в последней книге Кузнецова на стр. 125 именно этот самолет именно под этим cерийным номером (4492) и показан
В этой же книге на предыдущей странице почему то неправильно указана фамилия третей летчицы на фото, Петраченкова вместо Кузнецовой. Петраченкова перевелась в 586 ИАП только в 43 году, и пересекаться с Литвяк и Будановой по идее не могла (они уже были в 73 ГИАП).
К какому собственно полку принадлежала машина с "44" номером, в 296ИАП/73ГИАП перевелись только Буданова и Литвяк, Кузнецова выбыла ранее, вроде бы по болезни. Значит снимок сделан осенью 42 года, либо в 9 ГИАП, либо в 437 ИАП .
В приведенной выше по ветке статье из "Авиапонорамы" утверждается что:
Цитата:
...По учетным документам 73 гвардейского ИАП, самолет Як-1, заводской номер 4402, борт 44, был закреплен за экипажем Екатерины Будановой.
С серийным номером 4402 вместо 4492 кстати нестыковка.
Может быть машина переходила из полка в полк вместе с летчицами и техниками, не удивлюсь если окажется, что в разное время и в разных полках борт "44" мог быть закреплен и за Будановой и за Литвяк (это конечно не более чем предположение).
Технические экипажи тоже перетасовывались, Паспортникова поначалу обслуживала самолет Кузнецовой, а в 73 ГИАП была механиком у Литвяк.
Кто-нибудь может сказать что-то более конкретное по этому поводу?
В этой же книге на предыдущей странице почему то неправильно указана фамилия третей летчицы на фото
С.Д.Кузнецов на линии:
С.Д.Кузнецов писал(а):
... фото, где все вышеуказанные летчицы стоят у стабилизатора (в книгу дал, что правая - Петроченкова, но это М.М.Кузнецова по оригинальной аннотации в РГА КФД)...
-Piligrim- писал(а):
В приведенной выше по ветке статье из "Авиапонорамы" утверждается что По учетным документам 73 гвардейского ИАП, самолет Як-1, заводской номер 4402, борт 44
либо они там ошиблись, написав 0 вместо 9 (но подозрительно, что ошиблись одновременно и писатель, и художник), либо просто врут - самолет Як-1 с серийным номером 4402 не существовал в природе вообще. Да и учетный документ не приводится - а написать можно что угодно
и вообще я не знаю, переводились ли летчики с матчастью. Перевод летчика идет по личному составу, перевод самолета - по службе вооружения. Тем более самолет б/н 44 - из спецзаказа ПВО, оборудован радио под завязку, с чего бы его во фронтовой полк (296-й) отдавать?
скорее всего на фото мы видим борт 44 осенью 1942 года, аэродром Анисовка, сравнительно свежий самолет (на руле высоты видна заводская маркировка места вскрытия полотна для доступа к приводу триммера). А уйдя из этого полка, пилотессы летали уже на других самолетах.
и вообще я не знаю, переводились ли летчики с матчастью. Перевод летчика идет по личному составу, перевод самолета - по службе вооружения. Тем более самолет б/н 44 - из спецзаказа ПВО, оборудован радио под завязку, с чего бы его во фронтовой полк (296-й) отдавать?
Из разных источников известно, что эскадрилья 586 ИАП, в составе 8-ми летчиц на своих самолетах вместе с техническими экипажами перелетели под Сталинград, одно звено попало в 434 ИАП, другое (в его состав входили Беляева, Буданова, Литвяк и Кузнецова) в 437 ИАП. Логику последнего перемещения понять трудно т. к. 437 ИАП летал на Лаггах.
По этой причине их очень скоро переводят в 9 ГИАП. Логично предположить что самолеты перешли вместе с ними (техники по крайней мере перешли).
Где-то в литературе встречал что в связи с переучиванием 9 ГИАП на "Кобры", Литвяк и Буданова (а с ними и часть техников) перевелись в 296 ИАП, а выбывшие ранее Беляева и Кузнецова вернулись в 586 полк.
Переходили ли в 296 ИАП самолеты гадать не берусь, но теоретически это возможно. Упоминание "44" борта в документах 73 ГИАП, в статье "Авиапонарамы", наводит на мысль что 44-й та-ки перекочевал постепенно из 586-го в 73 ГИАП.
Про перелет под Сталинград немного описано здесь на 9-10 стр. летчицы_истребители.rar (ссылку уже постил выше)
Из письма Менькова Николая Ивановича, который последние два месяца до гибели Литвяк был техником её самолета:
"...сообщаю некоторые приметы самолёта... Цвет обшивки самолёта сероватый. Хвостовой номер самолёта 18..."
Сероватый цвет (видимо, имеется ввиду АМТ-11) маловероятен.
Ибо: "Начало выпуска истребителей с новым камуфляжем планировалось с 15 июля, остальных самолетов — с 1 августа."
Источник: http://aviacollections.ru/smena_kamuflyaja.html
mgolovanov писал(а):
можно уже модель строить. Як-1Б 1943 года, камуфляж тоже 1943 года, номер есть...
А более развернуто можете свою мысль изложить? А то лично я, не очень все понял. Просто снимут кино и потом вы же будете в него фекалиями кидаться...
Вы просветите людей, что не так они делают. А то потом все сильны задним умом..
А более развернуто можете свою мысль изложить? А то лично я, не очень все понял. Просто снимут кино и потом вы же будете в него фекалиями кидаться...
Вы просветите людей, что не так они делают. А то потом все сильны задним умом..
всё уже изложено до нас -
CK писал(а):
Сделано красиво и вдохновенно, если без придиразма. Так держать!
По факту забыли про патефонный замок на ПЧФ для фиксации фонаря. Кстати, снаружи на створке было отверстие, в которое при закрытии замка входил специальный толкатель, чтобы эту защелку (и фонарь) можно было открыть извне.
Отсутствуют на кадре с педалями гильзо и звеньеотводы пулеметов, а также гильзоотвод пушки, который как раз между ног приходился. Было бы интересно показать эту деталь в кадре при стрельбе с движением в такт с выстрелами, с протечкой пороховых газов и проч. Правда в этом случае камеру некуда бы было поставить))).
Конкретный косяк - работа с радиостанцией. На лимбе грубой настройки специально (!!!), на винтах (!!!), крепились два ограничителя для выставки двух фиксированных волн из имевшихся (для каждой части на конкретный период определялись приказами по связи). Ограничители устанавливались и настраивались на земле радистами. Все, что нужно было летчику - это повернуть лимб так, чтобы ограничитель уперся в треугольный индекс на корпусе рации (ограничители имели скос в сторону индекса специально для этого), в зависимости от того, какую волну из двух установили основной на сегодняшний день. В воздухе летчик мог работать только на двух волнах основной или запасной, повернув лимб до одного или до другого ограничителя. А от рукоятки плавной настройки, которую летчица в клипе крутит, лимб вращаться не должен.
Второй косяк - гвардия. На ушастом Як-1 Литвяк летала (если летала см.ниже) явно до гвардейского звания. В 296-й иап она попала в начале января 1943 г., а гвардейским полк стал только 18.03.1943 г. В 296-м иап/73 гиап Литвяк летала только на Як-1б.
Улыбнул (опять Карл!) бортовой № 44 желтый. Начнем с того, что известное фото Як-1 № 4492 возможно фейк. Не было машины с таким номером в 586-м иап от слова совсем. На Сталинградский фронт звено Беляевой убыло в составе 1 Як-7Б и 3 Як-1 с бортовыми номерами 31, 33, 47, 49. У Литвяк -33. Т.е. трио летчиц скорее всего засняли у новенькой (из только прибывших) машины какой-то другой части, к которой они были приданы. Я пока не нашел какой. Во всяком случае звено летчиц убыло на фронт 10.9.42 г. со своей матчастью, а машину № 4492 с завода отдали 12.9.42 г. Серийный номер машины Литвяк, с которым она убыла на Сталинградский фронт 3841 (по боевому расчету 586-го иап на 30.9.42 г.) - соответственно это даже не "ушастый" Як-1.
К сожалению, история женщин-истребителей сплошь "залегендирована" и пестрит явными косяками. Переписывают друг у друга всякую ерунду. На меня выходили ребята, строившие макет для фильма, и мой вопрос: работал ли кто-то из съемочной группы в архиве и знают ли они серийные номера машин, на которых летала и погибла Литвяк? - остался без ответа. На тот момент я тоже не знал, поэтому и спросил, чтобы точнее проконсультировать по матчасти. Сейчас большей частью знаю.
Так возможно, или фейк? Просто насколько мне известно, Гена Петров тоже в этом маленько участвует..Вроде не последний далеко человек.
Я то в этом полный ноль, не моя тема...
Есть еще один источник - ИМХО более достоверный, чем ранее публиковавшиеся - книга Л.Виноградовой "Защищая Родину. Летчицы Великой Отечественной". Хотя и в этой книге встречаются и ошибки, и натяжки, из-за незнакомства автора, видимо, с подлинными архивными документами. Поэтому изложенное в книге сейчас приходится проверять в разрезе дат и событий документально и вкупе со всем происходившим в те дни на этом участке фронта. Например, 31 июля за день в 1-й гвардейской шад не вернулось с задания 18 Ил-2, не смотря на прикрытие истребителями. Повлияло ли это на боевые действия на следующий день, когда погибла Литвяк? Безусловно. Каким образом - надо устанавливать.
По машине № 4492 пока новых данных нет. Какого полка эта машина пока не установлено. Однозначно ее не было ни в 586-м иап, ни в полках 268-й-й иад (6-й гиад). Из источника, упомянутого выше, можно сделать предположение, что фотосессия Б.Цейтлина проводилась на аэродроме Житкур, в бытность летчиц в 9-м гиап в октябре 1942 г. Но в этот период на аэродроме было несколько еще частей на пополнении и доукомплектовании. Может перелетал кто и у новенького самолета летчиц засняли. Пропаганда, однако...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы