Приветствую, коллеги! На модель нанесен финишный слой лака и она сохнет у окна под жарким вечерним майским воздухом. А пока идет процесс сушки пишется статья. На эту модель вдохновило желание собрать что-то «гусенично-ползующего», а также содержание самой коробки.
Прототип
Centurion A41 является британским средним танком второй половины 1940-х годов. Он был разработан в 1943—1944 годах с целью противостоять германским тяжёлым танкам в рамках концепции «универсального танка», который должен был заменить собой существовавшие ранее пехотные и крейсерские танки. Первые серийные боевые машины поступили в войска в 1945 году, уже после окончания боевых действий в Европе. Находясь в серийном производстве с 1945 по 1962 год, он многократно модернизировался. «Centurion» составлял основу танкового парка Великобритании вплоть до середины 1960-х, когда был сменён основным боевым танком «Chieftain». Большая часть выпущенных танков была, после снятия с вооружения, поставлена ряду других стран.
Centurion Shot — это вариант израильской модернизации в 1973 году танков поколений Mk.3 — Mk 7, состоявшего на вооружении сухопутных танковых сил Армии Обороны Израиля. На иврите Шот означает «бич», или «кнут», Шот Каль — «лёгкий кнут». Всего было закуплено около 1100 танков. Модернизация заключалась в следующих моментах:
английский бензиновый двигатель водяного охлаждения «Метеор» заменялся на американский дизель «Теледайн Континенталь» AVDS-1790-2АС с воздушным охлаждением;
механическая трансмиссия заменялась на гидромеханическую трансмиссию типа «кросс-драйв» «Аллисон» CD850-6;
моторное отделение перекомпоновывалось для новой системы охлаждения двигателя;
на надгусеничных полках устанавливались бронированные воздушные фильтры;
заменялась электросистема танка;
модернизировались головные фары.
После модернизации у танка увеличивалась подвижность и запас хода, упростилось управление, а также уменьшить пожароопасность, за счет перехода на дизельное топливо. Кроме того, новые дизельные двигатели имели намного больший моторесурс, чем устаревшие английские «Метеоры». Боезапас танка увеличился до 72 выстрелов.
Вопреки инструкции, в соответствии с которой первым должны собираться детали ходовой, начало было положено с «ванны» корпуса, на которую крепились задний и передний бронелисты, верхняя передняя панель и капоты двигателя. Данное решение продиктовано тем, что производить окраску «загусеничного» пространства, как мне кажется, удобнее без тележек ходовой и к тому же будет меньше на рабочем столе находиться деталей, которые «должны крепиться потом», что уменьшает риск их потерять или повредить.
Также на ней были закреплены задние редукторы и оси поддерживающих катков. И уже на данном этапе эта модель дала возможность попробовать мне что-то новое и пополнить модельный опыт: «скатка» на задний борт поставляется из смолы и эта была моя работа с подобным материалом. Хоть и совсем не большая. Получилось аккуратно отделить «скатку» от питателя и потом более точно обработать ее полукруглым надфилем, а затем приклеить ее на супер-клей.
Детали небольшого размера, такие как шанцевый инструмент, запасные катки и прочее, крепящиеся на корпус, отделять от литников и устанавливать пока не стал.
Далее пришло время формирования башни. Ее продольное членение мне также кажется достаточно необычным. Далее она была дополнена дополнительными элементами в виде фототравленых и пластиковых (обычных и прозрачных) деталей. Люки открывать не стал, так как интерьера не прилагается. Казавшаяся мне вначале хлипкой забашенная «корзина», после полимеризации клея вела себя на удивление устойчиво и «твердо».
После башни пришло время собирать ходовую часть в виде шести тележек. Здесь следует отметить то, что производитель предусмотрел возможность получить подвижную ходовую. Это достигается соединением ряда деталей не на клей, а заплавлением избыточной длины штифтов (получается что-то вроде развальцовывания).
Итого после проведения описанных выше процедур, а также еще ряда более мелких операций (добавление надгусеничных полок и ящиков, фар, поручней и др.) настало время основных покрасочных работ.
В качестве базового цвета был выбран акрилTamiya XF-60 DARK YELLOW, который наносился кистью Пони №3 в два слоя в перпендикулярных направлениях.
После покрытия первым слоем лака XF-35 SEMI GLOSS CLEAR была сделана«смывка» акварелью. Здесь решил провести небольшой эксперимент: первым слоем была нанесена коричневая акварель, а затем (после высыхания первого слоя) – черная, но только на «жабры» охлаждения двигателя и местами поверх коричневого цвета. Для более мягкого перехода между цветами (коричнывый / черный) места их стыка растушевывались влажной кистью. Брызговики спереди окрашены XF-69 NATO BLACK, а внутренняя часть левой задней корзины на башне – X-1 BLACK. На фото видно, что тяжелый точеный ствол под своим весом находится в нижнем положении, а резиновые втулки в шарнирах внутри башни по причине малого трения не могут его удержать. В конце сборки ствол будет зафиксирован супер-клеем.
Так как однотонный песочный танк смотрится не совсем живо и интересно, то далее следует добавить следы эксплуатации и износа. Первым делом была сделана имитация истирания покрытия до метала с помощью XF-16 FLAT ALUMINUM на таких местах как петли и ручки.
После изучения некоторого количества материалов по окраске БТТ для придания более интересного вида остановился на варианте использования для этого «спонжа» или губки. Можно даже сказать, что дальнейшая отделка танка проходила по мотивам небесспорной «испанской техники». Для меня это также стало первым опытом применения такого инструмента как губки. В данном процессе старался соблюсти меру и не переборщить.
Итак, для использования были выбраны два типа обычных бытовых губок: №1 – губка банная с большим порами, №2 – губка для мытья посуды с более маленькими порами. От каждой был отделен небольшой кусочек и процесс «пошел». Как я понял здесь есть один нюанс - главное после макания губки в краску сделать первые 2-3 «тычка» на бумагу или ткань. Этим снимется излишек краски и можно будет примерно оценить размер получаемого пятна.
Первым слоем на места, наиболее подверженным различным воздействиям (углы и грани, области около ручек и замков), и «по наитию» наносился XF-72 BROWN (JGSDF).
Второй слой состоял из X-1 BLACK, а третий – из XF-68 NATO BROWN.
После слоев «спонжа» кистью 0000 на некоторых гранях цветом X-1 BLACK имитируются локальные сколы и царапины. Далее часть из них можно «усложнить» нанесением небольшого количества XF-16 FLAT ALUMINUM.
Аналогичное нанесение цветов использовалось на башне, тележках ходовой и катках. Также грани корпуса и башни выделены простым карандашом, а на их плоских поверхностях сделано небольшое локальное затемнение натертым графитом.
Перед креплением бортовых экранов следует установить катки и натянуть гусеницу. На данном этапе было обнаружено две проблемы. №1 – резиновые втулки внутри пары траков никак не хотели налезать на оси ходовой, а поскольку к этому моменту тележки уже были закреплены на корпусе, то слишком большое усилие могло сломать подвижные рычаги. Стачивание надфилем каждой оси с примеркой в итоге позволило установить катки. №2 – виниловая гусеница на отдельных участках имела много облоя. Часть из него просто обрезалась ножницами и острыми режущими концами. По каткам следует отметить и то, что их бандажи были даны отдельными виниловыми «шинами», которые приклеивались на супер-клей и тонировались смесью из примерно равных частей 646 растворителя, XF-2 FLAT WHITE и XF-77 IJN GRAY (SASEBO ARSENAL),
Сама гусеница, ввиду исходного черного цвета, была «смыта» с использованием XF-68 NATO BROWN и 646 растворителя. Это дало также некоторую неравномерность черного цвета. Грани траков в местах контакта с грунтом методом «сухой кисти» обрабатывались XF-16 FLAT ALUMINUM.
После двух проб сил в новых для меня областях моделизма (работа со смолой и губкой), далее посетила идея попробовать заменить прилагаемую для троса нить на что-то более копийное. Для этого был найден многожильный витой провод и отделен от оплетки. Закрепив один конец в патрон шуруповерта, а второй в плоскогубцах, начал не очень быстро завивать провод в уже имеющемся направлении до требуемой степени закрутки. Тут следует отметить следующий момент: в процессе закручивания длина провода уменьшается – отрезать заготовку следует с запасом. Также решил попробовать технологию «тянутого» литника для изготовления антенн, да и инструкция советует пользоваться именно этим методам и приводит краткое описание из двух рисунков. Первая попытка, как обычно и бывает, успехом не увенчалась (не надо было греть только один участок), а вторая и третья вполне удались (прогрев осуществлялся на длине около 2,5 см, далее плавное уверенное растяжение с небольшим возвратом при охлаждении).
Для нанесения декалей было выбрано состояние на 1973 год в Синайской пустыне Ugdat Adan, Yom Kippur War.
Итого, после дополнения башни пулеметом (Mr.Hobby H38 STEEL RED, сухая кисть XF-16 FLAT ALUMINUM) и шанцевым инструментом (рукоятки XF-68 NATO BROWN, рабочие части Mr.Hobby H38 STEEL RED).
Осталось нанести тот самый финальный слой лака Mr.Hobby H20 FLAT CLEAR, о котором говорилось в начале, и модель готова.
Пока писалась статья, лак давно высох, можно соединять башню с корпусом и делать снимки.
Итог
В процессе постройки удалось получить большое удовольствие и, что также немаловажно, новый модельный опыт в части работы со смоляными деталями, нанесения следов износа губкой, изготовления троса из провода и получения «тянутого» литника.
Готов ответить на вопросы и принять конструктивную критику.
С уважением, Marakar.
P.S.
Еще одна модель заняла свое место на полке. А другая модель заняла свое место «на стапеле» - это вертолет Dauphin II 1/48 от Kitty Hawk.
Очень смотрибельная работа,ржавчинка там..потёртости всякие здорово сделаны..,но как по мне то глянца многовато..можно сказать блестит по "самолетному")))
hawk126, Oleg83tt, спасибо за отзывы!
По поводу глянца могу сказать следующее: модель покрывалась финальным слоем матового лака. Излишки глянца и особенно на башне, на мой взгляд, вызваны условиями съемки и вспышкой. Будем стараться улучшать качество фотографий.
С уважением, Marakar.
Тема: AFV Club 1/35 Centurion Mk.5/1 IDF Sh...(#7399) - обсуждение
Башня сильно блестит, а так все хорошо!