Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация
Форум моделистов на ScaleModels.ru
 Наблюдаемые темыНаблюдаемые темы    FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   medals.phpНаграды   ИзбранноеИзбранное   РегистрацияРегистрация 
  Наблюдаемые форумыНаблюдаемые форумы  ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Окраска берлин-бомберов 1941 (Пе-8, Ер-2, ДБ-3)

 Список форумов Форум моделистов на ScaleModels.ru -> Самолеты до 1950 - СССР
новая тема  ответить  для печати Предыдущая тема Следующая тема 
Автор
Сообщение


в игноре у 2 пользователей
Уважаемые коллеги!

Хочется построить модели наших самолетов, которые в 1941 г. бомбили Берлин - Пе-8, Ер-2, Дб-3.
Как они окрашивались?
Снизу голубые, сверху зеленые? Черно-зеленый камуфляж?

Какие модификации Ер-2 и Дб-3 бомбили Берлин?
Дб-3 или Дб-3ф (Ил-4) ?
Ер-2 с дизелями, или М-105?

Помогите, если кто знает?
^
    


в игноре у 18 пользователей
Добрый день Коллега!

По окраске точно не подскажу. А вот по модификациям самолетов кое-что встречалось. Итак, первыми Берлин бомбили ДБ-3 (разных модификаций, в т.ч. и самые ранние с М-85 и узкой кабиной, но ДБ-3Ф среди них не было) из 1 МТАП. Позже, по мере подключения других полков работали и ДБ-3Ф. Ер-2 были только ранние с М-105, дизельных среди них быть не могло, дизельные Ер-2 в 1941 году еще физически не существовали. В журнале АвиО №6 в монографии по ДБ-3 машина из 1МТАП была раскрашена целиком в светло-серый цвет. Однако есть фото машин из этого полка уже в темной окраске верха (когда на самом деле изменилась окраска точно не известно). Формально постановление об маскирующей окраске вышло 25.06.1941 но по понятным причинам сразу выполнить это не могли. Машины окрашенные по довоенной схеме встречались (в различных полках) до середины 1942 года, а возможно и позже. Если интерсно завтра могу выложить фото и цветные боковики из монографии по ДБ-3 (АвиО) и Ер-2 (АвиаМастер)

С уважением Труфанов Сергей
^
    
Значит так, по 41му году можно собрать только ил-4.
А вот с 42м дело обстоит получше, в наборе Пе-8 Звезда как раз декаль на "берлинбомбер" 42107 красная 4, только схема окраски дана на 43-й год трехцветная, а на Берлин он ходил в августе 42-го, тогда камуфляж был двухцветный, черно зеленый с голубым низом

По 41му году, на берлин ходили 10-го августа:
ТБ-7 М-40Ф
ТБ-7 М-30
Они внешне очень отличаются от модели Звезды, и с учетом отсутствия нормальных чертежей (пока) дело глухо.

Ер-2 М-105, пока не выпускаются.

ТБ-7 в 41-м красились стандатным черно зеленым камуфляжем и голубым низом, звезды без окантовок, тактические номера голубые без окантовки, но, лично я так и не видел ни одного начертания циферок того вылета, а ведь их рисовали очень по разному :

10 августа 1941

Командир Заводской № Тактический №

1. Ступень
Командир Майор А. А. Курбан 42016 1
Старший лейтенант А. А. Перегудов 42025 2
Лейтенант В. Д. Бидный 42035 3
2. Ступень
Командир Майор А. Н. Тягунин 42045 5
Старший лейтенант Э. К. Пусеп 42036 8
Лейтенант М. В. Rodnych 4225 6
3. Ступень
Командир Майор К. П. Егоров 42046 7
Майор М. М. Угрюмов 42055 9
Лейтенант А. И. Панфилов 42026
4. Ступень
Командир Полковник А. Д. Алексеев 42015
Старший лейтенант И. С. Лизачев 4221
пилот. О. Федоренко 4222
5. Ступень
Командир Майор А. Г. Дмитриев 4218
Капитан С. А. Асямов 4215

Полетели разумеется не все, это осостав всей группы.


Налет 29 августа 1942, камуфляж тот же,
746 АП тактический номер красный с белой окантовкой,
890 АП тактический номер голубой без окантовки.

Цель Номер 1: Берлин
42066 E. K. Пусэп 1 746 АП
42015 W. W. Ponomarenko 5 746 АП
42077 A. W. Sumzow 10 746 АП
42018 B. A. Kubyschko 5 890 АП
42037 М. W Rodnych 2 890 АП

Цель Номер 2: Кенигсберг

4221 B. K. Kondratjew 890 АП
4215 N. I. Suschin 890 АП
42097 L. K. Batrakow 9 890 АП
42048 М. A. Kotyrew 10 890 АП
42107 N. A. Ischtschenko 4 746 АП
42028 Г. P. Boitschenko 9 746 АП
42057 A. S. Dodonow 2 746 АП

До Берлина добрались 4 самолета : номер 42066 (ПИЛОТ ПУСЭП, НАВИГАТОР ШТЕПЕНКО), номер 42015 (ПИЛОТ ПОНОМАРЕНКО, НАВИГАТОР ЛЕБЕДЬЕВ), номер 42018 (ПИЛОТ КУБЫШКО, НАВИГАТОР КОЛЕЦКО), номер 42037 (ПИЛОТ РОДНИХ, НАВИГАТОР ПРУДКИ). Подвергался бомбардировке в период от 01:08 до 01:36, 30. 8. 42 с высот от 7 200 до 7 900 м с боевыми курсами 190 °-290 °. На цель бросались: 4 FAB-lOOO, 8 FAB-500. СУММА: 8 т. Листовки: 110 000.

Кубышко на 42018 был сбит, это его фотка:

Кроме них на Берлин этой ночью ходили Ил-4 и Ер-2 общим числом в 100 самолетов.

Из них Звезда годится для: 42066, 42077, 42037, 42097, 42048, 42107, 42028, 42057

Всего на Берлин в 42-м ходили, кроме перечисленного:

27 августа и 10 сентября, Пусэп 42066 красная 1 , Пономаренко 42015 красная 5, Додонов 42057 красная 2, Бойченко 42028 красная 9, Обухов 42067 красная 7, Роднич 42037 голубая 2, Батраков 42097 голубая 9, Архаров 42048 голубая 10, Пахомчик 4218 голубая 1.

К списку "теоретически выпиливаемых из Звезды" добавляется 42067.

Вроде пока все.
^
    


в игноре у 1 пользователей
Доброго времени суток.

Список познавательный.
Вот только Водопьянов тогда на чем летал на Берлин в августе 41-го?
Насколько я помню статью из Аэрохобби (АиВ), на чем-то дизельном.

По сети гуляет фото с места падения самолета Панфилова, на всякий случай выкладываю.


^
    
42036

вот еще, голубая 6, фотка 43-го года но камо старое, и начертание цифры такое же как у сбитого 42018




Кстати, только сейчас заметил, дядька Пусэп то оказывается во всех налетах на Берлин участвовал, а в мемуарах постеснялся об этом сказать, по мне так декали надо с его 42066 делать типа наша "Мемфис Белль", участвовала в самых знаковых вылетах.
^
    


в игноре у 18 пользователей
В монографии по Ер-2 есть боковик одной из машин участников налета:







Достоверность неизвестна, но явных противоречий нет
^
    
Про окраску ДБ ничего конкретного сказать не могу. Но вот моя попытка ситематизировать сам процесс. Согласен немного сумбурно, но чем богат, тем и рад. Для этого использовалась мемуарная литература.
Операция «Б»

В ответ на начало бомбардировок Москвы в ночь с 21-го на 22-е июля 1941 года, СНК принял решение об организации ответных бомбардировок столицы Рейха, города Берлина. Ближе всего к Берлину находились прибалтийские республики Литва и Латвия, но все они к этому времени были оккупированы немцами. Тем не менее, в Эстонии еще продолжались бои. Территория островов Моозундского архипелага выступала далеко на запад. От находившегося на самом большом острове Сааремаа (Эзель) аэродрома Кагул, до Берлина по прямой было 870 км. Аэродром Кагул не был приспособлен для приема тяжелых самолетов, слишком мала была длинна ВПП, отсутствовали укрытия для больших самолетов. Работы по подготовке полосы для приема тяжелых самолетов начались практически сразу. Кроме аэродрома Кагул
Для выполнения этой операции, именуемой «Операцией Б», привлекались ВВС Краснознаменного Балтийского флота и ВВС Черноморского флота. На Балтике эту ответственную операцию поручили 1-му минно-торпедному авиационному полку, которым командовал п-к Преображенский. Для вылетов на Берлин отобрали 20 наиболее опытных экипажа с наименее изношенной материальной частью из состава 57 –го бап. Однако вылететь на островной аэродром смогли только 13 экипажей.
Список экипажей 1-го мтап направленных 2 августа 1941 года на аэродром Кагул, находящийся на острове Сааремаа, для выполнения специального задания по бомбардировке города Берлин:

Самолет ДБ-3б № б/н. Заводской №2816. Днем 5 августа во время взлета с аэродрома Кагул на бомбардировку штаба немецкой 18-й армии в Пярну, самолет упал на взлете и получил значительные повреждения. Был восстановлен силами технического состава до 7 августа 1941 года. В пятом налете самолет не дошел до Берлина и сбросил бомбы на Виндаву. В результате зенитного противодействия самолет сильно поврежден.
Летчик – п-к Преображенский Евгений Николаевич. Командир полка.
Штурман – к-н Хохлов Петр Ильич. Штурман полка (флаг-штурман). На протяжении всей войны талисманом самолета и экипажа был гаечный рожковый ключ 17х19, который штурман брал с собой в каждый полет.
Стрелок-радист – с-т Кротенко Владимир Маркович.
Стрелок-радист – ст. с-т Рудаков Иван Иванович.
Техник самолета – ст-на Колесниченко.

Самолет ДБ-3б №2
Летчик – к-н Бабушкин.
Штурман – ст. л-т Надха.
Стрелок-радист – ст-на Стройков.
Воздушный стрелок – крф-ц Панфилов.
Техник самолета – воен-тех-к 2-го ранга Капустин.

Самолет ДБ-3б №2 (желтый)
Летчик – ст. л-т Дроздов.
Штурман – л-т Котов.
Стрелок-радист – с-т Лучников.
Воздушный стрелок – крфл-ц Силин.
Техник самолета – воентехник 2-го ранга Кузнецов.

Самолет ДБ-3б №7
Летчик – к-н Ефремов Андрей Яковлевич. Командир 1-й эскадрильи. До берлинских налетов - командир 3-й АЭ 57 бап.
Штурман – ст. л-т Серебряков Иван Григорьевич.
Стрелок-радист – мл. л-т Анисимов Григорий Иванович.
Воздушный стрелок – крфл-ц Аштапов Семен Яковлевич. Позже мл. с-т.
Техник самолета – воентехник 2-го ранга Михайлов.

Самолет ДБ-3б №10. Заводской №391102. В пятом вылете на Берлин, при возвращении, самолет упал в районе аэродрома. Самолет сгорел, экипаж погиб.
Летчик – л-т Кравченко Алексей Филиппович.
Штурман – ст. л-т Сергеев Николай Григорьевич.
Стрелок-радист – ст-на Титов Георгий Ефимович.
Воздушный стрелок – крфл-ц Рачковский Виктор Павлович.
Техник самолета – ст-на Шарафутдинов.

Самолет ДБ-3б №9. заводской №391127. В первом налете на Берлин штурманом экипажа был л-т Нечипоренко Тихон Иванович. Самолет был сбит 27 августа 1941 года в воздушном бою с Bf109 в районе Виндавы при атаке транспорта противника. Экипаж в составе командира к-на Есина Е.Е., штурмана л-та Хабибуллина и стрелка-радиста крф-ца Нянкина погиб.
Летчик – к-н Есин Евдоким Ефимович.
Штурман – к-н Троцко.
Стрелок-радист – с-т Никерин Александр Дмитриевич.
Воздушный стрелок – крфл-ц Нянкин Иван Афанасьевич.
Техник самолета – воентехник 2-го ранга Зубарев.

Самолет ДБ-3б №2 (черная)
Летчик – ст. л-т Трычков Петр Николаевич.
Штурман – л-т Рысенко.
Стрелок-радист – с-т Несмелов Дмитрий Михайлович.
Воздушный стрелок – крфл-ц Бондарев Евстихий Семенович. Позже присвоено звание с-та. Награжден ОКЗ.
Техник самолета – воентехник 2-го ранга Красий.

Самолет Дб-3б №6 (черный). Заводской №391114. Самолет не вернулся на базу из последнего, девятого налета на Берлин. Экипаж считался пропавшим без вести.
Летчик – л-т Мильгунов Константин Александрович.
Штурман – л-т Чубатенко Петр Яковлевич.
Стрелок-радист – мл. с-т Кулешов Георгий Михайлович.
Воздушный стрелок – крфл-ц Акимов Илья Константинович.
Техник самолета – воентехник 2-го ранга Герасименя.

Самолет ДБ-3б №2 (голубой). Заводской №391212. В пятом налете, при посадке в условиях тумана, самолет был разбит. Из всего экипажа в живых остался только стрелок-радист Русаков Иван, вылетевший вместо Королева.
Летчик – л-т Александров В.Г.
Штурман – к-н Буланов.
Стрелок-радист – мл. с-т Диков.
Воздушный стрелок – крфл-ц Королев.
Техник самолета – воентехник 2-го ранга Серебряков.

Самолет ДБ-3б №11 (черный). Заводской №390918. В первом вылете из-за плохих погодных условий не дошел до Берлина, отбомбившись по Штеттену. Выполнил 2-й и 3-й налеты. В третьем вылете самолет был неоднократно атакован немецкими ночными истребителями.
Летчик – ст. л-т Фокин Афанасий Иванович. Заместитель командира 4-й эскадрильи.
Штурман – л-т Швецов Герман.
Стрелок-радист – ст-на Лукичев Николай Александрович.
Воздушный стрелок – мл. с-т Белов Владимир Владимирович.
Техник самолета – воентехник 2-го ранга Солобанов.

Самолет ДБ-3б №7 (голубой).
Летчик – л-т Юрин.
Штурман – л-т Шевченко Евгений Петрович.
Стрелок-радист – крфл-ц Саранча.
Воздушный стрелок – с-т Беляев.
Техник самолета – ст-на Белуданов.

Самолет ДБ-3б №12 (черная)
Летчик – л-т Пятков.
Штурман – ст. л-т Хабибулин.
Стрелок-радист – мл. с-т Невредов.
Воздушный стрелок – крфл-ц Белоусов.
Техник самолета – воентехник 2-го ранга Павлов.

Самолет ДБ-3 №5 (черная). Заводской №391115. Самолет не вернулся из восьмого налета на Берлин. Экипаж в составе летчика л-та Русакова, штурмана л-та Шилова и стрелка-радиста крф-ца Саранча пропал без вести.
Летчик – л-т Русаков.
Штурман – ст. л-т Волков.
Стрелок-радист – мл. с-т Соболь.
Воздушный стрелок – крфл-ц Большев.
Техник самолета – воентехник 2-го ранга Шевченко.

Остальные 7 самолетов под командованием капитанов Гречишниковым, Плоткиным, Беляевым, ст. лейтенантами Финягиным и Семеновым, лейтенантами Дашковским и Леоновым перелетели на аэродром Кагул позднее, после завершения ремонта их самолетов. Предусматривалась замена в составе экипажей в зависимости от степени готовности каждого человека.

Самолет ДБ-3б №. Самолет сгорел в 20-х числах августа, в результате пробных испытаний с бомбой ФАБ-1000 на внешней подвеске.
Летчик – к-н Гречишников Василий Алексеевич. Командир 1 (2)-й эскадрильи 1-го мтап.
Штурман – ст. л-т Власов.
Стрелок-радист – с-т Земенков.
Воздушный стрелок – крфл-ц Бурков.
Техник самолета – воентехник 2-го ранга.

Самолет ДБ-3б №
Летчик – к-н Плоткин Михаил Николаевич. Командир 3-й эскадрильи 1-го мтап. На острове возглавил звено управления.
Штурман – л-т Котов.
Стрелок-радист – с-т Лучников.
Воздушный стрелок – крфл-ц Силин.
Техник самолета – воентехник 2-го ранга Кузнецов.

Самолет ДБ-3б № . В первом налете не дошел до Берлина из-за плохих погодных условий. Бомбы были сброшены на морской порт Штеттен.
Летчик – к-н Беляев Георгий Константинович. Командир 4-й эскадрильи. При налетах на Берлин выполнял обязанности зам. командира 2-го звена.
Стрелок-радист – с-т Лучников.
Воздушный стрелок – крфл-ц Силин.
Техник самолета – воентехник 2-го ранга Кузнецов.

Самолет ДБ-3б Заводской №391113. Самолет подбит и взорвался над Берлином во время проведения второго налета в ночь на 9-е августа. Экипаж в составе Финягина, штурмана л-та Дикий, стрелок-радист ст-на Марокин и стрелок-радист краснофлотец Шуев – погибли.
Летчик – ст. л-т Финягин И.П.
Штурман – л-т Котов.
Стрелок-радист – с-т Лучников.
Воздушный стрелок – крфл-ц Силин.
Техник самолета – воентехник 2-го ранга Кузнецов.

Самолет ДБ-3б №
Летчик – ст. л-т Семенов Матвей Потапович.?
Штурман – л-т Котов.
Стрелок-радист – с-т Лучников.
Воздушный стрелок – крфл-ц Силин.
Техник самолета – воентехник 2-го ранга Кузнецов.

Самолет ДБ-3б Заводской №391401. В неудавшемся восьмом налете самолет разбился при возвращении недалеко от аэродрома. Экипаж погиб.
Летчик – л-т Дашковский Николай Федорович.
Штурман – ст. л-т Николаев.
Стрелок-радист – мл. с-т Элькин.
Воздушный стрелок – крфл-ц Силин.
Техник самолета – воентехник 2-го ранга Кузнецов.

Самолет ДБ-3б № Самолет сгорел 5 августа 1941 года при посадке с бомбой на аэродроме Котлы. Экипаж погиб.
Летчик – л-т Леонов. Погиб, сажая самолет на аэродроме Котлы утром 5 августа 1941 года, после пробного вылета на бомбежку Штеттена.
Штурман – л-т Котов.
Стрелок-радист – с-т Лучников.
Воздушный стрелок – крфл-ц Силин.
Техник самолета – воентехник 2-го ранга Кузнецов.

По расчетам расстояние до Берлина составило 1760 км, из которых 1400 км предстояло лететь над морем. Маршрут протекал на высоте 7000 метров от Сааремаа до Штеттина, а затем на Берлин. Участок между Сааремма и Штеттеном проходил над морем, и для ориентировки служили острова Готланд и Борнхольм. Запасными аэродромами были Аста и аэродром Палдиски, расположенный на материке.
В Берлине имелось 10 самолетостроительных, 7 авиамоторных и 8 заводов авиавооружения, 22 станкостроительных и металлургических завода, 7 заводов электрооборудования и 30 газового оборудования, десятки военно-промышленных складов. Берлин обеспечивали электроэнергией 7 электростанций, в черте города имелись 24 ж/д станции. Основными объектами ударов ДБ-3б 1-го мтап были определены танкостроительный и авиастроительный заводы «Даймлер-Бенц», заводы «Хейнкель», Фоке-Вульф», «Шварц», «Сименс», «Цеппелин» и ж/д станции, на которых сосредотачивались воинские эшелоны с вооружением и боеприпасами для восточного фронта и электростанции.
Запасными целями являлись портовый город Штеттен, являвшийся основным пунктом ввоза железной руды, и город Кенигсберг с его крупнейшими кораблестроительными верфями, паровозо- и вагоностроительными заводами и складами горючего. Второстепенными целями были определены порты Данциг, Гдыня, Пиллау, Мемель и Либава, места, где базировались суда и корабли ВМФ Германии.
В связи с плохим качеством аэродрома и изношенностью материальной части, особенно двигателей, решили ограничить бомбовую нагрузку на каждый ДБ-3б до 800 кг фугасных бомб ФАБ-250 и ФАБ-100. Вылеты задерживались в связи с плохой погодой в районе целей. Наконец, в ночь на 5 августа состоялся пробный вылет на Штеттен группы бомбардировщиков под командованием к-на Ефремова. В группу вошли 6 самолетов, которые возглавляли командиры кораблей к-н Беляев, ст. л-ты Семенов и Трычкоа, л-т Леонов. Вылет группы прошел успешно, лишь только самолет л-та Леонова разбился при заходе на посадку на аэродроме Котлы. Экипаж в составе летчика л-та Леонова, штурмана м-ра Котельникова и стрелка-радиста с-та Рыбалко - погиб.

Первый налет
Подготовка к налету на Берлин началась с утра 7 августа 1941 года. К 15.00 самолеты были полностью готовы к полету: баки заправлены бензином, проверена связь, приборное оборудование, испытаны пулеметы и опробованы двигатели. Самолеты загрузили бомбами по 800 кг: шесть бомб ФАБ-100 и четыре бомбы ЗАБ-50.
На Берлин вылетели три звена. В состав 1-го звена вошли самолет командира п-ка Преображенского, самолет к-на Плоткина, самолет ст. л-та Трычкова и самолет л-та Дашковского. Командиром 2-го звена назначен комэска-2 к-н Гречишников. Под его началом в полет вошли самолеты к-на Беляева, ст. л-тов Фокина и Финягина. 3-е звено возглавил комэска-1 к-н Ефремов, в его составе летят экипажи к-на Есина, ст. л-та Русакова и л-тов Кравченко и Александрова.
В 20.00 началось построение личного состава.
Полет проходил на высоте 6500 метров при температуре наружного воздуха 46°С. Не все, из 13 самолетов, бомбили в эту ночь Берлин, часть бомбардировщиков отбомбилась по Штеттену. Этот налет считался разведывательным и прошел без потерь.

Второй налет
Налет проведен в ночь на 9-е августа 1941 года. Во втором вылетели экипажи Преображенского, Гречишникова, Ефремов (командиры звеньев), Плоткина, Есина, Фокина, Трычкова, Финягина, Кравченко, Александрова, Русакова и Мильгунова. Кроме бомб ФАБ-100 и ЗАБ-50 на внешнюю подвеску взяли по одной или по две (в зависимости от изношенности моторов) бомбе ФАБ-250. Полет снова считался разведывательным. В этом полете самолет ст. л-та Финягина был сбит над Берлином.

Для наращивания воздушных ударов по Берлину Ставка выделила в распоряжение генерала Жаворонкова 20 бомбардировщиков ДБ-3ф из состава 200-го и 22-го бап 40-й ад дд. Для этих целей к 9 августа был подготовлен аэродром в Асте. Утром 10-го августа, армейская группа особого назначения, состоящая из подразделения майора Щелкунова (8 машин) и комэска к-на Тихонова (7 самолетов), совершила посадку в Асте. В сущности, сели только 12 самолетов ДБ-3ф, т.к. два самолета остались на материке для замены моторов, а один был сбит при перелете над Финским заливом. Сложность заключалась в том, что летчики, штурманы, стрелки, прибывшие на новое место базирования, ранее летали в разных экипажах и были не слетаны. Кроме того, двигатели самолетов были сильно изношены из-за интенсивной эксплуатации в предыдущих боях. Некоторые ДБ-3ф из группы Щелкунова и вовсе выработали свой ресурс. Летчики группы Щелкунова воевали с самого начала войны, а вот пилоты Тихонова боевого опыта не и мели, потому что прибыли с Дальнего Востока.
Для налета на Берлин в группе м-ра Щелкунова были готовы только экипажи к-нов Крюкова и Юспина и ст. л-тов Семенова и Шапошникова. К к-на Тихонова на Берлин могли полететь экипажи ст. политруков Васильева и Павлова, ст. л-тов Плотникова, Строганова и Соловьева и л-та Линькова.

Третий налет
Вылет проведен в ночь с 10-е на 11-е августа 1941 года. В качестве бомбовой нагрузки применялись, в основном, бомбы ФАБ-250 на внешней подвеске.

Четвертый налет
Вылет состоялся в ночь с 11 на 12 августа 1941 года. В этом вылете участвовали экипажи армейской авиации ДД. В их состав вошли три экипажа из группы м-ра Щелкунова (включая самого Щелкунова, к-на Крюкова Н.В. и ст. л-та Семенова), а так же все 7 самолетов к-на Тихонова. Каждое из звеньев «дальнобойщиков» возглавляли летчики группы Преображенского. Однако один экипаж вернулся на базу, не выполнив задания из-за неисправности шасси.

Самолет ДБ-3ф. В пятом налете долетел до Берлина на одном моторе.
Летчик – м-р Щелкунов Василий Иванович. За налеты на берлин удостоен 13,08,1941 года звания ГСС.
Штурман – м-р Малыгин Василий Иванович. За налеты на берлин удостоен 13,08,1941 года звания ГСС.
Стрелок-радист – ст. с-т Масленников Александр Иванович.

Самолет ДБ-3ф. Участник 4-го налета на Берлин.
Летчик – ст. политрук Васильев.
Штурман – л-т Фадеев Виктор.
Стрелок-радист – ст. с-т Ковалев Константин.

Самолет ДБ-3ф
Летчик – к-н Тихонов Василий Гаврилович. За налеты на Берлин удостоен 13,08,1941 года звания ГСС.
Штурман – л-т Лаконин Вениамин Иванович. За налеты на Берлин удостоен 13,08,1941 года звания ГСС.
Стрелок-радист – ст-на Коневцев.

Самолет ДБ-3ф. Участник четвертого налета на Берлин.
Летчик – к-н Крюков Н.В. За налеты на Берлин удостоен 13,08,1941 года звания ГСС.

Самолет ДБ-3ф
Летчик – к-н Юспин.

Самолет ДБ-3ф
Летчик – ст. л-т Семенов.

Самолет ДБ-3ф. Самолет с двумя ФАБ-500 пытался взлететь с аэродрома Аста, но сразу упал и взорвался. Экипаж погиб.
Летчик – ст. л-т Павлов.

После 4-го вылета была поставлена задача, довести бомбовую нагрузку каждого бомбардировщика до 1000 кг. С этой целью требовалось подвешивать бомбы ФАБ-500 и ФАБ-1000 на внешнюю подвеску. С такой нагрузкой самолеты обеих групп, имея изношенные двигатели, не могли даже подняться в воздух, не говоря уж о дальнем полете. Оставляло желать лучшего и состояние ВПП. Об этом предупреждали и командиры соединения. Однако высшее руководство страны было непреклонно в своем требовании.

Пятый налет
Вылет состоялся в ночь с 15-го на 16 августа 1941 года. До полдня 15 августа шел дождь, превративший ВПП и «рулежки» в море слякоти. К вечеру, однако, земля подсохла, и вылет состоялся в 22.00. В полет пошли самолет Преображенского, вся эскадрилья Тихонова и два ДБ-3ф из группы Щелкунова. Шесть самолетов из ударной группы несли на внешней подвеске одну бомбу ФАБ-500 и по три бомбы ЗАБ-100 в отсеках. Самолет Преображенского имел именно такой состав вооружения. Из-за большого износа моторов его самолет не смог дойти до Берлина и сбросил бомбы на Виндаву.

Шестой налет
Налет состоялся в день авиации – 18 августа 1941 года. Погода в тот день была отличная. В налете участвовал экипаж Преображенского. Экипажи м-ра Щелкунова и к-на Тихонова выполнили свой третий налет на Берлин. Бомбовая нагрузка: одна бомба ФАБ-500 на внешней подвеске и три ФАБ-100 в бомбовом отсеке. Все самолеты вернулись на базу.

После этого налета Сталин вплотную занялся реализацией сброса на Берлин бомб массой в 1000 кг. Для этого на основные базы бомбардировочных бомб прибыл летчик-испытатель генерал Коккинаки Владимир Константинович. Он потребовал выполнения налетов на германскую столицу с внешней подвеской состоящей из одной бомбы ФАБ-1000 или двух бомб ФАБ-500. Для пробного полета были выбраны самолеты с экипажами к-на Гречишникова и ст. л-та Богачева, из эскадрильи к-на Тихонова увеличенную нагрузку мог поднять только самолет ст. политрука Павлова, в группе Щелкунова в этот полет мог пойти сам майор и к-н Юспин. Однако на ДБ-3 морской авиации и на ДБ-3ф армейских групп моторесурс двигателей был на пределе. Богачев летел на Берлин в первый раз, причем в составе армейской группы на ДБ-3ф. В результате этого авантюрного эксперимента, навязанного Ставкой, самолет Гречишникова сгорел, экипаж чудом остался жив. Самолет Богачева взорвался, выкатившись за полосу, а экипаж погиб. К счастью, этот идиотизм на этом прекратился.

Седьмой налет
Налет состоялся в ночь с 20 на 21 августа 1941 года. В полете участвовал экипаж к-на Плоткина со штурманом л-том Рысенко. Вылетев с высокой температурой, Плоткин после сброса бомб потерял сознание от переутомления. Падение самолета удалось остановить на высоте 3000 метров. В этом полете принимал участие к-н Гречишников, но уже на другом самолете. Все самолеты вернулись на базу.

Ситуация со снабжением на острове Саареммаа ухудшалась с каждым днем. После этого налета выяснилось, что на складах вооружения отсутствуют бомбы основного калибра – ФАБ-250, ФАБ-100 и ЗАБ-50. В большом количестве имелись только ФАБ-1000, да несколько ФАБ-500. Ситуацию с бомбами основного калибра решили путем завоза этих бомб на любом самолете, прибывающем на Саареммаа, однако это не сняло остроты проблемы. Очередной налет с 23 на 24 августа сорвался, несмотря на то, что вылетело только одно звено под командованием комэска-1 к-на Ефремова и ведомых ст. л-та Трычкова и л-тов Дашковского и Мильгунова. Все самолеты не дошли до Берлина, сбросив бомбы на запасную цель, по причине перегрева изношенных моторов. При посадке самолет Дашковского упал и разбился, экипаж погиб. В результате такого дефицита налеты на Берлин срывались вплоть до 31 августа. Ситуация осложнялась водной блокадой острова. Кроме налетов на Берлин, бомбардировщики особой группы привлекались для нанесения ударов по наступающим немцам и кораблям противника. Все чаще приходилось бомбить десантные баржи противника, пытающиеся высадить войска на острове для его захвата. Группа несла потери. Так 27 августа в воздушном бою с Bf109 был сбит бомбардировщик ДБ-3 капитана Есина.
С потерей Таллина 28 августа 1941 года ситуация на острове осложнилась. Немцы начали интенсивную подготовку к зачистке островов Моозундского архипелага, так называемому «дню Х» в рамках операции «Беовульф II». Для этих целей 42 армейский корпус состоящий из 61-й дивизии был усилен был усилен 217-й дивизией и группой «Бранденбург» из 800 полка особого назначения и егерским батальоном. Артиллерийская поддержка обеспечивалась четырьмя отдельными дивизионами тяжелой артиллерии, тремя батареями береговой артиллерии, 11-м зенап и легкой зенитной батареей на пароме «Зибель». К операции привлекались крупные силы надводного флота немцев и почти весб финский флот. В состав группы входили крейсера «Эмден», «Лейпциг» и «Кельн», при поддержке 2-й флотилией эсминцев. Кроме того, в группу обеспечения входили 1-я флотилия тральщиков, 1-я флотилия тральщиков-искателей, 2-я и 3-я флотилия торпедных катеров. Финский флот был представлен броненосцами береговой обороны «Ильмаринен» и «Вейнемайнен», минным заградителем «Бруммер», пятью сторожевыми кораблями и полутора десятком катеров, буксиров и ледоколов.
Группа авиационного обеспечения состояла из 806-й и I/KG77 бомбардировочной группы, II/JG26, летающей на истребителях-бомбардировщиках Bf110, двумя эскадрильями легких истребителей Bf109, 10-го зенап и 10-го полка связи ВВС.

Восьмой налет
Налет состоялся в ночь с 31 августа на 1-е сентября 1941 года. К этому времени армейских групп бомбардировщиков уже не было на остове. Накануне последние три бомбардировщика (Щелкунова, Юспина и Семенова) улетели на материк. На Берлин было направлено всего 4 экипажа. Остальные экипажи были направлены на цели в Данциге, Кенигсберге и Мемеле. На Берлин полетели экипажи л-та Мильгунова, Русакова... Самолет Русакова на базу не вернулся.

Девятый налет
Состоялся в ночь на 5 сентября 1941 года. Половина бомбардировщиков брала на внешнюю подвеску бомбы ФАБ-500, а другие - ФАБ-250. Бомбы меньшего калибра типа ЗАБ-50 и ФАБ-100 загружались в бомбовые люки. На Берлин полетели экипажи самого Преображенского, Мильгунова, Юрина…

Операция «Б» завершилась 6 сентября 1941 года. В связи с участившимися налетами немецкой и финской авиации и угрозой захвата немецкими войсками острова Саареммаа, было принято решение о свертывании операции, т.е. о прекращении налетов на Берлин. Все самолеты вечером 6 сентября убыли на материк, на место постоянного базирования 1-го минно-торпедного полка – аэродром Беззаботное.

Не ругайте сильно, если что не так. Критика приветствуется.
^
    


в игноре у 5 пользователей
Есть 50 минутная документалка 90-х годов «Крылья над Берлином». Там рассказывается как раз про налёты с Сааремаа. Ветеран вспоминает, к сожалению фамилию не помню, видеокассета осталась, а «видака» давно нет. Дед там этот, в Монинском музее когда к ДБ-3 подошел, называл её «Букашка», «Буки». Кладбище пилотов на Эзеле показывали. Дед емнип, остров только так и называл. Хроника всякая. В общем стоит посмотреть. По моему там в хронике один серебристый ДБ-3, привязывали к комполка, но могу ошибаться, давно не видел.
^
    
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы
Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy