Удивило только вот что:завод который делал эти Як-9У выпускает в 1993 г описание, явно на базе описания Як-9П, где кругом - цельнометаллическое крыло с характерными эллиптическими законцовками, металлическая обшивка фюзеляжа,окно под антенну РПК, характерные для "П" обдув свечей , патрубков и генератора и тд, и называют это всё Як-9У!? Это что - дремучесть? Или может на заводе все Яки с ВК-107 называли "У"?
Аналогично - начинающим коллегам не завидую (сам между "У" и "П" разобраться не могу).
А может ответ скрыт в мемуарах Е.Г.Адлера, где он вспоминает как его и других ветеранов ОКБ (очень пожилых людей) пригласили для воссоздания техдокументации на реплики Як-1 и Як-9.
Вот любопытные цитаты:
по Як-3 - "...ветеранов-конструкторов в ОКБ, способных вспомнить прошлое и грамотно разобраться в противоречивой техдокументации, осталось очень мало..."
по Як-9 - "...Руководство этим делом, т.е. воссозданием единого комплекта техдокументации из множества вариантов этого истребителя (строившегося крупными сериями на различных заводах во время войны) поручили автору этих строк..."
Так документация эта похоже нужна была для проекта новоделов, с Аллисонами, вот и получился "типа Як", хорошо конечно , что хоть такие летают. Но в тонкостях отличий У и П это мало поможет.
Гораздо интереснее было бы увидеть некоторые заводские чертежи - например фермы фюзеляжа на 1, 3, 7 и 9-й Яки и теоретический чертеж на них же
Вот подумалось, счас накачают люди себе это ТО(в целом кстати очень полезное, глава "вооружение" так просто откровение) и как трудно будет доказать , что Як-9У должен быть с фанерной обшивкой.
Видел новую книгу (Якубовича вроде) про Як-9 - там похоже решен вопрос о круглых законцовках, с 34 серии, то есть на М-ках уже были, следовательно у Як-9У должны быть тоже. Ну и ценные куски ТО.
Согласен - они не были круглыми под радиус и слово "круглые" надо брать в кавычки , в книге именно аналогичные вашему фото.
Кроме того я невнимательно читал ветку
Добавлено: Ср Фев 17, 2010 3:58 am
Заголовок сообщения:
Начал тему на Авиафоруме, но почти нет ответов.
http://aviaforum.ru/showthread.php?t=26072
Это явно ранние "У" но что за машины? Заодно и про окраску одной простой "девятки", не знаю, куда ее "приткнуть".
Добавлено: Ср Фев 17, 2010 11:39 am
Заголовок сообщения:
По поводу первых двух фото - по всему выходит, что это Як-9У ВК-105ПФ. Все признаки "Ушки", но со 105м движком, судя по патрубкам. У Степанца такая машина описана, указано, что такие машины серийно не выпускались, но для Покрышева (или для фотосъемки ) могли и организовать такой аппарат.
Касательно машины с б/н 51 - кмк, это какие-то эксперименты с модификацией ПД, и вот почему. АТС пишет про Як-9ПД модифицированный, 01-29: "...В конструкцию самолета внесены следующие изменения: крыло увеличено по размаху на 1,0 м и по площади на 0,65 м2..." Фотки "29" известны, есть у Гордона, например. Так вот судя по фото машины №51, у нее, похоже, тоже увеличено крыло, очень длинный элерон, вот сравнение его с обычным Д:
Может быть эта машина - Як-9ПД с М-106ПВ. Вот у АТС: "...ввиду неудовлетворительной работы М-105ПД в процессе испытаний в ЛИИ в порядке эксперимента он был заменен на М-106ПВ (повышенной высотности)". Дата на фото более-менее подходит, с этим движком на ПД возились в октябре 43го. А с 44го стали работать над высотником на базе 9У.
Какие будут мнения?
По боковику ничего не остается сказать, кроме того, что крайне маловероятно, чтобы и в авиации, и в танковых войсках нашлись Кисенко, у каждого из которых были приемные отцы по фамилии Шульга, да еще согласовавшие друг с другом текст дарственной надписи. Полагаю, боковик без подтверждения. Это странно, поскольку фотографий реальных дарственных Як-9 достаточно много.
По поводу первых двух фото - по всему выходит, что это Як-9У ВК-105ПФ. Все признаки "Ушки", но со 105м движком, судя по патрубкам. У Степанца такая машина описана, указано, что такие машины серийно не выпускались, но для Покрышева (или для фотосъемки ) могли и организовать такой аппарат.
Я задавал этот вопрос на Аифе, никто ничего толком пояснить не смог. По патрубкам и боковому щитку с двумя прорезями это больше на Як-7 похоже. В хронике какой-то подобный аппарат мелькал, но сказать что на фото именно он, я не могу.
Второй аппарат вижу впервые. Но сверху капота у него выход воздуха по типу самого первого Як-9 М-107, отдельные фрагменты которого выкладывал KSL несколькими страницами ранее. И крыло таки да, нестандартное, причем от обычного ПД отличается именно длинным элероном.
Фото Як-9ПД с М-106ПВ есть в книге Гордона, и это не он.
Добавлено: Пт Фев 19, 2010 3:07 am
Заголовок сообщения:
Romario писал(а):
Я задавал этот вопрос на Аифе, никто ничего толком пояснить не смог. По патрубкам и боковому щитку с двумя прорезями это больше на Як-7 похоже.
Взял полистать книжку Якубовича - на стр.24-25 есть фото раннего Як-9 с М-106-1ск. Машина, переделанная на 115м заводе. Патрубки и двойная прорезь на щитке - те же. Не могла ли машина для Покрышева (ну или назовем ее "та возле которой они сфотографироовались) быть из числа девяток, бывших в распоряжении КБшного завода в качестве "стендов" и имевших такие патрубки и двойные прорези?
UPD: заметил в статье Хазанова в ИА "Долгий путь на фронт улучшенной девятки", что Як-7 с М-107 тоже имел место, проходил испытания. Так что мешанина компоновок на 115м заводе была изрядная.
Цитата:
Второй аппарат вижу впервые. Но сверху капота у него выход воздуха по типу самого первого Як-9 М-107, отдельные фрагменты которого выкладывал KSL несколькими страницами ранее. И крыло таки да, нестандартное, причем от обычного ПД отличается именно длинным элероном.
Фото Як-9ПД с М-106ПВ есть в книге Гордона, и это не он.
Ага, сейчас нашел у Гордона. Тут вот какое дело - на стр.51 у Якубовича то фото, что у Гордона подписано "Як-9ПД с М-106ПВ" у Якубовича именуется "Як-9 №270166019 з-да 301 с ВК-105ПВ с 2-ступенчатым нагнетателем Э-100". Хотя с подписями у Якубовича залепухи встречаются, в этом случае с учетом таких подробностей выглядит достоверно. Если так, то вакансия ПД со 106-м освобождается и б-н 51 может быть именно ПД с М-106ПВ (по АТС, их как раз 301й з-д выпустил в кол-ве 30 шт.). Вообще машины на этих 2 фото похожи, и, если глаза не врут, то по-моему на том самом месте, где у 51го выход воздуха, у второго какое-то странное пятно, не ретушь ли.
Добавлено: Ср Фев 24, 2010 10:20 am
Заголовок сообщения:
Кажется, немножко нашел: В журн. ИА в статье Хазанова "Долгий путь на фронт улучшенной "девятки"" написано, что весной 1943 г. заводом № 115 были получены с завода №153 планеры Як-9Д, которые стали дорабатывать под М-107А. Было сделано 8 машин. Летные испытания проходили в ЛИИ с 4 августа по 21 октября 1943 г. Моторы работали плохо, и "...наиболее неприятная история произошла с мотором №317-2 на самолете с бортовым номером 51, когда двигатель вспыхнул на 29-м часу работы...". Машина №51 на фото в принципе соответствует Як-9Д с переделками, связанными с М-107. Загадкой остается только длинный элерон, хотя на глаз мне кажется, что крыло обычного размаха.
В статье есть и фото, но там Як-9 со смещенной кабиной, т. е. уже на базе не Д, а М, и выпускать их (эмки) вроде стали позже. То есть это машина совсем не из той группы.
Добавлено: Ср Фев 24, 2010 11:54 am
Заголовок сообщения:
nikitayak писал(а):
Кажется, немножко нашел: В журн. ИА в статье Хазанова "Долгий путь на фронт улучшенной "девятки"" написано, что весной 1943 г. заводом № 115 были получены с завода №153 планеры Як-9Д, которые стали дорабатывать под М-107А. Было сделано 8 машин. Летные испытания проходили в ЛИИ с 4 августа по 21 октября 1943 г. Моторы работали плохо, и "...наиболее неприятная история произошла с мотором №317-2 на самолете с бортовым номером 51, когда двигатель вспыхнул на 29-м часу работы...". Машина №51 на фото в принципе соответствует Як-9Д с переделками, связанными с М-107. Загадкой остается только длинный элерон, хотя на глаз мне кажется, что крыло обычного размаха...
Есть такое дело, тоже буквально позавчера прочитал. Честно говоря, подумал, что фото датировано декабрем, а испытания шли в октябре, и посколдьку был пожар, то машину списали. Наверно, возможно, что планер при пожаре не пострадал и продолжал использоваться и дальше.
Касательно же длинного элерона, я могу и ошибаться, возможно, ракурс такой, что создал у меня иллюзию. Вот поставил рядом в близких ракурсах 51й, обычную 9ку и ПД.
Ракурсы близкие, но угловые координаты штука коварная - попробуйте верхнее и нижнее фото мысленно довернуть до среднего - на всех внутренний обрез элерона "заедет" визуально к фюзеляжу за стойку шасси.
Ракурсы близкие, но угловые координаты штука коварная - попробуйте верхнее и нижнее фото мысленно довернуть до среднего - на всех внутренний обрез элерона "заедет" визуально к фюзеляжу за стойку шасси.
Совершенно справедливо... я здесь больше пытался полный размах посравнивать, или длину элерона в сторону законцовки. Внутренний край элерона похоже на всех трех крыльях стоит на равной дистанции от фюзеляжа.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы