Сегодня я предлагаю вашему вниманию интервью с человеком, который не нуждается в представлении. Однако для тех, кто не знает, Стив Залога - историк и моделист, достаточно хорошо известный во всём мире.
Стив получил образование в Union College и Columbia University. Он является автором многочисленных книг по военным технологиям и военной истории, особенно по армии США во время Второй Мировой войны, а также России и бывшего Советского Союза. Более 20 лет он проработал военным аналитиком, специализируясь на ракетных системах и международной продаже оружия. Стив так же является членом AMPS (Armor Modeling and Preservation Society – Ассоциация Моделирования и Предохранения Бронетехники) и модератором форума Missing-Lynx.com. И это далеко не всё...
Стив согласился уделить нам несколько минут своего свободного времени и ответить на вопросы для ScaleModels.ru. (English version here)
Стив, большое спасибо за эту возможность поговорить с тобой, и задать некоторые вопросы. Не мог бы ты рассказать немного о себе? И кто был первым: Стив Залога – историк, или Стив Залога – моделист?
Первым был моделист. Я начал строить модели в 4-летнем возрасте (1956 год) с самолёта “Spirit of St. Louis” Линдберга. Где-то до 1965 года я строил в основном авиамодели, пока, благодаря новому американскому журналу “Scale Modeler”, не заинтересовался моделями танков. К 1968-му году, когда я пошёл в колледже, я уже преимущественно строил модели бронетехники. В 80-е я почти не занимался моделями, так как моя работа находилась далеко в Нью-Йорке, и много времени уходило на поезд туда и обратно. Я опять начал строить и уже помногу в 90-е годы, когда поменял работу, и у меня появилось больше времени.
Военная история меня интересовала тоже с детства. Мой дедушка был в батальоне военных инженеров Армии США и высадился на пляже Омаха на D-Day в июне 1944-го; и мой отец тоже был инженером Армии США, хотя высадился в Нормандии уже после D-Day. Большинство моих старших родственников так же участвовали в той войне, как и многие соседи старшего возраста. Так что историей Второй Мировой войны я был заинтересован на протяжении многих лет.
Откуда такая заинтересованность в Советской/Российской бронетехнике?
Интерес к советским танкам у меня появился в 1960-х годах после того, как в мои руки попала уже ставшая классикой книга Джона Милсома. К тому же мне всегда казалось, что поиск информации по советской бронетехнике был гораздо более сложен, чем по американской или немецкой, особенно в 60-е и 70-е годы, когда такой информации в США было очень мало. Для меня поиск информации и исторического материала – это такое же удовольствие, как и строительство самой модели. К тому же, когда я учился в университете, моей специализацией была Восточно-Европейская История (ХХ век), и я учил русский и польский языки.
Нельзя не согласиться, что поиск информации иногда затягивает настолько, что можно даже забыть о самой модели. А 20-30 лет назад даже для самих советских историков информация по бронетехнике СССР могла оказаться трудно-доступной. А какими источниками по советской БТТ Второй Мировой ты пользовался? Помогло ли тебе в этом знание русского языка?
Вообще-то, практически ничего заслуживающего внимания по истории советской бронетехники в 60-е, 70-е и даже 80-е на русском языке не выходило. Материалы, опубликованные на польском и чешском были намного лучше (например, написанное Янушем Магнуским). Сейчас, конечно, ситуация совершенно другая, и лучшие издания выходят как раз таки на русском языке. Так же в 1960-80 годах, кроме польских и чешских изданий, много информации по советским танкам периода Второй Мировой можно было найти в документах немецкой разведки (Fremde Heer Ost), находящихся в Национальных Архивах Соединённых Штатов.
Так как времена меняются, и доступной информации становится всё больше, ты когда-нибудь думал о том, чтобы «вернуться», и , возможно, переписать некоторые из твоих более старых книг?
Я написал более сотни книг, поэтому на этот вопрос трудно ответить. Некоторые темы интересуют меня как и прежде, и я буду продолжать писать о них. Однако я особо не планирую писать на советскую/российскую тематику, т.к. новая русско-язычная литература на эту тему намного лучше, чем то, что я смог бы написать. Возможно, я и буду писать что-то на русскую тему, если подобные заказы поступят от моих издателей, например, Osprey.
Работаешь ли ты над какими-либо книгами сейчас?
Я всегда занят работой над новыми книгами, и в данный момент у меня контракты на два года вперёд. Мои следующие Osprey New Vanguards будут на темы «Tanks of the Spanish Civil War» и «French Tanks of World War I». Мои следующие Osprey Duels будут «M26 Pershing vs. T-34-85: Korea 1950» и «Char B1 bis vs. PzKpfw IV». Только что вышла новая книга из серии Osprey Campaign на тему Operation Nordwind, а следующая будет - Operation Pointblank.
После выхода «Armored Thunderbolt», которая была написана для Stackpole, я собираюсь написать ещё несколько книг для них. Они должны выйти в 2011-2012.
На сайтах русско-язычных моделистов есть довольно популярная тенденция публиковать свои собственные статьи на темы, связанные с поиском исторической информации. Например, почитав пару книг по интересующей его тематике, и объединив информацию из прочитанной литературы, молодой моделист напишет свою статью только для того, чтобы быть «закритикованным до смерти» старшими посетителями, которые прочитали большее количество литературы, чем он сам. Такие ситуации, естественно, способны отбить у него всякую охоту на будущее. У тебя есть какой-либо совет для таких молодых историков-самоучек?
Я не слежу за русско-язычными модельными сайтами, поэтому не знаю, о каких именно статьях ты ведёшь речь. (Правда, я получаю журнал М-хобби). Сейчас столько всего в интернете, что за всем очень трудно уследить.
Я думаю, что сейчас в сети общая проблема огромного количества дешёвого критицизма и сарказма, исходящего от людей, назначивших самих себя в эксперты. Сами они ничего стоящего не пишут и не публикуют, однако проводят всё своё время в жалобах на работы других. И это не ограничивается русско-язычнымихобби сайтами - это встречается достаточно часто и на англо-язычных.
Ты занимаешься моделизмом очень давно. Для создания исторически правильной модели в 1960-80х годах очень много энергии уходило на изготовление деталей «с нуля». Сегодня же выходят наборы, где в каждый вложено по 500-600 деталей; плюс существует и афтер-маркет любого вида. Тебе не кажется, что из-за этого теряется творческая часть нашего хобби?
Я думаю, что изменился сам фокус. Мне кажется, что сейчас гораздо больше внимания уделяется покраске, фигурам и основаниям под диораму. Качество покраски сейчас стало во много раз лучше, чем 10-15 лет назад. Но я соглашусь, что теперь мы видим гораздо меньше моделей, построенных «с нуля», или моделей, которые бы включали множество исправлений и доработок со стороны моделиста (и не только афтермаркет). В большинстве своём покраска сейчас стала лучше, а вот сборка - менее амбициозной.
Уже давно наиболее популярной темой у моделистов бронетехники, а следовательно, и у производителей, является немецкая бронетехника Второй Мировой войны. Однако за последние несколько лет Dragon выпустил изрядное кол-во модификаций Т-34, Trumpeter – несколько вариантов КВ и гаубицу Б-4, Tamiya представил ИС-2 и ИСУ-152, а теперь и БТ-7. Как ты думаешь, меняется ли ситуация, и не увидим ли мы скоро больше моделей советской БТТ?
Вообще-то, я думаю, что советская бронетехника Второй Мировой достаточно хорошо представлена производителями. Я только что закончил постройку БТ-7 от Tamiya (конверсия в финский БТ-42), хотя был вполне доволен более старой моделью от Eastern Express. Да, нам бы не помешал Т-26 получше. Однако, мне кажется, что более современная советская и российская бронетехника гораздо нужнее, например, хороший Т-64 или Т-80. Так же огромные пробелы и в технике союзников времён Второй Мировой (Британский Universal Carrier/Bren Carrier; Французские SOMUA S-35, Renault R-35, и т.д.). Танки Первой Мировой тоже не помешали бы.
Что тебе нравится, и что не нравится в законченных моделях (построенных другими моделистами)? И обращаешь ли ты внимание на историческую аккуратность?
В связи с моими интересами в истории я всегда обращаю внимание на историческую аккуратность. И, конечно же, я отдаю предпочтение определённым стилям моделизма и покраски. Как правило, мне нравится «северный» стиль покраски как более уравновешенный и, как мне лично кажется, более реалистичный. Мне не нравится «испанская школа». По-моему, цвета там получаются слишком яркие, а «weathering» немного экстремален. Я думаю, что, причина этого в различном восприятии света; северные европейцы вырастают под пасмурным «серым» небом, а среднеземноморцы – под ярким солнцем.
А какую модель (или модели) ты хотел бы когда-нибудь построить?
У меня всегда есть какие-то проекты на полке, однако в последнее время мои постройки часто зависят от выхода новых моделей. Большинство моих моделей появляются в хобби-журналах, таких, как Military Modelling из Великобритании. Да и издатели, как правило предпочитают описание построек новых наборов.
Была ли у тебя возможность посетить страны бывшего СССР? Если да, то что ты нашёл наиболее интересным?
В России я бываю довольно часто. Чаще всего - в Москве, но мне довелось побывать в Екатеринбурге, Омске, Владимире. Два года назад наконец-то удалось посетить Санкт-Петербург. Это один из красивейших городов Европы; и конечно же, Музей Артиллерии и Инженерных войск – просто великолепен! Конечно, я люблю музеи. Авиационные музеи наподобие музея в Монино, и другие военные экспозиции.
Также, побывав в Москве в прошлом году, я заметил, что там очень хорошие хобби-магазины. В Соединённых Штатах они вымирают из-за интернетной торговли, а те, которые я посетил в Москве, были лучше, чем находящиеся недалеко от меня.
Стив, большое тебе спасибо за эту возможность взять интервью!
И я добавлю своё "Спасибо !!!" .
Особенно потому, что для меня (да , я думаю, и для многих других) понятие" Стивен Залога" - это что-то такое легендарное, а , оказывается - живой человек !
Тема: Интервью со Стивом Залога (Steve Zaloga)(#3132) - обсуждение
Большое спасибо за интервью!
Но я бы исправил "аналиста" на "аналитика" (1й абзац)