Наши проекты: NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация
Форум моделистов на ScaleModels.ru
 Наблюдаемые темыНаблюдаемые темы    FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   medals.phpНаграды   ИзбранноеИзбранное   РегистрацияРегистрация 
  Наблюдаемые форумыНаблюдаемые форумы  ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Як-1, Литвяк Лидия Владимировна

На страницу 12  След.
 Список форумов Форум моделистов на ScaleModels.ru -> Самолеты до 1950 - СССР -> Самолеты до 1950 - СССР: Самолеты ОКБ Яковлева
новая тема  ответить  для печати Предыдущая тема Следующая тема 
Автор
Сообщение


в игноре у 1 пользователей
Коллеги ищу любую информацию по Як-1 из 8ВА, 287ИАД, 437ИАП на котором летала летчица Литвяк Лидия, прозванная Белая лилия Сталинграда.
Это единственная в мире женщина, боевой пилот имеющая на своем счету 12 сбитых вражеских самолетов! Интересно все, на какой модификации Яка она летала, б/н, где располагалась нарисованная на фюзеляже белая лилия и особенно интересны фотографии ее Яка.



^
    


в игноре у 1 пользователей
Sky_Dog писал(а):
Коллеги ищу любую информацию по Як-1 из 8ВА, 287ИАД, 437ИАП на котором летала летчица Литвяк Лидия, прозванная Белая лилия Сталинграда.


Завязывайте Вы с торнадовскими мурзилками... )))))))

А вообще Гугль рулит...
http://airaces.narod.ru/woman/litvyk.htm
По отчету о боевой работе 73ГИАП (296ИАП) у Лидии Литвяк 7 побед ( 4+3) + 1 аеростат 31,05,43г. У Будановой 4 (2+2)
Это из исследований Михаила Быкова.
Ну и Як-1 б.н.44 приписываемый Л.Литвяк был закреплен за Е.Будановой - это уже от С.Кузнецова.
^
    


в игноре у 5 пользователей
Цитата:
Литвяк Лидия, прозванная Белая лилия Сталинграда
- вроде как Лилия Литвяк, ну и про прозвища - не надо читать плохо переведенных работ западных "исследователей" , если их(исследователей этих) так можно назвать с их романтическим флером - Белокурый рыцарь, Белая Лилия и прочая дребедень - это вредно для реального восприятия событий Very Happy
Хотя заглянул по ссылке - там полная нескладуха. Shocked Надо будет найти что-то более официальное.... А то я уже начал сомневаться - на памятнике имя Лилия, в статье - как у автора клавиши легли - то Лидия, то Лилия:shock:
^
    


в игноре у 1 пользователей
Alexander писал(а):
Хотя заглянул по ссылке - там полная нескладуха. Надо будет найти что-то более официальное.... А то я уже начал сомневаться - на памятнике имя Лилия, в статье - как у автора клавиши легли - то Лидия, то Лилия


Ну, ссылке - сто лет в обед, этот ресурс давно заброшен, не пополняется и не правится. Дал ее , ибо там изложено максимальное количество фактов из открытых, вменяемых источников. По докам идет, как Лидия , в наградных - Лидия. Думаю, что эта не стыковка с именем образовалась из-за ее позывновного - Лили и Лилия.
Ну, а за официальным в ЦАМО.
^
    
Хорошая тема, тоже собираюсь построить 44-й - когда будет хороший материал для постройки в картоне

Имею следующие ссылки

Lidja Wladimirowna Litwjak - тщательно (и даже можно сказать - любовно) собранный немцами материал, хотя почти все я видел в других источниках (книги, статьи). Тексты на немецком и английском
О любви и смерти летчика-истребителя Лилии Литвяк - обширный текст на Самиздате, интересны комментарии
Летчицы-истребители - тоже материал о Литвяк
Lilya Litvak - The "White Rose" of Stalingrad - текст польского автора на английском, фото
LIDYA (Lily) VLADIMIROVNA LITVYAK (b. 1921) - небольшая статья канадской исторички
Лидия Владимировна Литвяк (1922 — 1943) - в основном повторы, есть раскрашенное фото - весьма правдоподобное
Lilya Vladimirovna Litvyak - тоже в общем "дежурный" материал, даже в имени ошибка
Не пустить «фоккеров» к строю - художественное описание последнего боя. Фраза "Я – “пятый”, горю" - может означать, что в тот раз Литвяк летела на самолете с бортовым номером 5. Это факт или домысел?
самолет Як-1, заводской номер 4402, борт 44, был закреплен за экипажем Екатерины Будановой - свежее открытие "Авиапанорамы". Впрочем, в источниках борт 44 приписывается Литвяк не всегда. Полный текст статьи о Будановой из "Авиапанорамы" здесь

Буданова и Литвяк - утверждается, что личный счет Литвяк меньше, чем считают. Может, и так

Некоторые темы с vif2ne.ru

Вопрос по Як-1 Л. Литвяк
Литвяк vel Литвак Лидия Владимировна
Пара слов о Литвяк...
Кстати, кто-нибудь знает публикации М.Быкова по этой теме? на vif2ne.ru он утверждает интересные вещи - безапелляционно (как будто точно знает), но голословно

Материалы в книгах и журналах - приведу список мне известных, где есть что-то существенное о Литвяк:

E.Gordon, D.Khazanov. Yakovlev's Piston-Engined Fighters - Midland Publishing, 2002
Yak Fighter In Action, A/N 78 - Squadron/Signal Publications, 1986
С.Кузнецов. Первый Як -М: Любимая Книга, 1995
Е.Полунина. Девчонки, подружки, летчицы - 2004 - эту не читал, а надо. Ищу


Модели 44-го:

http://vvs.hobbyvista.com/Modeling/Yakovlev/Yak-1/AM/FullBuild/Vadasz/index.php
http://vvs.hobbyvista.com/ModelGallery/yak1_48.php
http://www.hsgalleries.com/gallery04/yak1gi_1.htm
http://donaldgranger.home.att.net/yak-1.htm
http://www.hyperscale.com/features/2001/yak1jt_2.htm

Добавлено спустя 5 часов 34 минуты 27 секунд:

Статья "LIDYA (Lily) VLADIMIROVNA LITVYAK (b. 1921)" так меня заинтересовала, что я не поленился перевести:

Цитата:

Примерно в то время, когда праздновалась 55-я годовщина Победы, российское телевидение показало передачу из Швейцарии, во время которой корреспондент представил женщину - бывшего советского летчика второй мировой войны, мать 3-х детей, которая дважды была ранена во время войны и поселилась после войны за рубежом. Хотя девичья фамилия женщины не называлась, Нина Распопова, ветеран 46-го гвардейского Таманского полка ночных бомбардировщиков, предположила, что это скорее всего Лидия Литвяк, которая считается погибшей 1 августа 1943 года.

Этот случай был изложен в недавно вышедшей книге Екатерины Полуниной, бывшей старшим механиком в авиаполку, а в настоящее время - историка и архивиста 586-го ИАП, в котором Литвяк первоначально служила (Е Полунина. Девчонки, подружки, летчицы - М: 2004, стр.146).

В Соединенных Штатах плохо информированные авторы мужского пола писали много сенсационных материалов о Литвяк, приписывая ей бессмысленное прозвище "Белая роза Сталинграда", в то время как в действительности ее звали "Лилией". Точно так же нет никаких доказательств ее романа с капитаном Алексеем Соломатиным, командиром ее эскадрильи в 73-м гвардейском ИАП, который был последним местом ее службы.

Родившаяся 18 августа 1921 года, Литвяк прошла начальное летное обучение в Москве, в 1938 году закончила с отличием среднюю школу, затем работала инструктором в Херсонской летной школе, к началу войны подготовила 45 летчиков. Литвяк была привлекательной, хрупкой и довольно застенчивой блондинкой, с очаровательной улыбкой и незабываемым звонким смехом.

Ее 586-й истребительный полк ПВО начал участие в боевых действиях в апреле 1942 года, прикрывая тыловые войсковые и гражданские объекты Саратова, который был важным промышленным центром и железнодорожным узлом к северу от Сталинграда. Однако она стремилась к более активной деятельности, хотела стать истребителем непосредственно на фронте. Ее желание осуществилось, когда она была прикомандирована к мужскому 437-му ИАП, воевавшему в районе Сталинграда, вместе с Раисой Беляевой, Екатериной Будановой и Марией Кузнецовой.

Это прикомандирование представляется результатом трений между летчицами 1-й эскадрильи и командиром 586-го ИАП Тамарой Казариновой. Она считала их чересчур беспокойными подчиненными и была рада избавиться от них! Ситуация была не так проста, как это склонны представлять некоторые западные историки. Казаринова в конечном счете добилась того, что 1-я эскадрилья была разделена между 437-м и 434-м полками, работавшими в районе Сталинграда. Летая в составе 437-го ИАП, Литвяк открыла счет своим победам 13 сентября 1942 года, записав на свой счет 2 победы и став таким образом первой в истории женщиной, сбившей вражеский самолет в качестве летчика-истребителя. Вместе с ее 3-мя товарками по оружию она летала в 437-м ИАП сравнительно короткое время, поскольку полк летал на истребителях "ЛаГГ", в то время как женщины летали на "Як", что создавало трудности с обслуживанием "чужих" для полка самолетов.

С октября 1942 года по январь 1943 года Литвяк и Буданова служили - по-прежнему в районе Сталинграда - в известном 9-м гвардейском ИАП под командой Героя Советского Союза Льва Шестакова, между тем Беляева и Кузнецова вернулись в женский 586-й ИАП. Отказ Литвяк и Будановой вернуться в прежний полк скорее всего объясняется взаимной неприязнью между ними и командиром полка Казариновой (впоследствии Казаринова была переведена в Москву по состоянию здоровья и несоответствию занимаемой должности).

В январе 1943 г. Литвяк и Буданова были переведены в уже упомянутый выше 73-й ГИАП под командой майора Николая Баранова. В полку Баранова они "пришлись ко двору" и 23 февраля 1943 г. получили офицерские звания. Благодаря своим превосходным летным данным обе стали "свободными охотниками" - летчиками, самостоятельно выбирающими объекты для атаки. В мае командир их эскадрильи Соломатин и Баранов погибли. 19 июля Литвяк потеряла подругу Буданову, которая была сбита в схватке с 3-мя "мессершмиттами". Как впоследствии и Литвяк, Буданова погибла в звании старшего лейтенанта.

Имеются веские свидетельства тому, что самолет Литвяк упал за линией фронта 1 августа 1943 г. До настоящего времени господствовало утверждение о том, что она погибла при вынужденной посадке или падении. Ей были приписаны 12 личных побед, включая один аэростат, и три самолета, сбитых в группе. Однако Е.Полунина утверждает, что Литвяк имела только 5 личных побед и аэростат и одну победу в группе (Me-109), тогда как Буданова имела 6 личных побед и 4 победы в группе. Таким образом, именно Буданова должна считаться лучшей женщиной-асом 2-й мировой войны

Много лет ходили слухи о том, что Литвяк оказалась у немцев. В 1937 году ее отец пал жертвой сталинских репрессий; официально считалось, что она "пропала без вести", и были подозрения в том, что она сотрудничала с немцами. Ее единственный брат был вынужден по этой причине сменить фамилию, о чем автору этих строк сообщила Anne Noggle, которая встречалась с братом Литвяк в Москве в 1990 году (Anne Noggle - профессиональный фотограф и автор книги о советских летчицах - A Dance with Death: Soviet Airwomen in World War II. College Station: Texas A&M University Press, 1994; умерла 16 августа 2005 г.)

Ввиду этих сомнений и подозрений, когда "Комсомольской Правдой" был поднят вопрос о присвоении Литвяк звания Героя Советского Союза, командование ВВС объявило, что для решения вопроса о посмертном присвоении Литвяк этого звания должны быть найдены ее останки. Летом 1979 года ученики старших классов средней школы города Красный луч на Украине в поисках останков Литвяк выяснили, что она была предположительно похоронена в братской могиле возле их города, после чего Е.Полунина организовала установку памятного обелиска на месте этой могилы. Однако нет никаких свидетельств того, что останки Литвяк были эксгумированы и идентифицированы. Тем не менее 31 марта 1986 года Министерство обороны СССР подтвердило, что останки Литвяк найдены, и 5 мая 1990 г. ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

С другой стороны, имеются новые свидетельства в пользу того, что Литвяк оказалась в плену и летчик-истребитель Владимир Лавриненков якобы видел ее в лагере военнопленных. Записка, написанная от руки заместителем командира 586-го ИАП Александром Гридневым и хранящаяся в архиве Музея ВВС в Монино, содержит указание на то, что кто-то слышал выступление Литвяк на немецком радио после падения ее самолета и ее исчезновения. Как бы то ни было, неизвестно, была ли на самом деле женщина, снятая швейцарским телевидением, Лидией Литвяк.

================================

Об авторе: Kazimiera J. Cottam родилась в Польше в 1930 году, провела 6 лет в ссылке в СССР (1940-1946). Она иммигрировала в Канаду и закончила среднюю школу в Монреале и университет Джорджа Уильямса. Она получила степень доктора по русскому языку и восточно-европейской истории от университета Торонто в 1971. Работая в военных учреждениях в Оттаве, она по роду деятельности выписывала и читала ряд советских изданий, из которых много узнала об участии советских женщин в боевых действиях на фронтах мировой войны. В результате исследовательской работы в университете Иллинойса и в Москве, д-р Cottam написала лично и в соавторстве ряд книг, статей в американских в американских военных энциклопедиях и словарях. Ее Web-сайт: http://webhome.idirect.com/~kjcottam/welcome.htm


Это своеобразное резюме всех последних слухов о Литвяк. Кого там показали в телевизоре, непонятно, Лавриненкову в разных источниках приписывают разные слова (то "видел, как вели", то "видел в лагере"), а у Гриднева могла быть тысяча причин для такой приписки. Однако тем не менее

Дело темное, единственное, что достоверно - Як-1 № 44, на котором либо Литвяк, либо Буданова точно летали. Кто именно - не так уж и важно
^
    


в игноре у 1 пользователей
BM писал(а):
Завязывайте Вы с торнадовскими мурзилками... )))))))

BM а это как раз Гугль и подсказал вот здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Lydia_Litvyak.JPG
Все достаточно запутано и нужно разбираться, что бы хоть немного, да быть ближе к истине.
Надеюсь мы все вмести это сделаем. Коллеги всем спасибо за предоставленную информацию и комментарии, отдельное спасибо mgolovanov, очень много информации которой раньше не встречал и все подробно расписано.
Буду надеяться, что кто-то еще подкинет материалов.
^
    
Я тоже в своё время делал модель ЯКа Литвяк с 44 номером. Тогда же попалась в руки книга Валерия Аграновского "Белая Лилия" (1979г.) ( скачать скан книги можно здесь - Аграновсий_В_А_Белая_лилия.rar)

Книга рассказывает о поисках места гибели Лидии Литвяк в семидесятых, ну и о ней самой разумеется. Приводится большое количество воспоминаний и писем ветеранов о ней.

В частноти есть описание последнего самолёта на котором летала Литвяк.

Из письма Менькова Николая Ивановича, который последние два месяца до гибели Литвяк был техником её самолета :

"....В конце мая Литвяк перевели в нашу 3-ю эскадрилью...это было сделано по её просьбе после трагической гибели ...капитана Соломатина....В 3-й эскадрилье Лиля летала на моем самолете ЯК-1, произвела на нем 42 боевых вылета,....сообщаю некоторые приметы самолёта.....В кабине самолёта педали ножного управления поставлены до отказа назад, так как рост Литвяк был небольшой. Цвет обшивки самолёта сероватый. На щитках хвостового колеса (дутика) поставлены пластинки на потайных заклёпках. Маслянный бак ремонтировался, на нём должны быть сварные швы. Хвостовой номер самолёта 18 ...."

Не густо конечно, писалось ведь для поисковиков, но есть хотя бы номер и цвет обшивки.


Про лилии на фюзеляже, скорее всего вымысел.

Версией что она осталась жива, был несколько ошарашен. Хотя здравый смысл подсказывает, что это вряд ли. Посмотрел в http://www.obd-memorial.ru там обнаружилось еще одно захоронение Литвяк в селе Куйбышево, а это километрах в десяти примерно от Дмитровки http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?id=2066 в которой она захоронена по официальной версии. В общем, чем дальше, тем непонятней.

Вот нашел ссылку на сайт, автор Reina Pennington насколько я понимаю, достаточно авторитетный исследователь.

Не может кто нибудь хорошо перевести ее страничку про Литвяк?

http://www.reinapennington.com/WWWExcerpt.html

http://www.reinapennington.com/Litviak.html

http://www.reinapennington.com/RJP_WW&W.pdf
^
    
-Piligrim- писал(а):
Цвет обшивки самолёта сероватый. На щитках хвостового колеса (дутика) поставлены пластинки на потайных заклёпках. Маслянный бак ремонтировался, на нём должны быть сварные швы. Хвостовой номер самолёта 18 ...."

можно уже модель строить. Як-1Б 1943 года, камуфляж тоже 1943 года, номер есть...

-Piligrim- писал(а):
Не может кто нибудь хорошо перевести ее страничку про Литвяк?
http://www.reinapennington.com/WWWExcerpt.html

можно, но там ничего существенного.

Была бунтарского характера, как в женском, так и в мужском коллективе держалась обособленно, "своим парнем" не прикидывалась. Любила цветы, рисовала их на своих самолетах. Страстно стремилась утвердиться как летчик-истребитель не только из соображений амбиций и патриотизма, но и для снятия "пятна" со совей фамилии - ее отец был репрессирован. Любила "крутануть" над аэродромом после удачного вылета, хотя это было строго запрещено. Была ранена 22 марта 1943 год, подравшись с несколькими 109 и сбив одного. Дружила с Соломатиным и летала с ним, Соломатин отзывался о ней как об отличном пилоте. Сослуживцы (Еремин, Паспортникова) утверждают, что о более близких отношениях между ними им неизвестно, но письма Литвяк родным после смерти Соломатина свидетельствуют о сильных чувствах.

Собственно, вкратце все. Фактов нет
^
    
Ваня есть ещё вот такая статейка:



Правда с именами здесь тоже не дружат. Wink
^
    
mgolovanov спасибо за краткий перевод. Фактов немного, хотя с другой стороны можно было бы хорошее кино снять.

Вот, выкладываю статью Инны Паспортниковой из книги "A DANCE WITH DEATH". Жаль только что на английском.

^
    
Вот нашел скан еще одной статьи из журнала.



В ней тоже упоминается Як-1 № 18 в отчете о последнем бое Лидии Литвяк.

Вот цитата из текста со страницы (06_Page.jpg )

Цитата:
Lydia's Last Dogfight

An official dispatch dated August 1 stated:"The 73rd GvIAP had three dogfights...the first took place between 10:40 and 11:50 a.m... . Nine Yak-Is engaged 30 Ju-88s and 18 Me-109s at an altitude of 4,500 meters [13,000 feet]. Litvyak participated in it. Junior Lieutenant Litvyak and her wingman sergeant were attacked by four Me-109s. [Lieutenant Anatoly] Tabunov and [Junior Lieutenant Ivan] Borisenko saw that Litvyak's plane was shot down by the Me-109s."
"We detected a formation of Junkers 10 to 12 miles from the front lines at an altitude of 4,500 meters and engaged them over the Ukrainian village of Dmitrievka," Borisenko later reported. "I saw Litvyak's Yak-1, No. 18, climbing steadily overhead to attack them from above. Suddenly two Messerschmitts turned on her and the next moment, plane 'one-eight' spun about several times, rocked dangerously from side to side, spat and belched black smoke, and, with the wings wobbling sickly, staggered into the clouds and disappeared. We searched for the plane in the following days, but all our efforts were in vain."

Просьба если не трудно перевести этот небольшой кусочек. Заметил что время боя указано вроде бы не верно. Известно что Литвяк не вернулась из четвёртого за день вылета под вечер.
^
    
Еще мысль по поводу.Отец моего тестя , Петр Семенович Воинов,служил сначала штурманом эскадрильи , потом, после ранения, парторгом эскадрильи затем полка как раз в 296 ИАПе(впоследствии 73 ГвИАП). Т.е. это был человек, который по партийной линии, должен был разбирать как раз такие казусы-погиб сбитый летчик, попал ли в плен, представлять ли отличившихся к наградам, моральный облик конкретного человека, и т. д. Так вот, он вспоминал, что у сослуживцев, и у него НИКОГДА не возникало сомнений, в том что Лидия Литвяк погибла в бою. А по поводу того, что представление ее к ГСС притормозили, так тут нужно разбиратся почему. По его воспоминаниям, одной из основных причин затягивания с присвоениием звания ГСС, могло послужить то, что у тогдашнего комполка Голышева были большие неприятности по партийной линии, из-за чего большая часть представлений к наградам летчиков полка, до определенного момента, дальше штаба фронта не уходила. Вот такие вот дела. К сожалению, сейчас узнать больше подробностей не могу, потому что, отец моего тестя, уже 5 лет как умер.
^
    
marchell писал(а):

желтый номер 44, да еще таким остреньким шрифтом, упорно кочует из публикации в публикацию

только В.Хвощин в Авиапанораме белый нарисовал - но опять же заостренные четверки

сколько я ни смотрел на фото, заостренных четверок не обнаружил - типичный плакатно-квадратный саратовский шрифт:

(слева - фрагмент известной фотгграфии 44-го, справа - фрагменты других саратовских "бортов" с четверками в номере)

может, есть какие-то другие неизвестные мне факты в пользу желтых или заостренных четверок? картинки не в счет
^
    
buster писал(а):
К сожалению, сейчас узнать больше подробностей не могу, потому что, отец моего тестя, уже 5 лет как умер.

А фотографий по теме случайно не осталось?

Попалось вот описание последнего вылета Лидии Литвяк из первых рук.

Цитата:
... Спустя годы Герой Советского Союза И. Борисенко так написал об этом последнем бое бывшему механику самолета И. В. Плешивцевой-Паспортниковой:

«Это было в августе 1943 года. Мы в составе восьми Як-1 вылетели на прикрытие наших войск. Лиля находилась в группе из шести Як-1 (ударной). Я шел парой в группе прикрытия. Над территорией противника километрах в 12—20 за линией фронта мы увидели группу бомбардировщиков, которые следовали к линии фронта. Приняли решение атаковать с хода. Во время боя Лиля не заметила группу «мессершмиттов», которые прикрывали бомбардировщики. Пара «мессершмиттов» бросилась в атаку на Лилю. Ее ведомый Виктор Горбунов ринулся им наперерез, но не успел. Самолет Лили Литвяк был сбит. Бой шел за облаками. Я увидел, как один Як-1 резким снижением с дымом вошел в облака. Я последовал за ним. Но, выйдя из под облачности, его уже не увидел. Чей это был самолет, я еще не знал. После окончания боя, приземлившись на аэродроме, мы узнали, что не вернулась с задания Лиля. Можешь себе представить наше горе. Все без исключения ее любили. Лиля была зачислена навечно в списки нашего полка. Как человек и как летчик она была прекрасна. После взятия этой местности мы пытались разыскать место, где она погибла, но не нашли. Вот что я знаю о последних днях Лили». ...


Взято из книги "Женщины в солдатских шинелях" Овчинникова Л.П. (1987) стр. 38-39. Скан главы о летчицах-истребителях (о Литвяк там несколько страниц) можно взять здесь: летчицы_истребители.rar .
^
    
mgolovanov писал(а):
может, есть какие-то другие неизвестные мне факты в пользу желтых или заостренных четверок? картинки не в счет
Вряд ли, эту картинку с заострёнными четвёркми нарисовали в те далёкие времена, когда о стандартном шрифте никто и слыхом не слыхивал. Походу затем они просто кочевали от одного издания в другое.
^
    
А-Макетчик писал(а):
Вряд ли, эту картинку с заострёнными четвёркми нарисовали в те далёкие времена, когда о стандартном шрифте никто и слыхом не слыхивал. Походу затем они просто кочевали от одного издания в другое.

вот еще куда они прикочевали:

http://www.mbltd.info/3201.htm

третья слева вверху картинка: http://mdk.org.ua/23g.jpg
^
    
Кстати фигурка интересная, если б кто ещё открыл скульптору тайну - на каком рукаве должна быть "курица"))...
^
    
BM писал(а):
Alexander писал(а):
Хотя заглянул по ссылке - там полная нескладуха. Надо будет найти что-то более официальное.... А то я уже начал сомневаться - на памятнике имя Лилия, в статье - как у автора клавиши легли - то Лидия, то Лилия


Ну, ссылке - сто лет в обед, этот ресурс давно заброшен, не пополняется и не правится. Дал ее , ибо там изложено максимальное количество фактов из открытых, вменяемых источников. По докам идет, как Лидия , в наградных - Лидия. Думаю, что эта не стыковка с именем образовалась из-за ее позывновного - Лили и Лилия.
Ну, а за официальным в ЦАМО.


Добавлено спустя 1 час 44 минуты 56 секунд:

Могу внести ясность по поводу имени. По паспорту - Лидия Владимировна Литвяк. Имя Лидия ей дал отец, но после того, как он ушёл из семьи, Лиля это имя не любила и просила всех называть её Лилия. (По личным воспоминаниям её матери Анны Михайловны и брата Юрия) Останки лётчицы и её самолёта нашли члены отряда РВС (Разведчики Военной Славы, СШ № 1 г. Красный Луч Луганской обл., руководитель отряда учитель истории Ващенко Валентина Ивановна). Погибла Лилия возле села Мариновка Донецкой области, захоронена в братской могиле села Дмитровка Донецкой области. Памятник (авторы Щербаков и Челомбитько) находится напротив школы № 1 г. Красный Луч. Имя Лилия было выбито на памятнике по просьбе её однополчан, которые присутствовали при открытии, в том числе личного механика Лилии Инны Паспортниковой. По её же воспоминаниям, Лиля и Алексей Соломатин действительно любили друг друга.
^
    
Только сейчас обратил внимание, что на довольно известном фото Литвяк, Будановой, и Кузнецовой на фоне Як-1, виден серийный номер 4492 (на стабилизаторе)

раньше попадались обрезанные версии этого фото.

Я правильно понимаю что это и есть тот самый Як-1 с бортовым номером "44" который раньше представляли как машину Литвяк (теперь утверждается что это машина Будановой), или же я ошибаюсь.

Фото кстати два раза представлено в архиве кинофотодокументов

http://rgakfd.altsoft.spb.ru/showObject.do?object=1806058108

http://rgakfd.altsoft.spb.ru/showObject.do?object=1803584737

В подписях не совпадает дата съемки (под одной 1943 под другой 1942) , хотя понятно что это явно не 43 год.

там кстати еще одно любопытное фото есть (только вот в демонстрационном качестве номер полностью не разобрать)
http://rgakfd.altsoft.spb.ru/showObject.do?object=1803580420

Вообще интересно, на основании каких источников рисовались боковики машин Лидии Литвяк с номерами "32" "44" и "23" встречающиеся в публикациях.
^
    
-Piligrim- писал(а):
Я правильно понимаю что это и есть тот самый Як-1 с бортовым номером "44" который раньше представляли как машину Литвяк (теперь утверждается что это машина Будановой)

тот самый

в последней книге Кузнецова на стр. 125 именно этот самолет именно под этим cерийным номером (4492) и показан


возможно (и даже скорее всего) этот же самолет снят вот на этих известных фото:


на первом летчицы другие, но полк тот же. Хотя может быть и другой самолет

на втором - Буданова в кабине. Тут большая вероятность, что это "44"
^
    
Страница 1 из 2 На страницу 12  След.

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы
добавить на Яндекс
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy