Для знакомства с историей этого малоизвестного проекта приведу фрагмент статьи Константина Кузнецова "REIHENBERG – для немецких " камикадзе" из журнала "Авиация и космонавтика" №10 за 2000г.:
"Как известно, в конце войны в Японии проектировалось несколько самолетов для смертников. Один из таких проектов создавался явно под влиянием немецкого проекта Рейхенберг. Этот самолет-снаряд имел официальное название "Морской опытный специальный штурмовой самолет" или собственное имя "Байка" (цветок сливы). Он предназначался для поражения многочисленных десантных кораблей, которые могли появиться у берегов метрополии со дня на день. Прошу обратить внимание на назначение "Байки" – поражение десантных кораблей, а ведь когда движение камикадзе только возникло, основной задачей для них было поражение авианосцев.
"Каждый из вас погибнет, но уничтожит авианосец!" – примерно так командование напутствовало пилотов- камикадзе перед вылетом. Здесь же наблюдается явная деградация в части решаемых задач. Это, с одной стороны, отразилось на конструкции, – боевой заряд был уменьшен (по сравнению с "Ока", модель 11), а с другой стороны, предполагалось поистине массовое применение камикадзе на этих самолетах для отражения вражеского вторжения. Этот самолет должен был стать "оружием последней надежды" для Японии.
Самолет "Байка" параллельно и не зависимо друг от друга разрабатывали две организации. Фирма Каваниши получила заказ на проектирование 2 июля 1945 года, а Авиационный институт при Токийском императорском университете вел работы в инициативном порядке. В фирме Каваниши работы проводились в дочернем предприятии Кугишо. В качестве силовой установки в обоих проектах использовался пульсирующий воздушно-реактивный двигатель Мару Ка 10 тягой 3,3 кН (336 кгс) – копия немецкого двигателя Аргус. Единственное отличие заключалось в том, что топливный насос у японских самолетов приводился от двигателя внутреннего сгорания, мощностью 1,5 л.с., а у немцев подача топлива была вытеснительной, от воздушной системы. Эти независимые проекты имели весьма сходные массогаба- ритные характеристики, отличия были только в компоновке, что и видно из приведенной таблицы.
Разрабатывались две компоновки самолета "Байка". Первая предусматривала установку двигателя над фюзеляжем и применение легкого, сбрасываемого шасси, подобного тому, которое применялось на самолете Ки.115 "Цурюги". Вторая компоновка предусматривала расположение двигателя под фюзеляжем. Шасси при этом не предусматривалось, а старт осуществлялся со специальной катапульты. Такая катапульта разрабатывалась в фирме Кугишо для самолета "Ока", модель 43 Отцу, поэтому стартовую тележку для снаряда "Байка" решили использовать без изменений, а в качестве ускорителя предполагалось использовать твердотопливный двигатель тягой 7,8 кН (800 кгс) и временем работы 9 секунд.
5 августа 1945 г. в Авиационном институте прошло совещание экспертов по проектированию самолета "Байка". Заказчика представляли адмирал Вада и вице-адмирал Катахира, авиаинститут – профессор Огава и инженер Ки- хара, а фирму Кугишо – ее директор Катахиро. Рассматривалось состояние конструкторских работ и подготовка серийного производства. К производству был принят проект фирмы Кугишо, с заданием перенять все лучшие наработки от другого проекта. Анализировались также компоновочные решения. Катапультный старт имел то преимущество, что снаряд мог запускаться из любой точки побережья, а колесный вариант больше подходил для плохо подготовленных пилотов. Поэтому решили, что колесный вариант в дальнейшем будет использоваться для обучения, а катапультный – для боевых ударов. Во время этого совещания фирма Каваниши представила весьма конкретные сроки окончания этапов работ: до конца сентября должна быть закончена конструкторская документация, а в конце октября – развернуто полномасштабное серийное производство самолета Байка. Сложность представляло требование, помимо боевых образцов, выпустить 10 учебных двухместных машин. Размеры "Байки" были очень малы, и разместить там еще одну кабину было невозможно.
Требовалось заново проектировать фюзеляж, но тогда получался другой самолет На этом же совещании конкретизировались требования к самолету:
1. Назначение – самолет для специальных штурмовых атак, очень простой и дешевой конструкции, предназначенный для атак вражеских малых десантных кораблей.
2. Старт – с катапульты.
3. Конструктивная схема – моноплан с пульсирующим двигателем.
4. Размеры – габариты уменьшить до предела. Ширина со сложенными крыльями – 3,6 м, длина – 8,5 м, высота – не более 4 м (5 м – со стартовым приспособлением).
5. Силовая установка – один ПуВРД Мару Ка-10.
6. Экипаж – один пилот.
7. Летные данные: Максимальная скорость не менее 463 км/ч над уровнем моря. Дальность полета – не менее 130 км, при максимальной мощности двигателя, над уровнем моря. Устойчивость и управляемость – хорошая устойчивость во время пикирования, управляемость лучшая, чем у истребителя Зеро. Практический потолок – до 2000м.
8. Прочность конструкции – IV категория (по Японским нормам).
9. Вооружение – заряд, больший, чем у 100 килограммовой бомбы.
10. Бронирование – 8-мм бронеплита за спиной пилота.
11. Бортовое оборудование: топливомер, указатель уровня топлива, указатель скорости, указатель высоты, тахометр, компас и указатель угла пикирования.
Позже требования к массе заряда были увеличены до 250 кг, без уменьшения дальности, и вычеркнут пункт о бронировании.
На совещании 6 августа было решено использовать при производстве простейшие конструкционные материалы – сталь и дерево. Это требование выдвинули представители заказчика. Тогда же были подтверждены три приоритетных требования к самолету Байка: хорошая управляемость, легкость серийного производства, дальность полета.
На последнем совещании 8 августа 1945 года в фирме Каваниши был утвержден конструкторский коллектив в составе 60 человек под управлением инженера Таменобу. Конструктора были, в основном, из головной организации Кугишо. Они ускоренными темпами приступили к выпуску рабочих чертежей и, параллельно, к подготовке производства. Но в полдень 15 августа Император объявил о капитуляции, что помешало реализации планов японских фанатиков. Ни один прототип снаряда Байка построен не был, поэтому ниже приведены расчетные данные окончательного варианта специального штурмового самолета Байка:
Одноместный самолет для специальных штурмовых атак. Конструкция смешанная. Экипаж: один пилот в закрытой кабине.
Силовая установка: один ПуВРД Мару – Ка 10, с тягой 3,3 кН (336 кгс). Запас топлива: 600 л. Вооружение: заряд ВВ массой 250 кг Размах крыла: 6,6 м. Длина самолета: 7 м. Масса пустого: 750 кг. Масса взлетная: 1430 кг. Масса снаряжения: 680 кг. Нагрузка на крыло: 188 кг/кв.м Нагрузка на мощность : 3,97 кг!кгс Скорость максимальная на высоте 2000 м: 640 км/ч. Скорость крейсерская на высоте 600 м: 485 км/ч. Посадочная скорость: 111 км/ч. Потолок практический: 2000 м. Дальность: 278 км. Время набора высоты 2000 55 с."
Модель из смолы в масштабе 1/72 чешской фирмы A + V Models (номер по каталогу 7207) упакована в картонную коробку (14,5х7х3 см). Внутри неё находятся полиэтиленовые пакетики с деталями, вакуумформованный фонарь, детали из белого металла, приборная доска (напечатанная на плёнке), декали и инструкция по сборке и окраске. Вариантов самолёта с верхним расположением двигателя два и один с нижним расположением.
Делать собираюсь один из двух вариантов с шасси. Нравится больше.
Планируется незамысловатая сборка с минимумом доработок.
Добавлено: Чт Дек 19, 2013 12:24 am
Заголовок сообщения:
Дмитрий! С удовольствием прочел описание. Интереснейший проект и прототип. Согласен, что вариант с двигателем сверху интересней, выглядит хорошо, у варианта с двигателем снизу получается какая-то странная форма... Известно, как их планировали красить? Или будет заводская окраска? Как качество смолы?
Спасибо, Игорь.
Относительно варианта окраски пока не думал.
Качество смолы - смотря с чем сравнивать.
Если с большинством чешских производителей, то я бы оценил как "чуть ниже среднего".
Но размеры модели тут спасают.
Всех с Новым годом!
Потихоньку продолжаем.
Решил немного доработать интерьер кабины.
Пришлось выбирать смолу внутри половинок фюзеляжа.
Дальше в ход как всегда пошли эвергриновские профили, проволока и детали из различных фототравлений.
Щели между элементами (имитирующими силовой набор) заметил только на фото. В реальности не так заметно.
Модель имеет малые размеры, да и кабина через фонарь будет просматриваться очень мало.
На данный момент решаю ставить ли штатную приборную доску или подобрать ей замену.
Спасибо, ErgNoor.
Это конечно далеко не Prop&Jet по качеству.
Зато фотографий машины нет и как Вы свой Ла-168, мне Baika дорабатывать не надо.
Тут бы хоть как собрать...
Вид силового набора несколько смущает: не думаю, что этот фюзеляж был ферменной конструкции. Хотя допускаю, что там не особо и видно будет.
При деталировке исходил из фрагмента приведённой выше статьи: "...было решено использовать при производстве простейшие конструкционные материалы – сталь и дерево."
Увиделось так, на достоверность не претендую.
Redstar_72 писал(а):
А вот стенки кресла, мне кажется, стоило бы потоньше сделать.
Согласен, Александр. Но подобрать травлёное такого малого размера не получилось. Стачивал толщину смоляного кресла.
Сейчас там примерно 0,6-0,7мм. Всё-таки сказывается макросъёмка.
Возможно, нужно было свернуть из жести.
Добавлено спустя 4 часа 18 минут 25 секунд:
Решил немного исправить ситуацию с помощью кресла от Квикбуста на Зеро:
За прошедшее время многократно возвращался к постройке, но вечная борьба с пузырьками (которых, увы, очень много) каждый раз затягивала процесс.
Заделывать их труда не составляло, но вот нарезка расшивки по пористой смоле не удавалась.
В конечном итоге было принято решение попробовать нарисовать расшивку в процессе окраски.
За это время в кабине отвалилось кой-какая мелочёвка и приборная доска.
Установил новое.
"Кабинет" перед закрытием фонарём.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы