Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация
Форум моделистов на ScaleModels.ru
 Наблюдаемые темыНаблюдаемые темы    FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   medals.phpНаграды   ИзбранноеИзбранное   РегистрацияРегистрация 
  Наблюдаемые форумыНаблюдаемые форумы  ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

"CSS S-13" - польский небесный санитар

 Список форумов Форум моделистов на ScaleModels.ru -> Самолеты до 1950 - СССР -> Самолеты до 1950 - СССР: Самолеты ОКБ Поликарпова
новая тема  ответить  для печати Предыдущая тема Следующая тема 
Автор
Сообщение


в игноре у 2 пользователей
Доброго времени суток, коллеги!

Вот такое дело... Недавно в своих закромах попался мне старый добрый По-2 минского розлива конца прошлого века. Многие помнят эту долгожданную в те времена модель и многие с удовольствием ее собирали, тем более что можно было собрать аж ПЯТЬ вариантов!.. Учебный, войсковой, санитарный, поплавковый и санитарный польский. Для нашего модел-прома 80-х это был шедевр... С нашими вариантами У-2, можно сказать, что все понятно - литературы за последние лет 15 вышло много (единственно, жаль, что учебным аэроклубовским У-2 уделено моло внимания), а вот с польским санитаром не все так радужно... В монографиях не больше строчки... Для ликвидации этого пробела в истории легендарного биплана, я несколько вечеров провел в интернете... И вот, что удалось узнать...

Оказывается, что CSS S-13 (от сокращения Centralne Studium Samolotów (CSS) - Исследовательский авиационный институт) это польский санитарный самолет, являющийся польским аналогом нашего По-2С, но не копией.

История S-13 такова... В начале 50-х годов в Польше практически не было санитарной авиации. Для транспортировки больных и раненых применяли несколько устаревших машин разных типов. Кроме того, возникла необходимость организовать медицинскую авиаслужбу и в армии. К 1953 году потребность в санитарном самолете стала настолько огромной, что в польском Исследовательском авиационном институте в Окенце приступили к разработке санитарного самолета на основе CSS-13 (польская лицензионная версия советского По-2, выпускалась с 1948 года). Прототип S-13 был разработан бригадой конструкторского бюро под руководством Тадеуша Солтыка.

Самолет должен был перевозить пилота, врача и одного пациента. Пациент размещался на носилках на задней ферме фюзеляжа по типу санитарных По-2С. Для погрузки пациента санитарный отсек имел откидную крышку с шарнирами по правому борту, причем крышка закрывала и врача. Передняя часть крышки служила фонарем кабины пилота и врача и могла сдвигаться назад по направляющим. Врач сидел спиной по полету, лицом к пациенту. Самолет оснащался аптечкой и кислородным прибором. Для улучшения аэродинамики, двигатель М-11ФР 160 л.с. (по другим данным М-11Д 125 л.с.) оснастили кольцом Тауненда (по факту, на местах службы для упрощения доступа к двигателю кольца Тауненда демонтировались).

Первый полет прототипа, собранного на базе серийного CSS-13 с/н 0341 был выполнен 10 июня 1953 года летчиком-испытателем Антонегом Шиманским. В ходе испытаний выяснилось, что самолет имел слишком заднюю центровку. Причем, по мере выработки топлива, центровка становилась еще более задней - машина становилась неустойчивой и тяжелой в управлении. Для устранения этого недостатка были проведены исследования под управлением инженера Станислава Ласоты. В результате самолет получил горизонтальное оперение большей площади. В таком виде самолет прошел госиспытания и был принят в серийное производство. Первые 9 машин были переоборудованы из учебных CSS-13 (6 CSS-13 и 3 По-2) и еще 50 штук собраны с нуля.

Всего в 1954 - 1955 г на заводе WSK № 4 в Окенце было выпущено 59 самолетов CSS S-13. Из них 19 самолетов поступили в Гражданскую санитарную авиацию, которая базировалась на аэродромах Быдгощ, Познань, Лодзь, Катовице, Краков, Люблин, Белосток, Вроцлав, Варшава. Еще 40 самолетов получила армия.

Кроме того, в 1954 году на базе CSS-13 и S-13 был разработан 3-х местный вариант санитарного самолета для перевозки пациента в положении сидя. Он назывался CSS-13Р и имел регистрацию SP-KPE. Самолет имел полностью закрытую кабину. Самолет был выпущен в единственном экземпляре и служил до 1971 года, однако, не как санитарный, а в качестве аэро-такси для партийной и государственной элиты.

Из-за нехватки санитарных самолетов и увеличения спроса на гражданскую авиацию, было принято решение продолжить производство самолета S-13 на Заводе спортивной авиации № 3 в Познани. В 1956 - 1958 годах путем переделки оставшихся самолетов CSS-13 было собрано еще 38 санитарных самолетов S-13, причем два S-13 переделали из оригинальных советских По-2.

В армии самолеты S-13 послужили совсем недолго. К концу 1959 года они были заменены на санитарную версию советского Як-12. В 1956 - 1958 годах 37 машин S-13 военные передали гражданским (1956 - 12 штук, 1957 - 20 штук, 1958 - 5 штук). В 1958 году в Гражданской санитарной авиации имелось 56 самолетов S-13. По назначению самолеты применялись до 1965 года, а затем использовались для транспортировки лекарств и продуктов питания, особенно во время стихийных бедствий. Единичные экземпляры S-13 летали еще в 70-е годы в качестве легких транспортников. Некоторые S-13 передали в спортивную авиацию. Например, самолет с регистрацией SP-KXF летал в аэроклубе Вроцлава, SP-AXN в аэроклубе Ополе, а SP-AXS трудился в аэроклубе Свидник.

В настоящее время сохранился только один экземпляр CSS S-13 (рег. SP-AXT, с/н 9-3505 выпуска 1955 г.) в музее авиации в польском Кракове.


Увы, это все, что удалось выяснить... С чертежами вообще мрак, только самые простые схемки-боковички... Например мне, как моделисту, интересно - какие изменения были внесены в конструкцию По-2/CSS-13, как выглядела кабина и санитарный отсек?

Очень интересна окраска машин... Известно, что в армии S-13 красились по схеме: верх-темный, низ-светлый... А какие цвета? Как у нас: верх зеленый - низ голубой или верх хаки - низ серый, как было принято у поляков до войны?.. Симметричны ли шаховицы на плоскостях? Были ли варианты многоцветного камуфляжа или какая нибудь дополнительная символика?.. Цвета кабин?

С гражданскими самолетами проще. Выяснилось, например, что в Кракове в 1955-1964 годах трудились 4 S-13: SP-AXA, AXT, AXZ и EXA. Причем SP-AXA прошел ремонт в 1958 году и можно предположить, что изначально он был "военный" - зеленый. Окрас же гражданских санитарок был 2 типов: Синий+белый, а после капремонта голубой+серебристый.

В общем, вопросов еще много...
Коллеги, если у кого есть чертежи или хорошие фото CSS S-13 (особенно армейских), подсобите, плизз...

Это фото, найденные на просторах интернета...

# # # # #
# # # # #
# # # # #
# # # # #
# # # # #

Просмотренная книгография По-2:
Журналы:
М-Хобби: 2014-05, 2011-05, 2007-07, 2007-02, 2006-07, 2001-04, 1999-04.
Мир авиации: 2000-01, 02.
Авиация и время: 2002-05.
Крылья: 2012-07, 08.
Avions №182, 183.
Известные номера из Крыльев Родины и Моделиста-Конструктора.
Книги:
Поликарпов У-2 "Небесный тихоход" Маслов
Po-2 Kagero Topshots
Po-2 MBI
Po-2 Triada
Samoloty w muzeach polskich


P.S. Для полноты картины ищу книги в эл. виде:
Roman Gajos "Ikar i skrzydła Gór Świętokrzyskich"
Иванов В.П, Петров Г.Ф. "Легендарный У-2"

# #
^
    


в игноре у 2 пользователей
Подниму тему...
^
    
Это видели?
http://www.smil.org.pl/ptl/wyklady/28_Polskie_modyfikacje_PO-2_i_CSS-13.pdf

Ещё пара фото:
# #
^
    


в игноре у 2 пользователей
Redstar_72, спасибо. Шикарная книга, найти бы хороший скан...
Такое чувство, что на верхних плоскостях есть регистрация?..
^
    
Alazan писал(а):
Такое чувство, что на верхних плоскостях есть регистрация?..

Определённо есть. На Вашем фото № 12 она, кстати, тоже видна (если присмотреться).
^
    


в игноре у 2 пользователей
Продолжаю искать книги...
^
    
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy