Здравствуйте, решил представить вашему суду сделаные мной следующие модели мини подлодок от компании МикроМир.
Небольшой обзор комплектов
В комплекты входит от четырех до шести литников, небольшая фототравлёнка, декали (в комплектах Хасе и Хай декалей нет), инструкция сборки, в инструкции Негера три варианта раскраски, в комплекте Мардера четыре варианта раскраски, в комплектах Хасе и Хай по два варианта раскраски. Качество литников от среднего до нормального. Комплект Негера отлит из однородной пластмасы, в других комплектах литники из разного пластика, самый пёстрый комплект Хай - четыре цвета пластика.
Историческая справка
"Neger"
Командование военно-морского района «Север» провело 21 декабря 1943 года в Киле совещание, на котором обсуждались технические проблемы, связанные с созданием и внедрением в практику новых образцов вооружения для противодействия десантным силам противника. Присутствовавший на этом совещании инженер-конструктор Рихард Мор (Richard Mohr), специалист по торпедам, заявил, что поскольку методы обнаружения подводных лодок непрерывно совершенствуются, то наибольшими шансами скрытного выхода на рубеж атаки в прибрежных водах обладает торпеда, управляемая человеком. Инженер Мор подал свой проект на утверждение уже через 3 недели после совещания - 10 января 1944 года, а еще через два месяца первая немецкая управляемая торпеда была готова к испытаниям. Ее прототип построили за 24 часа на опытно экспериментальном заводе при НИИ «Torpedo - Уегsuchs - Austalt» в Эккернфёрде.
По аналогии с фамилией инженера-разработчика конструкции дали кодовое обозначение «мавр». Затем кто-то в шутку бросил: «негр» (Neger), и под этим наименованием оружие пошло в серию. Всего было выпущено примерно 200 транспортных торпед комплекса «Негр». Вес всего комплекса составил около 3-х тонн (в том числе масса боевой торпеды была 1,65 т). Диаметр торпед остался прежним (53,3 см); длина транспортной торпеды увеличилась до 765 см. Промежуток между верхней и нижней торпедами равнялся 15 см. Мощность двигателя была 12 л.с. Он потреблял энергию от аккумуляторных батарей общим напряжением 110 вольт.
Водитель располагал простейшими органами управления и мог осуществлять следующие несложные манипуляции: запуск и остановку электромотора торпеды-носителя, управление рулями курса и глубины, пуск боевой торпеды. Для этого в кабине имелись компас, ручка управления и два рычага включения электромотора и сброса торпеды. В носовой части транспортной торпеды установили вместо оптического прицела два штыря, с помощью которых водителю следовало выводить «Негр» в нужное исходное положение перед пуском боевой торпеды. Во время атаки над поверхностью воды на 35-40 см выступал лишь колпак кабины водителя, который должен был подвести аппарат к вражескому кораблю на расстояние, не превышавшее 500 метров и с этой дистанции выпустить нижнюю торпеду. Затем он разворачивал транспортную торпеду и своим ходом возвращался к берегу. Из-за невысокой скорости и дальности плавания торпедных комплексов «Негр» командование флота планировало использовать их только в прибрежной зоне только при благоприятных погодных условиях (например, ночью при волне не более 1 балла) и как можно ближе к базам.
По расчетам Р. Мора, с подвешенной боевой торпедой «Негр» мог пройти 18-20 миль на 3 узлах (6-7 часов движения), а после ее пуска - примерно столько же на 4,2 узлах (еще 4-5 часов). Таким образом, теоретическая дальность плавания комплекса «Негр» (к цели - с боевой торпедой, назад - без нее) составляла 35-40 миль. Но с учетом встречного ветра, волн и препятствующих плаванию течении, реальная дальность была на 5-7 миль меньше.
Новое оружие имело несколько достоинств и много недостатков. К достоинствам следует отнести возможность возврата транспортной торпеды после атаки и повторного использования. Одним из главных недостатков являлось то, что торпедные комплексы «Негр» могли плавать только в полупогруженном состоянии. При этом прозрачная полусфера кабины водителя была легко заметной для наблюдателеи, находившихея на атакуемых судах. Другим серьезным недостатком этого штурмового средства являлась его низкая скорость, вследствие чего «Негр» мог атаковать в основном неподвижные или малоподвижные цели. Самой же слабой стороной комплекса являлось то, что голова водителя возвышалась над поверхностью воды не более, чем на 30-40 см, поэтому дальность обзора поверхности моря была очень мала, а ориентация - краине затрудненной. Вдобавок, штыревое прицельное устроиство являлось весьма примитивным. Соответственно, торпедная атака имела реальные шансы на успех лишь в том случае, если производилась с дистанции, не превышавшей 300-400 м.
Командовать подразделением «негров» Дёниц назначил старшего лейтенанта Ганса Крига, командира поврежденнои авиациеи подводнои лодки. После этого гросс-адмирал объявил, что не выделит больше в водители торпед ни одного подводника. Поэтому первые 40 человек набрали из различных береговых и тыловых частей, ни один из них раньше не служил на кораблях. Интенсивные занятия по освоению техники длились всего 15 дней, после чего свежеиспеченные водители управляемых торпед, гордо именовавшие себя «капитанами», получили первое боевое задание в Италии. "Marder"
В июле 1944 года, вскоре после первых двух боевых операций, выявивших существенные недостатки комплекса «Негр», германская промышленность начала поставлять соединению «К» более совершенный образец «Marder» (Куница). Всего было выпущено около 300 единиц комплекса «Куница». В носовой части транспортной торпеды конструкторы установили 30-литровую балластную ёмкость. После заполнения ее забортной водой «Куница» приобретала отрицательную плавучесть и могла погружаться на глубину до 10 метров. Тем самым она принципиально отличалась от «Негра» и фактически представляла собой сверхмалую подводную лодку. Для пуска торпеды необходимо было всплыть, водитель устанавливал визуальныи контакт с целью и ориентировал на нее носовую часть аппарата. Для более точного прицеливания на внутренней стороне колпака кабины было смонтировано визирное устроиство. Транспортная торпеда комплекса типа «Marder» имела длину 8,3 м (прибавились 65 см). Ее вес увеличился на 500 кг, вследствие чего общая масса комплекса достигла 3,5 т. Мощность электромотора была 8,8 кВт. Дальность плавания с боевой торпедой составила 35 миль на 4-х узлах. Без боевой торпеды транспортер мог пройти 50 миль на 6 узлах. "Hai" и "Hase"
Следующий торпедный комплекс назывался «Hai» (Акула). Он имел значительно более длинную транспортную торпеду - 11 м (по сравнению с «Куницей» добавились сразу 270 см). Ее средняя часть состояла из двух центральных сегментов торпеды «Marder». Это позволило установить дополнительную аккумуляторную батарею, что в свою очередь, существенно увеличило скорость и дальность плавания. Однако испытания показали, что значительное удлинение корпуса транспортнои торпеды при сохранении прежнего диаметра значительно снизило маневренность данного комплекса. Кроме того, проводились испытания торпедного комплекса «Hase» (Заяц), созданного на основе комплекса «Marder». Сначала профессор Корнелиус пытался разместить в ней турбину Вальтера, работавшую на инголине. Но из этого ничего не вышло. Тогда он добавил еще одну секцию корпуса с дополнительной аккумуляторной батареей. Была также изменена конструкция рулей глубины, внесен ряд других изменении. Однако до конца войны немцам не удалось запустить в производство ни торпедные комплексы «Акула», ни торпедные комплексы «Заяц».
В общей сложности одноместные человекоуправляемые торпеды типов «Негер» и «Мардер» принимали участие в 12 боевых операциях (рейдах), в ходе которых из 264 вышедших в море «человеко-торпед» были потеряны 162 единицы, причем погибло или пропало без вести около 150 водителей.
За время существования и боевого применения подразделений управляемых торпед типов «Негер» и «Мардер» высшую военную награду Германии — Рыцарский крест Железного креста — получили трое военнослужащих флотилий «человеко-торпед»: — шрейбер-обер-ефрейтор (старший ефрейтор — писарь флота / Marine-Schreiber-Ober-Gefreiter) Вальтер Герхольд из 361-й флотилии — удостоен награды 6 июля 1944 года; — обер-лейтенант цур зее Йоханн-Отто Криг, командир 361-й флотилии — удостоен награды 8 июля 1944 года; — обер-ферншрейбмейстер-матрос (старший матрос — телеграфист / Ober-Fernschreibmeister-Matrose) Херберт Беррер из 361-й флотилии — удостоен награды в возрасте 23 лет, 26 августа 1944 года (закончил войну фенрихом — курсантом выпускного курса училища в Фленсбурге-Мюрвике). Однако такие высокие награды больше водителям «человеко-торпед» не вручались — видимо, прошла первая эйфория относительно нового «чуда-оружия» и вера в то, что оно сможет повернуть вспять вторгавшегося на территорию Тысячелетнего Рейха словно волны цунами противника. При массе недостаков немецкие человекоуправляемые торпеды имели только одно достоинство — при условии возвращения с боевого задания они могли быть использованы повторно. Известный западный историк, автор нескольких трудов по истории создания и боевого применения подразделений военноморского спецназа и специальных, диверсионных военноморской техники и вооружений Пол Кепм (Paul Kemp) так вкратце охарактеризовал созданные для Кригсмарине человекоуправляемые торпеды: «Немецкие носители стали одними из самых непрактичных и смертоносных — для своих водителей — образцов, созданных в годы Второй мировой войны». Добавить к этому, в общем-то, больше и нечего.
Источник: Тарас А. Е. Сверхмалые подводные лодки 1914-2004 гг., Щербаков B. Подводные камикадзе. Боевые «пиявки» Второй Мировой.
Сборка
"NEGER". Сборка происходила довольно гладко, пластик качественый, над швами надо было пароботать, стыки торпед не очень хорошо сходились. Надо было несколько раз шпаклевать, чтобы все стало гладко и швов не было-бы видно. Модель покрыл Тамиевской серой грунтовкой, использовал тамиевскийакрил - серый цвет ХF53, боевую торпеду покрывал глянцевым лаком Тамия, управляемую торпеду сатиновым лаком от Валехо, дальше смывка, выветривание и нанесения сколов. Красил по инструкции, в ней три варианта раскраски, я решил красить по первому варианту, Берлин, конец 1944 г., мобилизация гитлерюгенда. Насколько она правдоподобна тяжело судить, потому что материала не нашлось.
Придерживаясь исторической линии - далее "Мarder". Собирая корпус я столкнулся с теми же проблемами, как и при зборке NEGER, это швы торпед, над ними надо паработать серьезно шпаклёвкой и наждачной бумагой, и эта проблема, к сожелению, во всех комплектах...
Расматривая фотографии Мардера, решил доработать рулевой механизм. Вот так он выглядит в натуре (на первых фото), а так получился у меня (на последнем)...
Конечный результат Мардера
Далее сборка и покраска Хай и Хасе, проблемы те же, что и с предидущими моделями...
Так же даработан рулевой механизм субмарины Хасе и сделана защитная рама рулевого механизма, так как видно на фото прототипа, жаль, из всего материала, что у меня есть удалось найти только одно фото подводной лодки Хасе.
очень познавательная тема.
лично у меня на такую работу терпения точно не хватит. пока не хватит...
это-же сколько силы воли надо такую ... в общем, интересная работа.
Тема: MikroMir 1/35 Human torpedo Neger, Ma...(#5879) - обсуждение
Отлично получились лодки. Поздравляю с окончанием строительства! Статья тоже понравилась. Дальнейших успехов! От меня +.