Доброго дня всем, коллегам! Я на днях закончил модель японского тяжелого авианосца "Zuikaku" типа "Shokaku". Корабль представлен по состоянию на октябрь 1944 года. Модель издана в 2010 году.
Фактически модель начата 7 ноября 2011 года. Все желающие могли следить за сборкой модели в моей теме в рамках "GB – Ships II", где я подробно описывал процесс сборки и доработки, поэтому подробно на этих этапах в данной статье останавливаться не буду. Тема находится здесь
Об историческом прототипе
Строительство и ТТХ.
Прародителями типа "Shokaku" являются авианосцы типа "Soryu" и линкоры типа "Yamato".
"Zuikaku" заложен 25 мая 1938 года на верфи Кавасаки в Кобе. 30 сентября 1939 года получил свое название. Спущен на воду 27 ноября 1939 года. Сдан флоту 25 сентября 1941 года.
Водоизмещение на 1941 год стандартное/полное: 25700/32100 т. Размеры корабля - максимальное ДхШхО: 257х29х8,9 м. Размеры полетной палубы: 242х29 м. Управление: 2 руля, расположенные в продольной оси корабля. Движитель: 4 гребных трехлопастных винта диаметром 5 метров каждый. Мощность силовой установки 164900 л.с. Скорость максимальная/крейсерская: 34,2/18 уз. Дальность на скорости 30/18 узлов: 4200/9700 миль.
Набор полетной палубы был из сегментов, благодаря которым она "играла" вместе со всем корпусом. Это не позволяло смонтировать на авианосце катапульту.
Деятельность и модернизации.
Вместе с однотипным "Shokaku" составил 5-ю дивизию авианосцев или "Журавлиную дивизию", так как в переводе "Shokaku" – "Парящий журавль" и "Zuikaku" – "Счастливый журавль". После потопления "Shokaku" 19 июня 1944 года, переведен в 3-ю дивизию авианосцев вместе с легкими авианосцами "Zuiho", "Chitose" и "Chiyoda".
В ходе боевой службы внешность корабля не претерпела существенных изменений. Изменения в основном касались усиления зенитного вооружения и повышения живучести корабля. Живучесть повышалась как организационно, так и технически.
В декабре 1942 года "Zuikaku" получил радар тип 21 на крышу острова, а в июне 1943 года на сигнальную мачту перед стеньгой добавлен радар ПВО тип 13.
В 1944 году получил камуфляжную окраску.
Авианосец принимал участие во всех крупных операциях на войны на Тихоокеанском ТВД, кроме "Битвы за Мидуэй", вплоть до своей гибели 25 октября 1944 года в ходе операции "Sho" или "Сражение у мыса Энганьо". В авианосец попали 7 бомб (1 - 454 кг и 6 - 227 кг) и 7 торпед в оба борта, что явный перебор для любого авианосца. Потери экипажа 843 человека, включая командира корабля контр-адмирала Kaizuka Takeo. Спасено 862 человека эсминцами "Wakatsuki" и "Kuwa".
В последнем бою на авианосце было 65 самолетов: 28 А6М5, 16 А6М2, 7 D4Y2 (разведчик) и 14 B6N2.
Столь большие потери в экипаже обусловлены во многом непрерывными атаками американских самолетов из TF 38, которые препятствовали спасательным работам. В составе TF 38 был легкий авианосец CVL–22 "Independence", модель которого собрана мной в июле 2011 года и представлена на более ранний период.
"Zuikaku" был последним из 6 авианосцев, чьи самолеты атаковали Перл-Харбор 7 декабря 1941 года.
Американский адмирал Честер Нимитц день потопления "Счастливого журавля" назвал "своим самым счастливым днем".
Я работал акриломTamiya: X–1; X–7; X–11; X–12; X–28; XF–1; XF–2; XF–3; XF–7; XF–9; XF–11; XF–12; XF–27; XF–56; XF–58; XF–60; XF–64; XF–67; XF–71 и XF–78.
Покраска производилась кистью и аэрографом.
Корабль
По данным на коробке модель авианосца имеет в длину 73 см, в ширину 8,4 см. В базовой версии 1213 деталей.
Сама модель выполнена из высококачественного пластика. Было очень приятно с ним работать. Самолеты изготовлены из прозрачного пластика. Облой: нашел несколько штук.
Сборочная инструкция почти вся на японском языке, что характерно для Fujimi. Из-за этого в конце сборочной инструкции была большая проблема в опознании типов самолетов авиагруппы.
Цвета окраски указываются по ходу сборки. Есть также лист окраски, совпадающий с размером модели, благодаря которому с помощью масок без особых проблем можно камуфлировать полетную палубу. Я думал, что это будет самым сложным. Каким же я был наивным?!!
Корпус набирается по шпангоутной системе.
Самолеты авиагруппы, всего 8 единиц, изготовлены из прозрачного пластика. Винты на самолетах пластиковые. Плоскости каждой лопасти находятся под углом к оси вала, как на реальных самолетах. Они мною опознаны, как A6M2 model 21, A6M5 model 52, B5N2 и B6N2. Установил все самолеты. Хотя по данным из источников, самолетов B5N2 на борту авианосца 25 октября 1944 года не было. Декали удачно скомпонованы по объекту назначения и отделены друг от друга черной пунктирной чертой. При этом все декалитонкие и отлично рвутся. Клей на декалях хороший: достаточно легкого касания кончиком поверхности и ее не сместить. Надо полностью снимать декаль и повторять процедуру. Также может спасти куча воды на поверхности модели сразу после наложения декали, тогда клей отцепится.
Я покупал только 2 дополнения из 4-х, предлагаемые производителем. В остальных я не видел смысла.
Если смотреть на модель
То можно сказать, что на авианосце готовятся начать полеты (от носа к корме):
а) ветроотбойный щит уже поднят;
б) передвижные 1-ствольные 25-мм автоматы еще не отодвинуты на края полетной палубы;
в) аварийные барьеры еще не опущены;
г) верхний выхлоп из дымовых труб уже закрыт и переведен на нижний боковой;
д) палубный радар тип 21 еще не убран в свою нишу под полетную палубу;
е) антенные мачты еще не откинуты в стороны на 90 градусов;
ё) большие спасательные сети на краях полетной палубы уже приподняты;
ж) самолеты уже находятся на полетной палубе;
з) заваливающийся 5-тонный кран еще не убран.
Доработки
Доработки максимально подробно описаны в моей теме. Адрес см. выше. Здесь остановлюсь только на общих моментах.
Было очень много доработок. В первую очередь это были исправления ошибок самого производителя.
Номера пластиковых лестничных трапов совпадают с трапами ф/травления. Это заметно облегчило работу. У каждого трапа выгибаются ступеньки.
Леера почему-то показаны отдельно от лестничных трапов. Если бы они были показаны совместно, то список доработок, подробно описанный в теме, был бы на порядок меньше.
При установке двух малых спасательных сеток в кормовой части полетной палубы производитель вдруг куда-то дел тельферы, предназначенные для спуска спасательных катеров на воду. Тельферы консолями выступают из-под полетной палубы. С тельферами невозможно поставить сетки на эти места. Сетки установил рядом на свободных местах. Установка дверей из ф/травления вообще никак не была прописана. Двери устанавливал на свой вкус, согласуясь со здравым смыслом.
Такелаж сделан из нейлоновых ниток и медной проволоки. Для мачт бокового такелажа по левому борту и для минимачты на полетной палубе применил пластиковые стволы 25-мм автоматов. Добавил в авиагруппу авианосца 2 самолета D4Y2 в модификации разведчика, о чем свидетельствуют дополнительные топливные баки под крыльями. Они входили в комплект модели линкора-авианосца "Ise" (Fujimi, 1/350), но не были мной востребованы. На килях самолеты несут знаки 634-го кокутая, который был приписан к "Ise". Финальная доработка. На базовой модели некуда вешать флаг. Флаг для корабля это ВСЁ. Тем более японцы, которые никогда его не спускают. Повесил 2 флага (командующий дивизией и общий ВМФ) за стеньгой сигнальной мачты.
Заключение
Данная модель предназначена только для очень опытных моделистов-корабелов. Очень тяжелая модель, но при этом очень интересная.
Лично для меня эта модель стала очень хорошим испытанием. Во время сборки я активно маневрировал между мелями и минными полями. Несколько раз напарывался, но выгреб с помощью Бога, Святого Константина и известной всем мамы.
Спасибо всем за внимание!
Очень далёк от флота, однако привлекло в теме о постройке очень чёткое описание самого процесса. Результат впечатлил, заслуженный плюс за такую работу.
С уважением - Олег.
Есть еще модель "Shokaku". Она тоже от Fujimi и в масштабе 1/350, но представлена на 1941 год.
Когда я выбирал между моделями "Shokaku" и "Zuikaku", меня привлёк именно камуфляж. Очень сложно, но глаза боятся, а руки делают. И ведь сделали однако!:shock:
Новая задача для себя: увеличить качество не теряя скорости.:cool:
В авианосце "Hiryu" всего 851 деталь. Уже не страшно.:wink:
Меня всё время мучал вопрос, откуда у японцев столько ресурсов взялось, на такие корабли....?
Они за 350 лет не проиграли ни одной войны. В Первую Мировую войну японцы были с Антантой, то есть тоже в стане победителей. Вот и ресурсы. При чем не только природные, но и человеческие.
Константин, почему-то пропало в названии темы слово "ГОТОВО". У Вас есть возможность редактирования названия темы? Надо бы подправить, а то в соседнем ГБ из-за этого непонятки при судействе возникли.
U-boot поздравляю с окончанием работы. Грандиозно! Я бы себе такую штуку с удовольствием на стол поставил, тем более, что уже давно не ровно дышу на японцев. Это моя одна из излюбленных тем.
Ставлю с удовольствием +1.
Народ, а кто нибудь знает откуда у модели Сёкаку/Дзуйкаку на корпусе взялись були?
Они хорошо видны на вот этом фото
да и на фотках ув. U-boot вполне различимы.
Ведь выходила MONOGRAFIE MORSKIE по этим АВ, и в ней давались несколько заводских сечений по шпангоутам. Ни каких булей на них не обозначено.
Кроме того давался и план трюма.
На нём тоже булей не видно!
Ничего не говориться о булях и в монографии С.Сулиги .
Так откуда FUJIMI взяла булина своей модели? Может выходило какое-тоновое иностранное издание по этим АВ, в котором есть теория корпуса на которой изображены були?
Вот в теоории которая приведена в выпуске Морской Коллекции були изображены. Но у меня почему-то совсем нет доверия к таким шпангоутам. Уж очень странно они смотряться.
С уважением - Олег.