Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Окраска для пилотажника Як-130

Где-то в середине ноября, теперь уже прошлого года, я наткнулся в Интернете на сообщение о конкурсах на цветовую схему окраски и на название для перспективной пилотажной группы на самолетах Як-130 (ее планируется создать в наступившем, 2013 году), объявленных АСК РусДжет совместно с ОКБ им. С.А. Яковлева. 

Дополнительную информацию можно посмотреть вот здесь . Сюда же ведет и ссылочка коллеги boroda76 с вот этого форума . Вот уже несколько лет, как я плотно «подсел» на технику именно пилотажных групп, поэтому решил обязательно поучаствовать в конкурсах.

Организаторы весьма лаконично изложили, так сказать, «требования заказчика».
Схема должна быть оригинальной, легко отличимой от существующих цветовых схем пилотажных групп мира; необходимо учесть, как будет выглядеть конкретный самолет в этой окраске при индивидуальном, а также групповом пилотаже при различных ракурсах относительно зрителей; желательно, чтобы в предлагаемых вариантах присутствовали мотивы цветовых схем национальной символики России, ВВС России; кроме того, окраска должна, по возможности, скрывать следы интенсивной эксплуатации.

Название группы должно одинаково хорошо и однозначно восприниматься всем мировым сообществом; обязательно должна учитываться благозвучность названия на английском и русском языке (чтобы не получилось такого же казуса, как в свое время с Жигулями, которые на экспорт пошли под именем «Lada»), при выборе названия следует руководствоваться тем, что Як-130 не только учебный, но и боевой самолет; ну и, конечно же, в названии группы нельзя использовать зарегистрированные торговые марки, созвучные им слова, словосочетания или аббревиатуры и т.д. и т.п.

Немного истории

Сразу признаюсь, с моей токи зрения проводить раздельно конкурсы на окраску и название пилотажной группы не совсем правильно. Многие группы, в том числе и отечественные, используют, и часто весьма успешно, название и эмблему, интегрированные в схему окраски, да и сама окраска, зачастую, отражает название. В качестве примера можно привести окраску российской группы «Стрижи». На мой взгляд, она если не самая удачная, то одна из лучших и красивых среди пилотажных групп мира. Кстати и требованиям конкурса вполне отвечает!
Перебрав набор известных мне грозных, шустрых и красивых российских птиц и не найдя ничего подходящего из того, что еще не используется (орлов и ястребов и без нас достаточно, да и как-то «ближе» они к США и НАТО; стрижи – весомо, звучно, но уже есть; ласточки – вроде бы хорошо: птица красивая, скоростная, маневренная, но для названия группы ВВС как-то мягковато, да и перевод – swallows, не вдохновил; лебеди, стерхи – тяжело), обратился к закромам интернета. Полученный список оказался достаточно емким. Поковырявшись в нем и отобрав несколько приемлемых, хотя и не столь грозных, как коршуны и соколы, названий, перевел их с помощью on-line переводчика на английский язык… Ой, не то, коллеги… Не то! Так что пришлось пойти по другому пути: сначала придумать окраску, а потом под нее название группы.

Эту задачу тоже не удалось решить, так сказать, «с наскока». «Требований заказчика» для формирования концепции будущей окраски оказалось недостаточно, пришлось дополнить их «требованиями разработчика», которые были получены в результате анализа окрасок многочисленных пилотажных групп мира. В выборку для рассмотрения были включены схемы окраски только реактивных самолетов, в различные годы входивших а состав групп преимущественно военной принадлежности, как действующих, так и «ушедших» в историю, и таковых оказалось более сотни!

Здесь уместно уточнить такие понятия, как «пилотажная группа» («группа высшего пилотажа») и «пилотажная окраска». Ранее такие группы называли демонстрационными, да и сейчас такое бывает. За рубежом они часто рождались в армейских или флотских подразделениях и объединяли в себе мастеров пилотажа, которые демонстрировали свое мастерство, и не всегда для «широкой публики». На Родине, как повелось, предпочтительнее «собственные» пути к цели: инициатива жестко пресекалась, а по велению свыше создавались группы под конкретное «торжество», что бы показать капиталистам «кузькину мать»! И только на волне перестройки и становления новой России родилось N-ое количество групп, часть из которых, несмотря на наплевательское отношение к ним со стороны «великих мира сего» и «ведущих» отечественных авиационных «корпораций», продолжает свое существование… А вот зарубежные группы в процессе своей жизни приобретали благосклонность высшего военного начальства, руководства страны, получали статус «национальных пилотажных групп» и соответствующее обеспечение. Нередко под покровительством высшего руководства и ведущих авиационных фирм они использовались именно для демонстрации возможностей, как пилотов, так и новой авиационной техники, что было выгодно и в коммерческих, и в политических целях. Нередко группа создавалась, так сказать, «сверху», специально для демонстрации военной мощи и организации поддержки определенных идей со стороны общественности.
Яркий пример – группа ВМФ США Blue Angels, которая была создана в 1946 г. в соответствии с директивой начальника ВМС США, адмирала Честера Нимица «с целью повышения морального духа флота, демонстрации мощи его военно-воздушной техники, и поддержки интереса общественности к морской авиации». Первым командиром группы был лейтенант Рой Марлин Ворис, воздушный ас Второй Мировой войны. Первоначально группа выступала на трех самолетах Grumman F6F Hellcat, окрашенных в синий и золотистый цвета, затем трех Grumman F8F Bearcat, через год их стало четыре, затем пять. До 1969 г. группа летала исключительно на самолетах фирмы Grumman (помимо уже названных: F9F-2 Panther, F9F-5 Panther, F9F-8 Cougar, F11F-1 Tiger), затем перешла под патронаж фирмы McDonnell Douglas (летала на F-4J Phantom II, A-4F Skyhawk, F/A-18 Hornet). В настоящее время в составе группы шесть F/A-18C (№№ с 1 по 6) и один F/A-18D (№ 7) фирмы Boeing (в 1997 г. McDonnell Douglas вошла в состав Boeing Company), которые не несут вооружения, но течение 72 часов могут быть доведены до боевого состояния. Кроме того в состав группы входит принадлежащий корпусу морской пехоты США транспортный Lockheed C-130 Hercules, имеющий прозвище «Fat Albert». Он так же успешно участвует в авиашоу.
Но не для всех групп «небо было чистым и безоблачным», и теперь о многих остались только «следы» в литературе, Интернете, а иногда и производители моделей и декалей радуют пилотажной окраской ушедших в историю групп: бельгийской Diable Rouge (Red Devils), сингапурской Black Knights, индонезийской Elang Biru, американской Skyblazers, иранской Golden Crown. Этот список далеко не полон! Висит «дамоклов меч» и над нашими Витязями и Стрижами…

Со временем смысл словосочетания «пилотажная группа» несколько трансформировался, в него внедрилась «спортивная» или «гражданская» составляющая от английского «aerobatic» – аэро акробатика, т.е. демонстрация фигур высшего пилотажа зрителям, и демонстрационные группы (demonstration group) все чаще стали называть группами высшего пилотажа (group of aerobatics), что, впрочем, теперь уже больше соответствует действительности. Однако, именно эта «спортивная» составляющая привела к некоторому размытию понятия «пилотажная окраска», к которой стали относить и временную окраску одиночных самолетов, используемых для высшего пилотажа или просто демонстрационного полета в рамках того или иного шоу, что с моей точки зрения не совсем верно. Поэтому далее в статье под пилотажниками будут пониматься именно летательные аппараты, входящие в состав группы высшего пилотажа, а под пилотажной окраской соответственно окраска, специально разработанная для таких групп.

И еще, понятие группы предполагает наличие в ее составе, по меньшей мере, двух самолетов. По современным меркам этого недопустимо мало. Хотя и в Thynderbirds, и в той же Blue Angels, да и в некоторых других группах зрелищная «сольная» демонстрация выполняется парой самолетов, считается, что групповой пилотаж, помимо всего прочего, подразумевает еще и выполнение фигур строем. Для минимально приемлемого уровня зрелищности необходимо не менее четырех самолетов, способных, как минимум, выполнять виражи и петли в строевом порядке «diamond» («алмаз»), ну уж на самый «худой конец» – три! Чем больше летательных аппаратов в строю, тем больше возможностей для фантазии при планировании демонстрационного полета и эффектнее ее выступление группы. Взять хотя бы полет строем британской Red Arrows, когда крайние самолеты синхронно меняются местами друг с другом, или когда поочередно выполняют спирали вокруг группы самолетов.
Окраска для пилотажника Як-130 Окраска для пилотажника Як-130 
А «количественный» рекорд при выполнении группового высшего пилотажа принадлежит британской Black Arrows – 22 самолета! По крайней мере, ее (как, впрочем, и британской же Blue Diamonds) полеты большим «алмазом» в 16 самолетов были довольно широко известны.
Окраска для пилотажника Як-130 Окраска для пилотажника Як-130 Окраска для пилотажника Як-130 
Анализ схем окраски пилотажных групп мира позволил выявить ряд закономерностей и тенденций. Ранее, в 50-е – 70-е г.г. прошлого века многие пилотажники имели стандартную для ВВС своей страны окраску, отличаясь от «строевых» аппаратов яркими эмблемами, надписями, полосами, да и то не всегда...
Окраска для пилотажника Як-130 Британская Firebirds... 
Окраска для пилотажника Як-130 Филиппинская Blue Diamonds...
Окраска для пилотажника Як-130 Ранняя окраска швейцарской Patrouille Suisse и др.
В то же время некоторые группы изначально стали использовать специальную окраску для своих самолетов. Постепенно этот подход почти полностью вытеснил «стандартные» схемы из состава пилотажников. Окраска стала своеобразной «визитной карточкой» для большинства групп. Как правило, в такой окраске верхние и нижние поверхности существенно отличаются по цветовой гамме и/или контурам элементов, чтобы зрители могли без особого труда определить положение самолета в процессе выполнения фигур. Нижняя поверхность, как правило, окрашена богаче (не всегда ярче!), так как именно ее зрители наблюдают большую часть времени. Здесь часто используют либо стилизованное изображение птицы (Thunderbirds, Turkis Stars, Snowbirds, Black Eagles, Белая Русь и др.),
Окраска для пилотажника Як-130 Окраска для пилотажника Як-130 
либо полосы различной конфигурации, цвета которых соответствуют цветам национальной государственной символики (Frecce Tricolori, Al Fursan и др.). 
Окраска для пилотажника Як-130 
Разумеется, имеются и другие подходы. Например, все поверхности самолетов группы Red Arrows окрашены в красный цвет. Снизу белые линии образуют на крыле и фюзеляже контур стрелы, хорошо различимый с земли. На боковых поверхностях белая полоса, начинаясь от кончика носа, разделяет верхнюю и нижнюю часть фюзеляжа, за воздухозаборниками ее продолжает белая надпись «ROYAL AIR FORCE» (такой окраска стала в 2008 году, до этого белая полоса на фюзеляже была сплошной, а надпись – черной и размещалась на носовой части в пределах белой полосы), переходящая далее снова в полосу, уходящую на киль и образующую среднюю часть опознавательного трикорола (красный, белый, синий по полету) британских ВВС.
Окраска для пилотажника Як-130
Самолеты группы Blue Angels также окрашены в один цвет – синий, но только на нижних поверхностях крыла практически весь размер каждой консоли занимают желтые надписи «U.S. NAVY», снизу же на передней части фюзеляжа изображена желтая стрела, а сверху желтые полосы обрамляют кабину и за ней переходят в «щлеф», уходящий к килям, на боковых поверхностях все эмблемы, номера и надписи, включая название группы, выполнены тем же желтым цветом. В желтый окрашены также законцовки крыла, стабилизаторов и килей. 
Окраска для пилотажника Як-130
В истории этой группы, правда, были случаи, когда вместо желтого цвета использовался золотистый, но в целом цветовая схема почти не менялась независимо от времени и типа используемых самолетов. А вот обслуживающий группу транспортный «Геркулес», помимо указанных цветов, имеет еще и белый верх фюзеляжа. Известны также варианты окраски самолетов этой группы в желтый цвет с синими надписями, некоторое время спарка Скайхока под номером 7 была окрашена в белый. 
Полностью в синий были покрашены и Hawker Hunter F.6 / T.7 группы Blue Diamonds, а Folland Gnat T.1 группы Yellowjacks, довольно быстро перевоплотившейся в Red Arrows – в желтый! При этом никаких существенных отличий между верхними и нижними поверхностями не было, что затрудняло определение положения самолетов в воздухе.
Окраска для пилотажника Як-130 Окраска для пилотажника Як-130 Окраска для пилотажника Як-130 
Весьма интересна окраска самолетов British Aerospace Hawk 65A группы Saudi Hawks: на фоне мусульманского, зеленого, цвета всех поверхностей красуются белые полосы, символизирующие на нижней и верхней поверхностях крыла ветви пальмы, символа Саудовской Аравии, входящего и в состав опознавательного знака ее боевой авиации. Вот так удачно вписались в окраску и «национальные мотивы» и «символика» ВВС! Однако, наблюдатель с земли легко может перепутать верхнюю поверхность аппарата с нижней, и воспринять перевернутый полет как обычный горизонтальный…
Окраска для пилотажника Як-130 
В новой окраске Л-39 российской группы Русь, которая недавно отказалась от своей бело-сине-голубую окраски, очень интересно учтены национальные мотивы: на черном фоне «древнерусским» шрифтом желтого цвета написано название группы, тем же цветом выполнены элементы на передней части фюзеляжа и на киле в стиле «русские узоры». В этот цвет окрашены и нижние поверхности крыла, переходящие на фюзеляже снизу в два «острия», одно направленно вперед, другое – назад. В центре крыла синими крупными буквами повторяется название группы.
Окраска для пилотажника Як-130 Окраска для пилотажника Як-130 
Следует отметить, что темная или черная окраска становится «модной» в «пилотажных кругах». Так южнокорейская группа Black Eagles несколько лет назад решила заменить свои Cessna A-37B Dragonfly и в 2007 г. на авиашоу в Сеуле представила новые T-50 Golden Eagle, которые позже получили черно-белую окраску сверху и черно-желтую снизу (желтые элементы образуют стилизованное изображение птицы). 
Окраска для пилотажника Як-130 
Относительно недавно созданная в ОАЭ группа Al Fursan имеет черно-золотистую (металлик) окраску (золотистые полосы и элементы на черном фоне), а нижние поверхности крыла окрашены в цвета национального флага – полосы красного, черного, белого и зеленого цветов. В создании этой группы активно участвовали итальянцы, они не только продали Эмиратам свои самолеты (Aermacchi MB-339) для новой группы, но и обучили пилотов. Чувствуется их влияние и в формировании концепции окраски: цветные нижние поверхности крыла.
Окраска для пилотажника Як-130 
Темную окраску имеют и самолеты группы Breitling:
Окраска для пилотажника Як-130
Черный или темный цвет использовался для окраски пилотажников и ранее. На полностью черных самолетах уже упоминавшейся британской Black Arrows иными цветами выделялись лишь эмблемы, номера и опознавательные знаки.
Окраска для пилотажника Як-130 
Основным был черный цвет сверху и в ранней окраске Frecce Tricolori, когда ее пилоты летали еще на Canadir Sabre Mk4 (F-86E), а также Сейбров группы Lanceri Neri. Снизу Сейбры обеих итальянских групп окрашивались преимущественно в белый или серый, а консоли крыла и стабилизаторы имели полосы в цвета национальной символики по всему размаху.
Окраска для пилотажника Як-130 Окраска для пилотажника Як-130 
Можно и далее описывать варианты пилотажной окраски, но, думаю, что и эти уже достаточно вас утомили, коллеги. Добавлю только еще несколько, существенных с моей точки зрения, особенностей.
Во-первых, все военные пилотажники, за редчайшим исключением, несут на себе опознавательные знаки того государства, которому принадлежат (пример исключения – та же Blue Angels) и, если это принято, соответствующие надписи, эмблемы и обозначения. Причем располагаются они «стандартно» и выполнены в яркой гамме цветов, т.е. в том виде, в каком были еще до внедрения в жизнь идеи использования в целях маскировки «приглушенных» знаков и надписей как, например, в британских ВВС, или контурного их обозначения, а также интегрированных в обратно-теневой камуфляж как, например, в США.
Во-вторых, в своем подавляющем большинстве (если не все!) пилотажники имеют бортовые номера, начинающиеся с первого номера и соответствующие не только их количеству в группе, но и положению в строю. Формат номера – одна или две цифры (например, 01). В истории отдельных пилотажных групп были случаи, когда номера обозначали словами. Например, North American F-100D Super Sabre группы Thunderbirds имели номера «ONE», «TWO», «THREE» и т.д. 
Встречаются и фото самолетов F/A-18 группы Blue Angels с одинаковыми бортовыми, но разными серийными номерами (причем на одной фотографии!).
Окраска для пилотажника Як-130 
Либо это фото, сделанные в период замены F/A-18A(B) на F/A-18C(D), либо каждый самолет группы имеет «дублера» на случай каких-либо непредвиденных ситуаций. Так или иначе, никаких официальных данных на этот счет мне найти пока не удалось, да и, если честно, не очень-то я и искал…

В-третьих, для пилотажной окраски используются преимущественно глянцевые краски. За состоянием лако-красочного покрытия тщательно следят, поэтому современные пилотажники ведущих групп мира всегда выглядят очень опрятно, блестят свежим глянцем, и на них довольно трудно найти явные «следы интенсивной эксплуатации», за исключением, разве что, порошка дымогенераторов, да и то только сразу после возвращения их из очередного демонстрационного полета. Не могу здесь удержаться, что бы не обратить ваше внимание на одну тонкость в окраске McDonnell Douglas F-4E Phantom II американской группы Thunderbirds. Двигатели Фантомов, как и других реактивных самолетов того времени очень сильно чадили, оставляя за собой даже в обычном горизонтальном полете довольно заметный шлейф сажи. При полете строем, она оседала на летящих позади самолетах. Особенно туго приходилось четвертому номеру, который занимал место в строю, как ему и положено, прямо за лидером. Обратите внимание на полет строем – чтобы не попасть в струю от двигателя предыдущего самолета, последующие идут несколько ниже. Но все равно киль четвертого Фантома по возвращению из полета был весь в саже. Что бы это не бросалось в глаза, весь киль просто покрасили в черный цвет. Вот вам и самый простой способ скрыть «следы интенсивной эксплуатации» – покрасить самолет с цвет этих следов!

Думаю, представленных описаний и рассуждений уже вполне хватает, чтобы сформулировать ряд дополнительных требований к «проекту». 
Сначала уточним задание относительно «сокрытия следов интенсивной эксплуатации» – желательно, чтобы весь самолет или большая его часть была окрашена в темные, немаркие цвета.
Теперь пополним заявленный перечень требований. Во-первых, окраска нижней поверхности самолета должна иметь существенные отличия от верхней как по гамме цветов, так и по контурам цветовых элементов, чтобы облегчить восприятие положения самолета в пространстве, и, следовательно, увеличить эффект от демонстрации пилотажа. Во-вторых, на нижней поверхности желательно использовать цвета национальной символики или стилизованное изображение птицы (или какого-нибудь другого символа), как принято в большинстве пилотажных групп мира. В-третьих, желательно использовать в окраске национальные художественные элементы – орнаменты, узоры и т.п. В-четвертых, самолет должен обязательно нести современные, официально принятые, опознавательные знаки ВВС России, соответствующие надписи и регистрационные номера, расположение и цветовая гамма которых должны соответствовать установленным требованиям. В-пятых, бортовые номера самолетов должны иметь приятый в российских ВВС формат, т.е. состоять из двух цифр.
Вот теперь можно приступать к формированию концепции окраски. 

Компьютерной графикой я интересуюсь давно. И в векторном, и в растровом редакторе рисование сложных объектов, образованных кривыми линиями, с последующим, при необходимости, редактированием требует определенного времени и, я бы сказал, усидчивости… Поэтому было решено скачанную с упомянутого выше сайта схему Як-130 в формате JPEG уменьшить до размера стандартного листа А4, распечатать и набросать первые эскизы, так сказать, традиционно, простым карандашиком. Ну и стерочку, конечно же, приготовить. Проекции самолета на схеме меня не удовлетворили, т.к. верхняя и нижняя поверхности были даны половинками, что существенно снижает общее восприятие окраски. А вдруг мне придет в голову использовать несимметричные элементы? Пришлось внести коррективы. На одном слое («листе») в Фотошопе расположил исходную схему, на другом – виды справа, снизу и сзади, а на третьем – слева, сверху, спереди, распечатал каждый слой отдельно в n-ом количестве экземпляров и взялся за карандаш. Итак, представляю первую версию...

 

Птица-узор

Идея была такой: окрасить все поверхности самолета в черный, снизу изобразить какой-нибудь русский узор, а на киле расположить полосы, соответствующие российскому триколору. В озадаченной голове представилось нечто подобное хохломе. Полез в Интернет, нашел кучу узоров, а среди них вот такую красивую птичку и вот этого «страшного» льва. 
Окраска для пилотажника Як-130 Окраска для пилотажника Як-130 
Тут же были внесены коррективы в идею: снизу на фюзеляже и крыльях изобразить похожую птицу в такой же, как на рисунке цветовой гамме, а на киле, существенно сократив зону триколора, разместить льва в цвете золотистый металлик! Быстренько набросал на проекции снизу элементы птицы. 
Вроде бы неплохо! Прикинул, как при этом будет выглядеть вид справа. Лев на киле не вписался в общий вид с переходящими на боковые поверхности элементами птицы… Стер льва, решил перенести его в середину фюзеляжа сверху, всю поверхность киля выделил под триколор.
Окраска для пилотажника Як-130 Окраска для пилотажника Як-130 
Прикинул, что с элементами птицы придется повозиться, учитывая их количество и переходы цветов (градиентная заливка + прозрачность). Но на черном фоне дожжен получиться красивый рисунок! Отложил версию как перспективную и задумался над следующей. 

Версия вторая... Камуфляж

Вспомнил про современную окраску группы Русь. Черный цвет уже как бы «занят», да и «русские узоры тоже». Решил попробовать, как будет выглядеть самолет в национальных красном, синем и белом цветах. Снова карандаш – стерка – карандаш. Начал с вида сверху, на котором разметил крупные пятна ломаного «камуфляжа». Именно стилизация под камуфляж впервые привела меня к мысли о возможности несимметричной окраски или использовании в ней таких элементов. Носовую часть почти до центра фюзеляжа предполагалось окрасить в белый, центральную часть крыла, хвостовую часть фюзеляжа и почти половину площади стабилизаторов – в синий, все остальное – в красный. При размещении пятен исходил из собственных представлений о «красоте» камуфляжа, относительной равномерности занимаемых цветами площадей, а еще из того, что среди используемых цветов самым марким является, без сомнения, белый, затем – красный, а уж потом – синий. А так как наиболее сильно реактивные самолеты пачкаются в районе сопел, а они на Як-130 располагаются специфически – в хвостовой части фюзеляжа, перед стабилизаторами, эту часть предпочтительнее, в данном случае, окрасить в синий или, в крайнем случае, в красный.
Окраска для пилотажника Як-130 
На этом же рисунке я прикинул, где можно разместить на виде сверху бортовые номера, а несколько дней позже сделал набросок элементов совершенно другой схемы, одного из прототипов варианта, отправленного на конкурс: летящих строем звезд, оставляющих за собой шлейф из полос «национальных» цветов, только звезд не шесть, а четыре… Но вернемся к «камуфляжной» схеме.

Этой схеме повезло больше, чем предыдущей. Т.к. прямые линии и образуемые ими фигуры в графическом редакторе рисовать, а затем заливать сплошным цветом, достаточно легко, остальные проекции решено было «окрасить» уже на экране ПК. Честно сказать, выбор в пользу Фотошопа пал, прежде всего, потому, что Корелом я не пользовался уже лет пять и, как оказалось, многое подзабыл… А тратить время на «воспоминания» было недопустимо, его и так не хватало!. Кроме того, и «заготовки», чистые проекции все видов, я уже подготовил в растре… Ориентируясь по эскизу, я довольно быстро получил вот такой вид сверху:
Окраска для пилотажника Як-130 
На этой же схеме вы видите окрашенный вид слева, но он появился позднее, когда уже была готова окраска нижней поверхности. 
Затем мне пришло в голову покрыть правую консоль крыла на этом виде современным флагом ВВС Росси, но получилось как-то чрезмерно ярко, пятнисто. Тогда я несколько смягчил изображение флага, применив градиентную заливку, а вот эмблему ВВС, наоборот выделил – сделал ее ярче. Удовлетворившись полученным результатом, взялся за вид снизу, на котором попытался, используя те же цвета, изобразить что-нибудь подходящее. Чтобы внести в окраску фактор различия нижней и верхней части, решил формировать изображение снизу преимущественно кривыми линиями сделать его строго симметричным относительно продольной оси. В итоге получилось нечто, отдаленно напоминающее силуэт птицы.
Окраска для пилотажника Як-130 Окраска для пилотажника Як-130 Окраска для пилотажника Як-130 
Правая боковая поверхность, показанная здесь, как и левая, была нарисована чуть позже, с учетом переходов линий от верхней и нижней проекций. И, уж если быть откровенным до конца, то в процессе прорисовки боковых видов изображения сверху и снизу корректировались. По аналогии со Стрижами, опознавательные знаки разместил только сверху и снизу на каждой консоли крыла. Бортовые номера должны были занять место на белом фоне киля, надпись «ВВС РОССИИ» и регистрационные номера – либо на синем фоне киля, либо на фюзеляже под ним. Увы, эту схему я так и не успел завершить. Да и в районе сопел оказался не слишком "устойчивый к загрязнениям" красный цвет. Однако, работа над этой схемой способствовала возникновению еще одной идеи – изобразить на нижней поверхности стилизованную птицу, образованную полосами российского триколора, т.е. совместить в одной схеме наиболее часто используемые подходы в окраске пилотажников – и птицу, и полосы в цвета флага!

Версия третья... Птица-триколор

Эта идея достаточно долго редактировалась на бумаге в виду большого количества криволинейных границ цветов. Первое изображение птицы в "трех цветах" было таким:
Окраска для пилотажника Як-130 
Особых пояснений схема не требует, заметны на ней и буковки, обозначающие цвета: к – красный, с – синий, б – белый. Основной цвет – синий, его предполагалось использовать не только в полосах триколора, но и на всех поверхностях, не занятых им. Первоначально схема была признана подходящей, и родился набросок окраски по правому борту:
Окраска для пилотажника Як-130 
Кроме обозначений цветов и линий разделения между ними на этом эскизе вы видите одну из вариаций оформления киля. В центре – бортовой номер, наклоненный параллельно задней кромке руля направления. Под ним – логотип RusJet. Номер и логотип облетают на встречных курсах два пилотажника, оставляя за собой белые шлейфы. Переднюю нижнюю часть киля занимает логотип ОКБ им. С.А. Яковлева. На фюзеляже под килем располагается надпись «ВВС РОССИИ». Тек как поверхность киля оказалась довольно плотно занятой, килевой опознавательный знак перекочевал под наплыв крыла и оказался перед воздухозаборником. Уже ставшую неотделимой от самолета надпись «Як-130» предполагалось сделать крупнее и сместить вперед. Здесь хочу обратить ваше внимание на пару пилотажников на киле – один из них уже имеет силуэт звездочки, же позднее также легло в основу отдельных элементов окраски.
Однако, птица на виде снизу вскоре «вышла из доверия», так как ее силуэт вдруг напомнил мне утку, а с ней, в моем понимании, пилотажники ассоциировались весьма слабо… Поэтому вид снизу был несколько трансформирован – у птицы появился «хвост», состоящий из цветов триколора и переходящий на стабилизаторы, да и «крылья» приобрели несколько иной вид. На представленном здесь эскизе она отражена на правой половине самолета:
Окраска для пилотажника Як-130 
А вот на левой – изображение, которое появилось позднее, и, в последствии, легло в основу «конкурсного» варианта! Продолжались и работы над боковиками. Одну из сохранившихся вариаций (многие были просто стерты, оставлялись только те, которые, как говорится, «цепляли») можно посмотреть вот здесь:
Окраска для пилотажника Як-130 
Вся поверхность киля заполнена изображением, сформированным фрагментами звезд трех цветов. Опоясывающие носовую часть широкие полосы триколора трансформируются в узкую полосу, проходящую под фонарем, которая, расширяясь, перетекает на крылья. От описанного оформления киля я потом отказался, а вот «боковые» полосы трикорола на конкурсном варианте сохранились. 
Далее стал прикидывать, как будут выглядеть полосы триколора сверху, после «перетекания» на консоли. Получились вот такие вариации красочных «лепестков». Правда, пока они получились, я изрисовал «до дыр» все распечатки с полными видами сверху и перешел на смешанные проекции. Дальнейшее развитие окраска получила на представленных ниже эскизах видов сверху-снизу и слева.
Окраска для пилотажника Як-130 Окраска для пилотажника Як-130 Окраска для пилотажника Як-130 
С птицей и лепестками уже все понятно, только порядок следования цветов в них изменен, что происходило ни раз. Гамма окраски других поверхностей тоже модифицирована. Всю свободную от цветов триколора верхнюю поверхность, как и ранее, занимает исключительно черный цвет (ч). А вот снизу носовая часть фюзеляжа и отдельные (передние и внешние) части крыла «окрашены» в желтый (ж) или коричневый (кор), законцовки стабилизаторов – красные. 
На боковике за воздухозаборником намечена зона для размещения эмблемы группы. Верхнюю часть киля занял ботовой номер предположительно белого цвета, сориентированный относительно задней кромки. На всей оставшейся площади киля – строй из шести красных звезд. Под килем – надпись «ВВС РОССИ», еще ниже и несколько впереди – регистрационный номер. «Прямоугольником» обозначена вариация его размещения под надписью. Впоследствии, при работе с этой схемой в Фотошопе, оформление киля было изменено, и «килевые» звезды-пилотажники остались только на этом эскизе. Именно он натолкнул меня на идею назвать группу Звезды России, или, а по-английски – Stars of Russia, с которым я и участвую в конкурсе на название.
Вдохновленный удачным сочетанием названия и окраски решил продолжить работу уже в Фотошопе. Но не буду утомлять вас, коллеги, «тонкостями» работы в этом графическом редакторе и описанием «мученических раздумий» по выбору окончательной гаммы цветов и версий оформления отдельных элементов представленной здесь окраски. Отмечу только, что из-за наличия в ней несимметричных элементов (звезды со шлейфом), пришлось перекомпоновать исходную, скачанную с сайта, схему самолета. К сожалению, все неудачные или отвергнутые вариации элементов окраски либо удалялись сразу, либо были ликвидированы по завершению работы, дабы файл не получился слишком большим по объему, поэтому здесь вашему вниманию представлена только итоговая версия:
Окраска для пилотажника Як-130 
Надеюсь, для кого-то из вас эта статья окажется полезной и интересной. Какие-либо рекомендации по улучшению схемы, конечно, представляют интерес, но уже вряд ли я смогу их учесть, ведь работа уже на конкурсе. Любые рассуждения и сообщения «в тему» только приветствуются! Но наиболее ценны для меня, разумеется, ваши мнения о представленном проекте, и, тем более, его оценки. Ну и, безусловно, я надеюсь на победу в конкурсе!

В заключение, призываю всех, кто еще не принял участие в голосовании за лучшую схему окраски и название, а оно идет уже с 25 декабря, воспользоваться возможностью выразить свое мнение и оказаться среди причастных к рождению новой пилотажной группы!

Нет, я не призываю голосовать именно за мои варианты! 

Просто воспользуйтесь ссылками, не пожалейте времени, просмотрите все, что представлено на каждый конкурс и выберите то, что вам действительно понравится. Для этого вам потребуется только бесплатная регистрация в facebook, если вы там еще не зарегистрированы.

Проголосовать можно только до 15 января!

Голосование на страничке RusJet . Страничку нужно немного пролистать вниз и найти там нужные объявления со ссылками.
Если не найдете ссылки на страничке RusJet, то за цветовую схему можно проголосовать здесь , а за название группы здесь.

 

» Информация о статье
Просмотров: 8156
Опубликовано:
BatMan в 21.01.2013 - 22:46
serg-m
Сергей, бесплатный совет... В логотипе Скалы вместо слова scalemodels напиши Russian Stars... Вместо литер А вставь звезды как на логотипе... И все. Только испроси разрешения у Михаила :wink:, но думаю, ради такого дела он не откажет...
serg-m в 22.01.2013 - 12:06
BatMan
Спасибо! Идея интересная, но хотелось бы, чтобы название группы было написано по-русски, или и на русском, и на английском. А в русском варианте буковок "А" нет...
Anonymous в 23.01.2013 - 18:55
ощастливте аэрофлот http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=44196 у них тоже с креативом проблемы
serg-m в 25.07.2013 - 01:05
Тема: Окраска для пилотажника Як-130(#5938) - обсуждение
Всем привет!

Давненько не заглядывал на страничку ASC Rusjet (https://www.facebook.com/RusjetClub),
а там, оказыается, еще 8 мая было опубликовано вот такое сообщение:

В связи с тем, что до сих пор нет достоверных данных о том, какая окраска будет выбрана для пилотажной группы на самолетах Як-130, ОКБ Яковлева приняло решение выполнить окраску единичного самолета №02 в цвета, предложенные вне конкурса Александром Иванишиным. Этот самолет будет представлен на МАКС 2013. К сожалению, мы не располагаем информацией от официальных лиц Министерства Обороны, когда будет сделан окончательный выбор цветовой схемы и названия пилотажной группы на самолетах Як-130. Таким образом, все цветовые схемы, прошедшие финальный отбор, по прежнему официально участвуют в конкурсе. На фотографиях ниже можно наблюдать процесс покраски модели Як-130 в новые цвета, и собственно саму цветовую схему.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=527344817322707&set=a.527344753989380.1073741 832.324961157561075&type=1&theater

А 15 мая:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=530303653693490&set=a.381606721896518.87527.3 24961157561075&type=1&theater

Ну а это 28 июня:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=552148691508986&set=a.381606721896518.87527.3 24961157561075&type=1&theater

Вот такой вот получился конкурс...
Anonymous в 25.07.2013 - 09:35
Это стильно.
ыЫо на фоне этого выглядит посредственно.
МатроSkin в 13.08.2013 - 22:07
Недавно на форуме проскакивала тема про
с таким вот фото Яка, подготавливаемого для МАКС'а
serg-m в 14.08.2013 - 13:37
Тема: Re: Окраска для пилотажника Як-130(#5938) - обсуждение
[quote="serg-m"]ОКБ Яковлева приняло решение выполнить окраску единичного самолета №02 в цвета, предложенные вне конкурса Александром Иванишиным. Этот самолет будет представлен на МАКС 2013.

[quote="МатроSkin"]Недавно на форуме проскакивала тема про Красно-белый Як-130
с таким вот фото Яка, подготавливаемого для МАКС'а

Речь идет об одном и том же самолете!
МатроSkin в 15.08.2013 - 16:29
Тема: Re: Окраска для пилотажника Як-130(#5938) - обсуждение
Речь идет об одном и том же самолете!
Это понятно :grin: , просто добавил ещё одно фото.
Жалко в живую не увижу :cry:
Anonymous в 15.04.2015 - 22:22
В Беларусь прибыл первый Як-130. Какая-то интересная трехцветная окраска.


Добавлено спустя 3 часа 36 минут 44 секунды:

Еще на заводе
[url=http://postimg.org/image/mnv4qt19l/][/url]
Avaks в 29.08.2017 - 13:03
Тема: Окраска для пилотажника Як-130
Очень удачный вариант окраски для пилотажной группы. Не смог найти победителя. Ссылка на фейсбуке уже прикрыта.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy