит только маленькая часть выхлопной трубы, будь установлено что-то иное – это было бы заметно, да и… период…), однако экраны на выхлопные трубы были установлены;
некоторые трудности вызвала поддерживающия система крепления труб к кормовой плите: в травлении выполнена весьма «ажурно», да ещё и я решил доработать её болтами Masterclub, реализовав с помощью этих болтов и лишних травлёных гаек «болтовое соединение на клею». Монтаж этих креплений пришлось выполнять при установленных патрубках, что несколько нивелировало их преимущество в части интересного натурального цвета;
имитирована проводка к кормовому конвойному фонарю. Фонарь использован цилиндрического типа;
в общем по корпусу, была проведена работа по замене всех элементов крепления шанцевого инструмента на травлёные из набора ET 35-115. Особенно понравилась деликатная имитация сварки на креплениях запасных траков, домкрата и прочего, данная на травлёных элементах;
все крепления инструмента традиционно сделаны рабочими, в принципе вплоть до последнего момента машину можно и укомплектовать возимым «шанцем» и тросами.
Крепления тросов на корме – также из набора травления;
для изготовления трубок, на которые надеваются коушами буксировочные тросы и аналогичных - для крепления буксировочных крюков мне показалось проще срезать пластиковые цилиндрики из идущих в наборе с танков пластиковых рамок, рассверлить их до масштабной толщины и просверлить вертикальные отверстия для фиксирующих пальцев на цепях, и приклеить их на супер - клей к травлёным рамкам для шанца, чем сгибать трубочки из металла, предлагаемые в наборе травления;
использовал тубус для хранения банника и антенны из набора, но доработал его замками из фототравления, цепочками и проволочными элементами их крепления. Возможно, я что-то не понимаю в жизни, НО идущий в наборе травления узел крепления тубуса антенны – выступает за габариты корпуса. Я бросил попытки его исправить и просто изготовил заново из тонкого листового пластика, срезав с тубуса отлитые на нём монтажные элементы. Также, добавил прорезь для крепления длинного лома;
ящики ЗИП решил оставить из набора: меня полностью устроили, и… что характерно, пластиковые замки на них весьма рельефны, думал было заменить на травлёные – но отказался от этой затеи;
на передние крылья добавил немного мелкой деталировки (просто небольшие квадратные пластинки, углочки…);
пластиковая цепь фиксатора орудия в положение «по-походному» заменена на травлёную, изготовлен заново узел её крепления: не 100% копийно наверное, но с применением болтов, на которые нанизана расширенная с одного конца цепь. Узел в общем получился почти рабочим, но я всё же принял решение зафиксировать его в положении «по-боевому»: слишком уж «нежная» получилась конструкция;
традиционно сошкурил лишние сварные швы между плитами с шахтами ВВ и бортами машины;
имитировал сварку на всех подъёмных рымах на плитах над МО;
и замечание по шанцевому инструменту: я сделал все крепления пустыми, кроме крепления огнетушителя: огнетушитель я решил установить. Причина… ну, правый борт не виден, и конечно есть высокая вероятность что огнетушителя тоже нет, но… Я в общем решил что глупо будет потерять на полигоне сгоревшей целую машину да ещё и с дорогим и сложным в сборке ПНВ, если она по каким-то причинам загорелась, была подожжена кем-то или т.п. Одним огнетушителем конечно её может и не потушишь, но безопасность всё же превыше всего;
курсовой пулемёт в ущерб соответствию фото я поставил: так вышло что у меня есть «Пантеры» с бугельной установкой пулемёта (в закрытом положении) и пару машин с заглушой. Так посмотреть на это – «Пантера» и пулемёта не имела… Решил разбавить, и именно в этой работе. Но крышку заглушки я изготовил из травлёной, данной в наборе ФТД, и цепочки от него же. Узел крепления доработал болтами Masterclub, сделал цепочку с заглушкой съёмными, с возможностью быстрого монтажа после финальной окраски и тонировки. К точёному пулемёту претензий нет: аккуратный, без брака, устанавливается хорошо.
не могу отдельно не остановиться на антенне. Модель и так не пойми сколько была в полусобранном состоянии, а у меня закончились запасы точёных антенн от ABER. В магазинах - тоже, как на зло. Есть антенны от Orange Hobby в комплекте с смоляными антенными вводами. К вводам – претензий нет (но кстати, и к тому что в наборе – тоже), а вот антенны… Толщина никак не устраивает, они слишком толстые. В общем – я долго и муторно шкурил их грубой наждачной бумагой, стачивая латунь до нужной толщины. Как при этом не сломал - сам не понял. Дополнительно, доработал антенну, добавив хомут с зажимным винтом. Хомут – колечко из тонкого пластика с выступающими «ушками», винт – пластиковый, шёл в наборе с «Пантерой» на литниках с траками.
БАШНЯ
Здесь всё довольно стандартно:
исправил ошибку с геометрией неподвижной частью бронировки орудия, добавил травлёный козырёк над маской пушки;
наборе есть ранняя маска орудия без «бороды», которую я и использовал в работе над этой моделью;
установлен точёный ствол от Griffon Model: изделие очень качественное, нареканий нет;
на кормовом люке заменил ручки на проволочные и добавил «уши» для замка;
из травления выполнил указатель направления на орудие;
добавил сварные швы на креплении кольца зенитного пулемёта к ком.башенке.
По башне следует сделать такое замечание: Dragon даёт внутри имитацию зубцов, через которые на настоящей машине передаётся усилие от приводов поворота башни, башенный погон дан без часто используемых производителями моделей пазов под выступы на башне, которыми она вставляется в них и не выпадает из погона. Здесь ничего похожего нет, вроде как «для копийности». Реальная ценность такого подхода – сомнительна: этого всего на модели не видно, а «Пантер», собранных с интерьером хотя и хватает, но.. много меньше, чем собранных без него, тем более что в наборе кроме казённой части орудия и курсового пулемёта ничего из интерьера нет. Маску орудия я сделал подвижной, много ума для этого не надо, в наборе всё предусмотрено, я только добавил элементов для более плотного прилегания штырей крепления в пазах и увеличения сопротивления, так как масса точёного ствола – значительна. Орудие легко фиксируется в любом положении, в верхнем – ограничено естественно стопором-ограничителем. Но, как я и ожидал, ствол перевешивает не механизм своего наведения по азимуту, а… собственно, башню. Если Вы не строите машину с интерьером, я рекомендую заранее продумать момент с самостоятельным выпиливанием в крыше БО пазов-отверстий, и установкой на башню соответствующих выступов, позволяющих надёжно зафиксировать башню в погоне. Я, честно говоря, знал заранее что так будет, но решил пойти по другому пути: я буквально в 2-3 прохода надфилем расширил погон и в столько же подходов сузил монтажное кольцо башни, приклеил изнутри кольца башни в пропиленные на нём пазы пластинки из тонкого пластика со скошенными треугольными выступами, не трогая погон. За счёт гибкости пластика, они вошли в погон и «законтрили» в нём башню. Тренировался с этой конструкцией я на лишнем корпусе. Так делать никому не советую, лучше всё сделать традиционными методами.
ПНВ
Собственно, подходим к самому интересному.
Набор от Great Wall Hobby довольно неплохой. Позволяет собрать 2 полноценных комплекта ПНВ, в двух разных вариантах (2 одинаковых или 2 разных). Также, в наборе есть 2 отличного качества пулемёта (MG-34 и MG-42), хорошие пластиковые ленты с патронами (есть вариант ПНВ с установленным рядом пулемётом). Кроме того, имеется в наборе держатель на 2 магазина барабанного типа для пулемёта, собственно эти 2 барабана, и небольшая коробка со значком в виде молнии – в наборе не используется, но судя по всему – это блок питания для ПНВ, монтируемый внутри машины, на которой он установлен.
Деталировка набора отличная, собирается понятно, основной блок прицела дан прозрачной деталью. Но… присутствует смещение форм, при такой ажурной конструкции – «лечится» весьма муторно.
За что спасибо – это за внятную схему сборки и монтажа (на ком.башенку по типу установленной на «пантере» или на горизонтальную поверхность), окраски и организации проводки, соответствующую немногим фото и схемам из сети.
ПНВ монтируется довольно необычно: при таком способе монтажа закрыть люк ком.башенки не возможно при установленном ПНВ. Кстати, вклеить его в смонтированную на крышу башни ком.башенку тоже едва-ли можно. Так что я собрал их воедино, и просто установил на этапе финальной сборки. Во всех узлах ввода кабелей (разъёмы, имитированные на ПНВ) я заранее рассверлил отверстия для ввода кабелей питания. Толстые провода питания к основному блоку ПНВ и ИК-прожектору подсвета я сделал из… да, как ни странно – провода, от старых наушников. Разделал основной провод, вынул тонкие многожильные провода в чёрной оболочке, по оболочке прошёлся мелкой наждачной бумагой и натёр пигментом «сажа» из тамиевской пудреницы. Получился удобный в монтаже и гибкий провод, который с помощью пинцета и «такой-то матери» (она понадобилась по причине того, что заготовленные посадочные отверстия оказались узковаты и металлические жилы влезали туда нехотя. Пикантность ситуации придавал тот факт, что тоненькие скрученные жилы проводов были смазаны суперклеем, норовящим приклеиться к чему угодно, но только не зафиксировать провод в водном канале). Вывод один: отверстия готовьте заранее, и делайте шире. А вот тонкий провод я изготовил из металлического тонкого провода из экрана-оплётки какого-то кабеля. Его я выгнул «примерно по месту», и просто задул из баллона чёрной грунтовкой с высокой адгезией MR Hobby Surfacer 1500 black. Уже после монтажа –также «обрезинил», обработав тем же пигментом, что и основные провода.
Изготовил из проволоки рукоятки для наведения прибора.
Обратите также внимание, на ПНВ много резиновых уплотнителей, ручек и т.п., имеющих чёрный цвет. Также, на небольшом блоке возле ИК-прожектора есть рукоятка чёрного цвета, предположительно для включения/выключения прожектора.
На счёт окраски данного прибора. Долго размышлял о цвете прожектора и приёмника. То, что я видел – было или чёрно-красным, или тёмно-синим, или просто бесцветным.
Ориентируясь на фото, стекло приёмника я сделал прозрачным, стекло прожектора – смешал из прозрачного тамиевского красного лака и краски Smoke. Долго думал, как показать уплотнитель, в итоге – покрыл стёкла футурой, когда она высохла в центр капнул чёрной эмалью и растушевал растворителем так, чтобы она скопилась по краям. Не совсем наверное хорошо вышло, но метод я взял на вооружение. Сверху – ещё раз покрыл футурой.
ПОКРАСКА И ТОНИРОВКА
Всё довольно стандартно: загрунтовал грунтовой Fine Surface Primer от TAMIYA.
Намешал на глаз цвета основного камуфляжа из тамиевского акрила.
Красил аэрографом, маски – не использовал. После нанесения камуфляжа, долго расставлял точки кистью, как обычно: зелёные - на жёлтом, жёлтые – на зелёном и красно-коричневом.
После нанесения всех слоёв - выровнял цвета фильтром от SIN для трёхцветного камуфляжа (пару слоёв).
Есть конечно на просторах Сети цветные интерпретации фото этой машины, но… не могу согласиться с некоторыми из них, т.к. на некоторых схемах такого плана катки рисуют тёмно-жёлтыми. На фото явно видно, что на катках есть грязные пятна, НО они не закрыты сплошным слоем грязи, т.е. она не сильно искажает их цвет. При этом они явно темнее всех элементов камуфляжа машины. Считаю, что наиболее светлые области – это Dunkelgelb RAL 7028, самые тёмные – Rotbraun RAL 8017, что-то между – Olivegruen RAL 6003. В этом в принципе мы сходимся с теми кто раскрашивал машину. А вот катки, ведущие колёса и ленивцы… Кто во что горазд. Я считаю что для dunkelgelb-a они уж СЛИШКОМ тёмные, красить их все целиком в зелёный… ну, сомнительное занятие само по себе, да и при таком камуфляже – тем более. Я решил что они с бОльшей вероятностью цвета грунтовки RAL 8012. Такие машины я видел.
В общем, сделал их красно-коричневыми. Здесь меня очень порадовал фильтр от Wilder Dark Maroon NL16 : да, он слишком концентрирован, надо разводить примерно 1:2 к растворителю, НО когда я его нанёс – я получил именно ТО, что хотел видеть в части цвета ходовой.
Задул модель полуматовым лаком от Vallejo: я посчитал, что некоторый блеск необходим, всё же сентябрь, всё же Европа…
Затем - высветления и легкая тонировка корпуса маслом и тамиевскими пудреницами, грязь наносил ими же, плюс – пигментами от МИГ (в основном – Russian Earth) и ещё 2-3 тёмных тона.
На катках пигмент в ободах нанесён на матовый лак, для придания объёма поверхности.
Загрязнение корпуса машины выполнил составом от Tamiya для имитации грязи поверх нанесённого слоя краски Flat Earth, дополнительно тонировал пигментами MIG тёмных землистых тонов.
Цепочки, фиксирующие запасные траки, а также вставленные в отверстия на держателях для буксировочных крюков – зачернил жидкостью для чернения траков, не красил.
Траки после чернения обработал средством для создания земляной поверхности от TAMIYA, покрыл матовым лаком и тонировал пигментами.
Дорожки от катков имитировал грифелем карандаша и простым канцелярским ластиком.
Выхлопные трубы окрасил коричневой краской, затем развёл пигмент CMK SD 02 Light Rust с миговским фиксатором и покрасил. Тонировал путём втирания сухой кистью пигментов ржавых тонов и черным пигментом Black Smoke.
При окраске катков очень помогли упомянутые выше маски QW-013: облегают каток очень хорошо, в пару подходов всё задувается из аэрографа. Их же кстати можно применять, накрашивая потёртости до металла на наружной части внутреннего ряда двойных катков.
Бандажи катков натёр пигментом SOOT из тамиевской пудреницы.
Потёртости на катках, ведущих колёсах и ленивцах – металлики от Vallejo (в основном-Natural Steel), пигмент Gun Metal от Mig. Им же натёр и пулемёт. На дульном тормозе – следы минимального износа краски и легкое затемнение пигментом Black Smoke.
Сколов и потёртостей – минимум: немного на ручках, на углах, петлях некоторых люков… Мне кажется, им неоткуда взяться на этой машине в большом количестве.
ОБЩЕЕ ПО РАБОТЕ
Все триплексы перископов были изготовлены из… фирменной наклейки, которую TAMIYA кладёт в свои пластиковые боксы для моделей. Хорошая, ровная поверхность, плюс – даже слой клея на обратной стороне. По-моему – похоже.
КАК СДЕЛАТЬ ВАШУ «ПАНТЕРУ» С ПНВ ЛУЧШЕ?
Как всегда имею в виду не лучше моей или чьей-то ещё, а обращаю внимание на упущенные мною моменты, или же - осознанные слишком поздно. Нормально собрать и покрасить
А если конкретней, то... озвучу ряд моментов, которые я не исправил, а стоило бы.
Например – стоило перенести амортизаторы по бортам в корректные позиции. Данный момент конечно не заметен на модели, но… мне известен. К сожалению, я поздно заметил что не корректно установлены 2 штыря под буксировочным приспособлением: они должны быть параллельны днищу машины. Дело в том, что работа над моделью была начата давно, и я ещё не знал, что нужны они для присоединения зимнего стартера с приводом от двигателя легкой машины или собственно небольшого пускового агрегата. Мне не удалось понять, что за цифры на небольшой табличке, размещённой на левом грязевом щитке танка, ставить же пластинку со случайным набором цифр я посчитал не серьёзным. Был вынужден упразднить этот элемент.
Я столько времени смотрел на фото этой машины и… мало того, что у ПНВ от GWH не очень копийно и не масштабно выполнена верхняя ручка ИК-прожектора, так ещё и… на фото кажется что её просто НЕТ! Заметил я это поздно. Ручка эта – очень тонкая, рекомендую заменить на проволоку.
Откровенно говоря, камуфляж, который нанёс я – выполнен скорее по мотивам камуфляжа на фото и народного творчества немецких рабочих с заводов, выпускавших такие танки. По-моему, истинно похожа ВЛД, левая часть маски пушки и немного башня. Крыша так вообще мне кажется была более жёлтой, чем тёмно-коричневой и зелёной, как у меня, и на фото это видно. Кстати, мне кажется также, что на фото камуфляж не очень-то аккуратен: слишком неоднороден цвет местами. Я не поленился и склеил из кусков полистирола макет модели (сильно сказано…), изображающий ВЛД, НЛД, кусок борта и крыши «Пантеры» и попробовал окрасить с такими же неоднородностями: это выглядело как первая работа 5-летнего ребёнка в боксёрских перчатках аэрографом двойного действия.
Я также долго сомневался, корректно ли нанесены точки, имитирующие проходящий сквозь листву свет, и пришёл к выводу: в общем, терпимо, НО стоило пореже ставить. Плюс меня не покидает стойкое ощущение, что их наносили краскопультом по трафарету (обратите внимание на ВЛД и маску пушки), у меня эффект всё-же ближе к работе кистью, хотя при таких размерах – меня результат устроил.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что ж, рассказывать о достоинствах и недостатках «Пантеры» в заключении я смысла не вижу: это во-первых добром не кончится, во-вторых – у каждого, кто интересуется историей танкостроения на этот счёт есть своё мнение. Просто вот такая связка весьма опасного в бою танка, да ещё и с ночным зрением. Вот такая диковинная конструкция, делающая привычный силуэт знакомой «Пантеры» каким-то сюрреалистичным. Кто мог подумать тогда, что в будущем нельзя будет себе представить танк, не способный вести бой ночью, эффективно круглосуточно обнаруживать и поражать цели? Тогда это были лишь эксперименты. Сложно было не только придумать, изобрести прибор, «освещающий» пространство «невидимым светом», но и наладить его производство. Но боевые машины, для которых в сутках 24 часа, и жизнь не заканчивается (а может, и только начинается?) с наступлением темноты – однозначно раскачали бы чаши весов войны. Ночь стала бы кошмаром для тех, кто не может видеть в темноте, кроме как освещая пространство вокруг фонарями и прожекторами, превращая себя в ещё более удобную мишень для стальных хищниц, вооружённых бьющими без промаха на 2,5 км орудиями. Как и о многих других разработках нацистской Германии, можно сказать об этом устройстве 4 слова: «слишком поздно, очень мало». Победа любит подготовленных.
Какую «Пантеру» построите Вы из набора 6268 – решать Вам, а моя – перед Вами.
Давно я ждал кто за это возьмется. Кирпич номер раз - незачем ставить пулемет в шаровой. Кирпич 2 светофильтр ИК прожектора темнокрасный почти на грани с синим. Надо было делать еще темнее. Остальное запиписочно.
Спасибо за отзывы, Коллеги!
По поводу комментария коллеги GFO - да, согласен. По поводу пулемёта писал в статье - показалось с ним интересней, хотя понятное дело, поставь я заглушку - было бы ближе к оригиналу
и по-своему интересно. Хотя, у меня всё-же скребутся в душе кошки (пантеры, даже, я бы сказал) что эта машина разукомплектована не слабо и
пулемёта этого вообще может не иметь.
По ИК-прожектору - да, пожалуй стоило.
Есть кстати вот такая фотография, ПНВ не сказать что прям внушает много доверия (хотя.. отчасти), но цвет и правда в синий уходит.
Хотелось бы кое-что уточнить. Танк Т26 першинг по американской классификации относится к тяжелым только в конце второй мировой. Уже к корейской войне он стал именоваться М26 и являлся типичным средним танком (медиум). По легенде, тяжелым он стал для повышения боевого духа солдат.
Хотелось бы кое-что уточнить. Танк Т26 першинг по американской классификации относится к тяжелым только в конце второй мировой. Уже к корейской войне он стал именоваться М26 и являлся типичным средним танком (медиум). По легенде, тяжелым он стал для повышения боевого духа солдат. - дельное замечание, согласен. Я мыслил так: когда они пересекались (ну, фигурально конечно, имею в виду период) - "Першинг" был тяжёлым. Обратите внимание, что даже в интернет-источниках "Першинг" имеет местами двойную характеристику: средний/тяжёлый. Я согласен, что "Першинг" тоже конечно имеет некоторые разночтения в принадлежности к классу, но всё-же для примера привёл, как одну из машин, считавшуются тяжёлой по массе в один период с "Пантерой". Сравнение ПО МАССЕ с ИС-2 - более корректно, НО только по массе и не более: в остальном это машины для решения в общем-то различных задач, как бы странно ни звучало. Позиция о классификации "Пантеры" до сих пор вызывает споры, я просто выразил своё отношение к вопросу без претензии на истину, с одной стороны, но и с готовностью придерживаться именно такой точки зрения - с другой. Кстати, как вариант - "Пантера" тоже для поддержки боевого духа как раз и была назначена немцами "средней", по аналогии с тем что сказано Вами про "Першинг": мол, это у нас средние танки такие, представьте какие тяжёлые?
Очень хорошо! Еще бы чехол на дульный тормоз, чтоб всё было как на фото. - спасибо Вам, Коллега!
Ну да, в принципе подогнать под фото было несколько даже проще, чем оставить в моём виде: курсовой пулемёт - убрать, заглушка - в транспортное положение, на дульный тормоз - чехол,
фиксатор ствола - в транспортное положение/по-походному. Но всё-же... соответствие фото - это конечно здорово, и вроде с одной стороны действительно жаль что вот пару-тройку нюансов - и была бы почти как оригинал, но ей потом же рядом на трюмо стоять, а как-то... показалось, что не смотрится она с чехлом и заглушой... вот и позволил себе такие вольности в итоге...
Тема: Dragon 1/35 Panther Ausf.G w/FG 1250 ...(#7435) - обсуждение
Очень понравилось. И модель и статья.