Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
Обзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет ЛуныОбзор Hasegawa 1/72 Aircraft weapons - 2 (арт. 35002) X72-2 Обзор Trumpeter 1/72 МиГ-29УБ (9.51) №01677 - беспощадный Китай Обзор наборов Mazhor Models 1/72 72012, 72013, 72316 - X-22 Буря Обзор Takom 1/72 SILBERVOGEL Suborbital bomber atomic payload suite Обзор декали On Target Decals 1/72 RAF Op Granby Part 1 В лунном сиянии серебрится огромный B-29 Возврат же интереса к береговым истребителям, наметившийся во второй половине войны, был во многом вынужденным (ввиду потери почти всех авианосцев) и, увы, совпал с закатом самой Японской империи. Поэтому, хотя они формально даже опережают «палубников» по количеству бывших в разработке типов (нумерация достигла в максимуме J8М против А7М), реально до серии были доведены лишь первые два «джея» – J1N «Gekko» и J2M «Raiden», а наиболее известной флотской «береговушкой» и вовсе стал истребитель, носивший эту литеру не в начале, а в конце своего обозначения – знаменитый N1K-J «Сиден»/«Сиден-Кай». Впрочем, это уже совсем другая история… Самолёт получился у инженеров Накадзимы хороший. И по мне – так ещё и чертовски красивый, особенно в своём первоначальном облике, с характерной «горбинкой» фюзеляжа позади основного фонаря кабины. Горбинкой, которая лично у меня вызвала ассоциацию с ВИ-100, первым прототипом нашего Пе-2. Тем более что в судьбах обоих самолётов и впрямь хватает сходства: изначально задуманные как «церштореры» своих ВВС, войну прослужили они совсем в других ролях. «Пешка», как известно, «работала» в основном пикировщиком, изредка тяжёлым истребителем или разведчиком. «Гекко» же руководители Императорского флота предпочли использовать вначале как скоростной разведчик (заказав в более чем скромной полусотне экземпляров), и лишь ближе к концу войны, когда над Японией простёр свои крыла о двух моторах каждое жареный петух (в лице В-29), тоже срочно вернули в ипостась истребителя, но уже ночного. Вначале просто поместили в заднюю кабину на место третьего члена экипажа две пары 20-мм пушек по столь популярной у ночников «оси» схеме «косой музыки» (одна пара вела огонь вперёд-вверх, вторая вперёд-вниз), затем (с 301 серийной машины) самолёт подвергся более существенным переделкам. В целях облагораживания аэродинамики был «срезан» характерный горб за фонарём (что придало фюзеляжу «Гекко» в передней части ещё большее сходство с теперь уже «пешкой»), а в носовой части самолёта разместилась специализированная РЛС. После превращения в истребитель производство самолёта было резко активизировано, дав в итоге суммарную цифру выпуска всех версий «Гекко» около 500 экземпляров. Участь подобной переделки в ночные истребители постигла в конце войны многих бывших флотских и армейских крылатых разведчиков (хотя, как известно, насчёт «бывшести» разведчиков у одного известного земляка отцов-основателей нашего сайта есть своё особое мнение), но на их фоне «Гекко» изрядно выделился, став по большому счёту единственным по-настоящему эффективным японским «ночником». Ничего не попишешь – вспоминая изречение А.Н. Туполева, красивый самолёт просто не может что-либо делать плохо... МодельПерефразируя известное выражение, вы можете купить «Гекко» в масштабе 1/72 от любой фирмы – при условии, что это будет «Фуджими». Когда-то существовал ещё и альтернативный вариант от Revell (даже беглый взгляд на фотографии которого лично у меня вызвал в памяти незабвенный до ужаса А6М5 того же производителя), но на сегодняшний день наряду с уменьшенными в 72 раза F1M, B6N, B7A, D4Y (может и ещё кого забыл), фуджимовский J1N является безальтернативным в данном масштабе. В настоящее время в каталоге HobbyLinkJapan.Com присутствуют оба «горбунка» - разведчик J1N1-R (#72022/ Н08) и ранний «ночник» J1N1-S Model 21 (#72009/ Н06), но по информации западных сайтов, поздний J1N1-S Model 23 также не обойдён вниманием. На то же указывает и само членение модели, о чём однако чуть позже. Меня же, как я уже упоминал, больше прельщали «горбатые» варианты. Поскольку, как известно, фуджимовская продукция особой регулярностью появления на российских просторах никогда не отличалась, взор мой волей-неволей обратился на зарубежные Интернет-магазины. Пока я собирался добавить к своей VISA Electron ещё и Classic, на HLJ промелькнул и пропал разведчик (желающие могут посмотреть его англоязычный вкоробочный обзор тут), но зато ночной истребитель я уже не упустил, и 29 декабря теперь уже прошлого года он стал, наряду с P1Y «Ginga», моим новогодним подарком от японского деда мороза Что ж, поблагодарим доброго дедушку и взглянем на подарочек более пристально. О «Сайуне» подробный разговор пойдёт в своё время, но в обоих случаях понимание фуджимовцами этих самых передовых технологий заставило крепко задуматься… Поневоле вспоминается бессмертное: «Стамбул (в данном случае наверное всё же Сидзуока) – город контрастов». Судите сами. С одной стороны – изящная проработка внешних поверхностей, не менее изящные пушки, тонкие прозрачные «стекляшки», БАНО отдельными деталями, даже колёса – и те с «нагруженными» шинами. Плюс хорошее соответствие геометрии пластика и линий расшивки графике из выпуска Model Art Modeling Magazine, посвящённого «Гекко». Добавим сюда декаль на 6 вариантов и недурственный боксарт, который, хотя и не имеет прямого отношения к качеству пластика, но призван оказывать вдохновляющее (ну или как получится) воздействие на моделиста, а автора сего опуса так и вовсе вдохновил на написание вынесенного в эпиграф хайку. Тут же правда возник и некий когнитивный диссонанс – самолёт на коробке обозначен как J1N2 вместо привычного J1N1-S. Беглое знакомство с вопросом (Famous Airplanes of the World #57, март 1996 г., с.17) показало, что это (как и Модель 21) – жаргонное обозначение ранней ("горбатой") версии ночного истребителя, введённое задним числом лет через 10 после окончания войны и никогда не применявшееся в отношении «живых» машин. Соответственно, модернизированная версия истребителя поздних серий на этом же жаргоне обозначается как J1N3 (Модель 23). Точно так же весьма схематично даны ниши шасси – при том, что на внутренних стенках створок неплохо воспроизведён характерный «дырчатый» рельеф. По счастью, «Эдуард» производит на J1N набор травления, позволяющий «вылечить» большую часть указанных недостатков (в ожидании прибытия оного «живьём», привожу тут сканы инструкций, ссылки на которые были любезно предоставлены на форуме коллегой kitis), однако и он не спасёт от пустоты в самом носу самолёта, отлично просматриваемой (опять совсем по-«пешечьи»!) через нижнее остекление. Тут хочешь – не хочешь, а придётся приложить руки, дабы загрузить хотя бы набор кислородных баллонов и сымитировать одну из «фишек» этого самолёта – фару носового прожектора. Прозрачный её обтекатель в пластике конечно дан, а вот со всем остальным придётся повозиться… РезюмеНаверное, это не самая подходящая модель для сборки «прямо из коробки», но вложив в неё свой труд (отнюдь не чрезмерный), сожалеть о затраченных усилиях вам определённо не придётся. К тому же, как уже говорилось, модель безальтернативна. Сдаётся мне, что фирма не случайно и не без намёка выбрала для себя название Fujimi – в поэтическом переводе «лучшее место для любования горой Фудзи». Оная гора, как известно, олицетворяет красоту и душу Японии. Так что если вы хотите любоваться в своей коллекции красотой воплощения японской технической мысли – похода к Фуджими вам не избежать!
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us. |
|
» Автор | |
---|---|
Сергей,Ижевск | |
Опыт: | 120 |
Репутация: | +36/–1 |
Лучшая публикация - январь 2010 http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_2385.html |
Нечаев в 09.01.2010 - 20:15 Еще один нюанс - ксе японские ночные истребители заканчивались на -ko, сиречь - "свет", если конечно получали собственные имена.
А текст - просто суперский, |
Сергей,Ижевск в 10.01.2010 - 00:19 Браво - достаточно лаконично, но содержательно. Один нюанс: "свои крыла о двух моторах каждое" :???: Всё же В-29 - моноплан, и можно говорить лишь о двух моторах на каждой консоли крыла :lol: Однако это тонкий технический нюанс... :lol:
С уважением - Олег. ЗачОт, спасибо! ;-) Понятие "крыло" я употребил в этой фразе в самом простонародном его понимании, именно для пущей аналогии с тем самым жареным петухом - не искать же птичнице Маланье у сей птахи консоли :). Ну а мы-то с Вами знаем, о чём идёт речь... ;-) Добавлено спустя 10 минут 37 секунд: Re: Обзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет Луны Хорошая статья. Но есть несколько замечаний. Верхний «горб», по крайней мере у меня, в задней части заужен около 0,5 мм. Не понравилось как сделаны обтекатели патрубков, какие-то они как-бы квадратные что-ли, на мотогондоле снизу по бокам щели даны в ввиде двух накладок. Травло от Эдуарда не все решит по кабинам, неправильные сиденья (дырки не там и не столько, а заднее сиденье вообще без них должно быть, это если судить по Японским книжкам Famous Airplanes и Modeler's Eye Series) пол в задней кабине немного не такой, оборудование в задней кабине дано упрощенно. На отсек вооружения они вообще ничего не дают. В носовой отсек у Эдика есть немного деталей, но как мне кажется этого маловато и придется частично доделывать самому. Коллега, большое спасибо за замечания, учту при работе. Обзор писался на сей раз "с пылу, с жару", отсюда и упущения. Что касается задней кабины (речь о той, что в "горбу" или я ошибаюсь? Просто привык воспринимать места пилота и штурмана под одним фонарём как единую двухместную кабину), то у истребителя вроде как в ней прозрачным остался лишь небольшой фрагмент примерно на трети длины "горба," всё остальное было зашито металлом, а через остекление были видны лишь казённики и часть стволов верхних пушек. Вот барабаны боезапаса к ним придётся добыть или сделать... Добавлено спустя 2 часа 17 минут 35 секунд: А текст - просто суперский Спасибо! Наверное, у меня пока неидеально получается рассказывать о самом пластике (что-нибудь да упущу), но я принципиально стараюсь интересно и популярно живописать "матчасть" и историю прототипов :lol: . Ибо, как когда-то отметил коллега Снорри, японская авиация Второй мировой - форменная Terra Incognita для большинства коллег, а как мне кажется, она заслуживает того, чтобы о ней знали несколько больше, чем одно лишь Пирл-Харборовское "трио" :oops: |
AndreykA в 10.01.2010 - 09:47 Тема: Re: Обзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет Луны Привет.
Под задней кабиной подразумевал штурманскую. Хорошие фото есть в книжке Modeler's Eye Series, только на Type 11. А текст действительно отличный. |
Сергей,Ижевск в 11.01.2010 - 09:48 Тема: Re: Обзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет Луны P.S. По поводу баннеров уважаемого коллеги foxbot. К сожалению, на первом из них (где собранная модель) - как раз "великий и ужасный" ревелл, к тому же не той модификации :(. Может, лучше его вообще исключить? |
foxbot в 20.01.2010 - 17:23 Может, лучше его вообще исключить?
Это не ко мне, а к Михаилу. Я уже ничего изменить не могу. :sad: |
serge55 в 15.01.2011 - 22:35 Тема: Обзор Fujimi 1/72 J1N1-S Gekko - Убийственый свет Луны Спасибо ! Читать интересно, логика изложения чёткая, и стиль нравится.
Сергей, не ведитесь на дотошность omega, продолжайте в том-же духе. "КрылышкИ сложились" - это ведь не "водитель кобылы" в своё время написал, а "водитель моноплана" :) |
omega в 15.01.2011 - 22:48 Сергей, не ведитесь на дотошность omega, продолжайте в том-же духе.
Правильно, Сергей - не ведитесь на мою дотошность :grin: "КрылышкИ сложились" - это ведь не "водитель кобылы" в своё время написал И не "водитель кобылы" написал "А бабочка крылышками бек-бек-бек..." :mrgreen: С уважением - Олег. |
Нечаев в 16.01.2011 - 05:31 Очень симпатичный обзор, толковый. От себя добавлю, что слово "свет" (光, иероглиф звучит как "хикари", но читается в сложном слове как -ко) в назывании должно было обозначать собственно ночной истребитель. Однако кроме "Гекко" могу из серийных припомнить только "бяко" и "киоко" - ночные истребители на базе "Гинга".[/quote] |
Сергей,Ижевск в 18.01.2011 - 00:34 Спасибо всем на добром слове! Приятно видеть, что мой обзор годичной давности продолжает вызывать столь неподдельный интерес ;). Видно и впрямь не зря получил в своё время приз за лучшую статью месяца :) |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
С уважением - Олег.