Як-9ТД это то, что позже в литературе стали называть общим индексом "Як-9ДД", как машина была представлена в НИИ ВВС. "Ноги" у него растут из постановления ГКО 5220 от 20 февраля 1944 года: " О выпуске самолетов Як-9 в варианте истребителей сопровождения с дальностью 2000 км." В мае 1944 года на гос. испытания в НИИ ВВС выкатили первый самолет, переоборудованный из новосибирского Як-9Т на опытном 115 заводе. Постановление предписывает заводу №153 изготовить 80 самолетов Як-9 в варианте истребителя сопровождения с вооружением 1 пушка ШВАК и 1 пулемет УБ. Возможно, эти самолеты не выпускались отдельной серией, а были распределены внутри серий Як-9Т, следуя головному образцу из серии Як-9Т №0915389. Так как новосибирский завод имел повторяющуюся нумерацию для машин с 20-мм и 37-мм пушкой, то чтобы отличать эти машины, с первыми обязательно использовался индекс "Д", а со вторыми "Т". В свою очередь, видимо, чтобы выделить восьмибачные машины из общей серии Т стали использовать индекс "ТД". По выпуску так называемых "ДД" на омском заводе №166 пока непонятно, так как Омск выпускал четырехбачные машины с 20-мм пушкой изначально без всяких индексов, просто Як-9. Смысл в индексе "Д" в отношении машин с запасом топлива 480кг исчез как раз 1 марта 1943 года, когда все Яки стали выпускаться с четырьмя баками. Временное ТО как раз машины с восьмью баками именует как "Д" и это обозначение - Як-9Д скорее всего принадлежит машинам именно Омского завода, но всё это требует дальнейшей проверки.
Текст постановления.
И как дополнительное свидетельство за 20 мм ШВАК на Як-9ТД, в Инструкции по ТО самолетов Як-9Т и Як-9ТД, в разделе "Запуск мотора от аэродромного автостартера" необходимость использовать переходник-удлинитель (из-за торчащего ствола) в скобках указана "только для самолетов Як-9Т".
Так наоборот - всё срастается. Скорее всего омский завод и вовсе не причастен к выпуску данного типа. Я ему уделил внимание только потому, что он упомянут в книге Якубовича, но тот вероятно просто попутал Омск с Новосибирском. А Як-9Р как раз все выпуска 166 завода. Получается что все 399 машин с восьмью баками были выпущены заводом №153 с заводским индексом Як-9ТД. По крайней мере, он был таковым до самого конца 1944 года, когда данному типу было присвоено официальное наименование Як-9Д.
К упомянутому в предыдущем посте переходнику для автостартера еще добавлю пункт 21 из инструкции, касающийся стыковки крыла и фюзеляжа: "Укрепить гильзоотвод МП (для самолета Як-9Т)", что опять говорит в пользу ШВАКА на Як-9ТД, которому такая операция не требуется, так как гильзы от ШВАК собираются в гильзозвеньесборнике пулемета.
Не срастается! Инструкция на ТД утверждена 27 апреля 1945 года.
Ну и что? Наверняка найдется более ранний ее вариант или редакция. Каждая редакция утверждается своей датой. Самолет выпускался и именовался в документах как ТД с весны 1944. Понятно, что инструкция рассчитана на более раннее наименование типа, поскольку он уже находится в эксплуатации.
Посоветуйте пожалуйста. В матчасти Яков слабоват. Хочу собрать Як-9 (желательно "Д") 1/72, но найти не могу. Реально ли его переделать и собрать (минимальными работами) из какого-нибудь другого Яка, например Як-3?
AndreyMG
странный вопрос. а какой "Д" вообще ищется?? ИСМ и Дакопласт/Валом - из коробки я б не стал собирать, а других и не было (Эйрфикс это вообще отдельная песня...). думаю с таким подходом лучше не трогать эту тему, ибо "минимальными работами" в любом случае не отделаться, если по-хорошему. и тем более не из Як-3. на крайний случай - искать Дакопласт и его перепаковки, хотя считаю - лучше уж никакой не делать (ждать может выпустит кто новую модель), если не переделывать.
а если переделывать (Дакопласт-перапаки/Валом), то:
1. сделать новый воздухозаборник маслорадиатора
2. исправить сечение капота
3. заменить фонарь (благо недавно появились ваку Бренган на Як-1б - подойдет)
4. заменить ущербные щитки шасси
5. остальное мелочи
AndreyMG
странный вопрос. а какой "Д" вообще ищется?? ИСМ и Дакопласт/Валом - из коробки я б не стал собирать, а других и не было (Эйрфикс это вообще отдельная песня...). думаю с таким подходом лучше не трогать эту тему, ибо "минимальными работами" в любом случае не отделаться, если по-хорошему. и тем более не из Як-3. на крайний случай - искать Дакопласт и его перепаковки, хотя считаю - лучше уж никакой не делать (ждать может выпустит кто новую модель).
Спасибо за развернутый ответ! Я бы хотел собрать все основные Яки период ВОв. Девятый в России найти затруднительно, да и за дровищи отдавать много денег не хочется (на иностранных аукционах есть Амодел, но морока с оплатой и обманами). Под переделкой я имел в виду - минимальные работы, чтобы не всю модель пришлось пилить, к этому не готов, хотя умею. Из Як-9 просто хотелось собрать самый массовый и бывалый, а не единичный прототип.
Хочу собрать Як-9 (желательно "Д") 1/72, но найти не могу. Реально ли его переделать и собрать (минимальными работами) из какого-нибудь другого Яка, например Як-3?
Если много пилить нет желания, то лучше подождите, набивайте мастерство на Армовском Як-1Б. Думаю уже в обозримом будущем ситуация с Як-9 в 72 масштабе улучшится, тогда и оторвётесь по полной.
Добавлено: Пт Фев 19, 2021 9:57 am
Заголовок сообщения:
А-Макетчик писал(а):
AndreyMG писал(а):
Хочу собрать Як-9 (желательно "Д") 1/72, но найти не могу. Реально ли его переделать и собрать (минимальными работами) из какого-нибудь другого Яка, например Як-3?
Если много пилить нет желания, то лучше подождите, набивайте мастерство на Армовском Як-1Б. Думаю уже в обозримом будущем ситуация с Як-9 в 72 масштабе улучшится, тогда и оторвётесь по полной.
Спасибо! Подожду, хотя аукционы посматриваю, все редкие лотты аккуратно сметаются) От Армы красавца купил, ждёт своего времени)
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы