Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация
Форум моделистов на ScaleModels.ru
 Наблюдаемые темыНаблюдаемые темы    FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   medals.phpНаграды   ИзбранноеИзбранное   РегистрацияРегистрация 
  Наблюдаемые форумыНаблюдаемые форумы  ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Dornier Wal в Испанской гражданской войне. Сбор информации

На страницу 12  След.
 Список форумов Форум моделистов на ScaleModels.ru -> Самолеты до 1950 - Германия -> Самолеты Германии до 1950 - Dornier
новая тема  ответить  для печати Предыдущая тема Следующая тема 
Автор
Сообщение
В связи с приобретением модели Dornier Wal от Amodel (72252-франкистский борт) озаботился поиском материала по военным Wal, состоящих на вооружении противоборствующих сторон Испанской гражданской войны (1936 - 1939).
Подсобрал немножко информации, но её недостаточно. Остаются вопросы.
Уважаемые коллеги, возможно у вас имеются фото и справочный материал по военным Do-J Гражданской войны в Испании, выкладывайте его в эту ветку! Думаю, эта информация будет полезна многим коллегам-моделистам.
Начну первым я
В качестве справочного материала нашел (и скачал)
1. Авиаколлекция 2016 №08. Летающая лодка Дорнье «Валь» (В.Р.Котельников)
2. В.Р.Котельников Летающая лодка Дорнье «Валь» (библиотека «Гангут»,1995)
3. Heinz J. Nowarra - Dornier Wal (Motorbuch Verlag)
4. Мануал CMASA Dornier Wal Cabina
5. Von Günter Frost DAS FLUGBOOT DORNIER „WAL“ (электронное издание, где качнул не помню)
Наиболее подробный материал по нашей теме имеется в журналах (сканы выложу чуть позже).
6. Jet & Prop 1996 – 5 и 6
7. Aeroplano № 02_1984-10
Ну и конечно сайты:
8. http://airwar.ru/enc/sww2/do15.html
9. http://luftwaffe-zur-see.de/Seeluft/Werknummerlisten/Dornier%20Wal.htm

Схемки и чертежики в вышеперечисленных источниках, а так же в «Моделисте-конструкторе» разобраться с матчастью испанских военных Wal не помогают, т.к. нарисованы от балды за исключением, конечно же, мануала.

Из журнала Jet & Prop уяснил, что к началу Гражданской войны у противоборствующих сторон (республиканцев и франкистов) имелось 25 Dornier Do-J Wal. По крайней мере одна из этих машин была итальянского производства (CMASA), остальные были испанского производства (CASA), из которых 2 были гражданскими почтовыми машинами (LAPE). Машины, изготовленные итальянцами для Испании (с W-1 по W-14) к началу Гражданской войны уже не использовались.
Пластик Amodel позволяет изготовить (без перепила) машины испанского производства либо последнюю (из испанского заказа) итальянскую машину W-15 (позднее W-16), поэтому более ранние машины (с W-1 по W-14) рассматривать пока не имеет смысла.
Подробней по справочной информации отпишусь позже.
А сейчас выложу имеющиеся у меня фото военных Wal, использовавшихся республиканцами и франкистами.
Коллеги! Если у вас имеются эти фото но лучшего качества или фото других Do-J Wal, использовавшихся в Гражданской войне в Испании, или другая информация по данным машинам, пожалуйста поделитесь!!!


# # # # #
# # # # #
# # # # #
# # # # #
# # # # #
# # # # #
# # # # #
#
фото D-8 получше #
^
    


в игноре у 8 пользователей
Ни одна из картинок не открывается.
^
    
sergand53, я все картинки вижу. Только что пощёлкал, всё раскрывается. Если ещё кто не видит картинок, напишите, перезагружу.
^
    


в игноре у 4 пользователей
Интересная тема.
Да, картинки не открываются, только крайняя D-8 есть.
^
    
Перезалил фото

# # # # #
# # # # #
# # # # #
# #

# # # # #
# # # # #
# # # # #
^
    


в игноре у 1 пользователей
#

фэ бы не помешал модели на радиатор (место заметное)...
^
    
KVM писал(а):
фэ бы не помешал модели на радиатор (место заметное)...

В пластике радиатор вообще никакой, нет и намека на жалюзи, просто прямоугольник, внутри которого замыленная имитация сетки или чего-то подобного Facepalm

Добавлено спустя 4 минуты 4 секунды:

Кстати, решетки на радиаторах отличались. Я пока насчитал два вида.

Добавлено спустя 22 минуты 5 секунд:

Обещанный скан статьи из Jet&Prop 1996-05,06
# # # # #
# # # #

перевод в моем исполнении Embarassed выложу через часик

Добавлено спустя 40 минут 20 секунд:

Выкладываю мой вариант перевода части статьи из выложенного выше журнала Jet&Prop 1996-05,06.
Перевод делал только периода касающегося Китов Гражданской войны и предшествующего ей периода (это вторая половина статьи в журнале №5 и ее продолжение в №6). Немецким не владею, это все гугл-переводчик и совсем чуть-чуть моей интерпритации. Курсив в скобках - мои примечания, подчеркивание и выделение жирным - тоже мои пометки.
Надеюсь, будет познавательно.


Весной 1929 года последние два Wal W14 и W15, построенные в Марина ди Пиза (CMASA, Италия), прибыли в Испанию. Одна из этих двух машин впервые имела новый трапециевидный ркиль и руль направления, который также использовался в Wal, построенных в Испании. В середине 1929 года был передан в эксплуатацию первый из построенных в Испании Wal (W16).
Теперь Рамон Франко должен был совершить свой давно запланированный дальний перелет на этой машине. Но Франко не испытывал особой уверенности в молодой и неопытной испанской авиационной промышленности и хотел лететь на встроенной в Марина ди Пиза машине (на «итальянской» W15) . Он поменял (на «итальянской» машине) номерные знаки с W15 на W16 и бортовой код M-MWAO на M-MWAP, замаскировав таким образом «итальянскую» машину под «испанскую» и назвал ее NUMANCIA (такое же имя было и у разбившегося в 1926г. 4-моторного SuperWal W13). Наконец, 21.6.1929 стартовал дальний перелет на W16 (M-MWAP) (замаскированном W15). В тяжелых встречных ветрах и густых облаках самолет значительно сбился с курса и экипаж потерял ориентацию. Когда топливо подошло к концу, машине пришлось приводниться в бурной Атлантике еще до того, как она достигла Азорских островов. Машина с экипажем дрейфовала в океане в течение недели, пока 29 июня их не обнаружил и спас английский авианосец «Eagle».
В результате Франко был временно отстранен от полетов, но принял новое командование в 1933-1935.
28 августа 1929 года Wal W14 был случайно потерян в Эль-Ферроле, а в сентябре ветеран W5 потерпел аварию в Мелилье.
Тем временем испанские ВМФ ввели в эксплуатацию шесть Wal, которые были доставлены до 1930 года.(А вообще, согласно таблице из этой же статьи, для ВМФ было построено 10 машин) Пять из них были оснащены двигателями «Elizalde А5», являвшимися лицензионной модификацией двигателя «Lorraine 12Ed» французской фирмы Lorraine-Dietrich и выпускавшимися по лицензии в Испании в Барселоне испанской компанией Elizalde S.A. Эти двигатели зарекомендовали себя в процессе эксплуатации как подверженные отказам и ненадежные. (Первая из этих шести машин для флота M-NDHA была оснащена двигателем«Hispano-Suiza 12Lbr»).Новые машины несли бортовые коды с M-NDHA по –NDHF (речь о первых шести машинах для ВМФ), где буквы имели следующее значение: M - Испания, N - военно-морской (морской), D - Дорнье, H - гидросамолет (Hidro). Буквы от A до F были индивидуальными кодами самолета. В то же время на них были нанесены знаки D-1,2,3 и т.д., В то время как буква была нанесена только в исключительных случаях. (значения этого набора слов я пока не понял).
К сожалению, первая флотская машина M-NDHA, изготовленная только в октябре 1929 года, была потеряна случайно уже 3 марта 1930 года, экипаж погиб. В качестве замены ВМФ заказал другую машину (M-NDHG), но и она вскоре была разбита (сентябрь 1931 г.) на Балеарских островах.
В июле 1933 и 1934 гг. Wal пролетели обширные тренировочные маршруты (между Испанским Марокко и Балеарскими островами, в том числе с остановками в Валенсии и Барселоне). В 1934 году Рамон Франко, который ненадолго появился в ВВС, провел в Испании полет с 13 Wal, потеряв W28 между Уэльвой и Виго - к счастью, без жертв.
Последним клиентом CASA стала гражданская почтовая авиакомпания L.A.P.E., заказавшая два «кита», которые были поставлены ей как № 19 (EC-AAZ) и 20 (EC-YYY) зимой 1934-35 гг. На этом закончилось лицензионное строительство Wal в Испании. Эти два (почтовые) «кита» летали с 1935 по апрель 1936 года на почтовой службе между Пальма-де-Майорка и Барселоной или Валенсией.
Итак баланс «китового» производства 1922–1934 / 35 для Испании выглядит таким образом:
14 машин построено CMASA(Марина ди Пиза) для Испании
17 машин построено CASA для ВВС Испании
10 машин построено CASA для ВМФ Испании
2 почтовые машины построено CASA для L.A.P.E.
1 лицензированная сборка SuperWal для ВВС Испании
Всего 44 машины, включая SuperWal.

Гражданская война (с 18.7.1936 по 1.4.1939)

К началу войны (18.7.1936 года) Dornier Wal имелись:
- 15 экз. в ВВС, в том числе 2 машины (W15 и W16) с двигателями «Hispano-Suiza 12Lbr» и 13 машин с двигателями «Elizalde А5» («Lorraine 12Ed» французской фирмы Lorraine-Dietrich выпускавшийся по лицензии в Испании) не пригодные к эксплуатации из-за проблем с двигателем.
- 8 экз. во ВМФ с двигателями «Hispano-Suiza 12Lbr» (видимо ошибка, в таблице у флотских машин указаны «Elizalde А5», только у M–NDHA (потеряна в 1930) стояли Hispano Suiza 12 Lbr)
- 2 экз. у L.A.P.E. (почтовые машины с двигателями «Napier Lion»).
Итак, всего 25 самолетов. Они были распределены следующим образом, в зависимости от географического положения.
Республиканцы (лояльные правительству): 5 в ВВС (W 15 с Hispano, еще 4 с двигателями Elizalde), 5 в ВМФ, 2 в LAPE. Из этих 12 машин, 4-5 не работали. Республиканцы почти не использовали свои Wal (в основном для транспорта и тренировок). К сожалению, им не удалось отремонтировать неисправные двигатели «Elizalde А5», хотя завод Elizalde находилась на подконтрольной территории.
Националисты (повстанцы): 10 в ВВС (W 16 с Hispano, еще 9 с двигателями Elizalde), 3 в ВМФ (тоже Elizalde) . Из этих 13 машин на 20 июля1936 г.. только два Wal готовы к использованию. Националисты последовательно заменили двигатели «Elizalde А5» на купленные в Италии «Isotta-Fraschini ASSO 500» (12-цилиндровый V-образный) и использовали свои машины в борьбе.
Во время первых сражений в июле республиканские «киты» D-1 и D-2 (позже только D-1) действовали вместе с другими гидросамолетами против восстания (националистов) на Балеарских островах и бросали листовки и бомбы на Пальме-де-Мальорка, где D-1 был подбит с земли и приводнился между островами. При захвате в плен команда потопила летающую лодку.
25 июля 1936 г. во время разведывательного полета над Гибралтарским проливом республиканский Wal (бортовой номер не известен) был сбит франкистским NiD-52, который летел из Тетуана в Табладу (Севилья).
Первое использование националистами Wal произошло 20 июля 1936г. над Гибралтарским проливом, когда D-8 участвовал в «воздушном и морском мосту» перевозя войска и грузы из испанского Марокко на материковую часть Испании и давая националистам преимущество в первой фазе войны. D-8, а затем также D-4 и D-5 перевозили за рейс 12-13 солдат (кроме экипажа) или боеприпасы.
5 августа 1936 и в последующие дни D-4 и D-8 вместе с другими франкистскими самолетами участвовали в том же морском районе в бомбардировках атакующих республиканских военных кораблей (не поразив ни одной цели) и заставили противника отойти.
В сентябре 1936г. у националистов произошло изменение бортовых кодов самолётов, и Wal получили общий код 70 -, а затем индивидуальный номер самолета.
В целях борьбы с подводными лодками, на обеих сторонах бортах Wal, в районе кабины пилотов, были установлены опоры в качестве подвесных устройств для (глубинных) бомб.
12 октября 1936 года Wal 70-4 обнаружил вражескую подводную лодку (которая немедленно погрузилась) у побережья Малаги и сбросил в место погружения глубинную бомбу и четыре 50-килограммовые бомбы (с двух бомбодержателей??). Подводная лодка исчезла, и через несколько дней военно-морской флот республиканцев вынужден был признать подводную лодку Б-5 в качестве полной потери.
15.12.36 г. в Сеуте «кит» 70-31 г. проводил разведку морской зоны вокруг острова Альборан. Экипаж, который хотел сменить фронты, расстрелял пилота и приземлился в занятой республиканцами Малаге.
Wal националистов также применялись над северным испанским городом Кийсте (Бискайский залив). 26 июня 1937 года два республиканских И-15 напали на Wal 70-27, который мог спастись только приводнившись в поисках убежища рядом с франкистским крейсером «Canarias». 14.9.37 тот же самый «кит» атаковал вражескую подводную лодку С-6, покидая порт Эль-Мусель. Лодка немедленно нырнула, а две глубинные бомбы не попали в цель.
В качестве третьего морского района, в котором работали франкистские Wal , следует упомянуть Балеарские острова. Когда 10 декабря 1937 года один из размещенных там Wal вел разведку берега материка, он был атакован вражеским истребителем, который нанес по нему пять пулеметных очередей, прежде чем атака была отражена с помощью бортового оружия Wal.
28.1.1938 состоялась сложная спасательная миссия, в которой приняли участие несколько самолетов морской базы Полленса. He-59 из AS / 88 («Легион Кондор») был обстрелян республиканцами у острова Менорка, в результате поврежден правый двигатель. При попытке экстренной посадки в штормовом море самолет полностью развалился. Экипаж хенкеля был спасен Wal 70-1, который несмотря на шторм и высокие волны смог выполнить спасательную миссию (тут часть текста я додумал, так как Гугл-переводчик выдавал набор несвязаных между собой слов)
Два дня спустя, 30 января 1938 года, Wal 70-10 был потерян, когда ему пришлось приводниться во время разведки между Балеарскими островами и материком в результате отказа двигателя. Wal был выброшенного волнами на скалистое побережье и разрушился. Однако экипажу удалось спастись и сбежать на остров Ибица.
11 февраля 1938 года шторм опрокинул Wal 70-6, стоящего на якоре в заливе Полленса. На следующий день его вытащили на берег, но не починили.
В 1938 году испанская авиация понесла особенно тяжелые потери. 28 октября 1938 года два из пяти самолетов CANT Z-506B "Airone" во главе с Рамоном Франко (в то время командиром "воздушной зоны Балеарских островов") штурмовали испанское побережье Леванте в Полленсе. Машина Франко разбилась внезапно и без веской причины. Два дня спустя поисковые корабли и самолеты (включая Wal) обнаружили обломки и эвакуировали трупы экипажа.
В дополнение к ранее описанным операциям Wal обеспечили многочисленные регулярные патрулирования, разведку и обеспечение операций (без инцидентов), время от времени обнаруживая вражеские корабли и, возможно, атакуя их.
Когда война закончилась 1 апреля 1939 года, десять Wal были боеготовны; Были также два захваченных образца (6-15 и гражданский EC-YYY). Позже, вероятно, еще два Wal были отремонтированы, потому что в инвентарной ведомости 1.3.1940 числится 14 Wal .

Последние годы (1940-1950)

После гражданской войны в Испании и во время Второй мировой войны измученная страна едва ли могла позволить себе новые самолеты, и ей было поручено использовать имеющиеся ресурсы до последнего. Таким образом, Wal продолжили свое монотонную работу с постоянно снижающейся эксплуатационной готовностью.
В 1945 году была проведена последняя смена номерного знака: теперь Wal было присвоен общий код HR.1 (Hidroavion Reconocimiento № 1), а в инвентарной ведомости от февраля 1946 года было зарегистрировано 7 Wal, включая HR 4, 5, 17, 21 и 34, но их первоначальная идентификация больше не может быть определена. Последний известное упоминание Wal в документах датируется 25 сентябрем 1950 г. ...
^
    


в игноре у 1 пользователей
GoNzA надо попросить сделать травление на радиатор -партию Smile народ наберётся наверно....
^
    
KVM писал(а):
GoNzA надо попросить сделать травление на радиатор -партию народ наберётся наверно....

Травления только на радиатор недостаточно, там травло и на правильные боковины мотогондолы (для разных движков) не помешают и маслорадиаторы ну и в довесок ободки открывающихся иллюминаторов ну и приборка. Короче целый набор Rolling Eyes А GoNzA за изготовление небольших партий травла берется?
А народ... Похоже, только я интересуюсь испанскими Китами Facepalm
^
    


в игноре у 1 пользователей
это всё отрисовывать надо-он сам это делать не будет(если вообще будет). Хоть радиатор бы сделал...
^
    
KVM писал(а):
это всё отрисовывать надо

Вот этого я не умею Confused Надеюсь разобраться с непонятками по мотогондолам и радиаторам, а затем попробую поискать здесь на Скале мастера по травлению. Если не получится, то придется ручками как то выкручиваться
^
    


в игноре у 2 пользователей
shkiper писал(а):
KVM писал(а):
фэ бы не помешал модели на радиатор (место заметное)...

В пластике радиатор вообще никакой, нет и намека на жалюзи, просто прямоугольник, внутри которого замыленная имитация сетки или чего-то подобного Facepalm

Помню я эту деталь..
Вырезаешь внутренние то что отлиты в пластике сетки.
Вырезаешь кусочек пластка по формату и проволочку виток к витку на неё наматываешь, а потом травленые сетки нужны такие продаются в модельных магазинах у хаси есть разные сетки, по фасаду спереди и сзади-- очень хорошо получится.
Хошь погляжу, и выложу какую сетку использовал.

# #


Я не помню ты у нас из МСК или нет... Если в МСк живешь в хоббик на марьино прогуляйся, там если порыться в травле, травленых сеток будет несколько видов.
^
    
Андрей, спасибо за подсказку. Я помню как ты делал. Буду думать. Возможно из пластинок буду набирать. Можно попробовать изобразить жалюзи скрайбером. По-любому радиатор переделывать. И не только его... Надо подсобрать еще материал. На фото (последнем) радиатор республиканского D-6 c двигателем «Elizalde А5». У меня франкист. Декали от коллеги BAV на 70-16 и 70-10. У первого по идее движок был «Hispano-Suiza 12Lbr», но это под большим вопросом, фото этого борта не подтверждают наличие Hispano. Решетки на фото не просматриваются - качество фото не очень. У второго борта движок должен быть «Isotta-Fraschini ASSO 500». Какой там радиатор пока не понятно.

А у тебя материальчика по испанцам нету? Rolling Eyes
^
    


в игноре у 2 пользователей
Ты о радиаторе --бороде или про жалюзи спереди?

У меня все материалы на старом винте... а там фаты и виндоус ХР.. достать не могу пока надо с дачи комп вернуть... Да и по валю там ничего особо нет.
У меня там не дофига материалов было на постройку..


А понял. переднее жалюзи..
У тя есть фотка D6 c 5ю пилотами. там хорошо видно.

У тебя только 1н технологический ход на мой взгляд.
Нужно резать 2 пластинки вехняя и нижняя можно даже из пластика 0,5 по форме пила, а к ним клеить тонкие полоски на цианаклилат, из кокакола жесть... я бы так делал.
Ну или пластики можено по другому сделать, надо прорезать полоски резачком, под 45' по какой то оправке.
Технически нарисовать в шопе... на бумажке распечать наложить бутербродом и прорезать ... либо насечки либо пилу ...
^
    
Про водяные радиаторы впереди мотогондолы и жалюзи (скорее это не жалюзи, а решетка) на нем.
#

Добавлено спустя 14 минут 6 секунд:

EXPrompt писал(а):
У тя есть фотка D6 c 5ю пилотами. там хорошо видно

У этого борта другой двигатель -Элизальде и, скорее всего, другой радиатор и другая решета. На машине с «Hispano-Suiza 12Lbr» эта самая решетка точно другая. Фото на днях выложу. А на фото 70-16, как мне кажется, стоит Isotta-Fraschini ASSO 500. Какая там решетка не на этой, не на других имеющихся у меня и выложенных тут фото не видать. Ладно, буду искать.

И ждать помощи... Smile
^
    


в игноре у 1 пользователей
Напишите пож. какой мотор изобразил Амодел на модели и какие борта летали с ним ?
^
    
KVM писал(а):
Напишите пож. какой мотор изобразил Амодел на модели и какие борта летали с ним ?


В моем наборе 72252 (на боксарте франкистский 70-16) предлагаются два варианты:
1. M-MWAP (итальянский W-15 замаскированный Фрако под W-16 для перелета через Атлантику)
2. франкистский 70-16
В пластике мотогондола больше подходит, на мой взгляд, для «Hispano-Suiza 12Lbr» (оснащен M-MWAP) и «Elizalde А5» (для республиканских машин). Хотя и потребуются некоторые доделки. Например у а-модела маслорадиатор на «Elizalde А5» вообще отсутствует, хотя это учень заметная деталь (сбоку мотогондолы)
У второго Амоделовского набора (республиканского) наверняка, рамка с мотогондолой такая же.
Вообще я пока пластик особо не сравнивал с фото. Хотел сначала подсобрать фото.
Через недельку попробую сравнить более тщательно и представить отчетик.
^
    


в игноре у 2 пользователей
shkiper писал(а):
Про водяные радиаторы впереди мотогондолы и жалюзи (скорее это не жалюзи, а решетка) на нем.
#


Так это же самый лучший вариант)))
Когда инфы не достаточно.. Строй как хочешь.

Тогда как я показывал технологию на радиаторе бороде, обмотка и сетка. Дешево и сердито, и красиво, уж всяко лучше чем пластиковая пародия на сетку.
Деталюху покаж исходную пластик, у меня такой в наборе не было, там более позняя лодка была, и немецкой постройки.
^
    


в игноре у 1 пользователей
поглядел фото 70-16 и D8 (которые даёт Амодел)- рельеф на боковых панелях отличаются друг от друга и от пластика (что то срезать и много доделывать)
^
    
EXPrompt писал(а):
Так это же самый лучший вариант)))
Когда инфы не достаточно.. Строй как хочешь.

Smile Точно! Обидно будет, когда это самое фото (70-16) увидишь в лучшем разрешении (наверняка есть) и увидишь, что колупался-колупался, а получилось совсем не похоже. Smile У меня дека еще и на (70-10). На него вообще одно только фото. Вот его можно делать как хочешь Wink
Ну у меня время есть. Я пока всего лишь кручу-верчу пластик, срезал только фюзеляж.
EXPrompt писал(а):
Деталюху покаж исходную пластик,

Чуть попозже, как сфотографирую пластик. Через 2-3 дня. Ок?
KVM писал(а):
рельеф на боковых панелях отличаются друг от друга и от пластика

Так у вас имеется эта модель? Франкист или республиканец?
^
    
Страница 1 из 2 На страницу 12  След.

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы
Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy