Идея зрела весьма давно, некоторое время занимался подбором материалов и запчастей, а начало ГБ в любимом масштабе подбило дебютировать на сайте с описанием постройки этого самохода.
СУ-122-44 - это проект самоходной установки с передним расположением рубки на базе танка Т-44, спроектированный в качестве запасного варианта на случай неудачи с самоходкой СУ-101 (Уралмаш). Формально победителем конкурса стал Уралмаш, который был построен в железе, но окончание войны поставило крест на развитии обеих самоходок и даже того танка, на базе которого они были построены. Можно считать СУ-122-44 бумажным прототипом, но глядя на огромное количество совершенно бумажных, даже мыльнопузырёвых немцев в рубриках what if и прочих 46, считаю необходимым разбавить эти орды моделью нашей самоходки. Тем более, что её создание не потребовало бы каких-либо особых напряжений от промышленности, а уровень изменений в сравнении с базовым танком не так сильно ушёл от переделки Т-34 в СУ-122.
Имеющиеся чертежи позволяют сделать самоходку с весьма высоким уровнем копийности, многие элеметны и узлы собираюсь без зазрения совести подглядеть у серийных Т-44, а с теми элементами, с которыми есть непонятки, надеюсь разобраться с вашей помощью. В качестве базового набора будет использоваться модель Т-44 от фирмы Зебрано, который в свою очередь является конверсией из набора ПСТ. В помощь к нему закупил набор СУ-122П от UM, и некоторое количество афтермаркета с неясными планами на его использование в данной модели.
Добавлено спустя 16 минут 20 секунд:
Ещё раз внимательно прочитал правила ГБ, требуется участие реально существовавшей техники. Если прототип не подходит под требования, готов снять проект с конкурса.
Исходный набор - Т-44 от Зебрано, который представляет собой литники Т-55 от ПСТ и пакетик с некоторыми смоляными деталями для конверсии. Несмотря на то, что Т-55 является развитием Т-44, корпус требует серьёзной доработки. Начал с уменьшения угла наклона НЛД с 60 до 45 градусов. Также срезал оси установки ленивцев, которые у Т-44 должны быть установлены ниже.
Продолжаем даунгрейд Т-55ого. После сравнения фотографий Т-44 и Т-55, пришёл к выводу, что ось ведущего колеса также нужно смещать, поэтому срезал старое крепление.
Также срезал кронштейны для установки амортизаторов, изменил очертания места крепления задней пары опорных катков, поправил геометрию картеров фрикционов и немного зашпатлевал некоторые неровности. Угол наклона нкд не укладывался в чертёж, а сама деталь имела на себе много различных выштамповок, которых на Т-44 ещё не было. Изменить оказалось просто, приклеив родную деталь задом наперёд и слегка увеличив угол наклона.
Глубокое погружение в матчасть Т-44 привело к тому, что стройка зависла. Съездив пару раз в Кубинку, составил себе более полное впечатление о танке. Свои впечатления попробовал оформить в автокаде, которым до этого никогда не пользовался, но идея оказалось здравой, очень удобно. Также постепенно пришло понимание о негодности корпуса от ПСТ и плавно подошёл к идее делать корпус с нуля. Закупился эвергриновским пластиком, и с помощью автокада нарисовал развёртки необходимых деталей. Дальше процесс пошёл быстрее. Печатаю чертёж, вырезаю деталь, наклеиваю её на пластик необходимой толщины, вырезаю вдоль линий:
И вот, что получилось по итогам вечера:
Во время работ с чертежами появилось несколько вопросов, на некоторые ответы уже нашёл, а другие требуют разбирательств. Например, я до сих пор не решил вопрос с приборами наблюдения мехвода. На имеющихся чертежах их нет, а варианты, использовавшиеся на СУ-100 и СУ-122-54 не подходят из-за особенностей компоновки этой машины. Делать щель в лобовом листе, как на Т-44, мне не хочется, а башенка с МК-4, которую придумали варгейминги в своей 3д-модели этой самоходки, мне кажется излишне надуманной. Но если ничего иного не придумаем, буду делать как у них.
Есть у кого-нибудь ещё какие соображения на этот счёт?
Добавлено спустя 21 час 25 минут 28 секунд:
Продолжаю работу с ванной корпуса. Добавил нлд и кормовую деталь. На стыке корпуса и кормовой детали оформил пазы соединения бронелистов.
Для укрепления корпуса вставил в его задней части перегородку. Также, обнаружил небольшое расхождение и убрал высоту у задней (видимой) части бортов. Нижняя часть ванны ещё потребует стёсывания углов для округления нижней части днища, поэтому в углы изнутри добавил шпатлёвки, чтобы что-нибудь осталось, если вдруг протру углы до дыр.
Пока шпатлёвка сохла, подготовил выкройки для рубки, которые затем перенёс на пластик и вырезал. Все листы ещё нуждаются в подгонке, а лобовому вдобавок нужно нарастить толщину. Прикинул пока насухую.
ParinovP писал(а):
ViktorS писал(а):
башенка с МК-4, которую придумали варгейминги в своей 3д-модели этой самоходки, мне кажется излишне надуманной.
Я тоже думаю, что именно МК-4 у механика-водителя не самый подходящий смотровой прибор. Почему не поставить два смотровых в сквозных шахтах?
Есть возможность подробнее описать идею? Приборы наблюдения, как у СУ-100, но не в люке, а сразу сквозь лобовой бронелист?
Насколько я понял, на Объекте 704 и на СУ-122-54 для наблюдения мехводом используется именно МК-4, расположенный в крыше. Но у этих самоходок меньший угол наклона лобового бронелиста, и поэтому подобное решение на СУ-122-44 мне кажется неудобным. Крыша у этой самоходки начинается далеко за затылком мехвода. Также, на Т-44, помимо щели в ВЛД, в люке у мехвода встроен опять тот же самый перископ. Стало быть, его может быть достаточно, по крайней мере для водителя самоходки.
Добавлено: Вт Дек 31, 2013 12:31 am
Заголовок сообщения:
ViktorS писал(а):
Насколько я понял, на Объекте 704 и на СУ-122-54 для наблюдения мехводом используется именно МК-4.
Не скажу за объект 704, а на СУ-122-54 механик-водитель не пользуется прибором МК-4 на своём рабочем месте. У вас есть проекция машины в лоб или сверху? Выкладывайте, подумаем за приборы...
А встречались примеры того, что для установки приборов наблюдения резали подобную щель в толстой лобовой броне?
Также, мне кажется, что такому триплексу понадобились бы бронереснички, и для защиты от грязи, и для защиты от осколков.
Бывают ли перископы с длинными трубами, чтобы всё таки вывести приборы на крышу?
Меня ещё смущает высокое расположение смотровых приборов у СУ-122-54. Либо СУ-122-54 настолько низкая, что мехвод сидя на полу упирался головой в крышу, либо он привставал с кресла, чтобы заглянуть в приборы наблюдения.
Наверное так. Искал у себя схему компоновки любого советского послевоенного среднего танка с экипажем, чтоб попытаться "посадить" мехвода на его рабочее место для верного высчитывания расположения триплексов. Но... Было, но не могу найти... У вас ни где не завалялось что-то по этой теме?
ViktorS писал(а):
А встречались примеры того, что для установки приборов наблюдения резали подобную щель в толстой лобовой броне?.
А она у вас как на Су-122-54? Самоходы вроде обычно облегчались...
ViktorS писал(а):
Также, мне кажется, что такому триплексу понадобились бы бронереснички, и для защиты от грязи, и для защиты от осколков..
Ну не так, чтоб совсем "броне". Наверное не тяжелее, чем на Т-54... Чисто от грязи, т.к. снаряд бронебойный они всяко не выдержат без привычки.
ViktorS писал(а):
Бывают ли перископы с длинными трубами, чтобы всё таки вывести приборы на крышу?
Попробуйте, если хотите. У вас же машина экспериментальная...
ViktorS писал(а):
Меня ещё смущает высокое расположение смотровых приборов у СУ-122-54. Либо СУ-122-54 настолько низкая, что мехвод сидя на полу упирался головой в крышу, либо он привставал с кресла, чтобы заглянуть в приборы наблюдения.
Или кресло могло изменяться по высоте?.. Или под ним была высокая площадка, как в СУ-122-54?..
Искал у себя схему компоновки любого советского послевоенного среднего танка с экипажем, чтоб попытаться "посадить" мехвода на его рабочее место для верного высчитывания расположения триплексов. Но... Было, но не могу найти... У вас ни где не завалялось что-то по этой теме?
Яндекс подсунул компоновки Т-44 и Т-55, чуть позже просто наложу корпуса друг на друга, и через них определится высота установки смотрового окна.
ParinovP писал(а):
ViktorS писал(а):
А встречались примеры того, что для установки приборов наблюдения резали подобную щель в толстой лобовой броне?.
А она у вас как на Су-122-54? Самоходы вроде обычно облегчались...
Лобовая броня не облегчалась, я принял толщину бронеплиты в 90мм, хотя был соблазн нарисовать 120, как у Уралмаша. То, что видно на имеющихся чертежах, ближе к 90, чем к 120.
ParinovP писал(а):
ViktorS писал(а):
Также, мне кажется, что такому триплексу понадобились бы бронереснички, и для защиты от грязи, и для защиты от осколков..
Ну не так, чтоб совсем "броне". Наверное не тяжелее, чем на Т-54... Чисто от грязи, т.к. снаряд бронебойный они всяко не выдержат без привычки.
Я думал про реснички, как на Т-34.
Как работали крышки перископов на Т-54? Перископ, когда поднимался, просто открывал крышку на петле назад?
Работу по рубке пока отложил, занялся профилированием ванны. Шпатлёвка, добавленная в углы корпуса, где планировалось стачивать корпус, измяла нижний лист, который я сделал из тонкого пластика, пришлось поверх него приклеить ещё один. Начал вытачивать скругления внизу корпуса, пока что наметил места для крепления балансиров, работа ещё будет продолжаться.
Закончил скругления углов ванны, оформил стык нлд и корпуса, собрался примерять балансиры, чтобы окончательно уточнить ширину этих квадратных выступов для них (извините, я в танковой терминологии не очень разбираюсь), и только в этот момент обратил внимание, что перепутал лево и право, что балансиры левого борта оказались смещёнными относительно правых вперёд, хотя должно быть наоборот. Думаю пока, как исправить.
Как работали крышки перископов на Т-54? Перископ, когда поднимался, просто открывал крышку на петле назад?
Крышка над шахтой прижимается к броне пружинкой. Тримплекс вставляется в шахту, просовывается в верх и фиксируется специальным зажимом. Крышка просто приподнялась и придавила смотровой сверху. Смена смотровых очень быстрая.
Пы. Сы. Обратить внимание на экспериментальный ИСУ-152-1. На нём лобовой лист цельный, без смотровых. КБ конечно другой, но эстетика тех лет...
Добавлено: Сб Янв 18, 2014 12:13 am
Заголовок сообщения:
Сегодня сначала полностью сточил выступы на днище, затем подготовил и распечатал специальные шаблоны для размещения выступающих торсионов. Уголки делал из кусочков пластика и из обрезков круглого чёрного литника. Замазать торцы планирую шпатлёвкой.
ParinovP писал(а):
ViktorS писал(а):
Как работали крышки перископов на Т-54? Перископ, когда поднимался, просто открывал крышку на петле назад?
Крышка над шахтой прижимается к броне пружинкой. Тримплекс вставляется в шахту, просовывается в верх и фиксируется специальным зажимом. Крышка просто приподнялась и придавила смотровой сверху. Смена смотровых очень быстрая.
Спасибо огромное, очень понятные фотографии.
Я вспомнил, на какой самоходке видел подобное размещение смотровых приборов через лобовую броню, на Ягдпантере. Только не разобрался пока, почему на поздних оставили только один перископ, хотя на ранних была пара.
ParinovP писал(а):
Пы. Сы. Обратить внимание на экспериментальный ИСУ-152-1. На нём лобовой лист цельный, без смотровых. КБ конечно другой, но эстетика тех лет...
Может я что-то путаю, но разве на нём смотровой у мехвода не такой же, как на обычных ИСУ?
Добавлено: Сб Янв 18, 2014 10:18 am
Заголовок сообщения:
ParinovP писал(а):
ViktorS писал(а):
Может я что-то путаю, но разве на нём смотровой у мехвода не такой же, как на обычных ИСУ?
Скорее всего я путаю модификацию, не моя это тема...
Понял. Тут лучше объектами оперировать. ИСУ-152-1 это ИСУ-152 с БЛ-8, Объект 246. А эта самоходка ИСУ-152 обр.45, или Объект 704.
У О.704 угол наклона лобового листа небольшой, там проще было вывести смотровые приборы на крышу. Вот что написано:
Цитата:
Все люки для входа и высадки экипажа имели перископические приборы Mk IV для наблюдения за окружающей обстановкой изнутри машины (всего 4 штуки), ещё несколько таких приборов устанавливалось в крыше рубки. Механик-водитель вёл наблюдение через специальный перископический прибор в крыше рубки.
Но не могу понять, как выглядит перископ на рубке. То, что видно на чертежах и фото, это только МК-4 в люках. Искать сложно, всё забито wot.
Добавлено: Вс Янв 19, 2014 8:24 am
Заголовок сообщения:
ViktorS писал(а):
У О.704 угол наклона лобового листа небольшой, там проще было вывести смотровые приборы на крышу.
Наверное поэтому вам придётся ослаблять бронезащиту, устанавливая смотровые в ВЛД. Не представляю, как сможет работать смотровой прибор, если поток света в нём будет поворачивать не под углом 90*, а меньше...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы