Добавлено: Пт Май 24, 2013 10:35 am
Заголовок сообщения: Eduard Fokker E.V 1:48
Добрый день! Вчера тему открыть не получилось, дома упал инет =( Поэтому, открываю сейчас.
Собираюсь построить Fokker E.V из набора Weekend Edition. Интересный и забавный аппарат-парасоль, достаточно подробно разобранный,а также неоднократно строившийся на форуме.
В качестве основного источника по матчасти буду пользоваться Windsock Datafile, выпуск, целиком посвященный этому самолету, а также многочисленными архивными и музейными фотографиями, часть из которых нагло сграбастал с форума =)
Из дополнительных наборов надеюсь использовать (когда доедут) использовать декаль лозенга от HGW, вот такую:, а также точеными пулеметами LMG 08 "Шпандау", от польской фирмы "Master".
Прототип, который будет строится - один из первых истребителей, которые поступали в Jasta - 6. Привлекает он тем, что его крыло, судя имеющимся материалам, окрашивалось только в оливковый, заводской цвет "Фоккера", без всяких элементов типа "дождь". Окрашивалось, как говорит Windsock, при помощи олифы с эрзац (правда, а что у немцев к тому времени было не эрзац?) красителями. Ориентироваться буду на данный, весьма сомнительный, боковичок:, а также его более полную версию, найденную в сети: Соответственно, придется придумать что-то с серийным номером, однако это проблема легко решается и до нее еще надо добраться.
На данный момент планы скромные: обработать полик кокпита и заняться двигателем.
Добавлено: Пт Май 24, 2013 1:21 pm
Заголовок сообщения:
Цитата:
использовать декаль лозенга от HGW, вот такую
А почему именно четырехцветную и с эффектом прозрачности? Тут от прототипа зависит: если делать E.V, то скорее всего он будет пятицветным.
Цитата:
Окрашивалось, как говорит Windsock, при помощи олифы с эрзац (правда, а что у немцев к тому времени было не эрзац?) красителями
Отнюдь не "эрзац": 8 слоев лака марки "прима" внутри и снаружи - хорош "эрзац" )))) На самом деле это были бытовые анилиновые морилки, которыми окрашивалсь фанера крыла. такие же продавались в ближайшей москательной лавке. Что характерно - они до сих пор той же фирмой и выпускаются. Это даже не столько из-за дефицита, сколько для экономии веса и времени на просушку. Ну и антисептические свойства анилина, я думаю, тоже учитывались. Где-то в ветках по постройки "бритв" я давал ссылки соответствующие.
А теперь предлагаю вот какой вопрос разобрать:
Цитата:
окрашивалось только в оливковый, заводской цвет "Фоккера"
Так в "заводской оливковый" или в "эрзац"? С заводским общими усилиями с западными коллегами более-менее определились: как кажется, этот цвет не был забыт и позднее стандартизирован как RLM80. Правильным выбором будет краска "гундзе" RLM80, "вонючая" или на водной основе - в зависимости от предпочтений. И была это совершенно обыкновенная нитра.
Теперь об "эрзац-анилине": такие краски совершенно не годятся для окраски металла, поскольку
а) прозрачны
б) не стойки в пленке
д) практически не держатся на невпитывающей поверхности.
Таким образом, ЛКМ для окраски элементов фюзеляжа и крыла заметно отличались. Даже если не нравится мнение Дэн-Сэн Эббота, о том, что крыло "бритвы" красилось широкими полями в 4 цвета (зеленый/коричневый сверху и голубой/фиолетовый снизу), то "анилиновый зеленый" скорее имеет цвет "зеленки", бриллиантовый оттенок, нежели оливковый. Причем довольно яркий: выражение "ядовитые цвета" относятся прежде всего к анилиновым краскам. При этом краска (в два слоя, согласно документам, найденным Ахимом Энгельсом, известным реставратором), представлявшая собой по консистенции жидкость, не гуще воды, впитывалось фанерой неравномерно, образуя пятна и разводы, которые хорошо видны на некоторых фото. так что "эффектов" не избежать, увы.
Я не исключаю, что на конкурснызх прототипах крыло отличалось более качественной отделкой, возможно, покрашенно обычной оливковой краской. Возможно, что и на серийные машины попало несколько таких комплектов, однако см. соображения выше.
Добавлено: Пт Май 24, 2013 1:58 pm
Заголовок сообщения:
ТаняКиса, Спасибо!
Цитата:
Так в "заводской оливковый" или в "эрзац"? С заводским общими усилиями с западными коллегами более-менее определились: как кажется, этот цвет не был забыт и позднее стандартизирован как RLM80.
Тут я немного ошибся. В WD написано, что краска была "Oil enamel", если я правильно перевел - это олифа. Эрзацем был - turpentin, скипидар, вроде как по нашему. Лак "Crown" действительно марки "Прима" =) Таким образом, я думаю, что об окраске крыла анилиновыми красителями речь пока не идет.
Номер аппарата - 157 18, следовательно, он относится ко 2-ой серии из 200 самолетов (если только боковик не врет). Часть самолетов из этой серии, например 13818, несла так называемый "standart lozenge pattern" - то есть 4-х цветный,насколько я понимаю. Однако, тут я могу ошибаться, поскольку недостаточно хорошо знаю матчасть. Полупрозрачный я взял только из-за того, что половина лозенга уйдет на оклейку внутренней поверхности. В крайнем случае придется делать машину Тео Остеркампфа, там как раз подойдет полупрозрачный лозенг.
UPD.
Вспомнил о том, что олифу под конец войны немцы изготавливали чуть ли не из казеинового клея, извести и как раз скипидара. Возможно, окрашивалась как раз таким эрзацем.
Добавлено спустя 45 минут 22 секунды:
Пересчитал цвета на боковике. С количеством цветов лозенга я конкретно дал маху =(
А вот на всех Фоккерах, из той же партии, судя по фотографиям 4-х цветный лозенг. Нужно копать дальше.
UPD.
Пересчитал еще раз. Четыре цвета все-таки выходит.По материалам D.S. Abbott'а тоже четырехцветный лозенг... И это машины из первой серии в 200 экземпляров, т.е. являются Fokker E.V...
Добавлено: Пт Май 24, 2013 4:53 pm
Заголовок сообщения:
sergio_vitalio писал(а):
Yanghelm
Почему Вы опираетесь на боковик, а не на фото?
Дело в том, что хочется избежать окраски крыла "дождем" или едкими анилиновыми оттенками. Помимо этого, у боковика мне понравилась приятная оливковая окраска капота и отсутствие нестандартных элементов окраски.
P.S. Если Вы про количество цветов лозенга - то тут все-таки больше на фото. Там, где это возможно разобрать - я насчитал 4 цвета.
Добавлено спустя 1 минуту 3 секунды:
Spit
Спасибо =) Перед тем, как решиться на участие в ГБ изучил все ветки с постройкой, в т.ч. и Вашу +)
Добавлено: Пт Май 24, 2013 5:10 pm
Заголовок сообщения:
Цитата:
Эрзацем был - turpentin
Да ну! Скипидар был и остается стандартным растворителем для масляных красок, включая те, что на олифе. См. детский стишок Дж. Родари "Чем пахнут ремесла?":
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
А кроме шуток: ацетон дорог был и не очень доступен годов эдак до 60-х, вот скипидаром и пользовались как сольвентом очень широко, и в быту и в промышленности, ну и уайт-спиритом, конечно. Для художественный красок он и посейчас используется во всю. Еще в 70-х годах у нас школу закрывали на 2-3 дня по этой причине: вонь дикая стояла при перекраске стен "скипидарной" краской. А у немцев - таки да, были проблемы с ацетоном. Его из зерна делали, причем - пшеницы, пока Хаим Вайцаман (тот самый, первый президент Израиля) не изобрел способ получения его из конского каштана. До до четверти зерна, поставляемого в Англию из США и Канады шло на пр-во ацетона, пока в конце 16-го не был внедрен новый метод. Немцы этого способа не знали, а зерна и так не хватало (точнее - крестьяне "кончились" к началу 17-го), по этому практически весь ацетон в стране шел на производство ВВ.
Цитата:
об окраске крыла анилиновыми красителями речь пока не идет.
Еще как идет! Их в скипидаре и разводили.
Цитата:
немцы изготавливали чуть ли не из казеинового клея, извести и как раз скипидара.
Вы путаете. Олифа из перецисленных ингров не получится. Ее варят из льняного или конопляного масла. Просто они пытались найти замену олифе в качестве высыхающего связующего, вот и экспериментировали с красками на казеине с добавлением шелочей: основания белок (казеин в данном случае) разжижают, как известно. Современный аналог таких красок - акрил-виниловые и краски на основе ПВА. Казеиновые тоже выпускались одно время (может и сейчас делают - не в курсе), но у них с водостойкостью труба.
Цитата:
"standart lozenge pattern"
Стандартный - это как раз пятицветный. Полотно 4-х цветов это и есть до некоторой степени "эрзац". Щаз еще раз гляну статейку из WWI Aero, обновлю малость память.
Добавлено спустя 3 минуты 1 секунду:
Цитата:
но верхнее крыло красилось под дождь.
Да я думаю, это не дождь как таковой: анилинкой иначе и не покрасить, если не в 5-6 слоев. Оно как-бы само так получалось.
Добавлено: Пт Май 24, 2013 5:43 pm
Заголовок сообщения:
Беда =( Но раз "дождь" историчный, придется делать его. Благо техника известна.
По поводу краски - в WD дан такой рецепт:
Как я понимаю, в сухом остатке имеем:
Крыло окрашено масляной краской (на базе олифы?) (oil enamel), с анилиновым красителем, из-за неравномерности впитывания и низкого качества ЛКП получается "дождь", потом все это закрыто несколькими слоями лака. Капот окрашен фабричной, "фоккеровской" краской оливкового цвета. Я прав?
Добавлено спустя 1 минуту 47 секунд:
Стоп. Из вида ускользнула одна деталь. Oil Enamel - тоже "prime quality" - т.е. может ли это значить, что красители все-таки не анилиновые?
Добавлено: Пт Май 24, 2013 9:20 pm
Заголовок сообщения:
Цитата:
Крыло окрашено масляной краской (на базе олифы?) (oil enamel)
Не-не, про крыло там как раз третья часть таблицы, где 4 краски перечисляются. Вот они - анилиновые. Обращу внимание на вес краски в порошке: по 20 грамм - один пакетик каждой. Лак (масляный) - это поверх. По словам Ахима - 4 слоя внутри и 2 снаружи крыла, хватает.
Цитата:
Капот окрашен фабричной, "фоккеровской" краской оливкового цвета. Я прав?
Вот на это как раз те самые "12 кг масляной краски первого сорта", упомянутые в первой части таблицы - это на капот, гаргрот перед кабиной, металлический люк снизу фюзеляжа, стойки крыла и шасси, ферму фюзеляжа и эксльвинг.
Цитата:
из-за неравномерности впитывания и низкого качества ЛКП получается "дождь",
Да, плюс способ нанесения играет роль - широкой, плоской кистью, шириной около 10-12 см.
Добавлено: Пт Май 24, 2013 11:41 pm
Заголовок сообщения:
Спасибо за разъяснения! Так и знал, что боковичок подведет. Значит, позже, ближе к делу, займусь анализом фотографий, все равно лозенг еще не пришел:cry:. А пока займусь кокпитом, благо там нужно много чего доработать.
Добавлено: Сб Май 25, 2013 6:00 pm
Заголовок сообщения:
korolevvlad писал(а):
Yanghelm, добро пожаловать в наши ряды и удачной постройки!
С уважением, Влад.
Спасибо за пожелания =)
Итак, результаты пока небольшие:
- обработал, загрунтовал и окрасил полик кабины, основной цвет - Ochre brown Vallejo, он мне показался наиболее близким к тому оттенку, что виден на фотографиях.
Потом окрасил пробник, попыталя при помощи масла передать фактуру дерева, однако получилось слабовато. Готовлю второй, предварительно его загрунтовав.
Используя исходную деталь сектора газа в качестве оправки, изготовил из проволоки аналог:
Теперь, коллеги, у меня к вам вопрос: какой из них, скажем так, ближе к истине, 1 или 2?
Добавлено спустя 1 минуту 36 секунд:
Получились они, конечно не очень, но неровности, думаю, можно потом зашкурить.
UPD.
Есть еще одна технология, попробую ее.
Добавлено: Сб Май 25, 2013 6:54 pm
Заголовок сообщения:
Главная ошибка в том, что не надо добиваться нужного цвета сразу. К тому же, у вальехо слишком яркий оттенок. Фон должен быть светлым под березовую фанеру, он даже не важен особо: и sandgelb подойдет от тамии, XF-59 и даже их же "телесный". По этому фону рисуют прожилки (кто маслом, кто акрилом) цвета сиенна жженая или сиенна натуральная, а лучше и тем и тем, поскольку оттенок прожилок разный. И только после этого добиваются оттенка шеллака колерованными прозрачными лаками. Напомню, что цвет шеллака колеблется от красно-кирпичного до янтарного у лучших сортов. В конце войны вряд-ли шеллачили кабины, так что смесь тамиевского желтого и оранжевого в пропорции 2 к1 вполне сойдет для имитации "лака маслянного сорта "прима" )))
Цитата:
какой из них, скажем так, ближе к истине
По хорошему - ни один, не было там плавных изгибов. Но первая заготовка аккуратней, да и в кабине будет видно не много - как краевед говорю.
Добавлено: Сб Май 25, 2013 7:04 pm
Заголовок сообщения:
Оригинальная деталь - просто кусочек пластика.
Вот, изготовил еще. Первая, стальная, мне нравится больше всех, но у нее слишком большая толщина, придется сводить напильником, последняя - кривовата, но ее я вгонял в чертежи.
Добавлено спустя 5 минут 23 секунды:
Нечаев писал(а):
Главная ошибка в том, что не надо добиваться нужного цвета сразу. К тому же, у вальехо слишком яркий оттенок. Фон должен быть светлым под березовую фанеру, он даже не важен особо: и sandgelb подойдет от тамии, XF-59 и даже их же "телесный". По этому фону рисуют прожилки (кто маслом, кто акрилом) цвета сиенна жженая или сиенна натуральная, а лучше и тем и тем, поскольку оттенок прожилок разный. И только после этого добиваются оттенка шеллака колерованными прозрачными лаками. Напомню, что цвет шеллака колеблется от красно-кирпичного до янтарного у лучших сортов. В конце войны вряд-ли шеллачили кабины, так что смесь тамиевского желтого и оранжевого в пропорции 2 к1 вполне сойдет для имитации "лака маслянного сорта "прима" )))
Цитата:
какой из них, скажем так, ближе к истине
По хорошему - ни один, не было там плавных изгибов. Но первая заготовка аккуратней, да и в кабине будет видно не много - как краевед говорю.
Про изгибы знаю, поэтому и говорю - "ближе", так как прямого изгиба от таких материалов, к сожалению не добиться. Масштаб не тот =(
Финишным покрытием я думал положить смесь тамиевских "клиров" вишневого цвета, думаю, как раз подойдет под лак.
Добавлено спустя 15 минут 17 секунд:
Впринципе, на стальной детали можно сделать прямые углы напильником. Попробую, во всяком случае.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы