Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...

Сейчас же, в море информации, когда многие производители выливают неплохие движки в самих наборах и, плюс мощная поддержка в виде смолы от Vector`а и ему подобных, моделирование стало не просто в радость, а и разновидностью утонченного искусства. Все это хорошо, но как быть, если нет смолы а, даваемый производителем прототип похож на нечто из пакета с морепродуктами или на что-то еще, только не на двигатель? Правильно, делать самому. Так вот это и подвигло меня написать статью и поделиться с вами очередным опытом.

ПРЕДИСЛОВИЕ

С самого своего начала увлечения моделизмом и авиацией, я особенно трепетно относился к авиадвигателям. Это и понятно - «сердцем» мотор называют не зря. К сожалению, без движителя даже самый лучший самолет или вертолет - всего лишь прикованный к земле кусок металла. Наличие адекватной тяги позволило человеку наконец-то оторваться от земли и в полной мере прочувствовать прелесть свободы трехмерного измерения. Конечно, любители планерного спорта, дельтапланеризма, парапланеризма могут мне возразить, но любой аппарат тяжелее воздуха способен держаться в воздухе только до тех пор, пока присутствует импульс. Вызов природе смог бросить только ДВС…

Поэтому, если я собираю модель, то стараюсь достаточно подробно сделать именно авиадвигатель. Раньше, когда не было Интернета, наборов деталировки, это было сделать достаточно не просто. Сейчас же, в море информации, когда многие производители выливают неплохие движки в самих наборах и, плюс мощная поддержка в виде смолы от Vector`а и ему подобных, моделирование стало не просто в радость, а и разновидностью утонченного искусства. Все это хорошо, но как быть, если нет смолы а, даваемый производителем прототип похож на нечто из пакета с морепродуктами или на что-то еще, только не на двигатель? Правильно, делать самому. Так вот это и подвигло меня написать статью и поделиться с вами очередным опытом.

 

ЧАСТЬ 1. НАЧАЛО...

А начиналось все прозаически. Купил Ла-5 ФН от Звезды в 48 масштабе. Набор, конечно же, оставил и у меня только приятные эмоции, если бы не ложка дегтя – «лысые» движки. Ну что ж, вперед на поиски в Паутину! И тут меня подстерегала первая осечка – у Vector`а этого, достаточно известного и распространенного двигателя не оказалось. Вообще то, можно было взять М-85/87/88, или Gnome-Rhone GR-14M4/M5, или пару американских Wright Cyclone R-1820 (в принципе, ноги у двигателей Швецова оттуда растут), но пришлось бы очень много переделывать, учитывая тонкости работы с хрупкой смолой, да и по цене немного накладно брать два «циклона».

Вскоре я узнал, что моторы выпускает Goffy model, и тут меня поджидала вторая осечка - гипертрофированная рубашка охлаждения, которая бы смело прокатила в 72-м масштабе, но не в 48-м. Передняя часть двигателя с гидропомпой, воздушным распределителем соответствовала ранним версиям двигателя, но никак не АШ-82ФН. В общем, все шло к тому, что мне придется самому дорабатывать «Швеца» из набора.

Собравшись духом и решив, что раз уж такое дело, то я буду «гулять» по-полной и возжелал сделать двигать работающим. В принципе, это не сложно, тем более такой опыт работы у меня был с Су-2 от ICM в 72 масштабе и с Як-9 в 48-ом от того же производителя.

ЧАСТЬ 2. ОТ ВИНТА!!!

Идея следующая. Как не парадоксально, но для двигателя нужен двигатель, в данном случае, некий микроэлектромотор. Сразу возникает вопрос - где его найти?

Как то раз, гуляя по радиорынку, я натолкнулся на раскладку с разборки мобильных телефонов. На видном месте кучкой лежали вибромоторчики по цене ведра котят, которые я не поленился приобрести. Других вариантов микроэлектродвигателей, соизмеримых с масштабом моделей у нас в Киеве я не встретил. Жителям Москвы и Питера в этом отношении повезло гораздо больше. Многим известна сеть магазинов радиодеталей «Чип-Дип», «Платан», и т.д. Там предлагают намного больший выбор микромоторчиков, как правило фирмы QX Motor – вот ссылка: http://www.chip-dip.ru/catalog/show/1385.aspx, причем параметры самые разные. На мой взгляд, наиболее подходят QX-6A-N 075060 6х17, 8мм 3V и QX5-N-093045 5х13.6мм 1.5V. У меня стоит моторчик диаметром 4 мм. Для моделей в 72 масштабе - самое то, а вот для 48 - уже на пределе. Если пропеллер от «Лавки» он потянет, то винт от С-130 Hercules будет для него билетом в один конец… Подводя итог можно сказать, что для жителей СНГ это далеко не дефицит, т.к. легко можно заказать их в магазинах или, на худой конец, выковырять из любимой Nokia N95 8Gb брата, или телефона Samsung P520 Armani обожаемой девушки (жены).
Итак, двигатель у нас есть, микромотор приобрели (получили), теперь их нужно скрестить. Дальше все зависит от модели авиадвигателя.

1 Вариант

Если это V-образный авиамотор с водяным охлаждением, например, М-105, то электродвигатель я ставил в развале цилиндров и полностью, к сожалению его замаскировать не получается. Но это не беда, т.к. оное инородное тело видно только сверху. А сбоку - лишь немногая каста моделистов - профи, обладающая натренированным рентгеновским взглядом и микроскопическим видением, способна заподозрить подвох, глядя через слои пластика грунтовки, красок и лака.

2 Вариант

Если это авиамотор с водяным охлаждением и рядным расположением цилиндров, например: Mercedes D.III/D.IIIA, то электродвигатель устанавливается в вырезе поддона картера. На собранной модели, сверху, его при всем желании не увидишь. Все это были относительно «прикрытые варианты». А теперь –

3 Вариант

Если это двигатель воздушного охлаждения, как правило, «звезда». Это - не простой вариант, т.к. авиамоторы подобного рода, зачастую, во всей красе находятся на виду, в силу понятных причин. Поэтому «маскироваться» придется серьезно и обстоятельно. Тут необходимо решить сразу. Если размеры (поперечное сечение) основы двигателя позволяют его высверлить и спрятать внутрь электромоторчик без серьезного истончения стенки (особенно актуально для смоляных наборов), то - весьма кошерно. Если это невозможно, не получается или не хочется «чесать нервы», то можно сам электродвигатель спрятать внутри фюзеляжа и вывести уже вал через центральную ось самого авиамотора, что гораздо легче.

В общем, вариантов достаточно много, главное соблюдать следующее. Дело в том, что электромоторчики, естественно, обладают малым крутящим моментом, т.е. попросту слабые. Поэтому, малейшие перекосы и трения приведут к тому, что ничего работать не будет. Нужно добиться МИНИМАЛЬНОГО трения и МАКСИМАЛЬНОГО соответствия.

Для примера возьмем сборку АШ-82ФН о котором говорилось выше. Хочу предупредить сразу. Первая часть фотосессии сборки двигателя была сделана на мобильный телефон по причине отсутствия цифровика. Поэтому качество хромает, но в данном случае это не критично, т.к. важна сама идея.

1. В качестве вала, необходимой длины, на которой уже будет прикрепляться пропеллер, я беру обычную иглу от шприца необходимого диаметра, т.к. там очень хорошая сталь, и насаживаю на вал электромоторчика. Все это дело скрепляю цианакрилатом. Важно правильно подобрать внутренний диаметр иглы под диаметр вала электродвигателя. Тогда они подойдут вплотную и игла (вал) будет точно отцентрирована.
1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...
2.Т.к. миниатюрных подшипников на вал я не нашел, то будем делать простейший подшипник скольжения. Делается это для того, чтобы создать трение между однородными материалами с низким коэффициентом. В данном случае - метал с металлом (при условии некоторой смазки). Трение же между металлом и пластмассой или металлом и смолой будет на порядок выше. А т.к. двигатель, не смотря на малые размеры способен дать недетские обороты, то участок проплавленного пластика и предсуицидального настроения обеспечен - такое в моем опыте уже было. Поэтому я вырезаю из иглы несколько большего диаметра участок в 3-5 мм длинной и фиксирую по центру передней части корпуса двигателя. Это и будет «внешней» обоймой нашего подшипника, „внутренняя”- сам вал. С трением мы разобрались.
1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...
3. Теперь- самый важный и ответственный момент-крепеж электромотора с валом к передней части корпуса двигателя. Для электромоторчика, в данном случае, я делаю своеобразное гнездо. Беру отрезок трубки из латуни, несколько больший по диаметру, чем сам электродвигатель. Припаиваю к нему три лепестка из того же материала – они будут выполнять роль крепежа. С другой стороны я припаял две медных проволочки, которые будут фиксировать электродвигатель с обратной стороны. Т.к. у меня получился зазор между стенкой трубки и корпусом электродвигателя, то я последний обернул изолентой, и теперь все стало на место. На всякий случай, для пущего крепежа, я капнул суперклеем. Далее весь этот «конгломерат» я продвигаю валом вперед через внешнее кольцо подшипника до тех пор, пока лепестки гнезда не коснутся внутренней части будущего «передка».

Теперь нахожу тот момент, когда вал свободно вращается, и фиксирую лепестки к пластику суперклеем. Все, основная часть на данном этапе выполнена. Сразу подскажу, чтобы вы сразу точно нашли тот момент, когда вал не клинит относительно внешней обоймы подшипника, нужно все манипуляции производить при работающем двигателе. Дальше нужно капнуть капельку машинного масла для смазки. Сразу определитесь с полярностью подключения проводников к мотору, т.к. от этого зависит направление вращения вашего пропеллера.
1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...
Да, чуть не забыл, напряжение на электромоторчике крайне не рекомендую повышать более 3 вольт, т. к. он очень греется, и гонять его более 1 минуты. Ваша модель все-равно не взлетит, да и для демонстрации друзьям этого достаточно, а несчастный двигатель может раз и навсегда заглохнуть, чихая паленым пластиком и пустив пару посмертных колец дымка из-под капота (что в какой-то степени реализма и добавит, но не надолго).

ЧАСТЬ 3. НЕПЛОХО БЫ И ОХЛАДИТЬСЯ...

Пиво пить пока рано - начнем бороться с „лысиной” на цилиндрах. Мочить шампунем и пересаживать волосы с различных мест мы на него не будем, но поработать придется серьезно. Для начала, на фотографиях это отлично видно, в самих „звездах” я высверлил отверстие для микроэлектормотора, куда он и спрячется. А дальше...дальше я стал ломать голову, как сделать правдоподобную имитацию рубашки охлаждения. После долгих бесплодных поисков, творческих кризисов и неравной борьбы с ленью на диване, я остановился только на одном варианте.

Суть проста. Взял медную проволоку диаметром, приблизительно, 0.1мм и плотно, виток к витку, намотал ее на деревянный стержень диаметром 10мм. Затем, полученную обмотку, предварительно зашкурив от окислов, пропаял и снова тщательно зачистил и выровнял. Далее, „цилиндр” разрезал вдоль и получил развертку. На фото сверху и слева от „звезд” – это вид сзади, а снизу - вид спереди. А потом все просто – отрываю необходимой ширины от развертки полоски, обрезаю их до необходимых размеров и, обертывая цилиндр, приклеиваю на цианакрилат. В целом, это достаточно кропотливая работа, требующая большой аккуратности и некоторого навыка. Поэтому лучше где-то заранее потренироваться. На один цилиндр у меня уходило по 2 дня. А на все две „звезды” ушел месяц, уделяя по 2-3 часа в день. Затем, на каждую клапанную крышку, сверху от цилиндров, приклеил из фольги полоски, имитирующие эти самые крышки. После всего этого, я загрунтовал Акановским грунтом „звезды” и покрыл предварительно Metal gun от Model Master.
1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...

ЧАСТЬ 4. И ПОСЛЕДНЯЯ…

Дальше была сборка самого двигателя. Т.к. чертежи я не нашел, а в активе были только фотографии и схемы, то я довольствовался ими. В принципе, все видно из фото (на этот раз цифровых, хотя заметной прибавки качества они не дали по причине моих выдающихся способностей в фотографии).

Очень хотелось сделать правдоподобную окраску цилиндров, как на фото.
1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...
Но в жизни, когда я довольно долго над этим экспериментировал, и поставил двигатель в предварительно собранную «насухо» модель самолета, то ничего не получилось, и мотор совершенно не смотрелся. Пришлось довольствоваться стандартными оттенками черного, серого и серебристого цветов. По рубашкам цилиндров прошелся сухой кистью с серебрянкой. Затем предварительно задул грунтом АКАН «Аква» и покрыл черным матовым акрилом переднюю (с электродвигателем) и заднюю (нагнетательную) часть. Сразу же при сборке приклеил к задней части двигателя кольцо моторамы, т.к. после мелочевки его не прикрепишь, и окрасил светло-серым акрилом от Hobby Color. После этого приступил к проработке мелочевки. Выкинул толкатели клапанов, которые шли в наборе, и имитировал их медной проволочкой, окрашенной серебрянкой от Model Master.

Также в ведро перекочевали и патрубки от нагнетателя. Их я имитировал проволкой припоя подходящего диаметра, окрашенной смесью серебрянки, Metal gun, и Rust от того же Model Master`а. Дальше я принялся за переднюю часть, сымитировал гидропомпу, воздушный распределитель и прочую мишуру. В задней части, где нагнетатель, я задержался больше, т.к. там с нуля пришлось делать многое. Приемник воздуха к наддуву сделал из сыростирола, сеточка – от фильтра из капельницы. Остальные агрегаты – из тянутых литников, медной проволоки, фольги, сметанки. Трубопроводы, патрубки имитировал ПВХ трубочками от проводов и медной проволокой. Все это покрашено серебром, Metal gun и Gold от Model Master. Далее я прошелся сухой кистью и немного тертым графитом от простого карандаша.

Т.к. у меня был Эдуардовский BigEd для Ла-5, то я решил использовать оттуда дефлекторы обдува.
После этого, окончательно задул полуматовым акриловым лаком от Hobby Color весь мотор. Как видно из фотографий, длина вала двигателя раза в два больше, чем на прототипе. Это я решил оставить для более удобной центровки кока винта.
В общем, сборка у меня отняла еще месяц…
1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...

1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...

 

1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...

 

Итак, что мы имеем?

Самое главное, я получил колоссальное удовольствие от сборки. А это в нашем деле самое главное. Конечно, косяков немеряно как с окраской, так и со сборкой но, к счастью, в этом мире ничего идеального нет – иначе было бы скучно. Во- вторых «она все-таки вертится», т.е. на пропеллер можно не дуть, вместо этого он будет дуть на вас сам. Подобную технологию можно смело применять к большинству авиадвигателей под девизом «Заставим биться сердца у наших крошек». А если серьезно, то реализма будет больше. Конечно, сразу возникнет вопрос: куда выводить провода, прятать батарейки, выключатели и т.д. У меня есть соображения на этот счет, но я и так утомил всех этой статьей и напишу об этом чуть позже. Вариантов - море. Большинство из которых, вы придумаете лучше меня.

Спасибо большое, что дочитали до конца. Если возникнут вопросы, то я постараюсь на них ответить. Искренне буду рад, если мой скромный опыт кому-нибудь пригодится и огромное спасибо всем, кто мне помогал.

С уважением, Николай.

» Информация о статье
Просмотров: 19870
Опубликовано:
Нестандартный подход к моделизму

http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_1149.htmlНестандартный подход к моделизму http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_1149.html
Shinji в 13.01.2009 - 21:00
=( по итогам этих дней напряженных поисков и попыток могу сделать вывод: получается на несколько порядков хуже, чем у автора статьи. Грешу на свои кривые руки и полное незнание пайкисклеиванияитд итп... как и обещал, вот фотографии... пожалуйста, укажите на ошибки (хотя их я и так знаю, а вот как поправить..), мне ведь еще сам самолет собирать=( а критика всегда полезна.
- "смятые" участки были призваны имитировать рельеф верхней части... получилось уныло.
[/img]
майор в 17.10.2009 - 20:58
Тема: Re: 1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...
Вопрос непосредственно по двигателю. Читал техописание Ла-7, где черным по русски написано, что двигатель АШ-82ФН 18-ти циллиндровый!? Где же еще четыре цилдлиндра??? Спрашиваю потому, что сам собрался делать Лавку в 33-м масштабе с движком, сейчас на стадии проектирования. Может поясните? С уважением.
Anonymous в 18.10.2009 - 00:23
Тема: Re: 1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...
Вопрос непосредственно по двигателю. Читал техописание Ла-7, где черным по русски написано, что двигатель АШ-82ФН 18-ти циллиндровый!? Где же еще четыре цилдлиндра??? Спрашиваю потому, что сам собрался делать Лавку в 33-м масштабе с движком, сейчас на стадии проектирования. Может поясните? С уважением.
Или плохо читал, или плохое ТО, кусок читанного желательно бы глянуть.
Для начала, хоть и не ТО http://ru.wikipedia.org/wiki/АШ-82 - считай цилиндры
Ну а вот собственно и первоисточник:

[url=http://www.postimage.org/image.php?v=Ts2fGeD0][/url]

так что сарказм насчёт "чёрным по русски" прячем подальше, умничаем в другом месте.
Pavel_P в 18.10.2009 - 00:41
Есть о чем задуматься.
Pavel_P в 10.12.2009 - 12:34
Коллеги, в статье написано -
Вообще то, можно было взять М-85/87/88, или Gnome-Rhone GR-14M4/M5, или пару американских Wright Cyclone R-1820 (в принципе, ноги у двигателей Швецова оттуда растут), но пришлось бы очень много переделывать, учитывая тонкости работы с хрупкой смолой, да и по цене немного накладно брать два «циклона».

Отсюда следует, что можно брать американские звезды ( смола СМК или Quickboost) чтобы получить отечественные моторы, так это?

Кто-нибудь пытался такое сравнение делать?
freeman в 20.12.2009 - 17:19
Если Вам нужны сами цилиндры, можно купить у Vector-а пару двигателей. Стоят они примерно 200 руб. каждый. Опять же лучше обратиться с вопросом к Сергею разработчику этих копий. От каких двигателей могут подойти цилиндры для АШ-82?
gedd в 14.01.2010 - 13:47
Тема: Re: 1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...
Вот нашел наконец :)

Авиационный мотор АШ-82ФН(М-82ФН). Описание конструкции.

http://www.avsim.su/f/dokumentaciya-obshego-znacheniya-16/aviacionniy-motor-ash-82-22 036.html?action=download&hl=

Добавлено спустя 5 минут 2 секунды:

Если Вам нужны сами цилиндры, можно купить у Vector-а пару двигателей. Стоят они примерно 200 руб. каждый.

Проще купить Ла-5 от Звезды, там уже сделано оребрение цилиндров. выйдет дешевле :)
Конечно, навесных агрегатов там как не было так и нет
майор в 22.01.2010 - 01:48
Не в обиду автору, хочу показать результат своей работы по изготовлению двигателя из картона на модель Ла-7 1:33 (тема: "Ла-7 картон самодел"), впереди еще оснастка двигателя технологической мелочью.

[url=http://img697.imageshack.us/i/sdc16794.jpg/][/url]
freeman в 25.01.2010 - 16:07
Тема: Re: 1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламенный мотор...
Проще купить Ла-5 от Звезды, там уже сделано оребрение цилиндров. выйдет дешевле :)

Оно-то дешевле, только качество не то. В смоле все гораздо красивше и тоньше.
Ltl в 14.09.2012 - 22:07
Тема: 1/48 АШ-82ФН - А вместо сердца пламен...(#1149) - обсуждение
Вот: http://www.yaplakal.com/forum28/topic430226.html ...!!! может не туда - конечно это нисколько не М-82 - пусть модеры поправят но но мне кажется это - шедевр ,люди должны это видеть...

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy