Через пару месяцев исполнится 40 лет со дня гибели первого космонавта и его тренера.
Лет 20 назад, заимев кит Миг-15УТИ чешского КР (1/72), задумал собрать их последнюю машину. Стал искать информацию по внешнему виду... И ничего не нашел Где-то попалось упоминание (достоверность проверить не удалось), что бортовой номер был 18, ну и еще наличие подвесных баков как одна из причин, затрудняющих вывод самолета из штопора.
В-общем, модель я тогда собрал... Бить за качество сборки и покраски не обязательно, я НЕ СТЕНДОВИК, скорее моделист-коллекционер, мне интересна история, факты, а модели - это иллюстрации к истории авиации (и моей собственной).
Но вопросы остались.
- Размещение звезд и их размеры.
- Цвет номера и рамки (если она была).
- Какие шлемы были тогда у пилотов (пластиковые, кожаные, цвет).
- Цвет комбинезонов.
- Какие- нибудь еще надписи на самолете?
- И т.д. и т.п.
Если у кого-нибудь что-нибудь есть по этому конкретному самолету, - поделитесь Или где искать? Про фото не заикаюсь, но вдруг ???
По крайней мере, в тот же период, летчики у нас в СУАЦЕ летали на МиГ-15 и МиГ-17 в черных кожаных шлемофонах, летный костюм - темно - синего цвета, летний (был не у всех) - светло - бежевый. Иногда одевали кислородные маски (черные. шланг подачи кислорода - гофра - темный хаки).
Звезды однозначно огромные получились. А фото или того самого УТИ или похожего есть в сети. Но ссылки не сохранилось.
У меня есть дека фирмы KANGA. В ней есть вариант самолета Гагарина и Серегина. На ней есть техничка (не очень четкая, общая для всех вариантов МиГ-15УТИ), звезды (общие (ДОСААФ, Гагаринский и пр.) и номер 18 красного цвета с тонкой черной окантовкой. Так же имется схема с вариантами нанесения деки на модель.
Но вопросы остались.
- Размещение звезд и их размеры.
По "Положению об опознавательных знаках ВВС" от 1955 года:
- на крыле звезда наносилась таким образом, чтобы расстояние от ее центра до конца крыла составляло 0,1-0,15 размаха, а от передней кромки до вершины звезды - в пределах 50-150 мм. Своими нижними концами без окантовки звезда не должна была выходить за границу разделения крыла и элерона. На элероны разрешалось наносить только окантовку.
- На вертикальном оперении звезда располагалась в центре площади киля под стабилизатором. При этом концы ее должны были отстоять от кромок киля и руля направления на 50-150 мм.
Таким образом, размер звезды не диктовался жестко, но мог быть одним из типовых. Рекомендовалось выбирать больший из возможных размеров. Типовые размеры (диаметр описанной окружности звезды без окантовки, ширина белой окантовки, ширина красной окантовки):
- 600/20/10
- 800/25/10
- 1000/30/10
- 1200/35/10
- 1500/40/15
- 1800/50/15
- 2100/60/20
Цитата:
- Какие шлемы были тогда у пилотов (пластиковые, кожаные, цвет).
У меня дядька в 69-м в училище поступил. На вото его первых полетов на УТИ и у него, и у инструктора кожаные шлемофоны.
Применительно именно к МиГ-15 - звезды обр. 1955 года были вписанными в круг диаметром 1 метр.
Вариант в декали Эдика явно корявый, т.к. там номер по шрифту похож на наносимые новосибирским ГАЗ№153, а ОЗ нанесены по схеме до 1955 года. Чего быть не может, т.к. самолет на котором погибли Гагарин и Серегин был чешского производства (завод Аэро Водоходы) и уж тем более не могли дожить ОЗ обр. 1941 г. до 1967...
Ну насколько я понял, расхожая в массах окраска "18 красный" взята с УТИ, установленном на месте падения.
http://fotografersha.livejournal.com/784182.html
По слухам, это "копия того самого самолета". Но вот в какой степени - это вопрос.
Понятно, что это такой же УТИ. Но воспроизведена ли на нем окраска разбившегося МиГа или самолет передали с аэродрома Чкаловский с таким родным бортовым номером?
Если посмотреть обход 2012 года - это "18 синий".
http://walkarounds.scalemodels.ru/v/walkarounds/avia/after_1950/MiG-15UTI/
Вот и поди разбери, кто прав?
Чехи же приводят и серийный номер, и другой бортовой в узком начертании... Может, они где-то нарыли достоверные сведения?
Добавлено спустя 3 минуты 34 секунды:
Можно зайти с другого конца - может, у кого-то есть фото с Чкаловского, сделанные в конце 60-х - начале 70-х, чтобы увидеть начертания звезд и номеров на них?
Добавлено спустя 40 минут 29 секунд:
Подумал тут и понял, что Эдик нарисовал на носу последние три цифры серийного номера 612739 - "739". При этом в мемуарах о событии пишется, что позывной у них был "625". Но как я понимаю, позывной не обязательно совпадает с номером. Или обязательно? Что скажут летавшие знатоки? Еще пишут, что обломки машины до сих пор хранятся в каком-то военном НИИ. Хотя едва ли по тому металлическому крошеву, что осталось от самолета, можно будет даже цвет цифр определить, не говоря уже о номере... Видел я, как выглядит МиГ-15, ушедший в землю на 3 метра...
Добавлено спустя 20 минут 23 секунды:
Нет, ошибся Эдик наглухо, все же "18", только вот с цветом определиться поточнее... Хотя, быть может, с чешского завода, в "девичестве" он выходил с номером по-эдиковски...
http://nesteroff99.narod.ru/gagarin.htm
Добавлено: Вс Апр 24, 2016 12:22 am
Заголовок сообщения:
Flight писал(а):
Подумал тут и понял, что Эдик нарисовал на носу последние три цифры серийного номера 612739 - "739". При этом в мемуарах о событии пишется, что позывной у них был "625". Но как я понимаю, позывной не обязательно совпадает с номером. Или обязательно? Что скажут летавшие знатоки? Еще пишут, что обломки машины до сих пор хранятся в каком-то военном НИИ. Хотя едва ли по тому металлическому крошеву, что осталось от самолета, можно будет даже цвет цифр определить, не говоря уже о номере... Видел я, как выглядит МиГ-15, ушедший в землю на 3 метра...
у МиГ-15 трехзначный бортовой номер с завода формировался сложнее - первая цифра обозначала последнюю цифру в номере серии, а вторая и третья последние две цифры серийного номера (т.е. очередность машины серии). Однако для чешских машин это правило не работает, это характерно для обычных боевых МиГ-15бис наших заводов строившихся еще в эпоху трехзначных номеров. С введением с 1955 году двузначных номеров на выпускавшихся у нас УТИ МиГ-15 (одноместные в 1955 году уже не строились) номер формировался уже просто из двух последних цифр серийного номера. Вот например УТИ с заводским номером "16", и ОЗ стандартного размера и расположения обр. 1955 года - именно такой размер ОЗ характерен для МиГ-15 после реформенной эпохи. Оцените насколько Эдик не попал в размер...
Добавлено: Вс Апр 24, 2016 9:42 am
Заголовок сообщения:
Flight писал(а):
позывной не обязательно совпадает с номером. Или обязательно?
Абсолютно не связаны. Лётчик может в течение лётной смены летать на разных бортах, а позывной присваивается приказом раз в три месяца и в этот срок может измениться (опять-таки отдельным приказом) только на учения, перегоны и т.п.
Труфанов_Сергей писал(а):
номер формировался уже просто из двух последних цифр серийного номера.
Тактические (бортовые) номера присваивались приказом по полку (дивизии) и никакой связи с серийниками не имели...по крайней мере в 70-е и позже...
Добавлено: Вс Апр 24, 2016 11:06 am
Заголовок сообщения:
Труфанов_Сергей писал(а):
номер формировался уже просто из двух последних цифр серийного номера.
Тактические (бортовые) номера присваивались приказом по полку (дивизии) и никакой связи с серийниками не имели...по крайней мере в 70-е и позже...[/quote]
Это действительно стало позже, а в эпоху "молодости" МиГ-15 номера рисовались сразу на заводе. Впрочем чехов это не касалось - они номера сразу с завода не рисовали.
Добавлено спустя 47 секунд:
Flight писал(а):
А тут в размер значит попадание?
Номер по размеру (но не по шрифту), вот звезда нет - мелковатая...
Добавлено: Вс Апр 24, 2016 11:12 am
Заголовок сообщения:
Труфанов_Сергей писал(а):
в эпоху "молодости" МиГ-15 номера рисовались сразу на заводе.
Так они и позже на заводе рисовались: приезжали полковые представители и выдавали требования - какие номера, какого цвета и в какой окантовке наносить...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы