Немного практики и теоретических рассуждений о фотографии.
Приветствую. Некогда я обещал Слапыгину Игорю написать поподробнее про фотографирование с использованием компьютера. Но по некоторому размышлению пришел к выводу, что это вполне можно оформить в качестве статьи
Фотографирование с компьютера - это когда камера (которая это умеет, например моя) управляется не кнопками на камере, а по проводу (обычно USB) с компъютера. При этом мы получаем очень интересные возможности.
Снимок с камеры сразу, напрямую попадает в комп. Минуя карточку. И отснять их можно столько, сколько есть места на диске. Сотни, тысячи кадров. Причём их можно тут-же, не отходя от кассы, посмотреть на экране. А экран компьютера раз эдак в 10-20 больше экранчика камеры. Плюс можно его увеличить, посмотреть отдельные части. И прямо тут, сразу увидеть недостатки. И естественно, приступить к их устранению.
Вторая полезная особенность - полное отсутствие шевеления камеры. Даже при съёмке руками со штатива камера может дрогнуть в натруженных пальцах. А тут - камеры эти пальцы не касаются, во всяком случае, в момент съёмки.
Фотографирование моделей (а так-же миниатюр, диорам и прочего подобного по размерам) имеет одно достоинство. Объек никуда не спешит. И не двигается. И отснять можно столько кадров, сколько сочтёт нужным фотограф. БОльшая часть этих кадров уйдёт в корзину.
По слухам, у Мастеров фотографии с мировым именем в отсев уходит процентов эдак 80 от отснятого. Понятно, что из этих 80-ти неудачных кадров, на взгляд любителя вроде меня, удачных - приблизительно 79, но на то они и Мастера. Посему, получив удачный кадр раза с 15-го, можно считать что повезло.
На что уходят предыдущие 14 ? На оценку композиции. Освещения. Уточнение параметров. В общем, на настройку. Подвинуть лампу левее. Или ближе. Приблизить или удалить. Лампу. Или камеру. Повернуть модель. Или вообще перевернуть. Поменять ISO. Диафрагму. Выдержку. Проверить, а вдруг со вспышкой получится лучше. А со вспышкой с рассеиванием ? А с отражением от потолка ? И т.д., и т.п.
К сожалению, под рукой у меня есть только одна камера. Canon PowerShot S70. И ПО, естественно, для неё-же. Но думается мне, что базовые принципы неизменны для любых камер. Точно так-же, как и при съемке руками.
Нус, приступим.
Для начала надо установить прилагаемый к камере софт. Для Canon - это ZoomBrowser EX и прочее, которое с ним в комплекте. В частности это CameraWindow. После установки, если ничего нигде не менять, при подключении камеры должно появиться вот такое (для Canon) окошко :
Если не получилось - то можно запустить его вручную. Живет оно обычно в кнопке Пуск. Пуск -> все программы -> Canon Utilities - >CameraWindow -> CameraWindow -> CameraWindow . Да, CameraWindow 3 раза. Ну вот такой юмор у разработчиков
Далее нажимаем 1, потом 2 :
И открывается следующее окно.
Естественно, без цифирок. Они тут для для прикладных целей.
Что тут есть. По пунктам.
Скрыть/показать окошечко с изображением с камеры.
Аналогично, но для нижней панели с настройками.
Выбор размера и качества фотографии. Рекомендую ставить на максиму. Испортить всегда успеем. Ниже - поворот снимка портрет/пейзаж. Ещё ниже - комментарий к снимку. Вдруг пригодится.
Самая главная кнопка. Фотографировать !!!
А это зум. Рулится обычным ползунком. Мышью не очень удобно, но есть и стрелки вверх/вниз на клавиатуре
Отправляет камеру спать. Для экономии батарейки. Или будит. При съёмке не используется. Только в перерывах.
Применить настройки, сделанные для съёмки. Они, в принципе, и так применяются, но для полной и безоговорочной уверенности - есть эта кнопка.
Метод автофокусировки. Для автофокуса. Но лучше ручная. Автофокус - он работает "по среднему", и даже не догадывается, что именно нужно снимать. А фотограф - знает. И может навести точно туда, куда нужно. Вот только это уже привилегия, практически недоступная для "мыльниц".
Макрорежим. Вкл/Выкл. Макро - это когда расстояние от объектива до объекта от 0 до 5-15 см. И только. Размер объекта - уж какой есть. Можно и борт Титаника фотографировать с 5-ти см.
AF-assist light - это подсветка, для вспомоществования автофокусу. Когда темно, например. Оранжевая такая. При ручной фокусировке не нужна.
Автофокус. Блокировать/разблокировать. По логике, разблокированный автофокус наводится на точку фокусировки, а блокированный держит последнее найденное значение.
Вспышка. Вкл/выкл. И режимы. Подавление красных глаз и т.п.
Настройки вспышки. Яркость. А что там ещё настраивать ?
И на второй вкладке самое важное :
Баланс белого. Выбор такой-же, как и на камере. Но есть особенность. Ручную установку надо сделать до подключения камеры к компьютеру.
Компенсация экспозиции. Вообще, экспозиция - это количество света, попадающего на матрицу. Определяется настройками диафрагмы и выдержки. Компенсация (коррекция) экспозиции - немного меняет эти настройки. В зависимости от режима работы камеры (авто/приоритет диафрагмы/приоритет выдержки). В режиме ручной настройки - не работает.
Настройка компенсация экспозиции при помощи вспышки. Изменением яркости. Тоже в принципе не нужна.
Режим экспозамера. По центру, по площади, что там ещё может камера. При ручной настройке диафрагмы/выдержки ни на что не влияет
Скорость (чувствительность) ISO. Чем больше число (так и называется, число ISO) - тем выше чувствительность матрицы, и тем меньшая выдержка нужна. И вполне возможно, тем выше уровень шума на снимке. Хотя это зависит от матрицы.
Фотоэффекты, встроенные в камеру. Ч/б, сепия и т.д. Photoshop лучше
Режим работы камеры. Авто/ручной/приоритет диафрагмы/приоритет выдержки. Лучше - ручной. Тогда становятся доступными :
Диафрагма. Обыкновенная ирисовая диафрагма. Диаметр отверстия, через которое проходит свет на матрицу. Сильно влияет на глубину резкости. Чем меньше отверстие - тем больше глубина. Правда, указывается не диаметр, а диафрагменное число, которое обратно-пропорционально диаметру. Чем больше число - тем меньше диаметр. В принципе, играя с этим параметром, можно получать неплохие эффекты. Например, простейший - размытый фон. Только вот у нас тут фон - однотонный. Хоть размытый, хоть нет. Посему просто ставим на максимум.
Выдержка. Время, отведённое матрице на создание изображения. Чем больше времени - тем светлее изображение. В экстремальных случаях о-о-о-очень длинных (больших) выдержек получается белый прямоугольник. При слишком коротких - черный. Практически как у Малевича. И где-то между этими крайними случаями и находится (если поискать) нужная.
Собственно, процесс фотографирования просиходит так :
Наводим камеру на объект с нужного ракурса и под нужным углом. Выставляем выдержку. Примерно можно оценить по картинке в "видоискателе". На первом скриншоте более-менее, на втором - явно мало. Наводим фокус или он сам наводится (если авто) и жмем главную кнопку. Недолгое ожидание, и кадр на компьютере.
Рассматриваем. Оцениваем. Вносим нужные исправления. Например, подвинуть модель, или камеру, или свет - и повторяем до полного удовлетворения. После чего переходим к следующему кадру
В настройках камеры меняется только выдержка. Всё остальное - это подбор взаимного расположения модели, камеры и источников света. После некоторой тренировки вполне можно будет отснять модель так, как она того заслуживает
Ну и немного про съёмку в общем
Свет
Он должен быть в достаточном количестве. В полутьме камеры конечно что-то снимают, но вот результат оставляет желать лучшего. С другой стороны, студийные софиты не требуются. Один и тот-же уровень освещенности (который измеряется в люксах на метр квадратный) можно получить от 40-ка ваттной лампочки в 10 см. от поверхности и от многокиловаттного прожектора вдалеке. В частности, разницу в освещенности стола настольной лампой с 20 см. и с 1 метра прекрасно видно.
И свет должен быть стабилен, одинаков на всю серию фотографий, хотя бы для однообразия. В этом плане искусственный свет предпочтительней.
Свет от лампочек - довольно резкий. При съёмке сильно бликующих предметов - не лучший выбор - сильно бликует, для такого лучше лайткуб.
Баланс белого
Очень, очень важен для правильной передачи цвета. Недаром ему посвящено целых 2 статьи только на этом сайте. Но если от фотографии требуется передать только геометрию - про него можно не думать, хотя тренировка никогда лишней не будет.
Не нужно пытаться выставить модель так, чтобы она занимала весь кадр. Усилий может уйти много, а результат всё равно кроме автора никто не увидит. Просто потому, что картинки для публикации должны быть гораздо меньше, чем снимает камера. И при сжатии многое теряется. Да и про искажения объектива забывать не стоит. А они на краях кадра максимальны, а в центре, соответственно, минимальны. Вполне неплохо, если модель занимает 2/3-1/2 кадра. Лишнее по краям обрезается, остальное подгоняется под нужный размер.
Штатив
Практически обязателен, хоть какой-нибудь - хоть в виде стопки книг, на которой стоит камера. Потому как удержать камеру без дрожания можно буквально доли секунды. А этого обычно хватает максимум на снимки "в процессе". И то не всегда. А если учесть, что камера колеблется отнюдь не перпендикулярно направлению на объект, а еще и поворачивается - микронные сдвиги камеры оборачиваются смазываение деталей на 0,5-1 мм. И в результате - вместо красивой, деталированной модели в 72-м масштабе - почти сплошной силуэт. И увидеть, что же там сделано - невозможно.
Ничего. Переживу. Главное - на хорошее дело пошел :)
Да и магазине ещё есть ;)
Александр Кучеренков 13.07.2009 - 19:10 Тема: Re: 1 человек, 1 фотоаппарат, кофе и коньяк
Павел, отличная статья. Это всё прописные истины. Купив я себе зеркалку Canon+хороший объектив, карту на 16 гигов, пульт ду... вот тут пошло всё весело. Со скоростью съёмки зеркалок, сами понимаете, отснял кадров 380, а потом сидишь и тратишь пару дней на выбор удачных снимков. А если кто не хочет, чтобы на время съёмки ушло очень много времени с настройками, снимайте с сохранением в сыром формате raw. Потом даже родным софтом можно всё отлично отрегулировать, даже если на ваш первый взгляд, снимок не получился. Главное, чтобы он был сохранён в raw. При этом, даже ,можно будет и реальный баланс белого применить "задним числом" ко всем снимкам. Для этого надо будет отснять в том же помещении 15% серую карточку на фотик, а потом её применить через редактор к своим фоткам, и всё будет ок!
Статья понравилась. Теперь подход к покупке камеры уже более уверенный.
Жалко, что тема кофе и коньяка осталась нераскрытой :), особенно с учетом того, что это рассчитано на одного человека
Ну раскорою тему кофе и коньяка.
Значит вечер субботы. Есть кофе. И заодно есть маленькая (0,25) бутылочка коньяка.
Есть я. Один дома. Есть фотоаппарат.
И есть обещание подробнее рассказать "Как фотографировать с компьютера".
Ну а дальше - кружка кофе, туда грамм полста коньячку - и поехали.
Кофе по мере необходимости наливается по новой.
И всё :)
Pavelat позволю себе немного высказаться, по поводу когняка и кофейка.........
Когняк лучше пить отдельно от кофе, а закусывать когняк надо Женщиной.
Если нет Женщины-тогда сыром, лучше твердых сортов. И не прикаких условиях лимоном или шоколадом!!!
Так о вкусах же не спорят. Сколько людей-столько и мнений!!!
Я просто выразил свою точку зрения на способ употребления как одного продукта, так и другого-ну не люблю я 2 в 1. Мне лучше как в пословице-Разделяй и Властвуй!!!
Посему предложенный мной способ не пытаюсь привить кому либо.
Но повторюсь-коньяк надо закусывать Женщиной. За неимением такой-сыром, желательно твердых сортов (послушайте Старого Морского Волка........:lol: :lol: :lol:).
Ничего. Переживу. Главное - на хорошее дело пошел :)
Да и магазине ещё есть ;)