Добавлено: Сб Мар 20, 2010 9:59 am
Заголовок сообщения:
У меня при просмотре снимка с пилотом тоже возникали мысли о трёхцветной окраске... Не буду это утверждать, возможно - игра светотени. Однако плоскость крыла и переплёт кабины явно темнее, чем фюзеляж
С уважением - Олег.
Добавлено: Сб Мар 20, 2010 11:19 am
Заголовок сообщения:
О, да тут интересно!
Прочитал все посты в ветке... М-да. Если уважаемый коллега sanjek65 окажется прав (в том, что в 42, при Мидуэе, были возможны ОЗ с ушами), это будет просто сенсация. Ваш покорный слуга начал изучать тему эволюции ОЗ США во ВМВ ещё в 1990 году. Тогда в СИБе "СТЕНД" появилась статья на эту тему. После этого, как минимум в двух десятках разных печатных источников, как переведённых, так и в оригинальных, читал исследования на эту тему. Нигде даже и намёка на обсуждаемую тему не видел. Приведу выдержки из работы, что есть прямо сейчас по рукой:
(С)"В сентябре 1940 года,использовался опознаватель¬ный знак, соответствовавший Insignia Specification No 98-24102-K от 1 нояб¬ря 1935 года. Знаки представляли со¬бой белую пятиконечную звезду, впи¬санную в темно-синий круг и с крас¬ным кругом в центре.Пропорции знака четко определялись.
К спецификации прилагалась схема, точно описывавшая изготовле¬ние шаблона...
Знаки наносили на оба крыла сверху и снизу...
Во второй половине 1940 года в виду приближения войны вышло до¬полнение к спецификации 24114, в ко¬тором предписывалось убрать полосы с руля направления, а на крыльях ос¬тавить только две звезды - на правом крыле сверху и на левом крыле снизу...
Поправкой № 1 к спецификации 24102-К от 18 декабря 1940 года вво¬дилось нанесение опознавательных знаков на фюзеляж... Диаметр знака зависел от размера фюзеляжа...Поправкой № 5 к этой же специ¬фикации максимальный диаметр зна¬ка ограничивался 48 дюймами (122 см)...
28 мая 1942 года поправкой № 3 к спецификации 98-24102-К было приказано закрасить бе¬лой краской красный круг в центре звезды. Это была временная мера в ожидании нового дизайна опознава¬тельных знаков, в котором использо¬вались бы все три цвета национально¬го флага...
...в начале 1943 года в GHQAF началась работа над новым опознавательным знаком. Результат этой работы представили в документе AN-I-9a от 29 июня 1943 года. Доку¬мент предписывал закрасить все об¬водки, а вместо них слева и справа от звезды нанести белые прямоугольники размером 1/2x1/4 от диаметра звезды, а весь знак целиком обвести красным кантом шириной 1/8 диаметра звезды...
Но прежде чем изменились опозна¬вательные знаки, были точно прорабо¬таны их места расположения. Доку¬мент AN-I-9 от 1 марта 1943 года сум¬мировал все сделанные до того време¬ни распоряжения. С этого момента ут¬ратили силу прежние спецификации 24102-К и 24114 в части расположения знаков. Теперь опознавательные знаки наносили на хвостовую часть фюзеляжа с обоих бортов, а также на верхнюю и нижнюю сторону левого крыла...
15 июня 1943 года документом Т.О. 07-1-1 точно определили как распола¬гать опознавательные знаки на крыль¬ях...
После введе¬ния новой формы опознавательного знака документом Т.О. 07-1-1В от 29 июня 1943 года размеры знака снова модифицировали...
...было решено, делать обводку синей краской, той же, что закрашивался центральный круг. Официально этот вариант опоз¬навательного знака ввели документом AN-l-9b от 14 августа 1943 года. Хотя этот документ определялся как времен¬ный, в соответствии с ним самолёты США несли эти опознавательные знаки вплоть до конца войны и после до 1947 года, когда появился новый трёхцветный ОЗ".
Я к чему это разместил. К тому, что вопрос по ОЗ был серьёзным и строго регламентировался. Здесь указаны основные моменты, были ещё детали (например отсутствие обводки вообще, или жёлтая обводка), но это касалось отдельных операций, подразделений, участков ТВД, но тоже регламентировалось, только на более низком уровне.
Можно предположить (хотя очень сомнительно это), что "уши" придумали раньше и использовали при Мидуэе. Если бы это было, это не прошло бы мимо внимания исследователей.
Почему то не могу прикрепить фото. У меня есть как минимум два фото Донтлесов в Мидуэе, если интересно - кидайте в личку мэйл, скину по почте.
P.S. Согласен с коллегами Otm и omega - виден обычный трёхцветный камуфляж.
Добавлено: Сб Мар 20, 2010 11:49 am
Заголовок сообщения:
abivan Несколько вопросов.
abivan писал(а):
Во второй половине 1940 года в виду приближения войны вышло до¬полнение к спецификации 24114, в ко¬тором предписывалось убрать полосы с руля направления, а на крыльях ос¬тавить только две звезды - на правом крыле сверху и на левом крыле снизу...
1) чем объяснить наличие четырёх ОЗ на консолях крыла что при Мидуэе, что во время операции "Torch" - гораздо позднее 1940 года?
2) два знака на консолях - видимо, наоборот: сверху на левой консоли и снизу на правой
abivan писал(а):
Доку¬мент AN-I-9 от 1 марта 1943 года сум¬мировал все сделанные до того време¬ни распоряжения. С этого момента ут¬ратили силу прежние спецификации 24102-К и 24114 в части расположения знаков. Теперь опознавательные знаки наносили на хвостовую часть фюзеляжа с обоих бортов, а также на верхнюю и нижнюю сторону левого крыла...
Никогда не видел фото с таким расположением ОЗ - сверху и снизу на левой консоли крыла...
С уважением - Олег.
Добавлено: Сб Мар 20, 2010 12:22 pm
Заголовок сообщения:
abivan - полностью согласен.
Читал эту тему в "Стенде". Сам изучаю тему по Мидуэю, нигде не встречал "ушастые" знаки.
Фотка с пилотом - реально позднее снята, чем был Мидуэй.
Они в мае 1942 года только только красные круги закрасили, и белые полосы на килях. Откуда и у кого могла возникнуть идея "приделать" ушки...не знаю. Но, склонен считать, что ушей не было.
Добавлено: Сб Мар 20, 2010 12:25 pm
Заголовок сообщения:
omega писал(а):
1) чем объяснить наличие четырёх ОЗ на консолях крыла что при Мидуэе, что во время операции "Torch" - гораздо позднее 1940 года?
Прошу прощения, упустил этот момент, я хотел показать только основные изменения, но видимо не здесь нужна краткость. Дело вот в чём. Как раз во время Мидуэя, некоторое время действовало распоряжение о возврате ОЗ на все 4 позиции на крыле, при этом значительно увеличивался их размер и ОЗ должен был заходить на поверхность элерона. Правда вторая часть распоряжения выполнялась не всегда. Дома, на бумажном носителе, есть очень информативное фото на эту тему. Там очень хорошо видны эти новые ОЗ, нанесённые поверх маленьких, старых, кое где они даже выглядывают из под них. Точную дату введения этого распоряжения и время его действия тоже посмотрю дома.
omega писал(а):
Теперь опознавательные знаки наносили на хвостовую часть фюзеляжа с обоих бортов, а также на верхнюю и нижнюю сторону левого крыла...
Никогда не видел фото с таким расположением ОЗ - сверху и снизу на левой консоли крыла... [/quote]
Опять же прошу прощения - скпировал не глядя и не заметил, что "вывалился" кусок текста. Конечно же должно быть:"а также на верхнюю сторону левого и нижнюю правого крыла".
Ещё раз прошу прощения за невнимательность и попытку ввести в заблуждение.
Добавлено: Сб Мар 20, 2010 12:36 pm
Заголовок сообщения:
February 26, 1941
An extensive modification of aircraft marking specifications introduced the following basic changes: . National Aircraft Insignia were added to both sides of the fuselage or hull and two were eliminated from the wings, leaving one on the upper left and one on the lower right. . Branch of Service marking was moved from the fuselage to the vertical fin above the Bureau Number, the figures were reduced in size and letters "U.S." omitted. . Use of colored tail markings, engine cowl bands, chevrons, fuselage bands, gunnery pennant and Marine Corps emblem was discontinued. . Air Group Commander bands were eliminated but use of title continued. . Use of vertical Red, White and Blue rudder stripes was discontinued. . Color of markings other than National Aircraft Insignia became those of least contrast to the background.
January 5, 1942
National Aircraft Insignia were returned to both right and left, upper and lower wing surfaces. Rudder markings were changed to 13 Red and White horizontal stripes.
May 15, 1942
The red disc in the center of the National Aircraft Insignia and horizontal red and white rudder striping were eliminated.
November 1942
In preparation for Operaton Torch, the Allied invasion of French North Africa, an amendment to Operation Memorandum Number 9, dated Sept. 25, 1942, was published by Allied Force Headquarters. It directed that all American aircraft participatng in the invasion display a yellow circle around the national aircraft insignia on each side of the fuselage and on both lower wing surfaces. Since this memorandum was concerned with air-ground recognition, no mention was made of the insignia on the upper wing surfaces. This was a short-lived markng for naval aircraft since they all returned to the United States after the invasion. But it was continued in use in North Africa and Europe by the Army Air Force.
The Invasion of North Africa took place between 8 to 11 November 1942. Carrier aircraft from USS Ranger and the escort carriers USS Sangamon, Suwannee and Santee of Task Group 34.2 of the Western Naval Task Force, covered the landings of Army troops near Casablanca on 8 Nobember and supported their operaton ashore until opposing French capitulated on 11 Noovember. The escort carrier USS Chenango accompanied assault forces to the area and launched her load of 78 Army Air Force P-40s on 10 and 11 November for operations from the field at Port Lyautey.
January 12, 1943
Identification letters and numerals were assigned to air stations of the Operational Training Command and ordered placed on the sides of the fuselage of all aircraft of that Command.
February 1, 1943
One National Aircraft Insignia was again removed from the upper and lower wing surfaces, leaving one on the upper left and one on the lower right.
Tri-colored propeller tips were discontinued by a new requirement that all propellers, except those presenting no hazards to personnel, be painted on both sides from the tip four inches (10.16 cm) inward with Orange Yellow and the remaining blade area including the hub, with Black.
June 28, 1943
A change in the National Aircraft Insignia added White rectangles to the left and right sides of the Blue circular field to form a horizontal bar, and also added a Red border stripe around the entire design. The dimensions of the insignia are based on the diameter of the Blue field. A general rule of thumb for the placement is to be the largest size possible but not to exceed 75 percent of the vertical height of the point of application. On the wings, it normally should be located one-third of the distance from the wing tip to the fuselage.
September 14,1943
The red border stripe was eliminated from the National Aircraft Insignia and use of Insignia Blue was ordered in its place.
Добавлено: Сб Мар 20, 2010 1:34 pm
Заголовок сообщения:
freeman писал(а):
Товарищи, а что у нас по Коралловому морю? Очень хочется сделать такую машину, но нет хороших фоток, обязательно остаются вопросы.
Кое что дома на бумаге должно быть, посмотрю, найду - отсканирую. Есть одно фото, достоверно с Кораллового моря, "Йорктаун", там Донтлесс за №3 на переднем плане. Если интересно кидайте адрес в личку - пришлю, а то картинки не крепятся.
Добавлено: Сб Мар 20, 2010 2:01 pm
Заголовок сообщения:
1 знак: темно-синего круг со вписанной в него белой пятиконечной звездой, в которую, в свою очередь, вписывался красный круг. Такой знак наносился на верхней и нижней стороне обоих крыльев. 26 февраля 1941 года вводились опознавательные знаки на обоих бортах фюзеляжа между задней кромкой крыла и хвостовым оперением. Диаметр опознавательных знаков в этой позиции равнялся 24 дюймам (610 мм). Одновременно, на крыльях опознавательные знаки оставлялись только в двух позициях: на верхней стороне левого и нижней стороне правого крыла.
5 января 1942 года вернулись к изображению опознавательных знаков на верхней и нижней поверхностях обоих крыльев. При этом знаки на бортах фюзеляжа также оставались. Спустя всего несколько дней - 17 января -появился приказ, предписывающий максимально увеличить диаметр опознавательных знаков. На крыльях они должны были занимать все место от передней кромки до элерона, а на фюзеляже достигать размером 50 дюймов (1270 мм). Кроме того, вводился дополнительный элемент быстрой идентификации: 13 горизонтальных красных и белых полос на руле направления.
2 знак: С 15 мая 1942 года на опознавательных знаках убирался красный круг, вписанный в белую звезду. Одновременно убирались полосы с руля направления. Опознавательные знаки оставались на тех же шести позициях, что и прежде.
3 знак: Расположение опознавательных знаков изменилось 29 июня 1943 года. Знаки оставлялись на верхней стороне левого и нижней стороне правого крыла, а также на бортах фюзеляжа. Одновременно по бокам от звезд добавлялись белые прямоугольники, длина которых равнялась радиусу круга, в который вписывалась звезда. При этом вся получившаяся фигура обводилась красным кантом, шириной 1/8 радиуса круга. 14 августа 1943 года цвет канта изменили с красного на темно-синий.
Эта цитата из "Войны в воздухе", номер уточню попозже
Добавлено: Сб Мар 20, 2010 2:28 pm
Заголовок сообщения:
И ещё одно подтверждение ошибки - шрифт, размер и цвет номера на борту совсем не подходит под "Мидуэй". В 42 году он состоял (надо упомянуть, что были редкие исключения) из буквы (В в бомбардировочных эск. и S в разведывательных) и номера в эскадрилье, был чёрного цвета, гораздо меньшего размера. Да и "трафаретный" шрифт был введён гораздо позже Мидуэя. Также сквозная нумерация (№69) стала использоваться (и то не всегда) только после создания авианосных авиакрыльев, что тоже было несколько позже битвы.
Добавлено: Сб Мар 20, 2010 2:49 pm
Заголовок сообщения:
Ну то, что в части того, что VB-10 на Энтерпрайзе базировалась, тут да, тут производитель здорово пошутил, согласен с тем, что бортовые коды на тот момент на самолётах были типа:
№ - Х - №№
где № (первая цифирь) - номер эскадрильи
Х - вид эскадрильи (F - истребительная, B - бомберы, S - разведчики и Т - торпедоносцы)
№№ - номер борта, тоесть на Энтерпрайзе имеем:
CV-6 Enterprise cl. Yorktown Capt. George D. Murray
CAG: 1 [1] SBD-3 Dauntless LtCdr. C. W. McClusky, Jr.
VF-6: 27 [25] F4F-4 Wildcat Lt. James S. Gray, Jr.
VS-6: 18 [17] SBD-3 Dauntless Lt. Wilmer E. Gallaher
VB-6: 18 [15] SBD-3 Dauntless Lt. Richard H. Best
VT-6: 14 [14] TBD-1 Devastator LtCdr. Eugene E. Lindsey
всего 37 даунтлесов, причём половина 6-S-XX, вторая половина 6-B-XX
Это раз
Вообще на Мидуэй VB-10 как-то не просматривается:
http://midway1942.org/order.shtml
Да по подразделениям с Даунтлесами на эту битву там всё видно, так что автор обзора тут прав, с этой стороны косяк имеется.
Там же, можно по ссылкам походить, донесения боевые глянуть (копии естественно), нумерация самолётов как раз именно вида №-Х-№№
Но вот с чего у меня в памяти стоит, что я на тот период фото SBD с ушастыми ОЗ видел, убей не пойму, пойду дальше полопачу залежи свои, но что-то я всё больше склоняюсь к тому, что я сильно горячнулся, каюсь, каюсь, но пойду рыть дальше, русские не сдаются;)
ПС: по коралловому морю гляжу попутно, потом поделюсь.
ППС: http://img57.imageshack-us/img57/8628/0004.jpg - надо плюс по рефренсам глянуть, на которые суперскейл ссылается, чет я сразу не сообразил.
Добавлено спустя 11 минут 47 секунд:
duke6 писал(а):
Sanjek, я одного не пойму - я вам лично не нравлюсь или очень нравится выпендриваться?
О_О это-то к чему? Я же сразу сказал, что не люблю категоричных заявлений из разряда "производитель лох и всё тут" не подкреплённых изначально ничем.
Вот чем тут сейчас мы всей толпой занимаемся? А я скажу чем, доказываем и аргументируем Ваш, в общем-то правильный вывод о неправильности второго варианта на декале, а гляньте Вы, минимально хотя-бы, инфу по Мидуэю, и куча вопросов сейчас просто не поднялась бы, вместо фото с пятёркой, состав авиагруппы на СV-6 и ссылку на источник - и всё, а тут уже вторая страница поисков идёт, обзор-то неплохой в целом, но сыроват и совсем не аргументирован в части второго варианта, ИМХО.
ПС: маленький совет - не стоит провоцировать людей, ни к чему это;)
Добавлено спустя 11 минут 15 секунд:
Не даёт мне покою машина командира авиагруппы на CV-6
CAG: 1 [1] SBD-3 Dauntless LtCdr. C. W. McClusky, Jr.
И фото не находятся, никто не в курсе какой б/н был?
Добавлено: Сб Мар 20, 2010 3:26 pm
Заголовок сообщения:
sanjek65 писал(а):
Ну то, что в части того, что VB-10 на Энтерпрайзе базировалась, тут да, тут производитель здорово пошутил
Я бы не был так категоричен Я уже приводил ссылку по командиру VB-10
http://en.wikipedia.org/wiki/James_D._Ramage
Там говорится о базировании VB-10 на USS Enterprise, но - явно позже Мидуэя, упоминается Battle of the Philippine Sea, в частности... Так что с "ушастыми" декалями всё нормально, в принципе. Косяк в дате, приведённой в инструкции, как мне кажется.
С уважением - Олег.
Добавлено: Сб Мар 20, 2010 3:35 pm
Заголовок сообщения:
omega ну да, Олег, я имел в виду, что в инструкции указано SBD-3 VB-10 USS Enterprise, CV-6 June, 1942
хотя чего мы в Мидуэй упёрлись, битва-то была с 4 по 7 июня, а дальше что? Надо глянуть дальше однако ....
Добавлено: Сб Мар 20, 2010 3:35 pm
Заголовок сообщения:
sanjek65 писал(а):
согласен с тем, что бортовые коды на тот момент на самолётах были типа:№ - Х - №№
Ну если быть совсем точным, ко времени Мидуэя "трёхзвеньевой" (назовём его так) номер уже не должен был использоваться (хотя и сохранился ещё в части эскадрилий), номер должен был быть "двузвеньевым" из буквы и номера в эскадрилье. Хотя всегда были разные исключения, например ещё во время "Кораллового моря" некоторые эскадрильи несли просто номер из одной или двух цифр.
sanjek65 писал(а):
Но вот с чего у меня в памяти стоит, что я на тот период фото SBD с ушастыми ОЗ видел, убей не пойму, пойду дальше полопачу залежи свои
Вот ведь упрямство то Уверяю (и не один я), что только зря потратите время.
sanjek65 писал(а):
Вот чем тут сейчас мы всей толпой занимаемся? А я скажу чем, доказываем и аргументируем Ваш...вывод
Нет не вы, извините, а мы доказываем и аргументируем вам одному, что это действительно "косяк". Лично для меня здесь ничего доказывать и аргументировать не надо. Для человека хоть чуть интересующегося авиацией США во ВМВ это азбучная истина. При всём моём действительном уважении к Вам, должен сказать, что, к сожалению в роли провокатора
sanjek65 писал(а):
ПС: маленький совет - не стоит провоцировать людей, ни к чему это
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы