Легкий крейсер Японского императорского флота, «Яхаги».
Данный корабль я строил с перерывами 13 месяцев, стройка велась в рамках ГБ «Флот -3», детальный процесс стройки корабля можно посмотреть тут
Немного истории
Крейсер Яхаги был вторым в серии из четырёх лёгких крейсеров типа Агано и был предназначен стать флагманом соединений эскадренных миноносцев.
Строительство крейсера началось 11 ноября 1941 года, введен в эксплуатацию был 29 декабря 1943 года.
Длина крейсера составляла 162 м при ширине по мидель-шпангоуту 15,2 м и осадке 5,6 м. Водоизмещение крейсера 7600 т. На крейсерах стояло по шесть котлов Канпон и четыре турбо-зубчатых агрегата с четырьмя гребными винтами. Мощность машин 100 000 л.с, скорость полного хода 35 узлов. Расчетная дальность плавания 18-узловым ходом 6000 морских миль. Экипаж - 736 человек.
Толщина броневого пояса крейсера составляла 60 мм, бронепояс прикрывал машинное отделение. Толщина бронепалубы и брони надстройки - 16-40 мм.
Главный калибр крейсера составляли шесть 155-мм орудий тип 41 в трех двухорудийных башнях, двух носовых и одной кормовой. Артиллерия среднего калибра представлена четырьмя 3-дюймовыми универсальными пушками тип 98 в двух двухорудийных установках тип "А". Также на крейсерах ставили порядка 61го 25-мм зенитного автомата тип 96 в строенном и одноствольном вариантах. Торпедное вооружение - два четырехтрубных торпедных аппарата калибра 610 мм с боезапасом в 16 торпед. Предусматривалось размещение до 102 глубинных бомб. На крейсере смонтирована одна авиационная катапульта, на корабле могли базироваться два гидросамолета Аичи Е13А.
Каких либо успехов этим крейсерам добиться не удалось. Можно отметить только участие «Агано» в эвакуации японских войск с Гуадалканала, а собственно герой этой статьи, крейсер «Яхаги», сопровождал в последний путь знаменитый линкор «Ямато». Операция «Тэн-ити-го», так называлась та самая известная самоубийственная операция Японского императорского флота в далеком апреле 1945 года. Целью операции было уничтожение совместно с боевыми вылетами камикадзе американских сил, производящих высадку на Окинаве. Предполагалось отвлечение эскадрой Ямато авианосной авиации американцев в то время как камикадзе беспрепятственно проводили бы свои атаки с воздуха. В случае успешного прорыва эскадры к плацдарму предполагалось затопить «Ямато» на отмели и использовать в дальнейшем как плавучую батарею, поскольку топлива, выделенного эскадре на проведение операции, хватало только на путь в один конец. Но операция закончилась провалом, американцы обнаружили японские корабли и по сути 1 линкор, 1 легкий крейсер и 8 эсминцев японцев приняли на себя удар 11 авианосцев с порядка 386тью американскими самолетами. Под массированными атаками американцев сам «Ямато» и легкий крейсер «Яхаги» вместе с 4мя из восьми эсминцев были потоплены.
Набор
Набор от японской фирмы Hasegawa в масштабе 1/350. Отдельного обзора по этому набору я, к сожалению, не делал. Вкратце скажу, что качество литья и стыкуемость, как и полагается у Хасегавы, на высоте. Набор содержит исключительно пластиковые детали, никаких плат травления, смоляных деталей, точеных стволов и прочих «плюшек» в наборе нет. Помимо пластика в коробке Вы найдете: цветовую схему корабля, детальный чертеж/план (в полный размер модели), огромный цветной постер, кулечек с декалями, литником с прозрачными деталями и металлические якорные цепи. Ну и конечно инструкцию. Инструкция полностью понятна и логична, за весь процесс сборки косяков, неточностей или забытых моментов и деталей, не обнаружено!
После сборки у Вас останется очень много не пригодившихся деталей. Это продиктовано двумя моментами, первый - это то, что Хасегава делает часть литников универсальными и кладет их не только в коробку с Яхаги но и в коробки с Агано и Ноширо (пока из четырёх кораблей этого класса, Хасегава обделила вниманием только Сакаву), а второй момент, это если Вы собираете корабль, как и предлагает набор состоянием на его последний поход, Вам не понадобятся спасательные плав средства (кроме одного в кормовой части по правому борту), один из двух самолетов и еще пара мелочей. Все это богатство было попросту снято с Яхаги перед его выходом в «последний путь».
Афтермаркет
Изначально планировал постараться собрать этот корабль максимально ажурно. Вместе с кораблем было заказано и родное Хасегавовское травление, наборы :
Должен отметить, что наборы очень полезные и после сборки у меня практически ничего не осталось не освоенным! Травление очень хорошего качества, прощает ошибки при сгибании, собирается и стыкуется между собой и с пластиком на отлично. Клеил супер текучим клеем DoneDeal.
Особого внимание заслуживает полностью травленая палуба из набора 40075 DETAIL UP PARTS SUPER
Честно говоря, смотрится палуба в собранном виде просто обалденно, но к сожалению часть этой красоты, особенно это касается ребер жесткости, после установки на палубу попросту не видна.
Помимо «родных» наборов травления, указанных выше, при сборке было использовано:
Master Model SM-350-024 RC VARYAG – использовал частично для изготовления мачт.
Master Model SM-350-011 IJN 25 mm три набора- стволы зениток.
FlyHawk FH 350012 IJN ammunition box – два вида ящиков для зениток (открытые и зыкрытые)
ACE r350-3 Ship Stars and Ladders
ABER 35A15 Bolts and nuts
MK1 Design MS -35006 IJN Crane set
Ну и еще горстка разных мелких деталюшек из собственных запасов/остатков.
А так же трубочки, проволочки, иглы, листовой пластик и прочие подручные средства.
Сборка
Детально процесс стройки при желании можно посмотреть в выше указанной построечной теме, в данной статье остановлюсь только на нескольких моментах.
И так, как я и говорил этот набор Хасегава сделала от части универсальным. Именно этим и продиктовано решение Хасегавы сделать вот эти выемки в бортах корпуса.
Это сделано из за того, что на Агано там располагается еще один ярус иллюминаторов, а на Яхаги второго яруса иллюминаторов уже небыло. В зависимости от того какой вы корабль приобрели, Вам придётся вставить в эти выемки соответствующие заглушки. Этим заглушкам, невзирая на их, казалось бы, простоту, нужно отнестись серьезно. Редкая модель в собранном виде, из тех что есть в сети на данный момент (и моя не исключение), могут похвастаться незаметностью этих вставок после окраски. Ничего сложного в этом нет, но все же.
Еще один знаменательный для меня момент сборки, это конечно поклейка травленых нащельников, стыков линолеума.
Ну и муторное это занятие!! Со стороны кажется плевым делом, но на самом деле на эти нащельники (помимо двух наборов от Флайхока) уходит просто вагон времени и терпения!! В дальнейшем они были покрашены вместе с палубой в цвет линолеума, а после высыхания, краска с нашельников была снята с помощью ножа и наждачки.
Так же мной были изготовлены самодельные мачты и флагштоки в замен родных пластиковых. Причины как всегда просты, пластик немасштабно толстый и очень эластичный, выдержать натяжку такелажа, практически не способен, а вот самодельные справились с этими задачами на ура.
Для такелажа использовал, эластичную нить (очень понравился материал, хорошо натягивается, клеиться и легко окрашивается ) и Белорусскую нить ХоббиПлюс.
Окраска
Использовал грунт и краски от Тамии. Краски акрил.
Основной цвет – XF-77 IJN Gray (Sasebo arsenal)
Днище – XF-9 Hull red
Линолеум – XF-79 Linoleum deck brown
Самолет – XF-70 IJN Dark green 2, XF-12 JN Grey
Деревянные части – XF-57 Buff
Для тонировки использовал наборы от АК interactive: AK 555 naval 1, AK 556 naval 2, AK 026 Slimy grime dark (чуть-чуть «гасил» винты), акварель, а так же Тамиевскую смывку ITEM 87131 Panel line accent color (black) и пудреницу Тамия ITEM 89959 for Japanese navy ships.
Набор у Хасегавы вышел просто отличный! В принципе, достаточно иметь сам набор с кораблем и родные наборы травления, чтобы собрать отличную модель корабля! Покупать его можно как опытному моделисту так и начинающему. Качество деталей набора и травления не будет доставлять неудобств и хлопот, а инструкция поможет абсолютно без проблем все это собрать в кучу.
В заключение хотелось бы выразить благодарность всем коллегам, которые следили за процессом стройки, помогали советом и не только. Спасибо большое!
Ну а теперь фото готовой модели.
Спасибо за внимание!
Вчера забрал колпак. Теперь модель может выходить из подполья, а то приходилось крейсер прятать в коробке :smile:
В принципе не отличить от заводского колпака, сравниваю с Трубачем. Плюс в отличии от Трубача на верхней части колпака нет технологического следа/дырки.
Правде стоит дороже тамиевского.