По завершении сезона-75 Кен Тиррел пребывал в скверном расположении духа. Ни один из тех пилотов, кто приходил к нему в команду, и близко не мог заменить Джекки Стюарта. Еще два года назад Tyrrell выигрывал гонку за гонкой, а тут за весь чемпионат – одна победа да несколько подиумов по большим праздникам. И пятое место в Кубке Конструкторов. Кен никогда толком не умел искать спонсоров, а гонки требовали все больше и больше денег.
В один из дней к боссу зашел конструктор Дерек Гарднер. То, что он предложил, любой хозяин команды отверг бы с негодованием, как техническую ересь. Тиррел же, взяв некоторое время на раздумье, согласился. Так появился на свет один из самых необычных автомобилей, какие только видывала Формула 1.
В ту пору скорость пытались повысить разными методами. Топливо, шины, материалы, аэродинамика – секунды можно было отыскать, где угодно. Не говоря уже о гениальных идеях Колина Чепмена. Но в 1976-м глава Lotus только нащупывал пути к очередному судьбоносному решению, которому было суждено в который уже раз перевернуть мир Ф1. Чепмен пытался играть с воздухом. В этом же направлении, но по несколько иному пути двигался и Гарднер.
Глава конструкторского штаба Tyrrell стремился снизить лобовое сопротивление и уменьшить возмущенность воздушного потока в средней и задней части машины. Всего этого можно было достичь, применив передние колеса меньшего, чем обычно, размера. Плохо было только то, что маленькое колесо не обеспечивает достаточного пятна контакта, а значит – машину будет много сложнее «ввернуть» в поворот, повысится износ шин и вся выгода будет сведена на нет. Так что маленькое колесо – не выход. Одно. А что если их будет два?!
Так и появился на свет уникальный Проект 34 и шестиколесный автомобиль Tyrrell P34. Благодаря хитрой системе тяг повороты руля передавались на четыре маленьких 10-дюймовых колеса, полностью скрытых при виде спереди массивным обтекателем. Команда впервые привезла необычную новинку на Гран При Испании, где при виде этой конструкции не одна челюсть с хрустом стукнулась о землю. Машину доверили Патрику Депайе – француз был от нее просто в восторге, в то время как Джоди Шектер высказывался поначалу весьма осторожно.
Но результаты однозначно свидетельствовали в пользу «паровоза». В квалификации южноафриканец проиграл напарнику секунду – и целых 11 позиций. Гонку, правда, ни тот, ни другой не закончили из-за механических поломок. Месяцем позже в Монако, где управляемость и аэродинамика играли крайне важную роль, оба гонщика Кена Тиррела поднялись на подиум. Соперники, увидев такую прыть, начали спешно разрабатывать собственные проекты многоколесных машин, а пилоты тем временем перебрались далеко на север – в шведский Андерсторп.
Появление в Ф1 сначала Ронни Петерсона, а затем и еще одного быстрого пилота, Гуннара Нильсона, побудило шведов построить собственную трассу уровня Формулы 1, которая и появилась в начале 70-х в центральной части страны, на моховых болотах в 80 км от Гетеборга. Самый длинный прямой участок 4-километрового кольца проходил по взлетной полосе местного аэродрома (автогонки вообще на всем своем протяжении тесно связаны с авиацией – начиная всемирно известным Сильверстоуном и заканчивая российским Мячковым).
Шектер, также пересевший за руль P34, первенствовал в квалификации. Однако старт лучше принял Марио Андретти. В Лотусе наконец-то нашли адекватную замену модели 72, создав более легкий и приземистый Lotus 77. Тормозные механизмы в нем вернулись в передние колеса, радиаторы были смещены вперед, но Колин Чепмен не был бы сам собой, если б не опробовал на машине очередную новинку. Система из рокерных рычагов в подвеске теоретически позволяла адаптировать машину под особенности каждой трассы, учитывая ее бугристость и другие характеристики. На деле же она оказалась очень сложной и делала машину трудноуправляемой.
Тем не менее, Андретти уверенно лидировал в Андерсторпе, уходя все дальше от пары пилотов Tyrrell и ветерана Криса Амона. Новозеландец, впрочем, сошел вскоре после середины дистанции из-за поломки подвески своего Surtees. Осенью того же 1976 года он угодит в серьезную аварию перед гонкой в Канаде, после чего покинет Формулу 1. Амон лидировал в семи Гран При, трижды финишировал вторым и восемь раз – третьим, выступая при этом за сильнейшие команды. Но он так ни разу и не смог первым доехать до клетчатого флага, став в Больших Призах синонимом слова «невезение».
Тем временем шведская гонка продолжалась. Андретти по-прежнему лидировал, но уже на первых кругах американцу сообщили, что судьи усмотрели в его действиях фальстарт и оштрафовали на минуту. Марио мчал, что было сил, чтобы компенсировать это время – и спалил мотор! Теперь уже никто не мог помешать пилотам Tyrrell P34 одержать на своих чудо-машинах двойную победу. Шектер опередил Депайе на 20 секунд.
Безусловный фаворит сезона Ники Лауда прикатил к финишу третьим, опередив сына парижского адвоката Жака Лафита из новой французской команды Ligier, своего главного соперника в споре за титул Джеймса Ханта, перешедшего зимой в McLaren, и напарника по Ferrari Клея Регаццони.
Шестиколесная идея продержалась в Формуле 1 два года. Помимо плюсов, у нее нашлись и минусы – к примеру, гонщик плохо видел передние колеса и не мог предельно точно проходить повороты. Точку в этой истории поставила компания Goodyear, отказавшаяся разрабатывать и производить 10-дюймовую резину всего для одной команды. А затем FIA и вовсе запретила конструкции с числом колес больше четырех. Досадно, ибо на тот момент у Williams и March уже были ходовые машины со сдвоенной задней осью, а Ferrari в большом секрете испытывала свой вариант – с двускатными задними колесами…
Материал взят с сайта www.f1news.ru
Характеристики:
Категория: Formula 1
Команда: Tyrrell
Конструктор: Дерек Гартнер
Пилоты: Джоди Шектер
Патрик Дэпайе
Ронни Петерсон
Шасси: Алюминевый монокок
Двигатель: V8 Ford-Cosworth DFV 3,0 л, продольный коленвал, атмосферный, 485 л.с. при 10600 об/мин, 363 Нм при 7000 об/мин.
Данный набор позволяет собрать модель болида, принимавшего участие в Гран При Монако 1977г. По техническим причинам ни одному P34 до виниша в той гонке добраться не удалось.
Модель достаточно сильно упрощена, прежде всего это коснулось корпуса: монокок и съемные аэродинамические элементы отлиты одним куском, исправлять это я не буду, т.к., перепиливая все это, можно обзавести еще одним долгостроем...В общем, корпус оставлю как есть, внеся очень незначительные исправления и дополнения. Основной упор сделаю на детализации моторного отсека и кокпита.
Вот, собственно, что на данный момент сделано:
Окрашена и отполирована вся "аэродинамика" на корпусе
Трубки подсоединил только к масляным пока...С теми, что подсоединяются к двигателю посложнее: на прототипе соединительные трубки металлические, а в ките даны виниловыми трубочками. Но пластик гнуть очень неохота, думаю, в эту трубочку вставить медную жилку, изогнуть и покрасить.
Дополнительную маркировку никакую наносить не стал, т. к. на фотографиях, кот. я располагаю, обозначения нанесены непосредственно на рабочую поверхность покрышки, а мои покрышки получились изрядно потасканные, особенно передние
С интересом слежу за сборкой. Получается прекрасная модель.
Если не секрет, а чем красились внутренняя часть кокпита и движок? Очень уж приятно получились....
С небольшими изменениями и дополнениями смастырил заднюю подвеску практически до конца (осталось только две тяги добавить), установил антикрыло и колеса:
Завтра сделаю еще несколько фотографий....Нащелкав сегодня 250 mb, выбрал только одну с приемлемым качеством
Добавлено спустя 18 часов 55 минут 40 секунд:
Для полноты картины выложу фотки общего плана, который вчера не получился
Вот так болид выглядит на данный момент:
По большому счету отался только кокпит...и куча мелочей
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы