Не так давно фирма Hobby Boss порадовала любителей винтокрылых машин моделью самого распространенного и одного из самых красивых вертолетов - милевского Ми-8Т. Начну обзор модели без лишних слов, думаю, прототип и без них всем знаком.
Модель
Модель продается упакованной в красочную коробку размером 20х30х4.5см и довольно тонкого картона. На лицевой стороне коробки напечатана яркая картинка с драматичной сценой высадки советских солдат в пустынной местности. Вероятно, художник имел в виду полигоны Средней Азии или Афганистан.
Открываем коробки и извлекаем на свет:
- 3 литника с деталями модели из серого пластика, каждый литник в отдельном запаянном пакете из толстого полиэтилена.
Примечательно, что часть литника, на котором располагаются детали несущего винта, обернута в упаковочный материал типа «пакет с пупырышками», что, несомненно, понравится как любителям получать модели с неотломанными тонкими элементами лопастей, так и любителям порелаксировать, лопая пальцами полиэтиленовые пузырики, наполненные китайским воздухом.
- 1 литник с прозрачными деталями в запаянном пакетике.
- тщательно запакованная в пакетик и проложенная бумагой вроде толстой кальки декаль
- инструкция – сложенный пополам листок формата А3 - довольно понятная.
- листок с цветными схемами окраски
Теперь попробуем рассмотреть, насколько хороша новая модель. Сразу хочу сказать, что сравнивать ее с продукцией Звезды я не буду, ибо последней не имею. Также, не буду проводить анализ точности этой модели, верности расшивки, расположения лючков и т.п., так как не являюсь, к своему сожалению, знатоком этой прекрасной винтокрылой машины и во множестве ее модификаций разбираюсь неважно. Приведу лишь субъективное мнение типа «нравится/не нравится» и «похоже/не похоже».
Деталировка
Уровень деталировки порадовал. Поверхность пластика проработана тщательно, мелкие детали очень хорошо пролиты. Расшивка внутренняя, тонкая и аккуратная. Утяжин (привет Revell-у!) нет совсем.
Сымитированы лючки, решетки, жалюзи. Вот несколько фотографий для иллюстрации моих слов:
Очень качественно проработаны детали несущего и рулевого винтов, автомат перекоса НВ так и вовсе почти шедевр, нужно только немного шлангов из проволоки к нему добавить.
Немного подкачали колеса – не хватает им похожести, особенно задним.
Как можно видеть, клепки на теле модели вертолета нет. Таким образом, каждый сможет сам решить, накатывать ему ее для пущего сходства с прототипом, или не стоит.
Остекление
Детали из прозрачного пластика чистые, тонкие и прозрачные. Лобовое остекление оптических искажений практически не дает, так что содержимое кабины будет хорошо просматриваться. Сдвижные боковые стекла кабины пилотов даны отдельными деталями и их можно будет приклеить в сдвинутом положении, еще более улучшив обзор кокпита. Стекол иллюминаторов грузопассажирского отсека 11 штук, 2 плоских и 9 выпуклых. Плоские стеклышки инструкция предлагает приклеивать в сдвижную дверь и ближайший к ней иллюминатор.
Интерьер
В модели немало внимания уделено имитации внутреннего интерьера кабины пилотов и грузового отсека. Пол внутреннего пространства вертолета дан одной деталью. В передней части, в кабине пилотов, из пола выступает имитация педалей управления рулем направления (?) и центральная консоль, в грузовом отделении на полу только две направляющие. В крыше кабины пилотов сделан люк, который можно приклеить в открытом положении, но никак не сымитированы инструментальные панели, что находятся у пилотов над головой. На крыше и стенках грузовой кабины отлиты элементы силового набора.
Панели инструментов для пилотов отлиты достаточно правдоподобно, но не более того. Сиденья тоже похожи, и, к счастью, на них нет отлитых пластиковых привязных ремней. Для обоих рабочих мест кресла одинаковые, к каждому прилагается кривой рычаг управления вертолетом и ручка шаг-газ слева от сиденья. Все это отлито весьма неплохо.
Перегородка между пилотской кабиной и грузовой склеивается из двух половинок, и, если захочется сделать дверь к пилотам открытой, придется заняться фигурным выпиливанием и художественным приклеиванием ее в распахнутом положении. То же самое нужно будет сделать и с задними створками грузовой кабины, если возникнет желание распахнуть и их. Боковая дверь дана отдельной деталью и может быть приклеена как в открытом, так и в закрытом положении.
По моему мнению, реализация интерьера в модели, учитывая к тому же некрупный масштаб, довольна неплоха. Приложив кое-какие усилия, фольгу, проволочки, пластик-сметанку, терпение и аккуратность, можно получить правдоподобную картину. В любом случае, модели вертолета Ми-8 не обделены вниманием производителей афтермаркета, но об этом ниже.
Вооружение
Это будет короткий абзац. Вооружения в комплекте нет, как нет и ферм для его подвески.
Недостатки
Говоря о недостатках литья, я могу упомянуть только немножко облоя кое-где на мелочевке (совсем чуть-чуть), да неглубокие следы от толкателей на деталях, в основном внутри, и, на первый взгляд, легко устраняемые.
Смещений половинок пресс-форм я не нашел, но следы от стыка частей сложных форм имеются, особенно видно их на брюшке модели:
При вышкуривании этих мест надо быть осторожным, и все равно велика вероятность, что нужно будет восстанавливать глубину расшивки на обработанных территориях.
Как я и обещал, скрупулезного анализа не будет. Но, скрывать не стану, модель в «чертежи» я вкладывал. За образец были взяты чертежи Ми-8МТ из монографии по этому вертолету в журнале «Авиация и Время».
В общих чертах фюзеляж практически идеально ложится в боковую проекцию, в том числе и с пристыкованным остеклением. Разница находится в пределах моей личной величины Совпадения Модели с Чертежом (плюс-минус полмиллиметра). Лопасти несущего и рулевого винтов ложатся в чертеж еще лучше.
Уверен, что готовая модель по всем обводам будет напоминать именно Ми-8, а не Ми-4, или, скажем, Ка-50.
Варианты окраски и декаль
Декаль и схемы позволяют окрасить вертолет в один из двух вариантов:
- абстрактный советский военный вертолет с бортовым номером 09
- военный поисково-спасательный вертолет армии Германии с номером 93-09.
Второй вариант яркий и интересный хотя бы благодаря «тематической» эмблеме – пикирующему на добычу черному ворону. В немецком фольклоре черный ворон – символ какого-то спасения?
Декаль отпечатана на голубой бумаге, есть кое-какая техничка. Лаковая подложка совершенно прозрачная, но мне показалась толстоватой.
Схема окраски дана в палитре Mr.Hobby, но частично переведена в палитры Vallejo, Model Master, Tamiya и Humbrol.
Афтермаркет
Как я уже упоминал, производители афтермаркета не обидели модели Ми-8 своим вниманием. Я упомяну ту продукцию и производителей, которых удалось вспомнить, но наверняка список их будет неполным.
1. Декали «Бегемот», #72-012 – 13 вариантов, #72-013 – огромный листок с техническими надписями. Есть еще #72-014 – но ее варианты уже для более поздних модификаций.
2. Кокпит Heliborne, HCO72002 – супердеталированная кабина. Изготавливалась в расчете на Звезду, но можно попробовать подогнать ее для обозреваемой модели.
Также у Heliborne есть кокпит для Ми-17 и отдельно перегородка между пилотской и грузовой кабинами для ранних и поздних модификаций вертолета.
3. Различные наборы деталировки от чешской фирмы CIRO.
Правда, рассчитаны они на модель KP, но при подгонке может получиться чем-то воспользоваться.
4. Травленка и покрасочные маскиEduard. Интерьер #72372, экстерьер #72371 и маски #XS147.
Все это спроектировано для модели KP, но травленке, в принципе, применение можно найти. Насчет полезности масок сильно сомневаюсь.
5. Травленка Part. Интерьер #S72194 и #S72196, экстерьер #S72195 и потолок грузовой кабины #S72211.
Наборы Part спроектированы для модели Звезды. Вероятно, могут при некоторой подгонке быть полезны.
Также для этого вертолета декаль выпускает польская фирма HiDecal Line, в некоторых наборах декалей Linden Hill (Грузия, Литва, Армения) и Blue Rider (Югославия, Македония, Босния-Герцеговина, Хорватия, Грузия, Литва, Латвия, Эстония) есть маркировка для этих машин.
Литература
По такой популярной и распространенной машине, как Ми-8 просто не может быть мало литературы. Вот небольшой список того, что я вспомнил:
1. Вадим Михеев. Ми-8 - 40 лет в строю, Полигон
2. "Авиация и Время", №1 за 1996 год
3. "Typy Broni i Uzbrojenia" Smiglowiec vertolot Mi-8, №94
4. Flugzeug Profile Mil Mi-8 №41
5. Фотоальбом по Ми-8 серии Wings And Wheels Publication №8
6. Фотоальбом по Ми-8 серии Kagero Topshots №11023
Валкараунды и просто фотографии по вертолету есть почти на всех популярных тематических ресурсах, в том числе, конечно, и на ScaleModels.ru.
Выводы и цена вопроса
Как водится, в конце повествования делаются выводы.
Мне модель понравилась. Я не избалован супердеталированными «из коробки» моделями, потому эта мне кажется моделью с весьма высоким уровнем деталировки. По десятибалльной шкале я поставил бы ей 8, минус два за отсутствие вооружения и мелкие дефекты.
Куплена модель в интернет-магазине LuckyModel, обошлась она мне, без учета доставки, в $12.99, что в пересчете на рубли составляет примерно 300 рублей. Хорошая цена за хорошую модель.
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Здорово человек поработал, внушает уважение.
Только зачем ЭВУ со звездовско 24 взяли, вообще неправильные! На этом сайте есть раздел и о них.
Но, повторяюсь, машики очень понравились.
С уважением,
Игорь.
для тех кто хочет зделать Ми-8Т
А кто-нибудь пробовал вживлять в Хоббика силовую установку от Звездовской Т-ки? Или может прикидывал возможность китбаша? Интересно как оно там лезет?
У меня есть этот наборчик, ждет своего часа, смотрю на него и думаю, открытым или закрытым делать грузовой отсек, на звездовском сделан открытым, и здесь вроде хотелось бы, но уж очень , как петли отлиты, нравится. Исходя из этого возникает бредовая мысль, а кто-нибудь когда-нибудь делал, чтобы створки можно было открывать-закрывать, например, изготавливая самодельные петли из металла, или конверсанты какие-нибудь существуют ?
Я думаю что необходимо брать лучшее от "Звезды" и от ХБ, и делать хорошую модель.
Мне достаточно и ХБ + травло эдика. Можно сделать шикарную машину, если еще поработать ручками. :smile: