Приветствую уважаемое собрание!
Сегодня хочу начать рассказку о модели «Жестяного гуся» Форд 5-АТ Трехмоторный.
Как и многие модели в моих «закормах» и эта имеет небольшую историю. Прототип этого самолёта мы видели в некоторых фильмах Голивуда, например, в приключениях Индианы Джонса, но реально самолёт меня «зацепил» при прохождении игры «Мафия» в начале 2000-х.
Захотелось иметь такой на полке. Лет 12-15 назад один из наших коллег моделистов распродавал свои залежи «в связи с завершением модельной карьеры». И мне перепал сей аппарат с начатыми переделками..
В первую очередь определился с масштабом. Назывались 1/77, варианты 1/78 и 1/76. Сергей (начавший переделки) вложил модель в чертежи, обнаружил, что фюзеляж почти соответствует 72-му, а вот крыло существенно меньше по размаху. Он и сделал вставки, что видно на фото.
Закрыть он планировал гофром из алюминиевой фольги толщиной 0,06 мм. Для помнящих СССР- это фольга, которой запечатывали молочные бутылки. Сергей и отдал в придачу к модели небольшой рулончик этой фольги
Кроме того, в планах кабина и салон, более похожий на реальные, переделка нестыковок по гофру. Возможно, соберу версию с кольцами Тауненда, чтобы закрыть простоватые головки цилиндров и шасси в обтекателях, были такие.
Нет деки и чем заменить пока в раздумьях.
Допускаю, что попробую оклеить модель алюминиевой фольгой- такого опыта не было, хочется попробовать.
Таков план.
С уважением, Андрей.
Немного переделал центроплан. Спилил гофр, чтобы убрать ступеньку и увеличить площадь склейки.
Затем начал делать гофр на фольге. Оказалось не так просто. На фото три годных листа, с краю пачка "запоротых". Испорченные пойдут на лючки и кабину пилота изнутри.
С центоплана вырезал части фюзеляжа над кабиной и сопряжение с крылом. Во-первых, там не совсем совпадает схема гофра, а во-вторых, трудно выгнуть фольгу с гофром.
На стабилизаторе обнаружил клеймо с датой запуска прессформы и следы толкателей.
Ещё приятной неожиданностью оказалась дека, найденная примагнитившаяся к инструкции. Правда, состояние деки под вопросом, всё таки 32 года, что видно на листе.
Коллега, - поделитесь технологией изготовления гофра. Как Вы его делаете?
В качестве шаблона использовал гофр на модели. "Давилка"- зубочистка.
Вообще, процедура проста до примитива, но,есть, как говорится, нюансы.
Я испортил кучу фольги, когда начинал давить с краю фольги. Фольга очень сильно растягивается.
В общем принял следующие правила: начинать давить "от центра",небольшими участками. Во- вторых, зубочистку наклоняю и веду под большим углом с минимальным нажатием. "Вход" и "выход" зубочистки плавный, с постепенным заглублением. Если начинает образовываться складка или пузырь, то сразу нужно попытаться заровнять это место с продолжением затем профиля.
Мой опыт- десяток испорченных листков.
Большое спасибо! Есть у меня гофрированные чудовища, Ваш совет пригодится. Мелкий гофр и на мелких площадях
я как-то приловчился делать на самоклеющейся фольге, тупой иглой под линейку, а, вот, над большими площадями
надо будет попробовать такой способ
Коллега, - поделитесь технологией изготовления гофра. Как Вы его делаете?
Берёте какой либо болт... винт... шпильку с подходящим Вам шагом гофра и приемлемой длины (ширина листа гофра). Кладёте кусок фольги на резиновую подложку и прокатываете с нажимом. Получаются хоть километровые гофрированные ленты.
pastor18Пошерстите какие-либо материалы по матчасти, конкретно по различиям модификаций. Эта модель вообще-то 4-АТ, изначально выпускалась как самолет Бёрда (оттуда там "чукчи", собаки и нарты), возможно путаница в масштабах и нехватка размаха - следствие этого. Лобовое стекло -точно от 4-АТ, у 5-ки оно с обратным наклоном. 5-ка, кстати, выпускалась Airfix, интересно было бы их сравнить...
Хотя я припоминаю - где-то читал, что Берд получил самолет уже модифицированный с увеличенным размахом. У 4-АТ было несколько подвариантов, возможно, модель делали по какому-то более раннему.
ИМХО идея с фольгой - труднореализуемая. Потому что заготовки делать сложно, а работать с ними ещё сложнее. Попробуйте отрезать линию поперёк гофра...
Может попробовать откопировать в смоле сегмент центроплана с гофром?
Коллега, - поделитесь технологией изготовления гофра. Как Вы его делаете?
Берёте какой либо болт... винт... шпильку с подходящим Вам шагом гофра и приемлемой длины (ширина листа гофра). Кладёте кусок фольги на резиновую подложку и прокатываете с нажимом. Получаются хоть километровые гофрированные ленты.
Совет весьма интересный, но...
Во-первых, надо правильно шаг подобрать, а при малом шаге (в нашем случае шаг 0,4 мм) такие в ГОСТе М2 и М2,2; ещё и малый диаметр шпильки. Во-вторых, продавить даже фольгу 0,06 более 5 мм шириной у меня сил не хватило . А выровнять полоски не получилось- валик пытался постоянно съехать с траектории.
Пишу так уверенно, потому пробовал этот способ, предварительно сделав валик диам 10 мм с шагом 0,4.
Vladimir1:100 писал(а):
pastor18Пошерстите какие-либо материалы по матчасти, конкретно по различиям модификаций. Эта модель вообще-то 4-АТ, изначально выпускалась как самолет Бёрда (оттуда там "чукчи", собаки и нарты), возможно путаница в масштабах и нехватка размаха - следствие этого. Лобовое стекло -точно от 4-АТ, у 5-ки оно с обратным наклоном. 5-ка, кстати, выпускалась Airfix, интересно было бы их сравнить...
Хотя я припоминаю - где-то читал, что Берд получил самолет уже модифицированный с увеличенным размахом. У 4-АТ было несколько подвариантов, возможно, модель делали по какому-то более раннему.
Спасибо за замечание, но так глубоко рыть... Проще, действительно фиксовский взять.
Реально, на данный момент пока задача- сделать крыло.
P.S. А "чукчей" у меня в наборе нет
Pit писал(а):
ИМХО идея с фольгой - труднореализуемая. Потому что заготовки делать сложно, а работать с ними ещё сложнее. Попробуйте отрезать линию поперёк гофра...
Может попробовать откопировать в смоле сегмент центроплана с гофром?
Смола, конечно, дело хорошее, но, к своему стыду , за всю модельную жизнь я с ней так и не работал.
А результат увидим, когда готовые листы приклею. А поперёк резать буду уже приклеенную и армированную цианкрилатом.
Совет весьма интересный, но...
Во-первых, надо правильно шаг подобрать, а при малом шаге (в нашем случае шаг 0,4 мм) такие в ГОСТе М2 и М2,2; ещё и малый диаметр шпильки. Во-вторых, продавить даже фольгу 0,06 более 5 мм шириной у меня сил не хватило . А выровнять полоски не получилось- валик пытался постоянно съехать с траектории.
Пишу так уверенно, потому пробовал этот способ, предварительно сделав валик диам 10 мм с шагом 0,4.
Да, экспериментировать нужно!
В принципе есть не дефицитная плашка М3.5х0.35... шпильку можно нарезать без труда. А вот с прокаткой... я заморачивался мал-мал... шпильку нужно устанавливать под углом к направлению прокатки, чтоб виток резьбы был параллелен направлению гофра (краю полосы фольги), поверх шпильки полоса металла мм 2.5-3 для удобного надавливания и катим шпильку. Полоски 20-25х50-70мм получать наловчился.
Давненько это было, был токарный с ЧПУ под началом, я вальцы разношаговые даже между делом точил и даже минипрокатный стан сочинил... и тогда уж без проблем "ленты пулемётные" катал... где-то потерялось моё творение, а то б помог.
Да, экспериментировать нужно!
.... Полоски 20-25х50-70мм получать наловчился.
Давненько это было, был токарный с ЧПУ под началом, я вальцы разношаговые даже между делом точил и даже минипрокатный стан сочинил... и тогда уж без проблем "ленты пулемётные" катал... где-то потерялось моё творение, а то б помог.
Спасибо на добром слове, коллега! У меня поверхность полосок побольше будет .
Когда-то и у меня был доступ к станка. Сейчас на частных предприятиях "закрутили гайки": и оборудованием невозможно воспользоваться, даже в нерабочее время, и материал весь подотчётен.
Раньше бы я выточил бы два вальца и прокатал бы.
А пока покажу вам своё фиаско. При наклейке начались проблемы с появлением ступенек при приклейке. Подумав пришёл к выводу, что виной основа. Крыло перед клейкой гофра выравнивал, воспользовался цианкрилатом с содой. Видимо при наклейке эти остатки соды и сыграли злую шутку. На фото результат второй наклейки. Нехорошо! Но переделывать не буду, можете метать в меня тапки!- если я прав и причина в цианкрилате , то только усугублю.
Так что будет у меня "сильно уставший" "жестяной гусь".
Начал работу над салоном и кабиной.
Сиденья взял от старых нововских.
Задул крыло грунтом- полное «кю». Так что, не смотря на свои заверения, что «никогда...», решил переделать.
Основное отличие- клеил на эпоксидную смолу.
Больше времени на позиционирование и возможность сделать поверхность поровнее. Результат не идеален, но лучше. Пара косяков с нижнеё части крыла. Теперь это действительно "окончательный" вариант- фольга кончилась.
Попробовал идею с фольгой-самоклейкой. Гофр не смог качественно оклеить, видимо, надо больше опыта, так что буду красить.
Продолжил работу с салоном и кабиной.
Примерил стекло, и понял- старый добрый суслик-нифига видно не будет, только, м.б., силуэты кресел.
Если собираетесь лепить на него Scenic, то лобовое стекло по-любому новое делать. (Я был не совсем прав насчет только обратного наклона у 5-ки - там были разные варианты, но в коробке все равно чисто 4-рочное) А еще у него законцовки крыла другие. Насчет TWA надо погуглить, может и более подходящий борт найдется.
Да, получше. Хорошо, что решились переделать. Если под гофром смола, то и косячки можно нежно подправить.
Плеснуть грунта побольше, аккуратно шкурочкой... Вот, с самоклейкой такой номер не прошел бы...
pastor18 писал(а):
Примерил стекло, и понял- старый добрый суслик-нифига видно не будет, только, м.б., силуэты кресел.
Если собираетесь лепить на него Scenic, то лобовое стекло по-любому новое делать. (Я был не совсем прав насчет только обратного наклона у 5-ки - там были разные варианты, но в коробке все равно чисто 4-рочное) А еще у него законцовки крыла другие. Насчет TWA надо погуглить, может и более подходящий борт найдется.
Полистал литературу. Это чистая 4-ка, там посадочных мест 8-9, причём из ранних. Потом вместимость только росла. Делать планирую TWA- ашный почтовик. Особо в матчасть не планирую лезть, в основном "оживляющая" мелочёвка.
SikokoVremia писал(а):
pastor18 писал(а):
Результат не идеален, но лучше.
Да, получше. Хорошо, что решились переделать. Если под гофром смола, то и косячки можно нежно подправить.
Плеснуть грунта побольше, аккуратно шкурочкой... Вот, с самоклейкой такой номер не прошел бы...
pastor18 писал(а):
Примерил стекло, и понял- старый добрый суслик-нифига видно не будет, только, м.б., силуэты кресел.
Ничё-ничё! Главное, что он есть. Всё здОрово!
Спасибо! Косячки буду править, когда смола и грунт полностью полимеризуются.Только самоклейкой алюминиевой я хотел потом оклеить весь самолёт, что б был "красивый и блестящий". Но продавить рельеф гофра не получилось. Хорошо, что хватило ума на "постороннем" гофре попробовать.
Добавлено: Пн Май 05, 2025 3:29 pm
Заголовок сообщения:
Скоро сказка сказывается...., ну вы в курсе.
Собрал фюзеляж. Уверился в правильности "обрезания" у крыла козырька кабины и задней части стыка. На заднем "козырьке" проклеил гофрированной фольгой на эпоксидку, и полоску на "хребет" фюзеляжа.
Начал замену рычагов на элеронах ("родные" толстые и топорные), качалок рулей (отлитые производителем прямо на фюзеляже), их выполнил из обрези травления.
Вопрос к знатокам! Были ли у 4-ки БАНО и антенны, а также где у него ПВД и(или) трубки Пито?
Добавлено: Вт Май 13, 2025 5:17 pm
Заголовок сообщения:
SikokoVremia писал(а):
Гофра живёт, нутрянка вполне просматривается (не зря работали), а качалки оч хороши!
Красивый проект. Эпоха!
Спасибо, коллега!
Заглушил немногие следы толкателей на хвостовом оперенье.
Продолжаю работу с шасси и мотогондолами. Большинство стоек были круглые и даже прямоугольные, и пришлось стачивать, придавая каплевидную форму. Часть стоек сделал заново из-за увеличения межмоторного расстояния. Изменил конфигурацию стоек мотогондол как можно ближе к прототипу.
Костыль отрезал от руля и смонтировал самостоятельно. Начал заглушку окон.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы