Если кто знаком с моими рецензиями на модели, то вывод, который неизменно следует в конце, ему известен – декаль из коробки никуда не годится, афтермаркета нет, а если есть, то он тоже годен только в утиль. Однако бывают исключения!
Давным-давно мне досталась полусобранная модель матчбоксовского «Corsair» – того, который реактивный. Вообще-то «Матч» делал A-7D, но тут появился повод – операция «Буря в пустыне», и грех было не заработать. Так в вариантах окраски появился A-7E, в нагрузку к нему – “грек” (видать, на декальном листе места на что-либо другое не оставалось). Ну, этим последним заинтересуются разве упертые поклонники “Полемики аэропория”, а мое внимание приковал к себе янки.
И было отчего: машина была покрыта пустынным двуцветным камуфляжем и при этом оставалась палубной!
Вообще-то американский флот со времен Вьетнама время от времени продолжал предаваться камуфляжным экспериментам, но все больше на берегу. Из машин, которые ходили в боевые походы на авианосцах, честь сменить серо-белую “парадную” форму на спецназовское “камуфло” обыкновенно выпадала “Корсарам” – и это понятно, потому как именно им предстояло в случае чего заниматься грязной работой над сушей. Схемы окраски использовались разные, в том числе и “пустынные”, но потом, после похода (художествам чаще всего предавались на борту “Китти Хока”, летали расписные “Корсары” и с “Энтерпрайза”), самолеты возвращали к более традиционному виду.
Командирская машина из VA-72 Blue Hawks была последней в ряду этих экспериментов и, пожалуй, самой известной – “Буря в Пустыне”, понимаете ли, о том и надпись во все крыло. По-любому, красиво. Только вот декаль….
С декалью было все как всегда – достаточно сравнить эту поделку с фото на обложке Detail&Scale 40 US Aircraft&Armament in operation Desert Storm. Но хотелось именно этот!
Наконец, пришло избавление – декаль за номером Р72-002 от CAM. По цене это изделие было эквивалентно модели самого самолета, но ведь ценность вещи определяется не суммой денег, за нее уплоченных (хотя некоторые именно так и считают). Короче, надо было сравнить напечатанное с фото.
Изготовители, предчувствуя такой оборот, в цветном буклете поместили шесть фоток BuNo 160552. Фотки, правда, малюсенькие, но достаточные для того, чтобы оценить симметричность камуфляжа на обоих бортах и наличие элементов маркировки. Плюс вышеупомянутое фото из книги. С замиранием сердца начал я сравнивать, и…
И ВРАГ БЫЛ ПОСРАМЛЕН!!!
Как, почему? Наверное, так бывает. Говорят даже, что декали, которые делаются в последнее время, вообще на порядок точнее, чем десять, а тем более 20 лет назад. Вероятно, это так. И можно за нас всех порадоваться – мол, дожили до тех времен, когда собаке Кутьке можно, наконец, успокоиться. Однако…
Ассортимент декалей, которые делают сейчас, не слишком-то и широк, особенно в области палубной авиации. Ну, можно найти поздние “Tomcat”, но уже ранних не сыскать днем с огнем. Пытался найти деку на “Hornet” – не нашел…
Да как же это, их же везде, как грязи! – скажете вы. Так ведь потому и как грязи, что для нас они не князи. Нам надобно декаль на F/A-18C с одного из авианосцев типа «Nimitz», и такой признанные гранды декалестроения вроде не делают. «Эхо» – сколько угодно, «Чарли» – фигвам или резервисты, что то же самое. Кроме того, я невеликий охотник выписывать товар из-за границы, а в наших магазинах декали только от отечественного производителя, который зациклен на отечественной же технике…
Но вернемся к «Корсару». Каюсь, на «сходимость» остальные три варианта не проверял, но, вероятно, и с ними все столь же хорошо. Другое дело, что лично для меня они сильно проигрывают «титульному».
Машина «Аргонавтов» – самая стильная. Какой эстет подсказал им дать лезвия клинков красным и таким образом создать цветовой акцент на равномерно-сером самолете, я не знаю, но получилось здорово. Вот только авианосец «Китти Хок» навяз в зубах еще со вьетнамских времен: куда ни плюнь – в «Phantom», «Skyhawk», «Intruder», «Skywarrior» – везде он. И он же фигурирует в деках на все остальные самолеты флота 1960-1980-х – осточертело!!!
Хвостовой декор варианта с «Айка» - «Kiss of Death» - по мне так не шедевр дизайна, но главным препятствием для моделиста может стать приведенное в буклете фото. Весь самолет покрыт пятнами потертостей и подкрашиваний, что воспроизвести, даже имея исчерпывающие фото по другому борту и вид сверху, крайне сложно. Если же упростить задачу и красить просто в серый, то зачем тогда вся точность в декали?
Последний вариант – опять из «Бури в Пустыне». Тот же JFK, но эскадрилья другая, VA-46 Clansmen. Самолет серый, маркировка черная – т.е. все так, как было «на войне» (камуфляж на «Корсаре» командира «Ястребов» нанесли уже после окончания боевых действий). В качестве хвостовой эмблемы “шотландцы” взяли на этой машине не тартан, а часть герба эскадрильи. Одинокая рука с мечом при этом производит отталкивающее впечатление “расчлененки”. Не, я все понимаю, в геральдике такие “шаловливые ручки”, когда с оружием, когда и без, вполне обычны, но там рука чаще вылазит из-за края щита и нередко под прикрытием некоей тучи, а тут… Фу, мерзость!
Понятно, что вышеприведенные измышления не в укор разработчикам декали – настоящие самолеты-то не они красили, хотя можно было выбрать варианты и повеселее. Или сконцентрироваться на «Буре» и дать еще пару вариантов – «Ястреба» в «боевом» окрасе и «цветного» командира «Шотландцев» - этот самолет после боев также покрасили в спецколер. Впрочем, для любителей «цветных» «Корсаров» та же контора выпускает еще один лист – там машины более раннего периода, включая и Вьетнам. Плохо другое – новые и качественные декали обычно появляются только тогда, когда случается новый вооруженный конфликт или выходит новая модель. Сколько ждать (и дождемся ли?) такой же декали на, скажем, «Prowler»? А на почивший в бозе «Intruder»? Я уж не говорю про десятки других палубников…
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.