Добавлено: Сб Сен 10, 2011 9:59 am
Заголовок сообщения: Четырехплан Савельева, самоделка 1/72
В теме о постройке Pfalz я уже упомянул, что планирую сделать два интересных несерийных самолета русских конструкторов. И их фирменных наборов нет, а фюзеляжи имеют схожую с Мораном конструкцию. Так вот, один из них четырехплан Савельева.
Что нагуглил на данное время. Это одна и та же статья (из Крыльев Родины, она у меня есть) растиражированная на всех сайтах, где есть упоминание о Савельеве и его самолетах. Думаю, нет смысла ее здесь перепечатывать.
А так же несколько фотографий трех модификаций и одна схема-чертеж.
После изучения статьи и фотографий составил таблицу особенностей-отличий:
№1
Фюзеляж и мотор от Моран Ж 1913г Гном 80.
Мне только не совсем понятно на счет фюзеляжа от Морана. Его, что, на бок положили?
Стойки крыльев очень тонкие. Металлические?
Фюзеляж и крылья некрашеное полотно.
№2 ранний
Мотор Гном-Моносупап 100 л.с
На лбу капота эмблема, пересекающиеся З и С вписанные в круг. По первым буквам фамилий конструкторов Савельев, Залевский.
Капот черный или красный.
Фюзеляж и крылья некрашеное полотно.
№2 поздний.
Добавлены ОЗ (на верхнем крыле ОЗ не вписывается в ширину крыла)
Добавлена пирамида (под передний пулемет?)
На лбу капота эмблема, пересекающиеся З и С вписанные в круг.
Фюзеляж и крылья выглядят темноватыми, но скорее всего некрашеное полотно.
№3
Мотор Рон 120
Лыжи, укороченные крылья, стойки крыльев по типу Сопвич-Триплан.
Окрашен весь в зеленый цвет, без ОЗ
На первых двух вариантах просматривается кант по граням фюзеляжа, жотя может быть это тень от пролегания каркаса.
Из всех вариантом мне больше всего понравился №2 поздний. Его и буду строить.
Если есть замечания, дополнения, а так же фото (другие или эти, но в лучшем качестве), цветные профили и чертежи то будьте любезны
Добавлено: Сб Сен 10, 2011 1:46 pm
Заголовок сообщения:
Влад, привет....Очень необычный и я думаю красивейший аппарат ...Буду с удовольствием следить за продолжением...Успехов и удачи....
С уважением. Евгений.
Добавлено: Сб Сен 10, 2011 2:08 pm
Заголовок сообщения:
Ого! Влад, да у тебя творческий непокой ! Удачи! Будем смотреть.
Добавлено спустя 4 минуты 15 секунд:
И обращение ко всему сообществу- парни, ну теперь вы поняли, что в первую голову нужно было делать декаль с российскими кокардами, разных размеров. Посмотрите, попёрли постройки отечественных аппаратов.
Добавлено: Сб Сен 10, 2011 2:49 pm
Заголовок сообщения:
Максим, ты как всегда прав!
Я бы, вот честное слово, наладил бы выпуск этих самых декалей с шагом, в размере, в один миллиметр. И сам бы закупился и всем было бы хорошо...
Добавлено: Сб Сен 10, 2011 3:43 pm
Заголовок сообщения:
Приветствую, Влад! Удачи в новом проекте!
Поскольку один из соавторов - Залевский был поляком, в книге Анджея Глясса Polskie konstrukcje lotnicze 1893-1939 ("польский Шавров", как я её называю) имеется материал об этом самолёте. Вот он (перевод мой):
***
Выпускник Механико-технической школы Вавельберга и Ротванда (Варшава) Владислав Залевский в период мировой войны проходил службу во 2-м авиапарке российских войск в Варшаве. Техническим директором этих мастерских был Владимир Савельев, бывший сотрудник Русско-Балтийского вагонного завода, где он участвовал в постройке самолётов Сикорского. В середине 1915 г. Савельев и Залевский стали работать вместе. У Савельева была идея создания бомбардировщика, более мощного, чем «Илья Муромец», но меньших размеров – за счёт схемы пяти- или шестиплана (!!! – А.В.). Он предложил Залевскому принять участие в разработке и постройке такого самолёта. В ответ Залевский высказал предложение построить сначала маленький одномоторный четырёхплан – для проверки концепции и получения экспериментальных данных.
В ноябре 1915 г. разработанный Залевским проект самолёта был представлен командующему авиацией великому князю Александру и вскоре одобрен. К этому времени в связи с отступлением российских войск 2-й Авиапарк переместился из Варшавы в Смоленск. Там началась постройка самолёта, названного «Четырёхплан С.З.». Позднее этот самолёт был обозначен С.З.-1, а Залевский называл его WZ-III.
Для ускорения постройки были использованы части от других самолётов: моторама и капот двигателя, органы управления и колёса – от Morane G, хвостовой костыль от Альбатроса, соединительные узлы крепления стоек к крыльям от Фармана, а половина руля высоты от Morane G стала рулём направления. Фюзеляж – переделанный от Morane G. Постройка С.З.-1 была окончена 19 мая 1916 г., первый полёт совершил капитан Юнгмейстер 23 мая.
Самолёт имел хорошие пилотажные свойства, особенно маневренность. Лётные характеристики также были хороши, в том числе самолёт отличался высокой скороподъёмностью. Испытатель хотел использовать самолёт для разведывательных полётов на фронте, для чего оснастил его двигателем мощностью 100 л.с.; однако Залевский решил улучшить машину, основательно переделав её. От С.З.-1 остались только фюзеляж, оперение и межкрыльевые стойки.
Новый самолёт, обозначенный С.З.-2 (четырёхплан С.З. №2), а позднее названный Залевским WZ-IV, получил крылья увеличенного размаха и двигатель мощностью 100 л.с. (вместо 80). Профиль крыла стал менее изогнутым, угол установки крыльев относительно фюзеляжа был уменьшен. На втором сверху крыле, на «пирамидке» был смонтирован пулемёт наблюдателя. Самолёт поднялся в воздух в октябре 1916 г.
Машина показала отличные пилотажные свойства и ЛТХ, равноценные лучшему истребителю царских ВВС – Nieuport Bebé, и не уступала немецким Альбатросам.
Планировавшееся серийное производство С.З.-2 не состоялось. Прототип использовался в 4-й эскадре 4-го полка российских ВВС, который базировался на аэродроме под Миром, недалеко от Барановичей. Выполнив на нём несколько полётов, капитан Юнгмейстер в начале ноября 1916 г. совершил вынужденную посадку из-за засорения маслопровода; при этом самолёт зацепился за проволоку и скапотировал. Впоследствии он был обстрелян немцами и получил повреждения. Для ремонта самолёт отправили в Петербург на завод Лебедева, где в ходе революционных событий 1917 г. он был уничтожен. В 1923 г. Савельев в СССР построил улучшенную версию этого самолёта.
Описание конструкции:
Двухместный самолёт-разведчик деревянной конструкции, по схеме – четырёхплан.
Фюзеляж прямоугольного сечения, деревянный, ферменной конструкции, расчаленный проволокой; обшивка – фанера и полотно. Кабины экипажа открытые, защищены спереди козырьками. Передняя (штурманская) кабина расположена в центре тяжести самолёта. Шасси из стальных труб, со сквозной осью, амортизированное резиновым шнуром. Колёса спицованные с шинами. Хвостовой костыль деревянный, с резиновой шнуровой амортизацией.
Крылья двухлонжеронные, с полотняной обшивкой; жёсткость коробки крыльев обеспечивается стойками и расчалками. Нижнее крыло имеет отогнутые кверху законцовки. Элероны расположены на двух верхних крыльях. Оперение – сварное из стальных труб, с полотняной обшивкой. Управление элеронами и рулями – тросовое.
Двигатель С.З.-1 – семицилиндровый ротативный Gnome Lambda, мощностью 80 л.с. при 1200 об/мин, массой 97 кг. Винт собственной конструкции Залевского. Двигатель С.З.-2 – девятицилиндровый Gnome Monosoupape B-2 мощностью 100 л.с. при 1200 об/мин, массой 125 кг. Капот двигателя из алюминиевого листа; винт конструкции Залевского. Топливный бак – в носовой части фюзеляжа за двигателем: на С.З.-1 – на 70 кг топлива, на С.З.-2 – на 100 кг.
Окраска. Фюзеляж и верхние поверхности плоскостей окрашены в защитный цвет (вероятно хаки). Капот двигателя и шасси – чёрные. Плоскости снизу – белые(? – А.В.).
Царские опознавательные знаки (красно-сине-белые кокарды) на вертикальном оперении, бортах фюзеляжа, на нижнем крыле снизу и на верхнем крыле с обеих сторон.
Технические данные: С.З.-1 (WZ-III) - С.З.-2 (WZ-IV):
Размах верхнего/нижнего крыла: 8,5/5,5 м - 9,3/6,5 м
Длина: 6,0 м - 6,0 м
Высота: 3,3 м - 3,6 м
Площадь крыла: 24,0 м2 - 26,2 м2
Масса пустого: 360 кг - 430 кг
Масса взлётная: 660 кг - 750 кг
Максимальная скорость: 115 км/ч - 132 км/ч
Потолок: >2000 м - нет данных
Продолжительность полёта: 3 часа (у обоих)
Разбег: 60 м - 55 м
Пробег: 40 м (у обоих)
***
Имеется в книге и схема - вот такая:
Несмотря на подпись, здесь явно изображён первый самолёт. Об этом свидетельствуют размеры (отношение размаха к длине), 7-цилиндровый двигатель, отсутствие пирамиды.
При 300 dpi схема в масштабе 1/48, при 450 dpi - в 1/72.
Добавлено спустя 3 минуты 7 секунд:
Характерный момент: если у нас этот аппарат называют обычно "четырёхпланом Савельева" (т.е. участие Залевского фактически игнорируется) - то поляки, наоборот, отдают пальму первенства соотечественнику . Ну и кому верить?
Добавлено: Сб Сен 10, 2011 4:17 pm
Заголовок сообщения:
Ну не знаю. В свое время читал "Skhidlata Polska" без каких то там языковых проблем.
С приходом к власти, в Польше, "демократов", язык вроде как тоже стал не понятен. Не обижайтесь. С русским языком, произошло то же самое...
Добавлено: Сб Сен 10, 2011 4:32 pm
Заголовок сообщения:
Цитата:
язык вроде как тоже стал не понятен
Да понятен он, просто как и у нас, случился отход от языковой нормы литературного диалекта. Причем массово: и в кино, и в театре, и на радио.
Сам говорю по польски свободно и без акцента, поляки говорят - "как диктор". )))
Добавлено: Сб Сен 10, 2011 4:57 pm
Заголовок сообщения:
sergio_vitalio писал(а):
по моему белорусы и украинцы должны хорошо понимать по польски, или я не прав?
Вы правы! Во всяком случае я, хотя и не могу говорить по-польски, читаю практически свободно. Меня даже удивляет, как это многие не понимают польского: ведь большинство слов почти те же, а если встречаются непонятные, то их смысл обычно ясен из контекста. Если же не ясен, то можно и в словарь заглянуть.
Ну вот, например:
Цитата:
Absolwent Szkoly Mechaniczno-Technicznej Wawelberga i Rotwanda w Warszawie Wladyslaw Zalewski odbywal podczas wojny światowej slużbę w 2. Parku Lotniczym wojsk rosyjskich w Warszawie.
Ну что здесь непонятного? Разве что слово absolwent. Вот на нём мне пришлось "заглянуть" в онлайн-переводчик. Зато теперь знаю, что absolwent - это выпускник .
Добавлено спустя 6 минут 18 секунд:
А вот из той же книги - продолжение темы. Такой вот серьёзный и солидный аппарат (трёхместный разведчик с двигателем Renault 220 л.с.) строил (но не достроил) Залевский в 1917 году в Херсоне:
Технические данные WZ-V:
Размах - 14,8 м
Длина - 9,2 м
Высота - 4,6 м
Площадь крыла - 60 м2
Масса пустого - 1180 кг
Масса взлётная - 1750 кг
Максимальная скорость - 148 км/ч
Потолок - 3700 м
Савельев к этому аппарату, как я понял, отношения уже не имел.
Впрочем, это ещё не всё! В проекте у Залевского был WZ-VI - четырёхмоторный бомбер-четырёхплан с полётной массой 7000 кг!
Добавлено: Сб Сен 10, 2011 5:13 pm
Заголовок сообщения:
Саша, Гена, я живу на границе с Польшей уже более 20 лет. Я их понимаю, на житейском уровне, могу с ними говорить. но не более того. Когда дело касается политики, мы становимся разными людьми.
Добавлено: Вс Сен 11, 2011 10:55 pm
Заголовок сообщения:
korolevvlad писал(а):
Вот еще нашел картинку варианта №3
Причём совершенно неправильную. На картинке чисто Морановский фюзеляж, который к хвосту сходится в горизонтальное ребро - в то время как на фото ясно видно, что №3 в этом отношении не отличался от предыдущих и фюзеляж сходился в ребро вертикальное. И верх его не был плоским. Коробка крыльев на рисунке сдвинута вперёд, нижнее крыло поднято вверх (и расстояния между всеми крыльями разные, а по фото одинаковые); межкрыльевые стойки слишком узкие и смещены вперёд по хорде, характернейшие подкосы от носа к внутренним стойкам (особенность именно №3) не нарисованы... Другими словами - ничего общего. Похоже, автор рисунка никогда не видел фото этого самолёта и просто нафантазировал его, зная только, что он был сделан на основе Морана.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы