Приветствую уважаемых Коллег! Разрешите пригласить Вас на торжественное мероприятие, посвящённое выходу в свет заключительной модели из Черноморской серии линкоров - модели линейного корабля «Императрица Екатерина Великая».
С чего начинается корабль? Конечно же – с присвоенного ему Имени!
С этим Именем корабль рождается, с эти именем корабль служит Отечеству, с этим Именем он и умирает.
Но с прототипом моей модели всё получилось несколько иначе.
Для начала приведу краткую справку.
17 октября 1911 года за шесть дней до официальной закладки новые линейные корабли были зачислены в списки Черноморского флота под наименованиями «Императрица Мария», «Император Александр III» и «Екатерина II».
Причём, только «Екатерина II» строилась на верфи Завода Общества Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ, он же "Наваль").
Движимый, надо думать, стремлением во всем подражать своему державному родителю, Николай II утвердил для третьего черноморского дредноута название "Екатерина II", точно такое, каким Александр III назвал в 1883 году первый мореходный броненосец возрождавшегося тогда Черноморского флота. И никто не заметил (или не посмел подсказать самодержцу) той несообразности, что в семействе из трех кораблей, названных именами царствовавших особ, один почему-то оказался без подобающего ему императорского титула. Но ОНЗиВ не оценило императорской задумки, умалявшей престиж завода, и явочным порядком в документах, чертежах и в переписке стал называть свой корабль "Императрица Екатерина II". Естественно, по аналогии название приняли и под адмиралтейским шпицем, пока вдруг, увидев в "Новом времени" сообщение о спуске на воду в Николаеве "Императрицы Екатерины II" (так же в своем строевом рапорте называл свой корабль и его командир), министр И.К. Григорович не спохватился и не предписал именовать корабль строго в соответствии с высочайшими приказами по флоту от 11 октября 1911 года за номером 299 и от 3 октября 1883 года за номером 110. Перечить министру, понятно, не стали: "Екатерина" так "Екатерина". Но и повсеместно признанную "Императрицу" было уже не искоренить. Факт пришлось признать, и 14 июня 1915 года выпустили новый приказ, по которому корабль стал называться "Императрица Екатерина Великая".
Но на этом история с переименованием корабля не закончилась. В свете революционных событий 1917 года, корабль снова был переименован. На этот раз с 16 апреля 1917 года он стал носить имя - "Свободная Россия". С этим именем он и закончил свою службу Родине.
Конструкция корпуса и система бронирования "черноморцев" в основном соответствовали проекту балтийских дредноутов, но частично были доработаны.
Если «Императрица Мария» была короче на 13 м и шире на 0,4 м Балтийских линкоров, то точно так же, представляя собой по существу самостоятельный тип (на 1,47 м длиннее, на 0,91 м шире и на 1183 т больше «Императрицы Марии» по водоизмещению), требовала разработки собственных чертежей и «Императрица Екатерина II». Словом, о серийной постройке говорить можно было лишь условно.
На ходе работ сказывались не только болезни роста заводов, которые впервые строили такие крупные корабли, но и столь характерные для отечественного судостроения "усовершенствования" уже в ходе строительства, приведшие к сверхпроектной перегрузке, превысившей 860 т. В результате, кроме увеличения осадки на 0,3 м, образовался досадный дифферент на нос. Иначе говоря, корабль "сел свиньей". По счастью, подъем палубы в носу это скрадывал.
На "Императрице Екатерине II", используя опыт "Императрицы Марии", уже при достройке сделали необходимые изменения путем массовой сдвижки всех возможных грузов на две шпации в корму.
Линейный корабль "Императрица Екатерина II", заложенный одновременно с линкором "Императрица Мария", был спущен на воду только 24 мая 1914 года. Это объяснялось тем, что Морское министерство решило первым ввести в строй линкор "Императрица Мария". Чтобы сократить достроечный период и ускорить ввод в строй второго черноморского линкора, Морскому министерству пришлось принять ряд неотложных мер. Заводу изготовителю передали броню башен, боевых рубок, котельных кожухов и дымовых труб от линкора "Император Александр III", а также запасные станки 305-мм орудий линкоров "Севастополь" и "Полтава". Администрация завода ввела ночные смены. Освобождавшиеся от постройки эскадренных миноносцев типа "Новик" рабочие направлялись на линкор.
Черноморские дредноуты по-прежнему оставались без очевидно необходимой конструктивной защиты. Против мин заграждения испытывали фортралы, против торпед — сети. Устройство их постановки и автоматической уборки устанавливалось в соответствии с патентом английского изобретателя Кемпа: лицензию на его производство ОНЗиВ приобрело с правом применения на всех строившихся в России кораблях. В крайнем случае, для форсирования мин¬ных заграждений впереди дредноутов предполага¬лось пустить «Синоп» и «Ростислав», для которых уже готовили защитные кессоны.
2 ноября 1915 года корабль перевели из Николаева в Севастополь, линкор был предъявлен на ходовые испытания.
Утром 26 ноября корабль снялся с бочки и вышел в море на мерную линию мыс Ай-Тодор - мыс Меганом. 28 ноября в 13 часов линейный корабль "Императрица Екатерина Великая", возвратился в Севастополь. В доке провели очистку и окраску обшивки бортов и днища патентованным составом "моравия" против обрастания, он имел тёмно-зеленый оттенок. 30 ноября после осмотра котлов, главные и вспомогательные механизмы были приняты в казну.
Начались флотские будни, позвольте кратко о них рассказать.
Вместе с крейсером «Память Меркурия» линкор входил во вторую тактическую маневренную группу. Участвовал в набеговых действиях на турецкое побережье.
Первая встреча с «Goeben» выпала непосредственно на первый же боевой поход «Императрицы Екатерины Великой» (испытания ее артиллерии и приборов управления артиллерийским огнем были завершены буквально за месяц до этого). Произошла эта встреча у острова Кирпен утром 26 декабря 1915 года благодаря блестящим действиям эсминцев «Пронзительный» и «Пылкий», которые и навели вышедший в море «Goeben» на поджидавший его русский линкор. Опознав своего противника, германский линейный крейсер тотчас повернул к Босфору.
Стремясь, по-видимому, с максимальным эффектом использовать мощь бортового залпа, «Императрица Екатерина Великая», не сразу легла на курс погони, а некоторое время шла параллельно. Этого оказалось достаточно, чтобы «Goeben» успел-таки реализовать свое преимущество в скорости. Окруженный фонтанами воды от падений снарядов русского линкора он, однако, сумел увеличить расстояние, составлявшее в начале боя 125 кб, и уйти от погони. Точно так же из-под огня «Императрицы Екатерины Великой» 3 апреля 1916 года вывернулся и «Breslau».
«Goeben» в начале июля 1916 года предпринял первый за время войны дальний рейд к Новороссийску. По результатам разведки к Босфору спешно направилась и «Императрица Екатерина Великая». Однако сам Командующий флотом адмирал А.А.Эбергард вышел в море лишь получив известие о бомбардировке «Goeben» и «Breslau» Туапсе и Сочи. Не встретив «Goeben» в море и решив, что германский крейсер уже успел уйти в Босфор, А.А. Эбергард вернулся в Севастополь, отозвав и «Императрицу Екатерину Великую». А между тем «Goeben» благополучно прошел в Босфор со стороны румелийского берега.
Эта слишком уж явная оплошность, вызвавшая на флоте всеобщее негодование и утвердившая за Командующим прозвище «Гебенгард», и стала, по-видимому, причиной его смещения. На его место прибыл с Балтики вице-адмирал А.В.Колчак.
30 апреля 1918 года линкор и некоторые другие корабли Черноморского флота были переведены из Севастополя, занятого немцами, в Новороссийск. Германские власти, оккупировавшие к тому моменту большую часть Крыма, потребовали вернуть корабли в Севастополь (ведь Брестский мир был к тому времени уже подписан).
18 июня 1918 года часть кораблей эскадры ушла в Севастополь, но четырнадцать кораблей, в том числе и "Свободная Россия", по решению советского правительства, во избежание захвата немцами, остались в Новороссийске. Линкор был потоплен торпедами, выпущенными с эсминца «Керчь». Позднее отправляются на дно еще и 25 коммерческих пароходов.
Предпринятое в 1930 году извлечение ЭПРОНом из погребов корабля его боезапаса привело к взрыву (от детонации при подрыве вблизи корабля вспомогательного заряда, которым хотели расчистить путь в погреб), разрушившему корабль, отчего к нему долгое время уже не подступались. И только в предвоенные годы вместе с подъемом башен "Императрицы Марии" вспомнили и о башнях "Императрицы Екатерины Великой". В 1935 году с корабля были подняты две башни.
Модель.
Модель строилась с нуля.
Выкройки для изготовления каркаса корпуса для модели мне любезно предоставил Алексей Коломийцев.
Все токарные изделия для модели выполнил для меня Владимир Дударев.
При изготовлении всех остальных конструкций пользовался литературой и Интернетом.
При строительстве модели использовалась следующая литература:
- AJ-Press - Encyklopedia Okretow Wojennych 30 - Pancerniki typu Impieratrica Maria
- Корабли Отечества, выпуск 02. "Линейные корабли типа "Императрица Мария"" (библиотека Гангут -СПб, 1993)
- Айзенберг Б.А., Костриченко В.В. "Дредноуты Черного моря" (Новороссийск, 1998)
- Виноградов С.Е. "Последние исполины" (СПб, 1999)
- Виноградов С.Е. "Линейный корабль 'Императрица Мария"" (СПб, 2000)
- Виноградов С.Е. "Императрица Мария" - возвращение из глубины (СПб, 2002)
- Виноградов С.Е. "Линейный корабль "Императрица Мария". Легенда длиной в столетие" М. "Пятый Рим", 2017)
- Мельников Р.М. "Линкоры типа "Императрица Мария"" (Мидель-шпангоут №81, 2003)
- Айзенберг Б.А., Костриченко В.В. "Линкор "Императрица Мария". Главная тайна Российского флота" (М.Эксмо, 2010)
Также при строительстве модели использовалась информация из открытых источников Интернета, в частности с ресурсов:
Частично эта информация использовалась мной как справочный материал, а некоторые цитаты из перечисленной литературы и с вышеуказанных сайтов - использованы мной при составлении данной пояснительной записки.
И, конечно же, огромную помощь при создании модели оказали фотографии, как самого корабля, так и его модели из музея Обуховского завода.
Одной из внешних отличительных особенностей линкора "Императрица Екатерина Великая" было наличие нанесённых на крыши башен главного калибра элементов быстрого опознавания (ЭБО), которые были повторением опознавательных знаков на крыльях молодой в то время Российской авиации.
Как и при строительстве предыдущих моделей, под руку шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen. Листы различной толщины, фигурные бруски, трубки и трубочки…. Ну и любые подручные материалы из квартиры, даже трубочки для коктейля пошли в дело. Очень помогли иголки для иглоукалывания (процедуры есть такие).
Башни ГК были взяты из остатков от моих моделей "Севастопольской" серии.
Корпус – стандартно: ДП, набор шпангоутов, набивка пенопластом и шпатлёвка обычной строительной шпатлёвкой.
Палуба - мелкорадиальный шпон толщиной всего 0,4мм, Основание из пластика 0,75мм,
А дальше пошло, очевидно, самое интересное из всей этой стройки: нанесение на палубу полос из мюнц-металла, которые предотвращали отрыв палубного настила при стрельбе из орудий Главного калибра.
Полосы из мюнц-металла наносил на палубу как и ранее - акриловойкраской при помощи масок.
Окраска модели – акрил.
В заключение хочу сказать следующее: модель мной представлена по состоянию на ноябрь 1915 года, когда на линкоре ещё не было зенитной артиллерии на башнях главного калибра, и не была демонтирована ферма фортрала.
В заключение хочется выразить огромную благодарность всем участникам нашего Форума (и не только нашего, и не только Форума), которых не оставил равнодушным процесс создания данной модели.
С Уважением, Алексей Лежнев.
Ну, и в заключение моего рассказа, представляю фото всех трёх моделей Черноморских линкоров, которые мне удалось сделать за эти пять лет.
Желающие более подробно ознакомиться с процессом создания модели, могут перейти по адресу:
Котовскийв 24.04.2019 - 13:55 Тема: Самодел 1/350 Линейный корабль Императрица Екатерина Великая
Ух ты! Здорово!
Глядя на хитросплетения всего этого такелажа стыдливо краснею, думая о том, что для меня будет не самой простой задачей аккуратно натянуть восемь расчалок на "Чайке"))
Лодочникв 24.04.2019 - 14:44 Тема: Самодел 1/350 Линейный корабль Императрица Екатерина Великая
Как всегда у Алексея отличный результат. Видел "черноморцев" на прошедшем только что чемпионате России - вживую они еще более впечатляющи.
Anonymousв 24.04.2019 - 21:48 Тема: Самодел 1/350 Линейный корабль Императрица Екатерина Великая
Поздравляю с завершением грандиозного и интереснейшего проекта! как всегда потрясающе! С большим интересам следил за ходом ваших строек.
Anonymousв 24.04.2019 - 22:50 Тема: Самодел 1/350 Линейный корабль Императрица Екатерина Великая
ЗЫ Масштаб точно такой? 1/1350?
Спасибо за добрые слова!
А масштаб, действительно - 1/350.
С Уважением, Алексей.