Когда был объявлен конкурс по палубным самолетам США, у многих в мыслях сразу же возник устойчивый образ истребителя F-14, лица палубной истребительной авиации US Navy в течение более чем трех десятков лет, и я в этом стереотипном восприятии не стал исключением. Сомнений в выборе объекта практически не было – конечно, F-14, и конечно, Hasegawa.
Прототип
Машина очень известная, думаю, нет особой нужды ее представлять, история создания, применения, характеристики есть во многих источниках, например в Вики: http://ru.wikipedia.org/wiki/Grumman_F-14_Tomcat
Модель
Поскольку F-14A у меня уже в коллекции есть (пусть и древний), решено было сделать F-14B в варианте hi-viz VF-103 Jolly Rogers, в качестве конкретного прототипа был взят BuNo 161435, предлагаемый Хасегавой в варианте «Limited edition».
Набор очень приятный, с тонкой расшивкой, прозрачным копийным двухобъемным фонарем, минимумом облоя, декалямиCartograf и платой фототравления.
В дополнение к Hasegawa был приобретен набор Aires, в который входили смоляные детали кабины – сама кабина, два кресла, бортовые и приборные панели, панель под козырек фонаря, а также небольшая плата фототравления.
Еще из афтермаркета был приобретен набор травленкиEduard на F-14A, но практически все из него применимо и к F-14B.
В общем, развязавшись с предыдущим проектом, и глядя на коллег по групповой постройке, я решил поддержать тему, и залихватским кавалерийским наскоком за месяц собрать Томкэта. Даже в тему поначалу вставил «fast build». Но, как говорится, человек предполагает, а Господь располагает… Множественные дни рождений, юбилеи, свадьбы, аэрошоу и прочие дачи безжалостно сжирали драгоценное время, и отпущенный на конкурс период времени шагреневой кожей сжимался ужасающе быстро… Потом начались необъяснимые проблемы у многих участников конкурса, казалось бы на ровном месте – и в моделях, и в остальной жизни… Август, как всегда непредсказуемый, остался верен себе и в этом году, и если бы не волевое решение жюри о двойном (!) переносе сроков окончания конкурса (спасибо Владимиру (ака Nazar) за понимание и терпение!), до финиша добрались бы единицы участников...
Впрочем, вернемся к теме нашего изложения.
Итак, сборка началась с бодрой окраски кокпита.
Он был загрунтован серым базовым грунтом от Vallejo, затем окрашен аэрографом и кистью. Великолепная деталировка набора просто радовала, и после покраски выглядела вполне эффектно.
Впрочем, недолго музыка играла - проблемы начались сразу же при первой попытке внедрить это счастье на предполагавшееся для него пространство внутри кабины Хаси… Несмотря на то, что на стенках кабины были сделаны выемки под все выступы пластика Hasegawa, радостного союза не произошло, стенки Хаси «бананом» охватывали смоляную кабину, и посередине не сходились на добрых пару-тройку миллиметров. После стесывания до допустимой толщины стенок (ну очень не хотелось шкурить смолу, опасную для вдыхания в виде мелких пылевых фракций) картина не сильно изменилась. Пришлось, надев респиратор и взяв в руки Проксон, серьезно секвестировать полноту стенок Aires. Кабина все-таки встала на предназначенное для нее место, но затаила обиду...
Затем пришел черед кресел. Деталировка их очень хороша, и в сочетании с удачным травлением дает вполне копийное впечатление о кресле GRU-7A.
Кабина была собрана, в носовую часть добавлен груз в виде шариков от рогатки и пневматического оружия. Носовой конус пристыковался не совсем ровно, несмотря на тщательную подгонку, зашпатлевал стык. ПВД выточил из алюминиевого стержня. Позднее, сверяясь с фото, слегка подправил и обводы передней части конуса.
При установке на место фонаря опять возникли проблемы – видимо, кабина мстила за нанесенное ей надругательство и отыгралась по полной. Не хватало каких-то полмиллиметра по ширине, фонарь оказался чуть уже по внутренней и внешней стороне. Из-за этого козырек не вставал на штатное место, а снаружи образовывалась ступенька по всей длине фонаря. Проблема была решена просто – я поддел край фонаря скальпелем и немного внатяг посадил его на предназначенное место. Никаких проблем ни снаружи, ни внутри не наблюдалось. Потом они стали наблюдаться, и вполне отчетливо. Возникшие вследствие полировки и дальнейшей посадки на место фонаря внутренние напряжения стали образовывать трещины, которые развивались день ото дня. На третий день стало ясно, что с этим жить нельзя.
Обнародовав проблему, я получил помощь модельного сообщества. Павел ака PavelP предложил запасной фонарь из своих запасов, за что ему большое человеческое спасибо. К сожалению, фонарь оказался «не той системы», геометрия была упрощенной, и видимо, посадочные места тоже были бы отличающимися. В итоге я пришел к решению – изготовить вакушный фонарь самостоятельно. Для этого я собрал сантехнический девайс имени уважаемого Сан Саныча и приступил к опытам. Здесь мне помог старинный мой приятель Муса (Уокер), который наставил меня на путь истинный в деле освоения мирового вакуума конкретными дельными советами. В результате получился вполне приемлемый фонарь, который и был установлен на место предательски подведшего меня штатного фонаря.
Еще одной проблемой стало применение двухкомпонентной шпатлевкиTamiya, свежекупленной в одном из известных московских модельных магазинов. Шпатлевка расслоилась, и в дальнейшем никак не хотела сохнуть. По прошествии суток она еще липла, пришлось все снять и зашпатлевать заново циакрином. Сделал прешейдинг, получился F-14 Tigermeet
Дальнейшая сборка прошла более-менее гладко, переделывать пришлось лишь сопла, которые были доделаны благодаря помощи замечательного человека – Андрея Proff71. Мало того, что он предоставил мне замечательную книгу «в помощь Томкатостроителю» (Danny Coremans “Uncovering the Grumman F-14 A / B & D”), так еще и помог с соплами, дав попользоваться отличными краскамиAlclad II, из оттенков которого у меня был только хром.
Остальная окраска как обычно, красками Vallejo и немного АКАНа.
Поскольку сегодня крайний день конкурса, выкладываю статью по состоянию модели на текущий момент – ракеты доделать все же не успел, хотя последние несколько дней приходилось засиживаться на балконе до 2-3 часов ночи… Ну что же, самый финальный вариант будет в ветке, а пока - миролюбивый вариант с пушкой Вулкан и пилонами, практически готовый к взлету.
Большое спасибо всем, кто помогал мне советами и делами в постройке, кто морально поддерживал и наблюдал за постройкой! Сергей, Юра, Женя, Саша, спасибо Вам! Без вас все было бы дольше и скучнее, но- "Там где мы, там победа!"
Да! Модель хороша! Кресло - шедевр!! Ещё очень понравился точёный ПВД. Мне свой пришлось покупать :oops: Ещё удивили отсутствием ступеньки между носовой частью и средней частью фюзеляжа. Мне до конца такую нестыковку побороть не удалось. Всё равно на фото мой шов видать.
chse
Евгений_Акшанов
Штурман
Коллеги, спасибо за добрые слова и репутацию!
:grin:
Ракеты сделал, подвесил на штатное место, завтра неспеша поснимаю и выложу фото.
Спасибо, Эмиль! :grin: