Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осени

Такая грусть лишь в это время года:
Господь не зря мгновенья выбирает!
И умирает осенью природа.
Но как она красиво умирает…

Виктор Третьяков


У многих, конечно, может быть на этот счёт своё мнение, но для меня в облике японских самолётов конца войны, а «эксперименталок» – вдвойне, как в той капле воды, отражается всё японское послевоенное «технологическое чудо». И если грациозность Ki-46-III и "Гинги", футуристичность R2Y "Keiun", J7W "Shinden" или того же Ki-94-I как будто предвосхищают будущие успехи японских инженеров и дизайнеров, способных достичь совершенства практически в любом деле, воплотить в реальность то, что ещё вчера казалось несбыточным чудом – то Накадзима "Kikka" и особенно герой этого обзора J8M "Shusui" стали выразителями несколько другой тенденции. 

Ведь сейчас уже мало кто вспомнит, а ещё меньше – поверят, что когда-то японский технологический прорыв начинался с прямого заимствования и воспроизведения (когда лицензионного, когда и не очень) лучших западных разработок. Что над японской индустрией «японским качеством» в голливудских фильмах смеялись точно так же, как полвека спустя потешались над китайским ширпотребом, считая «этих азиатов» не способными на большее, чем простое (и ухудшенное) копирование. Впрочем, уже совсем скоро многим конкурентам вновь поднявшихся на ноги и зализавших раны войны японских концернов стало совсем не до смеха. А ещё спустя некоторое время и прозвучали те знаменитые слова японского промышленного магната по поводу покупки скребущей небо недвижимости на Манхэттене: «Вот теперь для меня Вторая Мировая война закончилась!» Ведь в конце концов, какая разница, откуда ты нечто взял – важно, как ты этим распорядился...

Прототип

На выжженной земле Ямато давно нет сакуры в цвету.
Мой «Сюсуй», подобный могучему дракону с хвостом из красного огня,
С рёвом набирает высоту.

Дайниппон Кайгун Моногатари. Сказка «Би-сан и Сакэлёт»


Первое упоминание о проекте «Сюсуй» я встретил, как ни удивительно, вовсе не в специализированных авиационных изданиях. Случилось это классе этак в пятом или шестом, когда все мои познания о японской авиации ограничивались нарисованными в популярнейших тогда Андреевских «Боевых самолётах» «Зеро», Ki-21 и «Ohka». Больше информации было взять в общем негде, оба «наших всё» советских времён по авиационной тематике – что АиК, что «Крылья Родины» – больше внимания уделяли авиации стран-союзников по Второй мировой, да пацану хватало и этого. Зато книга Всеволода Овчинникова «Горячий пепел» была в нашем городе буквально в каждой второй читающей семье. Там-то я и прочёл полудетективную историю о загадочном самолёте-снаряде «Сюсуй», разработанном в рамках не менее таинственного проекта «Осенние воды». Меня уже тогда несколько смутило тождество задач этого самолёта-снаряда с уже известной мне «Окой», но поскольку возможностей перепроверить уважаемого автора на тот момент не было, то сомнения не имели особого хода до самого начала 90х – когда на российского читателя обрушился целый вал прежде недоступной информации. Тогда-то и выяснилось, что насчёт самолёта-снаряда мэтр Овчинников как бы маленько погорячился, а «Сюсуй» (что якобы значило «Крутящийся меч») – не более чем копия немецкого мегавундерваффе Ме.163. Да что там говорить, наиболее полная русскоязычная история «Сюсуя» и по сей день содержится в Торнадовской книжке про 163-й…

Копия? Фи, как скучно! И я снова забыл о герое моего сегодняшнего рассказа до тех самых пор, пока растущий интерес к японской авиации не заставил меня вернуться к этой теме и взглянуть на историю «Сюсуя» чуть по-новому. И на поверку оказалось, что копия-то он копия, да не совсем. Ибо «схемку, аль чертёж» немецкого прототипа, в которой в столь технически сложных случаях всегда нуждаются даже всесильные волшебные персонажи Леонида Филатова, утопили американцы – вместе с подлодкой, на которой означенные документы плыли в страну Ямато из Германии. В результате перед японскими инженерами встала примерно та же задача (с поправкой на размеры объекта, конечно), что и перед нашими соотечественниками, чуть позже «превращавшими» потенциального противника «Сюсуя», бомбардировщик В-29, в Ту-4, а именно воспроизведение машины только лишь по натурному образцу.. А поскольку военная ситуация не слишком располагала к освоению с нуля «импортных» технологий, как было в истории с Ту-4, пришлось адаптировать планёр «гайдзина» к японской начинке: пушкам, радиооборудованию и т. п. В результате самолёт немного добавил в размерах и весе, и пусть не слишком, но для намётанного глаза всё же заметно изменился – как, скажем, ваш университетский приятель, которого вы не видели несколько лет. (Интересно, что Ме-262 в процессе «трансформации» в «Кикка» наоборот, прилично "усох"). Так или иначе, но самолёт состоялся, и на волне эйфории японские военные уже к марту 1945 года хотели иметь более сотни этих машин, а за весь год получить три с лишним тысячи. Были даже созданы специальные части, которые планировалось вооружить этим самолётом. Столь наполеоновские планы, слабо стыкующиеся с наличием квалифицированных лётчиков, наводят на мысль, что основной тактикой «Сюсуев» в планировавшихся боях с В-29 должны были стать самоубийственные таранные атаки, что в общем и не особо удивительно: планирующие после полной выработки топлива и J8M, как и Ме.163, становились бы довольно привлекательными мишенями для истребителей сопровождения, спасти от которых могло только лётное мастерство хотя бы выше среднего. Погибать же в позорной беспомощности всегда претило самурайскому духу. Так что вполне возможно, насчёт «самолёта-снаряда» Вс. Овчинников был не так уж и неправ…

Однако сбыться всему этому громадью планов было не суждено. Помешали землетрясения и бомбёжки тех самых В-29. В результате на момент капитуляции успели сделать лишь 5 самолётов… и два мотора к ним. Да ещё заказать учебно-тренировочный планёр MXY-8 «Акигуса» уже знакомому нам арсеналу в Йокосуке, одновременно занимавшемуся и самолётом-снарядом MXY-7 “Ohka” (Видимо, это обстоятельство, да и схожесть обозначений «Оки» и «Акигусы», различающихся всего на единичку в цифре, и ввело в заблуждение уважаемого мэтра). И выполнить один-единственный моторный испытательный полёт на «Сюсуе» 7 июля 1945 года, закончившийся отказом двигателя и катастрофой самолёта, при попытке вынужденной посадки столкнувшегося с аэродромными постройками. Пилот Тоёхиро Инудзука получил при этом смертельную травму и вскоре умер. Согласитесь, что-то в этой истории очень напоминает последний полёт Валерия Чкалова…

Модель

Обзаведение миниатюрным «Сюсуем», несмотря на всю любовь к японской авиации, довольно долго не входило в мои планы. Сами посудите, полки моделиста, как наша Москва, не резиновые, так зачем, спрашивается, на них ещё один Ме.163, пусть даже и в хиномару?! Однако время шло, взгляды менялись, на ту самую заветную полочку был заготовлен двухместный «Карась», которым я заболел ещё в детстве по любимым книжкам Галлая. После этого обращёние к J8M с сакральным русским вопросом «третьим будешь?» стал лишь делом времени. Ну а дальше как в анекдоте: «ну вот я и тут», в смысле добытая на любимой Фарцовке коробочка – у меня в руках.

Даже первый беглый взгляд на неё заставил меня задуматься о круге перевоплощений и прочей карме. Ибо как сам «Сюсуй» в своей первой жизни был липпишевской «Кометой», так и его уменьшенная в 72 раза копия начинала жизнь вовсе не под маркой “Hasegawa”. Во всяком случае, на 1999.co.jp тот же пластик попадался мне на глаза под маркой Pit-Road. Сколько ещё реинкарнаций после этого он пережил, мне не ведомо, но и на моей коробке лейблик Хасегавы соседствует с таинственным NC-Models…

Обзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осениБоксарт хасегавовцам явно удался. В облике лежащего на земле, побитого жизнью «Сюсуя» так и сквозит пронзительная грусть от несостоявшегося взлёта. Собственно, картинка эта представляет собой раскрашенную, как сага о Штирлице на канале Россия, знаменитую фотографию, гуляющую с сайта на сайт и от издания к изданию, но слава Богу, в отличие от фильма она хуже от этого не стала… ;-)

Обзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осениКстати, нанесённые на коробку иероглифы с японским названием самолёта не оставляют ни малейших сомнений в трактовке самого имени «Сюсуй». Если первый из них значит «осень», а второй, похожий на «стилизованную Ж» – «вода» (да-да-да, тот самый «ключ к детонатору» на локте Льва Абалкина: Аркадий Натанович явно никогда не забывал своё «японское» прошлое!), то что мы с вами получим в итоге? Ну «Осенние воды» это, и никак иначе. А откуда некоторые авторы взяли «Вращающийся меч» – видимо, одному легендарному японскому богу известно…

Обзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осениОбзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осениОбзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осениОбзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осениОбзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осениОбзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осениОбзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осени

Однако ж я заболтался, пора в ту коробку и заглянуть. Открываем и видим… да в общем, не так уж и много. Что поделаешь, много деталей в модели Ме-163 и соответственно J8M пока не выходит ни у кого. Academy (как и её вдохновитель Heller), конечно, расщедрились на 3 литника (без «стекляшек»), но это с учётом двух вариантов самого самолёта и «трактора»-буксировщика в придачу. Хасегавовцы же уложились в полтора. ;-) Маленький литничок с половинками фюзеляжа и полноразмерный со всем остальным богатством – сиречь крыльями, лыжей, взлётным шасси, пушками, начинкой кабины. Плюс две прозрачные детали фонаря кабины. Вы ожидали чего-то ещё? Увы, самолётик был маленький и на этом кончился…

Обзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осениОбзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осени


Несмотря на столь сдержанную деталировку, качество литья модели весьма неплохое. Видимо, если и были в Стране восходящего солнца «умельцы», лившие с облоем и сдвигом пресс-форм, то почти всех их уже приговорили к совершению сеппуку. :-) Наружные поверхности отполированы до зеркальной гладкости, внутренние правда местами напрашиваются на энергичную работу наждаком. В чертежи из книги "The Xplanes of Imperial Japanese Army & Navy 1924-45" собранные насухо фюзеляж и крылья легли на первый взгляд весьма недурно, подкачали лишь зализы за крылом, которым не помешало бы поэнергичней сбегать к фюзеляжу, да профиль ниши под посадочную лыжу. Даже узлы крепления той лыжи, хоть и грубовато отлитые, довольно похожи на прототип, чем не может похвастаться, к примеру, академовский Ме.163… В остальном всё очень достойно, правда, судя по недавно введённым в оборот фотографиям восстановленной "серийной" машины из мицубисиевского музея (см. на фото), придётся добавить обтекатели казёнников пушек на верхней поверхности корневых частей крыла, да и с наличием бронестекла ситуация несколько запуталась...

Обзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осени

Это о хорошем, теперь о грустном. Как часто бывало у моделей разработки 80-х, самым печальным местом является деталировка кабины. Она не то что некопийная – она просто какая-то игрушечная: какой-то насест у пилота вместо нормального мицубисиевского кресла, приборная доска с декалью, толстая ручка управления, сам пилот и… всё! Это напрашивается на переделку даже у такого закоренелого «почти-из-коробочника», как я. Как минимум следует раздобыть нормальное пилотское кресло, добавить, ориентируясь на фотографии и свои способности, кой-чего из рычагов и прочей мелочёвки, продлить в кабину стойку антенны и как-то прикрыть зияющую наготу закабинного отсека и корневых частей крыла, просматриваемых из кабины насквозь. Возможно, кое-какую пользу моделисту здесь принесёт информация о FineMolds «Сюсуе» в 1/48 на сайте ModelingMadness (см. фото)…

Обзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осениОбзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осениОбзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осениОбзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осени

Варианты окраски, как и у прототипа, небогаты: оранжевый невооружённый прототип, совершивший первый и единственный полёт, и так и не увидевший неба серийный экземпляр, серебристый снизу и тёмно-зелёный сверху. Соответственно и сама декаль ограничивается шестью хиномару, таким же количеством белых подложек (для прототипа) и фирменной табличкой. Зато расположению границ цветов в инструкции можно доверять: во всяком случае на серийной машине оно хорошо согласуется с известными снимками.

Обзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осени

Читатели моих предыдущих обзоров вправе спросить: а где же бонус? Есть он и в этом наборе, и представляет собой подставку для модели с держателем весьма необычного вида, позволяющим поступить с собранным «Сюсуем», как многие из нас поступали в детстве с пойманным шмелём. Из цензурных соображений воздержусь от подробностей. К сожалению, подставку я снял с литников ещё до того, как мне пришла мысль написать обзор, однако инструкция даёт полное представление о её облике. Поворотная конструкция основы натолкнула меня на одну идею, которой я возможно поделюсь потом, если решусь выставить модель на всеобщее обозрение. Впрочем, япономаны уже наверное догадались… ;-)

Резюме

Безусловно, эта модель вряд ли вызовет такой бурный восторг, как последние новинки разнообразных «Тамигав». Однако, на мой взгляд, все описанные выше недостатки вполне устранимы. Альтернативой же японской модели на сегодняшний день является только ЛНД от вездесущих и прытких, как их велкопоповицкий земляк, чехов. Фирма МРМ выпустила свой «Сюсуй» где-то в середине 90-х, так что сверхвысокого качества и там по всей видимости ожидать не стоит. Подержать эту модель в руках мне не довелось, поэтому от критики воздержусь и приведу лишь фото, взятые на каком-то из модельных форумов.
Обзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осениОбзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осениОбзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осениОбзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осениОбзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осени


Окончательный выбор как всегда за вами.

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Просмотров: 3836
Опубликовано:
omega в 08.11.2009 - 13:44
Тема: Обзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огне...(#2187) - обсуждение

Весьма содержательно и очень увлекательно с литературной точки зрения. Кроме прочего, не просто обзор - тут уже и сравнение с другими моделями. Браво, Сергей!
С уважением - Олег.
Aardvark в 09.11.2009 - 04:02
Тема: Re: Обзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осени
Забавно, но МПМ не-то паковала, не-то торгогла в Японии Фуджими.(у меня обзор на немецком, а я по нем только "Гитлер-капут!" понимаю!) .
Судя по сравнительным фото, Хася(или кто-там) получше МПМа будет.
С ув.Сергей
Aardvark в 09.11.2009 - 04:04
Тема: Re: Обзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осени
Забавно, но МПМ не-то паковала, не-то торгогла в Японии Фуджими.(у меня обзор на немецком, а я по нем только "Гитлер-капут!" понимаю!) .
Судя по сравнительным фото, Хася(или кто-там) получше МПМа будет.
С ув.Сергей
Aardvark в 09.11.2009 - 04:05
Тема: Re: Обзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осени
Забавно, но МПМ не-то паковала, не-то торгогла в Японии Фуджими.(у меня обзор на немецком, а я по нем только "Гитлер-капут!" понимаю!) .
Судя по сравнительным фото, Хася(или кто-там) получше МПМа будет.
С ув.Сергей
Сергей,Ижевск в 09.11.2009 - 10:54
Коллеги, спасибо! Хочу только обратить внимание, что вёрстка на сайте несколько отличается от авторской, абзац начинающийся со слов "Ведь сейчас уже мало кто вспомнит...", должен быть прямым текстом и стоять до подзаголовка "прототип", а надпись "Дайниппон Кайгун Моногатари..." - непосредственно после "хайку". Уважаемая Администрация, может быть это можно как-то исправить?
Исправлено, в ближайшее время обновится
Aardvark в 10.11.2009 - 03:11
А нельзя ли и пару лишних моих сообщений удалить? А то что-то вчера заглючило.
С ув.Сергей
denn_is в 11.11.2009 - 11:32
Тема: Re: Обзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осени
Доброго дня! Читать было увлекательно и позновательно (почти как "Бусидо - путь самурая")!!!
С уважением, Денис.
kppot в 12.11.2009 - 19:34
Тема: Re: Обзор Hasegawa 1/72 J8M Shusui – Огненные воды осени
Читал, понравился пассаж про "...прытких, как их велкопоповицкий земляк, чехов", зачот
касаемо модели - есть у NC один, но сурьезный недостаток, из за чего я чуть было не задумался о покупке второй раз чехов.
Японский сюсуй жутко проклепан, как будто кто то по нему лупил из 10мм пушки. Напоминает дуршлаг. Обратно убрать эту клепку не выудет. А делать второй раз МРМ не хоцца. Так он и лежит у меня, единственное что НАДО сделать, так это купить upgraded набор от МРМ, там будет роскошная по деталировке кабина из смолы и травла. есть даже пленка приборки...
Что радует, так это то, что и МРМ и NC сделали правильное сечение на виде спереди. В отличие от Ме 163, сюсуй был почти квадратным :)
Lish в 13.11.2009 - 01:04
Японский сюсуй жутко проклепан, как будто кто то по нему лупил из 10мм пушки. Напоминает дуршлаг. Обратно убрать эту клепку не выудет.

Очень утрируете. Клепка на хасевском(NC) абсолютно нестрашна. После покраски будет смотреться неплохо, в противном случае шпаклюется на 1,2,3... Что плохо - клепка на руле поворота, придется имитировать провис.

+ Хаси - более точная по размерам. Правильная конфигурация хвоста. правильная задняя часть ниши лыжи. Раздельное место под лыжу. Хороший в обработке пластик.
- Хаси - неверный обвод носа. Неверный в передней части фонарь. Неверная передняя часть зализа лыжи.

+ МРМ - смоляная кабина. Провис элеронов. Правильный нос. Правильный фонарь. Верная передняя поверхность ниши лыжи.
- МРМ - хрупкий стеклообразный росслаивающийся пластик. Неверная задняя часть ниши лыжи. Переразмеренный и угловатый киль. Не вся расшивка. Облой. Утрированы вент. отверстия фюзеляжа перед хвостом.
Это так, основное.
Aardvark в 15.11.2009 - 03:08
Итог-нос МПМ+хвост Хаси? И шо ето буит на практике-1,5 тонны шпатлевки?
С ув.Сергей

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy