Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация
Форум моделистов на ScaleModels.ru
 Наблюдаемые темыНаблюдаемые темы    FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   medals.phpНаграды   ИзбранноеИзбранное   РегистрацияРегистрация 
  Наблюдаемые форумыНаблюдаемые форумы  ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Материалы по Ораниенбаумской школе гидроавиации

 Список форумов Форум моделистов на ScaleModels.ru -> Авиация - разное
новая тема  ответить  для печати Предыдущая тема Следующая тема 
Автор
Сообщение


в игноре у 7 пользователей
Уважаемые друзья и коллеги!
Прошу помочь в определении самолетов. В месте в котором я проживаю г.Ораниенбаум (СПБ) с 1915 года была открыта Ораниенбаумская школа гидроавиации. Через какое-то время она была закрыта. Информации о ней крайне мало. Имеются 2 фото. Хотелось бы узнать что за самолеты на ней изображены. Своих знаний увы не хватает
С уважением.



^
    
Добрый день,
на первой, похоже, Short S.184..

а на второй - Григорович М-9
^
    


в игноре у 7 пользователей
Oldrover
большое Вам спасибо. второй точно, а вот по первому не совсем ясно. я фото других посмотрел - у них лопасти винтов и двойные были и четверные. Да и "рогов" сверху нет.


^
    
ну, пропеллер то точно не показатель - они всякие могли быть
Да и движки тоже разные могли устанавливаться..
Я то на характерный киль ориентировался да на крылья размашистые Smile
"рога", кстати, - это выхлопные трубы.

вот, с Airwar.ru фотография

^
    


в игноре у 7 пользователей
Oldrover
большое Вам спасибо. буду дальше "копать" информацию о ОШГ.
^
    


в игноре у 7 пользователей
Oldrover
очередной раз хочу поблагодарить вас за помощь. Действительно в Ораниенбаумском архиве мы нашли упоминание о Short S.184.. , но не могли связать это упоминание с моделью самолета. теперь все становиться на свои места.
Там же мы обнаружили данную аббревиатуру - "Ораниенбаумский ОВД(ГДОН)-ВБОН-ВББФ-ВВСБМ" . Чисто случайно никто не знает как это расшифровывается???
Просто с администрацией города решили написать книгу об этой школе, а информации крайне мало - вот и обращаемся.
Спасибо.
^
    


в игноре у 7 пользователей
В связи с новым найденным материалом думаю немного оживить данную ветку.
Все что найду буду складывать сюда. Думаю кому-нибудь будет интересно.

Вот еще что удалось найти. Дает общее представление -

С началом первой мировой войны сразу же остро встала проблема подготовки лётных кадров для морской авиации. В июле 1915 года на Гутуевском острове в Петрограде, была открыта первая в России офицерская школа морской авиации, которая комплектовалась исключительно из числа офицерского состава. Осенью того же года в Баку создается отделение школы морской авиации.
В 1917 году офицерская школа морской авиации переводиться в Ораниенбаум.
15 января 1918 года подписывается Декрет Совета Народных Комиссаров о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 25 января 1918 года был подписан приказ Народного Комиссариата по военным делам № 84, в котором указывалось: «Все авиационные части и школы сохранить полностью для трудового народа. Товарищам авиаработникам приложить все усилия к сбережению имущества…»
Было принято решение Петроградскую школу морской авиации оставить в старом составе и на прежнем месте в Ораниенбауме, пополнив её необходимым количеством самолётов и двигателей. Теперь уже на новой, советской основе школа получила путёвку в жизнь, став на службу молодой Советской республике.
По штатам на 1 декабря 1917 года школа имела в своём составе 10 отрядов и 78 учеников-лётчиков, из них 11 человек летало самостоятельно и 67 с инструкторами. Среди учеников-лётчиков был мичман военного времени, будущий прославленный лётчик полярной авиации Б.Г. Чухновский. Самолётный парк состоял из 12 гидросамолётов М-5 и М-9, из которых годными были только пять. Из обслуживающего состава было в школе 140 человек.
7 марта 1918 года приказом по Управлению морской авиации № 243 Петроградская школа морской авиации перебазировалась из Ораниенбаума в Нижний Новгород.

Добавлено спустя 4 минуты 11 секунд:

Возможные расшифровки сокращений

ОВД Ораниенбаумский воздушный дивизион, он же ГДОН Гидродивизион особого назначения
ВБОН Воздушная бригада особого назначения
ВББФ Воздушная бригада Балтийского флота
ВВСБМ Военно-воздушные силы Балтийского моря

А вообще по теме много информации в книгах Андрея Александрова.

Добавлено спустя 1 минуту:

#

Бывшие ангары ораниенбаумской школы морской авиации. 1917 год постройки.

Бывшие "Когановские" склады. В годы ВОВ на территории дислоцировалась эскадрилья самолётов гидроавиации ВМФ. Запретная зона.

Добавлено спустя 56 секунд:

Один из старейших в Стране гидроаэродромов Ораниенбаумский! Основан до революции под нужды гидроавиации Балтийского флота. Позднее, с 1917 года, тут базировалась Школа Морской Авиации, потом первый гидроавиаотряд. Сохранились ангары, остатки аэродрома и сваи спусков. Осенью 1941 года все самолёты были эвакуированы. По функциональному назначению больше не использовался.

Добавлено спустя 8 минут 59 секунд:

#
М-20 в Ораниенбауме 1918-1919 гг.
^
    
Андрей, в последних нескольких номерах Авиации и Космонавтики публиковались статьи по машинам разработки Григоровича. По-моему, там и про Ораниенбаум что-то было. Пара-тройка номеров у меня дома есть, так что вечером взгляну...
^
    


в игноре у 7 пользователей
MonAmi
очень бы хотелось. если что-то стоящее хочу фото или скан. если не затруднит

Добавлено спустя 28 минут 44 секунды:

продолжаю фотоматериалы.

#

#
Руководящий состав летной школы им. Троцкого у аппарата с бортовым номером "7". Часть авиаторов, явно из офицеров, еще носит российские кокарды на своих головных уборах. Другие личности, более похожие на мотористов или на комиссаров, не имеют вообще никаких знаков отличия, а у еще одного товарища на фуражке прикреплена "капуста" (или "краб") с красной звездой

#
Ремонт двигателя "Гном Моносупап" на летающей лодке М-5

#
Летающая лодка Григоровича М-20

#
Поврежденный штормом М-20 из состава 4-го гидроотряда Красного Воздушного флота на морской станции в Петрозаводске в 1919г. Наиболее вероятно, что это аппарат серийный N 1588 или 1589

#
Балтийский М-20 в ходе скоростной рулежки по воде. Стоит отметить опознавательные вымпелы, возможно красного цвета, закрепленные на внешних крыльевых стойках


#
М-5 стал первым массовым гидропланом российской постройки. По ходу серийного производства в конструкцию вносилось большое количество изменений.

#
М-5 летной школы им. Троцкого но спуске (слипе) Гутуевского острова в Петрограде. Ноябрь 1918 г.

#
Летающая лодка М-5 на скорости рулит по Неве в Петрограде

#
М-5 с бортовым номером "7" из состава школы им. Троцкого в окружении технической команды. Гутуевский остров, ноябрь 1918 г. На заднем плане виден самолетный ящик с красноречивой надписью: "Заводъ С.С.Щетинина Петроградъ"

Добавлено спустя 30 минут 1 секунду:

Еще есть такие фотографии и подписи к ним.
Вот есть определенные догадки, что это один и тот же борт,который в дальнейшем оказался в Ораниенбауме, но терзают сомнения, ибо я совсем не силен в матчасти.
Может специалисты помогут справедливость восстановить?

1.
#
The Mann Egerton Type B was a modified Short 184 which had unequal span wings. Shown here is 9085, the first of ten built

2.
#

3.
#
"Шорт-184" английского гидроавиаотряда на Северной Двине. На заднем плане летающая лодка М-5.

4.
#
"Шорт-184". На этих машинах воевали английские морские летчики в северной России.

5.
#
Летающая лодка Шорт-184 британских интервентов на Каспийском море

Напомню, что самое важное, это узнать - является ли хоть один из представленных выше на фото самолетов этим бортом. Так как представленная фото береться за "эталон", т.к. доподлинно известен оригинал фото и место съемки.

#

Добавлено спустя 14 минут 17 секунд:

О! Еще интересное нашел:

#

Добавлено спустя 6 минут 56 секунд:

и по шорту

# #

Добавлено спустя 34 минуты 46 секунд:

Авиационная составляющая ПВО Кронштадтского района

До лета 1919 г. задачи воздушного прикрытия МК Кронштадт и его фортов осуществляла малочисленная морская авиация Балтфлота.Её сокращение с конца 1917 г. явилось следствием ряда неблагоприятных обстоятельств, преследовавших лётчиков-балтийцев весь первый период Гражданской войны.

После Октябрьского военного переворота вПетрограде действовавшую на Балтийском море Воздушную дивизию покинула значи-
тельная часть лётчиков-офицеров, не признавших политику новой власти. В декабре 1917г. пожар на центральном гидроавиационномскладе (Петроград) уничтожил 355 авиамоторов, 700 пулемётов и много другого авиатехнического имущества. Одновременно из-за недостатка рабочей силы прекратило работу единственное в стране предприятие (опытный завод Д.П. Григоровича ), выпускавшее для морского ведомства гидропланы.

В ходе проведения Германией и её союзниками стратегической операции Фаустшлаг (февраль-март 1918 г.) и последующей
высадки немецкой Балтийской дивизии в Финляндии (апрель 1918 г.), Балтфлот лишился основных своих портов базирования.

Экстренной эвакуации подверглись воздушные станции (1 и 2-го разрядов) на Балтике:
Гельсигфорс (Хельсинки), Гапсал, Ревель ипр., а также авиапосты (Котка и Кунда).
При транспортировке значительная часть аппаратов и технического имущества пришли в негодность. Сокращение района базирования воздушной дивизии Балтфлота и его численного состава повлекло за собой её переформирование в Воздушную бригаду особого назначения (ВБОН) Балтийского моря (приказ Наркома по военным делам от 27 апреля 1918 г. 335). Структурно в состав бригады входили 3 авиадивизиона: Ораниенбаумский (3-отрядного состава), истребительный и гидродивизион (2-отрядного состава, позжеон убыл в Самару). Последующие события, связанные с антисоветским мятежом фортов Красная Горка и Серая Лошадь (13-16июня 1919 г.) привели к временному перебазированию всех самолётов из Ораниенбаума и Петергофа на Крестовский и Гутуевский аэродромы северной столицы. К весне 1919 г.численность парка самолётов ВБОН (с сентября 1919 г. - Воздушная бригада Балтийского моря) составила 27 аппаратов.

В Финском заливе было задействовано до 20 самолётов воздушной бригады. Но их явно не хватало. С ростом активности англо-финской авиации в восточном районе Балтийского моря руководитель ВВФ действующей армии (Авиадарм) А.В.Сергеев в августе 1919 г. возложил задачи по воздушной защите Кронштадтского района на командира 4-го истребительного авиадивизиона военлёта
Е.С.Студзинского. Сформированный в начале декабря 1918 г. дивизион до апреля следующего года находился на Западном фронте, а затем был включён в состав ПВО Петрограда.В рассматриваемый период парк самолётов дивизиона ограничивался лишь 11 исправными машинами.

Аппараты были преимущественно импортного производства типа Ньюпор, Спад и Сопвич,дислоцировавшиеся на Комендантском аэродроме (Петроград). В случае появления неприятельских самолётов в районе Кронштадта и его фортов, они должны были вылетать по тревоге и перехватывать противника в воздухе. По требованию Авиадарма, для обороны МК Кронштадт, в его районе предполагалось расположить один из отрядов истребителей, что повышало эффективность борьбы с неприятельской авиацией. Однако выполнение этого решения явно запаздывало.

Тем временем, противник почти ежедневно осуществлял воздушные рейды в границах Кронштадтского района. Дислоцирующийся в Петрограде лётный состав 4-го авиадивизиона не всегда своевременно получал необходимую информацию и запаздывал с вылетом на перехват вражеских самолётов. Так, 14 вгуста 1919 г. начальник авиации Западного фронта В.Ю.Юнгмейстер в своей телеграмме выразил неудовольствие руководителю авиации 7-й армии к неприятию должных мер понедопущению налётов английских самолётов на МК.

Решением РВСР от 23 июля 1919 г., последний был обязан осуществлять общее руководство воздушной обороной северной
столицы и МК. Речь здесь шла лишь об авиационной составляющей ПВО Петрограда и Кронштадта (в рамках ВФ 7-й армии), продолжавших оставаться самостоятельными структурами. Возникли трудности и с привлечением морской авиации Балтфлота в интересах ПВО крупных приморских объектов. Так, неуда чей закончилась попытка включить в составП ВО ПУР 2-го морского отряда истребителей (морлёт Б.Ф.Копытковский, Ораниенбаумскийвоздушный дивизион), вследствие его расформирования. В то же время, были отмечены успешные совместные действия сухопутной и морской авиации на театре войны, в том числе, по ослаблению воздушной группировки противника в районе Финского залива. Только за период с 19 по 29 октября 1919 г. лётчики
4-го авиадивизиона выполнили 32 боевых вылета, сбросив на объекты и аэродромы англо-финских и Белых войск 24 авиабомбы.

Не менее эффективными были налёты и их морских коллег. В конце октября 1919 г. РВС Западного фронта решил для усиления ПВО Кронштадтского района придать ему 3 авиаотряда (два - из состава ПВО Петрограда, один - из Петергофа), с их дислокацией на о.Котлин. Это значительно сократило бы время вылета дежурных истребителей при обнаружении неприятельских самолётов. Одновременно задачи воздушного прикрытия Петрограда теперь возлагались на руководство ПВО Кронштадта. 16 октября по приказу РВС Балтфлота в МК Кронштадт перелетели 4 гидроплана. Вследствие ненастной погоды три аппарата при посадке получили незначительные повреждения.

К зиме 1919/1920 гг. воздушная угроза объектам Кронштадтского района заметно снизилась. В начале апреля 1920 г. 4-й авиадивизион в полном составе убыл на Западный фронт, где назревала война с Польшей. В интересах ПВО МК Кронштадт и его фортов оставался лишь 21-й воздухоплавательный отряд (в феврале 1920 г. включённый в состав форта Краснофлотский).

В сентябре того же года на совместном заседании руководства ПВО Петрограда и Кронштадтского района было предложено объединить их авиационные средства под общим командованием в лице коменданта ПУР. Для прикрытия воздушного района со
стороны Финского залива предлагали придать ПВО МК Кронштадт истребительный авиадивизион (4-отрядного состава) с размещением его в Ораниенбауме . Позже эту задачу передали морской авиации Балтфлота.

#

Добавлено спустя 9 часов 18 минут 51 секунду:

# # #
^
    


в игноре у 1 пользователей
Отличный материал !

Если можно - продолжайте, пожалуйста !
^
    
Вот что удалось найти:
Фото М-17 в Ораниенбауме
#

Фото М-20 там же
#

Фото М-15 в Ораниенбауме и его цветной боковик (последний внизу)
#
#
Нигде напрямую указаний, что это самолеты Ораниенбаумской школы гидроавиации нет, но сильно сомневаюсь, что в одном и том же городе помимо школы была еще и часть, оснащенная гидросамолетами.
^
    


в игноре у 7 пользователей
Большое спасибо! С НГ !
^
    


в игноре у 7 пользователей
Продолжу. В поисках информации наткнулся на упоминание ораниенбаумской Морской школы воздушного боя. Даже были представлены боковики.
Вот.

1.Самолет постройки Дукса. Был заказан для морской школы воздушного боя в Ораниенбауме. Машина должна была быть окрашена серебрянкой и иметь кокарды с белыми кантами. На фюзеляже андреевский флаг.
#

2. Самолёт постройки Дукс. МАШВБ в Ораниенбауме. Пилот - прапорщик Всеволод Леонидович Яковлев. Август 1917 г. Ньюпорты 21-го типа были сразу же заказаны флотом как тренировочные, боевыми были Н 17. На фотографии послужив
#

3. Самолет одной Морской школы воздушного боя в Ораниенбауме
#
#

4. #

Добавлено спустя 16 минут 51 секунду:

по запросу есть информация в Российском государственном архиве Военно-морского флота.
Балтийский флот. Авиация.



АЭРОДРОМЫ

"УПРАВЛЕНИЕ КОМЕНДАНТА КРЕСТОВСКОГО МОРСКОГО АЭРОДРОМА РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА".

Петроград. 1927-19??

Ф. р-190, 10 ед.хр., 1921-1923

Обеспечение действий морской авиации Балтийского флота. В фонде сохранились: приказы по технической части; сведения по личному составу.


ДИВИЗИОНЫ

"1 МОРСКОЙ ВОЗДУШНЫЙ ДИВИЗИОН БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА".

Ораниенбаум. 1918-1921
"Ораниенбаумский морской воздушный дивизион". Ораниенбаум. 1918.
"Морской воздушный дивизион особого назначения". Ораниенбаум. 1918-1920.
"1 морской воздушный дивизион Балтийского флота". Ораниенбаум. 1920-1921.

Ф. р-1741, 50 ед.хр., 1918-1921

Участие в гражданской войне 1918-1920 гг.; ведение воздушной разведки на морском театре; участие в марте 1921 г. в Кронштадтском мятеже. В фонде содержатся: приказы начальников дивизиона, истребительного отряда; журнал дивизиона за период Кронштадтского мятежа 1921 г.; сведения по личному составу.



"2 МОРСКОЙ ВОЗДУШНЫЙ ДИВИЗИОН".

Ораниенбаум. 1919-1921
"Северный гидроавиационный дивизион". Котлас. 1919.
"Северный морской воздушный дивизион". Котлас. 1919.
"2 морской воздушный дивизион". Ораниенбаум. 1919-1921.

Ф. р-2085, 54 ед.хр., 1918-1921

Участие в гражданской войне 1918-1920 гг. В фонде содержатся: приказы по дивизиону; материалы по перебазированию и расформированию дивизиона.



"СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ВОЗДУШНЫЙ ДИВИЗИОН".

Ораниенбаум. 1919
"Северный гидроавиационный дивизион Балтийского моря". Котлас. 1919.
"Северный морской воздушный дивизион". Котлас. 1919. "
Северный морской воздушный дивизион". Ораниенбаум. 1919.

Ф. р-192, 9 ед.хр., 1918-1919

Участие в боях на Северном фронте в период гражданской войны 1918-1920 гг. В фонде сохранились: приказы начальника дивизиона; материалы о боевой деятельности дивизиона; сведения по личному составу.



ОТРЯДЫ

"2 МОРСКОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД ВОЗДУШНОГО ФЛОТА БАЛТИЙСКОГО МОРЯ".

1918-1921

Ф. р-193, 8 ед.хр., 1918-1921

Участие в гражданской войне 1918-1920 гг. В фонде сохранились: материалы но личному составу.



"2 РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ГИДРОАВИАЦИОННЫЙ ОТРЯД МОРСКИХ СИЛ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ".

Ленинград. 1920-1926
"Беломорский и Мурманский гидроавиационные отряды Морских сил Северного моря". 1920-1921.
"2 разведывательный гидроавиационный отряд Морских сил Северного моря". Архангельск. 1921-1922.
"2 разведывательный гидроавиационный отряд Морских сил Балтийского моря". Ленинград. 1923-1926.

Ф. р-68, 28 ед.хр., 1920-1926

В фонде содержатся: приказы начальников отрядов; переписка по формированию отрядов; сведения о состоянии самолетов и по личному составу.





"46 ОТДЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ОТРЯД ИСТРЕБИТЕЛЕЙ МОРСКИХ СИЛ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ".

Петергоф. 1918-19??
"1 морской истребительный отряд Воздушного флота Балтийского моря". Петергоф. 1918-1924.
"1 отдельный истребительный морской авиационный отряд Военно-воздушных сил Балтийского моря". Петергоф. 1924-1926.
"46 отдельный авиационный отряд истребителей Морских сил Балтийского моря". Петергоф. 1926-19??

Ф. р-67, 142 ед.хр., 1918-1929

Участие в боях на Северном фронте в 1918-1919 гг., в разгроме Н.Н.Юденича под Петроградом в 1919г., в подавлении Кронштадтского мятежа в марте 1921 г. В фонде содержатся: приказы начальника отряда; оперативные сводки; донесения о боевой готовности и техническом состоянии самолетов; сведения о дислокации и исторические журналы отряда.



"51 ОТДЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ОТРЯД".

Ораниенбаум. 1919-19??
"7 гидроотряд". Шлиссельбург. 1919-1920.
"4 гидроотряд". Шлиссельбург. 1920-1921.
"4 гидроотряд". Петроград. 1921.
"1 разведывательный гидроотряд". Ораниенбаум. 1921-1924.
"1 разведывательный морской авиационный отряд Военно-воздушных сил Балтийского моря". Ораниенбаум. 1924-1926.
"51 отдельный авиационный отряд". Ораниенбаум. 1926-19??

Ф. р-66, 63 ед.хр., 1919-1925

Участие в гражданской войне 1918-1920 гг: В фонде содержатся: приказы начальника авиации Карельского района, начальников отрядов; отчеты о полетах и техническом состоянии самолетов; материалы по оперативной деятельности отрядов, учебно-боевой подготовке.



"62 ОТДЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ОТРЯД ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ".

Ленинград. 1920-19??
"Беломорский гидроавиационный отряд". Архангельск. 1920-1921.
"2 разведывательный гидроотряд". Архангельск. 1921-1923.
"2 разведывательный гидроотряд". Ленинград. 1923-1926.
"62 отдельный авиационный отряд Военно-воздушных сил Балтийского моря". Ленинград. 1926-19??

Ф. р-70, 165 ед.хр., 1921-1929

В фонде содержатся: приказы по отряду; журналы полетов; схема прибора для обучения стрельбе по воздушным целям системы Трунова-Шебуранова; фотоснимки 2 гидроотряда.



"66 ОТДЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ОТРЯД ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ МОРСКИХ СИЛ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ".

Ленинград. 1927-19??

Ф. р-391, 27 ед.хр., 1927-1929

В фонде содержатся: приказы начальника отряда; журналы полетов; телефонограммы о тренировочных полетах.
СКЛАДЫ

"ВОЕННЫЙ СКЛАД № 17 ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ".

Ленинград. 1921-1931
"Гидроавиационная база Воздушного флота Балтийского моря" Петроград. 1921-1923.
"Гидроавиационный склад Военно-воздушного флота Балтийского моря" Петроград. 1923.
"Постоянная гидроавиационная база Воздушного флота Балтийского моря". Ленинград. 1923-1924.
"1 морская авиационная база Военно-воздушных сил Балтийского моря" Ленинград. 1924-1926.
"Военный склад № 17 Военно-воздушных сил Балтийского моря". Ленинград 1926-1931.

Ф. р-64, 105 ед.хр., 1921-1931

Обеспечение снабжения и ремонта гидроавиации Балтийского флота. В фонде содержатся: приказы начальников авиабазы и склада № 17; материалы по личному составу.

Добавлено спустя 30 минут 41 секунду:

УПРАВЛЕНИЯ

"УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА".

Кронштадт. 1918-...
"Управление воздушной бригады особого назначения". Ораниенбаум. 1918-1919.
"Управление воздушной бригады Балтийского флота". Петроград. 1919-1920.
"Управление Воздушного флота Балтийского моря". Ленинград. 1920-1924.
"Управление Военно-воздушных сил Балтийского моря". Ленинград. 1924-1935.
"Управление Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота". Кронштадт. 1935-...

Ф. р-62, 685 ед.хр., 1917-1940

Руководство оперативной и боевой подготовкой частей; планированием и обеспечением боевой подготовки Военно-воздушных сил Балтийского флота, учетом и дислокацией боевых авиационных частей и аэродромной сети; организацией технической эксплуатации, хранения самолетов, моторов, обеспечение систематического контроля за состоянием материальной части и организацией предупредительного и текущего ремонта самолетов; комплектованием частей личным составом. В фонде содержатся: материалы о действиях авиации в подавлении Кронштадтского мятежа 1921 г., советско-финляндской войне 1939-1940 гг., списки личного состава, статистические сведения; протоколы и отчеты.

#
Истребитель Ньюпор X из 1-го отряда Балтийского флота, Петроград, 1919 г. Самолет несет звезды, вписанные в концентрические окружности.

Добавлено спустя 31 секунду:

УПРАВЛЕНИЯ

"УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА".

Кронштадт. 1918-...
"Управление воздушной бригады особого назначения". Ораниенбаум. 1918-1919.
"Управление воздушной бригады Балтийского флота". Петроград. 1919-1920.
"Управление Воздушного флота Балтийского моря". Ленинград. 1920-1924.
"Управление Военно-воздушных сил Балтийского моря". Ленинград. 1924-1935.
"Управление Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота". Кронштадт. 1935-...

Ф. р-62, 685 ед.хр., 1917-1940

Руководство оперативной и боевой подготовкой частей; планированием и обеспечением боевой подготовки Военно-воздушных сил Балтийского флота, учетом и дислокацией боевых авиационных частей и аэродромной сети; организацией технической эксплуатации, хранения самолетов, моторов, обеспечение систематического контроля за состоянием материальной части и организацией предупредительного и текущего ремонта самолетов; комплектованием частей личным составом. В фонде содержатся: материалы о действиях авиации в подавлении Кронштадтского мятежа 1921 г., советско-финляндской войне 1939-1940 гг., списки личного состава, статистические сведения; протоколы и отчеты.

#
Истребитель Ньюпор X из 1-го отряда Балтийского флота, Петроград, 1919 г. Самолет несет звезды, вписанные в концентрические окружности.

Добавлено спустя 9 минут 20 секунд:

КРАСНАЯ АВИАЦИЯ В "БИТВЕ" ЗА КРОНШТАДТ


Анатолий Демин





За почти три столетия на территорию основанных Петром I Санкт-Петербурга и крепости-форпоста Кронштадт на острове Котлин ни разу не ступала нога захватчика. Однако штурмовать Кронштадт и освобождать его от "врага внутреннего" однажды все-таки пришлось. Это случилось в марте 1921 г., когда в крепости вспыхнуло восстание, вошедшее в советскую историческую литературу под названием "Кронштадтского мятежа". В штурме Кронштадта, кроме артиллерии и пехоты, которую "бросала молодость на Кронштадтский лед", активное участие принимали также аэросани и авиация. Трое аэросаней "БЕКА" конструкции Н.Р.Бриллинга и А.С.Кузина, созданных в ЦАГИ Комиссией по постройке аэросаней (КОМПАС), подвозили боеприпасы наступавшим войскам. Две машины попали в полыньи и погибли, зато третья вошла в Кронштадт и даже была награждена орденом Красного Знамени.

Действия авиации в конфликте, продолжавшемся менее 2 недель, носили весьма ограниченный характер. Тем не менее история тех боевых вылетов представляет сейчас значительный интерес, так как это был один из первых после окончания гражданской войны вооруженных конфликтов с участием авиации. В нем, как в зеркале, отразилось состояние молодого Красного Воздушного флота.

Восстание в Кронштадте началось с телеграммы, полученной 28 февраля в адрес Минной дивизии: "Общее собрание линкоров "Петропавловск" и "Севастополь" просит все морские части, находящиеся в Петрограде… выделить своих представителей беспартийных в Кронштадт на линкор "Петропавловск" на собрание моряков Кронбазы не позже к двум часам дня 1 марта с.г." Моряков на митинг, конечно, не пустили, вместо них поехали председатель ВЦИК М.И.Калинин, член РВС Э.Г.Батис и начальник политотдела Балтфлота Н.Н.Кузьмин. Попытка разъяснить положение в стране и повести за собой многотысячную толпу на Якорной площади не удалась. В итоге на митинге была принята резолюция с требованием упразднения комиссаров, организации свободной торговли и перевыборов Советов под лозунгом "Советы без коммунистов". Временный революционный комитет Кронштадта 2 марта арестовал Кузьмина, Батиса и многих коммунистов Кронштадта..

Той же ночью, докладывая флотскому командованию сложившуюся оперативную обстановку, врид начальника штаба Морских сил Балтийского моря Л.М.Галлер сообщил, что еще месяц-полтора лед будет крепок, и навигация невозможна, так как все ледоколы стояли в Петрограде, там же два линкора -"Полтава" и "Гангут", все эсминцы и подводные лодки. В Кронштадте оставались линкоры "Петропавловск", "Севастополь" и "Андрей Первозванный", 305-мм артиллерия которых вместе со 140 орудиями фортов и 10 зенитными батареями представляла главную опасность. Третий линкор с осени был сдан на хранение в порт, и его артиллерия не могла использоваться. По данным на середину февраля, в Кронштадте на кораблях и в береговых частях числилось 1455 командиров и 25432 рядовых.

По плану Галлера ключевую роль в блокаде Кронштадта играли форты Краснофлотский и Передовой, которые блокировали выход кораблей из гавани, и подход с моря тех, кто захотел бы придти на помощь мятежникам. Войска должны штурмовать крепость с северного и южного берегов Невской губы по льду. Сам Кронштадт должны были обстреливать 305-мм батареи форта Краснофлотского, его же 254-мм батареи - форт Риф на о.Котлин и другие основные форты. Боезапас 305-мм снарядов на Краснофлотском следовало пополнить за счет погребов "Гангута" и "Полтавы". Главный калибр этих линкоров использовать было нецелесообразно, так как в угле обстрела только кормовые башни, к тому же несколько лет орудия бездействовали и требовали проверки, артиллеристов на линкорах не хватало. Таким образом, реальными силами флота для подавления мятежа являлись только артиллерия форта Краснофлотский и авиация.




Ледовый аэродром советской авиации под Кронштадтом


К началу марта в Петрограде все находившиеся там авиационные и воздухоплавательные части объединялись в две группы. Первая подчинялась Начальнику воздушного флота Петроградского военного округа и состояла из четырех авиаотрядов, расположенных в Петергофе, Шувалове, ст.Раздельная и на форте Краснофлотский. В ее составе числилось 10 разведчиков (из них исправных только 4), 1 исправный истребитель, 5(4) аэростатов,к которым имелись 3 лебедки.

Вторая группа авиачастей подчинялась Начальнику воздушного флота Балтийского моря. Она состояла из двух "воздуходивизионов", базировавшихся в Ораниенбауме и на Гутуевском острове, каждый из двух гидроотрядов, и истребительного дивизиона в составе двух "истротрядов", расположенных в Петербурге. В ее составе числилось 15 (6) разведчиков и 12 (4) истребителя. Надо сказать, что в течение всего конфликта соотношение исправных и несправных самолетов оставалось примерно постоянным на уровне 50%, это тогда считалось нормой. Одни самолеты выходили из ремонта, а другие - из строя в результате аварий и поломок. За время конфликта ни один самолет в результате зенитного обстрела не был сбит или серьезно поврежден.

Не обошлось и без "печальных курьезов". Один из воздуходивизионов, "не разобрав смысла предложенной ему Кронштадтской резолюции, принял ее, чем выразил свои симпатии Кронштадту…" Хотя Красным частям он не успел нанести никакого вреда, лишь вооружившийся комсостав с частью команды сменили посты на сочувствующих Кронштадту, реакция властей была истинно в духе "пролетарской диктатуры". 2 марта дивизион был оцеплен Красными частями, поддержанными броневиком, весь личный состав арестован. Имущество и самолеты сохранялось в целости.

Какова была дальнейшая судьба этих летчиков и авиаспециалистов? Скорее всего, они разделили участь 15-18 тысяч военных моряков Кронштадта, прошедших затем "фильтрацию" в ВЧК. Впоследствии В.Т.Шаламов по рассказам политзаключенных написал, что все мятежники, получившие при расчете в строю нечетный номер, были расстреляны, а "четные" отправлены в так называемый ИТЛ - исправительно-трудовой лагерь в Холмогорах.

Этих сил авиации было явно недостаточно, поэтому 5 марта в Петроград прибыла эскадрилья Западного фронта, состоящая из трех авиаотрядов, в которых числилось 4 разведчика и 14 истребителей (все исправные). В тот же день приказом РВС Республики за № 38 все авиационные силы были оперативно подчинены Начальнику Действующего воздушного флота Республики, который, в свою очередь, подчинялся руководившему всей операцией М.Тухачевскому, назначенному командующим 7 армией, специально сформированной для подавления восстания. Одновременно было приказано сосредоточить все сухопутные самолеты на Комендантском аэродроме, а гидросамолеты - на Гутуевском острове.

В результате выяснилось, что истребители составляли около 50% всех самолетов. Это получилось совершенно случайно, так как в спешке подтягивались те части, которые находились ближе и скорее могли быть переброшены. Тем не менее не исключалась возможность появления у противника самолетов из Финляндии. Считалось, что имевшихся разведчиков недостаточно, поэтому у командования были затребованы еще один разведывательный авиаотряд и Боевое звено Особого Назначения, вооруженное разведчиками. Эти части прибыли в Петроград 15 марта и в конфликте не участвовали. Кроме того, в резерве в ближнем тылу находились еще 9 оболочек аэростатов и 4 лебедки, которые при необходимости могли быть доставлены.

Парк сухопутных самолетов составляли разведчики "Фарман-ХХХ" и "Сопвич", истребители "Ньюпор-XVII, -XXIII, -XXIV", "Спад" и "Сопвич-Кемл". Диапазон скоростей у них составлял 110 - 180 км/час, и ни о каком групповом их использовании не могло быть и речи.

Среди гидросамолетов были разведчики М-9, М-15, М-20, трофейные "Шорт" и "Фейри" с диапазоном скоростей 90 - 140 км/час. Практически вся материальная часть была сильно изношена, особенно моторы, что сказывалось на поднимаемой бомбовой нагрузке. К тому же не на всех самолетах имелись бомбодержатели, а имевшиеся на трофейных машинах английские бомбодержатели не подходили под русские бомбы. В результате в большинстве случаев бомбы загружались в самолет прямо на пол кабины и потом сбрасывались наблюдателями вручную. На точность попаданий также решающее значение имело полное отсутствие на самолетах бомбовых прицелов.

К началу операции в Петроградских арсеналах находилось всего около 155 пудов (около 2,5 т) авиабомб, что было явно недостаточно, поэтому из Коломенского и Тверского авиапарков утром 6 марта были доставлены 500 бомб калибром К) фунтов (примерно 4 кг) - 240 шт., 20 ф. - 60 шт. и 25 ф. - 200 шт. За

7 дней боевых вылетов на противника было сброшено 297 бомб общим весом 6570 ф. (менее 3 т), среди которых применялись главным образом бомбы калибра 25 ф. - 122 шт. и 10 ф. - 95 шт. Самых крупных бомб в 40 ф. (16 кг) на Кронштадт было сброшено всего 51 шт. Кроме того, в авиационных частях в наличии имелось 94 пулемета и 107 тыс. патронов.

Согласно полученному приказу, действия авиации должны были начаться 5 марта в 17 час 30 мин вылетом в Кронштадт для разбрасывания листовок с приказом Председателя РВСР Троцкого. Из-за густого тумана и снега приказ был выполнен только в 11 час 40 мин 6 марта, когда с Комендантского аэродрома, несмотря на очень сильный ветер, взлетел разведчик "Сопвич". Долетев до западной оконечности о.Котлин на высоте 500 - 1000 м, он сбросил на Кронштадт 20 тыс. листовок. Огня по самолету не открывали. Сухопутное и морское командование, в первую очередь, интересовали линкоры и связь осажденного острова с внешним миром.

В разведдонесении летчик доложил, что "на всем острове больших скоплений людей и передвижений не замечено. По дороге от Кронштадта до Ораниенбаума движения нет. Дорог или тропинок в сторону Финляндии и Сестрорецка не замечено. В Военной гавани линкоры "Петропавловск" и "Севастополь", стоят у стенки, дымят, имея на носу и корме красные флаги." При посадке из-за сильного ветра самолет понесло назад, и он потерпел аварию, сломав лыжу и оба нижних лонжерона.

На следующий день М.Н.Тухачевский издал приказ за № 013/К, согласно которому в 18 час 7 марта должна быть начата артподготовка, а "…воздушной эскадрилье атаковать броненосцы и казармы Кронштадта сегодня в 18 час…" Для его исполнения с утра началось сосредоточение самолетов на Комендантском аэродроме. Из Петергофа вылетело 5 истребителей. Из них 3 "Ньюпора-XVII" в 11 час 50 мин прилетели по назначению, один "Ньюпор-XVII" совершил вынужденную посадку около Петергофа, а "СОПВИЧ-КЕМЛ" при посадке был разбит из-за поломки мотора. В 12 час. 20 мин на Гутуевский остров прилетели 4 гидросамолета, вылетевших из Ораниенбаума, сбросив по дороге на Кронштадт 30 тыс. листовок. Чуть позднее вылетел пятый самолет, который был обстрелян из Кронштадта ружейным и пулеметным огнем, и из-за снежной бури вернулся в Ораниенбаум. К 18 час были подготовлены к вылету 10 самолетов, из них 3 истребителя и 7 разведчиков, но из-за сильного снегопада вылет всех самолетов с бомбами был перенесен на следующее утро.

8 марта в 10 часов началась артподготовка и сосредоточение пехоты к штурму. Полеты с Комендантского аэродрома начались около 13 час, и вскоре на линкоры в Военной гавани были сброшены первые бомбы. Зенитного огня мятежники не открывали. Летчики обнаружили значительные недолеты наших снарядов в южной и юго-западной части о.Котлин. Суда и северо-восточные форты вели артиллерийский огонь, в 13 час 30 мин к ним присоединились и северо-западные. Дорог на Финляндию и пожаров в городе замечено не было. В 16 час 20 мин летчики доложили о большом количестве воронок между судами и вокруг южных, юго-западных и западных фортов, а также очень много воронок во льду вокруг двух ближайших к Лисьему Носу фортов. В результате артиллерийской дуэли весь лед вокруг Лисьего Носа также был изрыт воронками, и было несколько попаданий около станции на Лисьем Носу. Пролетевший там самолет был обстрелян артиллерийским огнем своей батареи.


В 17 час пролетавший над Кронштадтом самолет был обстрелян из малокалиберных орудий, а через полчаса другой самолет, донесший, что "Петропавловск" ведет огонь одной средней башней", подвергся сильному зенитному обстрелу с линейных кораблей и Кронштадта. В 20 час 30 мин между собором и гаванью был замечен сильный пожар.

Всего за первый день боевых действий было совершено 10 вылетов общей продолжительностью 10 час 45 мин и сброшено 525 ф. бомб. Бомбометание производилось преимущественно по линкорам. Высота полета составляла 2000 - 4000 м. За этот день потерпели аварию 2 "Ньюпора-XVH", а еще один "Ньюпор-XVII" был разбит.

Вечером сухопутные начальники потребовали от авиаторов предупреждать армейские части соответствующих боевых участков о предстоящих полетах за 3 часа до вылета. На это последовало резонное возражение, что это невозможно из-за погоды, а летчик сам иногда узнает о полете всего за 5 - 10 мин до вылета. Предложили не открывать зенитного огня вообще, так как у мятежников авиации нет. Однако в разведсводке на 24 час 9 марта сообщалось, что в "Кронштадте происходит ремонт самолетов", что было весьма странно, так как 9 и 10 марта из-за сильного тумана, снегопада и дождя полетов не было. В дальнейшем это донесение не подтвердилось.

Первое наступление на мятежный Кронштадт, начатое 8 марта, окончилось неудачей и командарм М.Н.Тухачевский немедленно начал подготовку к новому наступлению, стягивая подкрепления. В это же время авиационным частям было указано "на несогласованность полетов (единичные полеты), на чрезмерно большую высоту, излишнюю при беспорядочном обстреле с земли, на… большой недогруз бомбами самолетов (в особенности "Сопвич"), а также на беспорядочность донесений…"

В 3 час 11 марта Тухачевский приказывал: "Обязательно произвести с рассвета полеты с целью бомбардировки "Петропавловска" и Кронштадта и разведки наличия путей из Кронштадта в Финляндию". Накануне поступил приказ подготовить также один гидросамолет для аэрофотосъемки. Из-за тумана на Кронштадт первые самолеты вылетели только в 14 час 35 мин. Бомбы были сброшены па линкоры и судостроительный завод, в городе замечен пожар. Во время полета была произведена воздушная съемка южной части Кронштадта и Петроградских пристаней (в Кронштадте). В 15 час был совершен первый групповой вылет, когда с Комендантского аэродрома одновременно вылетели 5 самолетов. Разведчики обнаружили на льду дороги от форта № 1 на финский берег, от западного берега о.Котлин на форт Ино, от крайнего юго-западного форта в сторону Толбухина маяка, дорога между о.Котлин и Тюресяво (финский населенный пункт) сильно наезжена. Замечены группы людей, движущихся в сторону Толбухина маяка, и 4-6 подвод с охраной 40-60 человек, которые двигались по дороге от Тюресяво к о.Котлин. Некоторые самолеты обстреливались с южной и западной части о.Котлин, один самолет, пролетая около Финского берега, был обстрелян пулеметным огнем из деревни Тюресяво.

За день выполнен 21 полет общей продолжительностью 25 час 10 мин и сброшено 40 бомб весом 950 ф. на восточную часть о.Котлин, северные форты и форт № 5, линкоры, Военную гавань, завод и казармы. Полеты производились на высоте 1000 - 3000 м, три самолета потерпели аварию.

Утром 12 марта Тухачевский приказал: "Взорвать с помощью бомбометания склады взрывчатых веществ и артиллерийских снарядов в Кронштадте".

По сведениям штаба Балтфлота, они находились на минных заградителях "Нарова" и "Волга" и в блокшивах, стоящих в гавани недалеко от линкоров. Всем летчикам приказано сосредоточить бомбометание по этим целям, для чего были разосланы воздушные снимки гавани, сделанные накануне.

Полеты начались в 11 час 5 мин. с разведки. Из Финляндии движения не наблюдалось, на дороге из Кронштадта в сторону форта № 6 замечены одиночные повозки, обстрелянные из пулемета. Утром движения в городе не было, в 13 час появились скопления людей на улицах и площадях, вечером по улицам двигалось до 20 повозок. Замечен пожар в минной школе. Обнаружены отрытые у пристани со стороны Ораниенбаума окопы и новая полевая батарея, вторая действующая батарея замечена на западном берегу о.Котлин. В 13 час 30 мин вторично произведена воздушная съемка части Кронштадта. Через час около северо-восточной части о.Котлин на льду замечен, самолет. В 18 час при повторном наблюдении его там уже не было.

Весь день самолеты обстреливались сильным артиллерийским и пулеметным огнем. Бомбы сбрасывались, главным образом, на гавань и линкоры, также на пороховые погреба, форты "Тотлебен", № 4 и 5, Как о достижении сообщалось, что "замечено одно попадание между кораблей и одно попадание в Петроградскую пристань. За день сделано 27 полетов продолжительностью 34 часа 7 мин и сброшено 49 бомб весом 1085 ф. и 100 ф литературы. Полеты выполнялись на высоте 800 - 2000 м, произошла одна авария.

13 марта командование, по-видимому, недовольное эффективностью действий авиации, разослало по всем авиационным частям грозную телефонограмму: "Вторично указываю, что самолеты вылетают на бомбометание в одиночку, что не производит на противника достаточного впечатления. Предлагаю самыми решительными мерами устранить это и нагружать самолеты за счет бензина до максимума. Командующий 7 армией приказал обратить внимание летчиков на точное выполнение заданий. Из всех эскадрилий лучше всех дисциплинирована, в смысле точного исполнения заданий, морская авиация, представляющая все сведения точно и аккуратно". В приказе № 128/с предписывалось "сосредоточить бомбометание на заградителе "Нарова", блокшивах с минами и линейных кораблях "Петропавловск" и "Севастополь", вылетая с максимальной нагрузкой".

В 11 час на бомбежку вылетела первая группа из 6 самолетов. Бомбометание производилось, в основном, по указанным целям. Замечены удачные попадания "от доков в баржи, которые задымились" и в пристань. Весь день самолеты обстреливались сильным артиллерийским огнем, в том числе бризантными снарядами. За день выполнено 29 полетов продолжительностью 37 час 13 мин и сброшена 71 бомба общим весом 1595 ф. В приказах отмечались "дисциплинированность полетов летчиков" и летчик Антипов, выполнивший задание, несмотря на поломку лонжерона крыла.

14 и 15 марта стоял сильный туман, который несколько рассеялся только к вечеру 15 марта. В 18 час 10 мин сделано 4 полета и сброшено 12 бомб общим весом 285 ф. Замечены попадания вблизи линейных кораблей, в доки и среди зданий. Один из летчиков обстрелял "Петропавловск" из пулемета с высоты 900 м, обстрела самолетов не велось

16 марта, накануне штурма, около часа ночи получено предписание: "Командующий 7 армией приказал вне зависимости от состояния погоды (туман) произвести усиленные полеты с усиленным бомбометанием по "Петропавловску" и "Севастополю", складам со взрывчатыми веществами и штабу мятежников. С 14 часов начнется артиллерийская подготовка, посему вылет эскадрильи должен быть произведен не позднее 14-ти часов. № 1450. Начштаба 7-й армии". По сведениям метеостанции на 7 час. погода была: туман, дождевые облака, ветер западный до 3 м/сек, температура - 1-2°, давление 771 мм. рт.ст. К 14 час туман не рассеялся, но Тухачевский в 14 час 30 мин приказал "…немедленно вылетать эскадрилье для выполнения задания… Высота полета, дабы достигнуть действительного поражения противника бомбами должна быть около 500 м." Тухачевскому доложили "о невозможности полетов в такой туман, что будет являться безрассудным истреблением самолетов и летчиков, без достижения цели". Его реакция осталась неизвестной, но как только туман рассеялся, начались полеты на бомбометание. Летчик Шмидт бомбил "Петропавловск" с высоты 460 м, замечено удачное попадание 10 ф. бомбы на корму линкора. Из пулемета обстреливались группы людей на Петроградской пристани, замечены сильные недолеты и уклонения в сторону разрывов от снарядов батареи, обстреливавшей "Петропавловск". Корректировка артогня производилась воздухоплавателями 11 отряда в районе Ольгино. Замечены пожары в Ораниенбауме, Лисьем Носу, Малой Ижо-ре. Кронштадт тоже весь в дыму от пожаров. До вечера успели сделать 13 полетов продолжительностью 14 час 45 мин и сбросить 18 бомб весом 390 ф. и 180 ф. литературы.

17 марта небольшой туман рассеялся только к 10 час, и взлетевшие летчики с воздуха наблюдали штурм Кронштадта. В 10 час 30 мин летчик Шмидт сообщил о наступлении с восточной стороны по льду группы наших частей в белых маскхалатах с двумя орудиями. В 11 час летчик Калан увидел, что около роты нашей пехоты отходили по направлению к Мартышкино. Летчики Зернов и Войлокойнов донесли в 12 час, что пехота, наступавшая со стороны Ораниенбаума и Петергофа, сильно обстреливалась линкорами. Бомбардировке подвергались, в основном, линкоры и форт "Тотлебен", позднее поступило предупреждение Кронштадт не бомбить, так как часть города занята нашими войсками. В 19 час летчик Зернов доложил о сильном оживлении на улицах Кронштадта, а летчик Войлокойнов - о движении к Кронштадту 30 всадников.

За день выполнено 33 полета продолжительностью 33 час 55 мин и сброшено 86 бомб общим весом 1740 ф. Отличился летчик Линдель, сбросивший за день 440 ф. и доложивший об удачном попадании на палубу "Петропавловска", вызвавшем пожар. (Позднее донесения Линделя и других летчиков о пожарах на кораблях, вызванных бомбометанием, не подтвердились.)

18 марта утром поступило распоряжение "полеты задержать до получения нового задания". В 11 час, когда без боя были взяты форты "Милютин" и "Константин" и сдались "Петропавловск" и "Севастополь", восставший Кронштадт пал. Полеты были отменены, а всего за 7 дней выполнено 137 полетов общей продолжительностью 160 час 10 мин при средней бомбовой нагрузке на самолет 2 бомбы весом по 10 кг.

Подводя итоги действиям авиации в этом конфликте, морской летчик С.Э.Столярский, в гражданскую войну командующий авиацией Волжской флотилии, отмечал, "что задачи воздушного флота сводились к следующему:

1) Наблюдение за жизнью осажденного Кронштадта и его сношении с материком;

2) Моральное воздействие на осажденных;

3) Разрушение укреплений и кораблей противника."

По первым двум пунктам авиация поставленные задачи, в целом, выполнила. Днем в летную погоду все передвижения в крепости и связь с Финляндией не ускользали от летчиков. Правда, Столярский отмечал, что "столь хорошая и последовательная осведомленность о ходе атаки и боев происходила только потому, что групповые полеты не удавались и летчики в большинстве случаев летали в одиночку".

Наиболее эффективным оказалось моральное воздействие на гарнизон крепости, в большинстве своем состоявший из крестьянских парней, призванных на флот в последние два-три года. В публикациях в издаваемых "Известиях Временного революционного комитета Кронштадта" действиям авиации уделялось очень большое внимание. Отмечалось, что "во время полетов команды судов прятались в трюмы и для стрельбы по самолетам выходили по жребию". № 11 "Известий…" за 12 марта заполнен заметками о воздушном флоте. Печатались приказы: ".Ввиду панического настроения команд Ревком вынужден даже издать приказ о воспрещении стрельбы из винтовок и пулеметов по самолетам… как отдельным лицам, так и командирам,… являясь совершенно бесцельной тратой патронов." В радиограмме с призывом о помощи, адресованной "Всем…Всем…Всем…", Ревком также сообщал о неприятностях, связанных с авиацией: "Как коршуны вьются над Кронштадтом, бросают бомбы…"

Что касается выполнения главной задачи, связанной с разрушением укреплений и кораблей, то здесь все обстояло как раз наоборот. Мелкие бомбы калибра 4 - 10 кг не могли нанести никакого вреда ни крепостным укреплениям, ни кораблям. С.Столярский отмечал, что "артиллерийская защита противника не имела никакого значения по причине своей беспорядочности, и самолеты могли безнаказанно нести свою службу. Каменные массивы крепости и несколько дюймов стальной брони судов являлись более надежным средством защиты".

Таким образом, сброшенные на противника около 3 т бомб вывели из строя только нескольких бойцов и вызвали, по донесениям летчиков, единичные пожары, что позднее не подтвердилось. Были отмечены попадания на палубы линкоров без особых повреждений. Пробитая броневая палуба "Петропавловска", якобы от 16 кг бомбы, вызвавшей пожар, по версии Н.Дыбенко приписывалась батарее с "Красной Горки". Примерно в то же время американцы проводили эксперименты по бомбардировкам устаревших линкоров, и в их числе немецкого броненосца "Остфрисланд", по своим характеристикам сходного с "Петропавловском" и "Севастополем". Он был потоплен только бомбой калибра 900 кг.

Старшим командованием и лично М.Н.Тухачевским неоднократно приказывалось совершать только групповые полеты для достижения большего результата. Однако разнотипность самолетов привела к тому, что почти все полеты были одиночными (кроме 2-3 случаев вылета одновременно 4-6 "Ньюпоров").

В процессе конфликта выяснилась и недостаточная выучка личного состава. Для исправных самолетов летчиков хватало. К началу конфликта в частях всего насчитывалось 55 летчиков, 19 наблюдателей и 15 воздухоплавателей. Выявилось, прежде всего, неумение грамотно доносить об увиденном в полете, была масса докладов с описаниями самого полета и весьма лаконичных, типа "сбросил бомбы на Кронштадт". В итоге отмечалось, "что летный состав отрядов, участвовавших в операции, был очень слабо подготовлен".

Сразу после конфликта был сделан общий вывод, "что воздушные средства… были пригодны лишь для целей разведки, наблюдения… и для морального воздействия… и лишь при условии отсутствия со стороны противника воздушных средств и противовоздушной артиллерии. Что же касается до применения воздушных средств для борьбы с современным воздушным флотом противника и для разрушения укреплений современной крепости, то необходимо признать, что наличные воздушные средства для этого не пригодны." Таким образом, после окончания гражданской войны отечественную военную авиацию, и прежде всего бомбардировочную, надо было создавать заново.

Добавлено спустя 52 минуты 6 секунд:

Так же:

В последние дни существования Временного правительства 70 белогвардейских офицеров Петроградской школы морской авиации в Ораниенбауме, главным образом летчики-инструкторы, готовились совершить воздушный налет на штаб пролетарской революции — Смольный. Но, благодаря бдительности революционно настроенных авиаторов во главе с А. Ф. Космодамианским, осуществление по
^
    


в игноре у 7 пользователей
есть интересные фото
http://humus.livejournal.com/2711621.html
^
    
Андрей Бавыкин писал(а):
Уважаемые друзья и коллеги!
Прошу помочь в определении самолетов. В месте в котором я проживаю г.Ораниенбаум (СПБ) с 1915 года была открыта Ораниенбаумская школа гидроавиации. Через какое-то время она была закрыта. Информации о ней крайне мало. Имеются 2 фото. Хотелось бы узнать что за самолеты на ней изображены. Своих знаний увы не хватает
С уважением.





Информации об этой школе как раз не мало. И историю её я знаю, просто потому, что я ею занималась.

А вот некоторых фотографий, в частности первой из этих двух, я не видела. Отличный снимок!

Из фотографий, опубликованных выше, по крайней мере один относится к Бакинской школе, это где у лодки с б/н "7". А бОльшая часть других снимков относятся к 2-й Петроградской школе им.Троцкого на Гутуевском острове, которая располагалась на месте 1-й, той, что частично была переведена в Ораниенбаум. Там она как Школа существовала недолго. С июня-июля 1917 года, а в декабре 1917 года набор во все школы был временно закрыт. На базе Школы был образован гидроотряд. А школу действительно перевели в Нижний Новгород, но и там она задержалась недолго.

Зато в Ораниенбауме до самой осени 1941 года базировались боевые части Морской Авиации Балтийского флота. Вот Историей Морской Авиации я и занимаюсь профессионально.

Если Вам действительно интересно, то можем поговорить. Однако, меня интересуют фотографии, которых у меня нет. Если они есть у Вас в подлинниках, или хороших копиях с оригиналов, было бы замечательно.

Я живу относительно близко, и не раз бывала в Ораниенбауме. Есть и современные фотографии этой базы со стороны, внутрь добраться руки (или ноги) не доходят. Но почему-то сюда с компа не грузятся.

Добавлено спустя 30 минут 53 секунды:

Андрей Бавыкин писал(а):

3. Самолет одной Морской школы воздушного боя в Ораниенбауме



Школа Воздушного боя была в Красном Селе. А точнее в Скачках на бывшем ипподроме. Mr. Green
^
    


в игноре у 7 пользователей
SAMURAI
Всегда готов пообщаться. Каюсь, только сейчас Ваше сообщение увидел. Sad

Ну а пока что удалось еще накопать. Пообщался с человеком который 10 лет проработал в Российского государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ). По его словам:
"...следует, что вначале в Ораниенбауме появился Чудской гидроавиационный отряд, который за свою довольно долгую историю, вероятно, не совершил ни одного полёта. Тем не менее, два ангара были, предполагаю, построены именно для него, или в частности для него.

Потом в эти ангары поселили Школу морской авиации. Документов по ней очень мало. Вероятно, использовали в 1918-м на самокрутки.... А может, и вообще не писали -- после марта 1917-го началась новая жизнь, буржуйская, а при ней главное что ? правильно, оно самое. Впрочем, и при любой другой в нынешней цивилизации, но, так или иначе, документы почему-то почти начисто отсутствуют.

После новой внеочередной ротации бюрократических кадров школу сначала упразднили, но тут же передумали и отправили на Волгу, а на её место посадили дивизион. С тех пор морская авиация там задержалась надолго, хотя, как Вы знаете, не навсегда. Документов за 1918--1919 годы очень мало, за 1920--1925-й тоже немного, а дальше я не заглядывал.

Советский период был отражён в книге "Личное дело. Советская морская авиация на Балтике 1918--1925". Тираж был 125 экземпляров, люди долго не хотели покупать, но, наконец, ценой неимоверных усилий, раздаривая экземпляры дворникам, ветеринарным врачам и вообще кому ни попадя, удалось от этой книги избавиться. Купить её Вам будет очень сложно, разве что случайно. В книге было много картинок, чертежи Рамбовских ангаров. Экземпляры есть в Читальном зале РГАВМФ, кажется, в Морской библиотеке, в РГБ, ещё в какой-то московской библиотеке.

Сейчас я публикую серию под названием "Вахтенные журналы воздушного плавания". Она состоит из трёх книг, а поскольку материал каждой весьма большой, то каждая книга разделена на тетради (отдельные книжки). В первой книге 6 тетрадей, во второй -- три. Третья книга ещё не окончена, на сегодняшний день в ней 7 тетрадей и ещё "Бакинский альбом". В каждой тетради от ста до трёхсот пятидесяти страниц. В общем, это обычные книги, с небольшим количеством иллюстраций...

Третья книга -- про Великую войну (не ВОВ. а 1914--1917--1918). В ней есть одна тетрадь про школы и чудные отряды, в том числе, значится, и про Школу морской авиации и Чудской отряд..........

Наконец, есть книга авторов Тиркельтауба и Степакова "Против Финляндии: Советская морская авиация в Зимней войне 1939--1940 годов". Там Ораниенбаум пару раз упомянут. Осталось два экземпляра на мелованной бумаге и с иллюстрациями (дешёвых -- на "оффсетке" и без картинок -- уже нет). Однако дешёвые были по 70, а эти -- по 1500. Дешёвые можно найти, но там нет, например, снимка станции, сделанного с воздуха в 40-м году.

Есть ещё книга "Победы, потери". Это своего рода справочник по отечественной морской авиации и морскому воздухоплаванию до 1920 года. Соответственно, там есть про Ораниенбаум, но вскользь, да и цена -- 1500.
"

Возможно данные материалы заинтересуют еще кого-нибудь. Думаю автор не против выложенного мной данного текста.
Так же заодно автор любезно предоставил мне несколько фото. К сожалению пока выложу только это и в таком виде.
#
предположительно 1919г.
^
    


в игноре у 7 пользователей
тоже интересный альбом. возможно что есть фото из Рамбова
http://humus.livejournal.com/3371114.html
^
    


в игноре у 7 пользователей
Ну вот и свершилось - вышла книга об Ораниенбаумской морской авиацции.
Один из авторов мой хороший знакомый, ну а другой прячется под ником SAMURAI
С разрешения выставляю фото

# # ## ## # # #
^
    
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы
Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy