В настоящее время модели танка Шерман производятся как минимум тремя различными крупными мировыми производителями пластиковых моделей, не считая мелких, но гордых фирм и фирмочек,
причём в количествах и модификациях не уступающих выпуску реальных машин за годы второй мировой войны. Тамия на этом рынке давно заняла свою экологическую нишу, и, хотя сейчас её потеснили такие киты модельной индустрии, как Драгон, Тумпетер или Академия, продукция Тамии широко известна и традиционно имеет высокое качество.
Модель танка Шерман М4 появилась в конце 90-х годов, и относится к моделям второго поколения, выгодно отличающимся от прежних улучшенной деталировкой и качеством проработки отливок. Правда содержимое коробки больше соответствует не «Ранней» серии, а скорее «Средней», именуемой в специальной литературе «Mid Produktion», правда на соответствие деталей и их качество это никаким образам не влияет.
Коробка выполнена в традиционном для Тамии дизайне. На крышке из белого картона помещено цветное крупное изображение танка, по сути дела являющегося компьютерной обработкой реальной фотограии, что позволяет зачастую пользоваться им в качестве одного из вспомогательных ресурсов при воспроизведении мелких деталей. Второй план отсутствует. На боковых сторонах коробки изображены другие варианты окраски соответствующие прилагаемой декали, цветное изображение члена экипажа и прилагаемых к модели аксессуаров.
Следует отметить, что цвета на изображениях в достаточной степени соответствуют оригиналу (согласно палитрам цветов в каталоге той же Тамии) и ими можно пользоваться как наглядным пособием при покраске модели.
Инструкция содержит статью – передовицу, в которой кратко освещается история конструкции, и подробные и понятные рисунки, иллюстрирующие последовательность сборки основных узлов и заключительный этап. Последние 2 листа инструкции изображают варианты окраски вариантов содержащихся в декали в 4-х проекциях, в чёрно-белом исполнении. Каждый цвет помечен соответствующим индексом краски, название которой приведено в таблице основных цветов, согласно каталогу фирмы-производителя.
Декаль не отличается изобилием технологических надписей, приведены только серийные и бортовые номера и литеры, опознавательные знаки, и собственные имена машин.
Гусеничные ленты полиэтиленовые, достаточно эластичные, в отличие скажем, от производимых фирмой Академия, и достаточно тонко проработаны, что вполне позволяет использовать их при сборке модели, с учётом того, что на американской БТТ гусеницы, за счёт своих конструктивных особенностей, как правило максимально натянуты, и не имеют провисов. Модель комплектуется гусеницей с резиновым шевроном грунтозацепа, так же более характерной для машин «средних серий».
Набор содержит 6 Литников с деталями, один литник дублируется, для комплектации необходимым количеством катков. Катки прилагаются 2-х типов: ранние с перфорацией, и более поздние – литые. Так как все предусмотренные варианты данной модели имеют ранние катки, я рискну предположить, что литник с литыми катками достался в наследство от выпускавшейся ранее модели М4А3, поскольку на нём расположены детали, стандартизированные для обеих модификаций. Перфорированные катки проработаны на высоком уровне, намечены даже сварные швы, а вот литые не имеют парной технологической выштамповки.
По этому, тем, кто будет собирать модель Тамии с литыми катками, я бы посоветовал заменить их на катки производства фирмы «Драгон», благо в большинстве моделей танков «Шерман» от «Драгона» «лишних» деталей наберётся на четверть ещё одной модели. Ведущие звёздочки прилагаются двух типов – литая и сборная, обе из двух половинок – наружной и внутренней. Тележки шасси собираются всего из 3-х деталей, ( две половинки и пружинная рессора), но, несмотря на это, качество проработки их высокое. Модель комплектуется деталями трансмиссионного отделения двух видов: цельнолитой, и собираемой на болтах. Последняя, вместе с ранними катками, используется при сборке этого набора. Цельнолитая деталь так же досталась в наследство от модели М4А3.
Корпус выполнен одной деталью, соответствует машинам «Ранних» и «Средних» серий, крыша моторного отделения выполнена отдельной деталью. Выхлопные трубы так же прилагаются двух типов, соответствующие моделям М4 и М4А3, прилагается так же не используемые при сборке вентиляционная решётка, кормовой броневой лист, и поздние люки механика – водителя и радиста от модели М4А3. «Уши» вентиляционных каналов в задней части корпуса несколько меньше по размеру и не имеют сетчатых фильтров, а поскольку модель не комплектуется фототравленим, (один из немногих случаев, когда травление действительно необходимо) то воспроизводить сетку придётся самостоятельно, что, учитывая форму и маленький размер детали, достаточно трудоёмкое дело.
Шероховатость брони проработана не слишком мелко и не слишком рельефно, что производит самое благоприятное впечатление. Башня раннего типа с одним командирским люком, без командирской башенки, маска орудия соответствует машинам конечных «Ранних» и последующих серий. Арматурные ограждения смотровых приборов отсутствуют, так как появились на более поздних машинах. Из деталей интерьера башни присутствует казённик орудия и радиостанция в кормовой нише, но через единственный люк их практически не видно, что в принципе, и к лучшему…
В комплектацию модели входит дополнительная броня, места приклеивания обозначены на бортах корпуса и башне малозаметными рисками. Впечатление несколько портит незакрытое пространство между бортом корпуса и деталью днища, что, впрочем, для Тамии вполне обычная практика. Однако при натянутой гусенице это незаметно, если не переворачивать модель. При моделировании варианта с противопылевым экраном эта щель незаметна даже на перевёрнутой модели. Экран собирается из 3-х деталей, пластик достаточно тонкий и собранный не смотрится слишком «дубово», но апологеты фототравления всегда смогут заменить его на металлический. При сборке оригинального экрана рекомендуется уменьшить толщину наружной кромки наждаком или надфилем для большего соответствия.
Шанцевый инструмент традиционно для всех фирм отлит заодно с креплением. Посадочные места под него выполнены на корпусе отверстиями поистине устрашающего диаметра, но при сборке крепления инструмента их полностью закрывают, что является приятным сюрпризом. Фары цельнолитые, и, при желании их доработать, требуют высверливания и прокрашивания с последующим моделированием стекла с помощью «Клирфикса», или чего-то похожего. Ограждения фар в общем-то терпимой толщины, заменять ли их на металлические или пластиковые решать следует индивидуально. В набор аксессуаров входят канистры, емкость для масла, ящики, ранцы, запасные траки и катки. Модель комплектуется тремя бюстовыми фигурами экипажа и двумя ростовыми, одна из которых входила в комплектацию модели М4А3, а вторая сделана специально для рассматриваемой модели.
Сборка модели не представляет особого труда, за счёт удачного членения основных узлов и традиционной для фирмы производителя высокой совместимости деталей. Даже при «изкоробочной» сборке, удачно покрашенная и «состаренная» модель выглядит великолепно и может быть рекомендована как начинающим моделистам, так и их более опытным Коллегам. Тамию просто почти невозможно собрать плохо, можно только неудачно покрасить…
Бурдуков Георгий (Егор) ака Картер, СПб, январь 2008 года.
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.