Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере, журнал Revi 62 2006 г.

Статья «Jürgen Harder Eichenlaubträger» из журнала Revi 62 2006 г. Авторы статьи Ян Бобек и Ота Ировец. Цветные выкраски Мартин Замечник, реконструкция Ян Бобек.

© Перевод и адаптация текста Сулла Алексей

1 часть.

Юрген Хардер был одним из немногих известных немецких пилотов истребителей, которые в течение 2 мировой войны побывали на всех ее фронтах. Последовательно он исполнял обязанности командира эскадрильи, группы, и наконец стал командиром целой истребительной эскадры. Подчиненные очень уважали и доверяли ему, несмотря на то, что порой он требовал от них непопулярные, но необходимые вещи. Он не был из числа карьеристов, которые в угоду личной выгоды охотились за победами жертвуя безопасностью подчиненных. В нем слились черты талантливого пилота истребителя и разумного командира, который методично заботился о своей команде как о самом себе. С высоты своей должности и звания он не желал создавать себе каких-то преимуществ, что в конечном счете стоило ему жизни. Оба его брата также полегли в битвах.

Ю. Хардер выходец из Померании, где он родился 13 июня 1918 года в городе Свинемюнде (нынешний Свиноусце – Польша). В начале октября 1939 в качестве курсанта он поступил на службу в Люфтваффе, и во время учебы летному делу последовал примеру своего старшего брата. Старшего брата Юргена звали Харро, он был одним из лучших немецких пилотов истребителей во время Испанской войны. В августе 1940 г. в семью Хардеров пришло горе – Харро погиб во время воздушного боя. К началу 1941 года Юрген поступил на службу в JG. 53 в звании Oberfähnrich. Но до того как он был допущен в полноценное истребительное соединение, он провел сперва некоторое время в учебной группе JG53, которая дислоцировалась во Франции, в городке St. Jean d` Angely. В марте 1941 года он был переведен в III./JG.53, которой, по в свое время командовал до своей гибели его старший брат. Возможно это повлияло на то, что Юрген попал в 7 Staffel, который располагался в то время в Манхейме, как раз в то время когда вся группа пересаживалась c «Эмиля» на «Фридриха». Он был приписан к штабу III группы и с точки зрения выгоды для летного истребительного ремесла попал в очень хорошую компанию, кроме него в тот период в этой группе служили Hptm. Wolf-Dietrich „Fürst“ Wilcke, Oblt. Klaus-Quaet Faslem, Oblt. Friedrich-Karl „Tutti“ Müller, все в последующем награжденные Крестами (1). Во время службы Юрген не забывал о своем погибшем брате, ему позволяют сделать надпись «Harro» под кабиной своего F-2, и данная надпись будет традиционно на всех его машинах в будущем.

18 марта 1941 года III./JG.53 встречает на побережье Канала, конкретно в Берк-сюр-Мер (Berck-sur-Mer), и сразу же привлекается к боевым операциям. Боевая активность английских RAF весной 1941 года была по сравнению с остальными лихорадочными боями в общем за всю войну очень низкой, и в связи с этим III группа в этот период одержала всего 5 побед (3 неподтвержденных). Юный Юрген (повышенный меж тем до Лейтенанта) летает «в холостую», а 4 мая в результате боевых повреждений вынужден посадить свою машину Bf. 109 F-2 (W.Nr. 8085) в Мальдегеме, причем повреждения машины составили около 15%. III группа перебазировалась на этот аэродром во второй половине апреля, после того как Берк-сюр-Мер стал подвергаться английских бомбардировкам. Второй раз Юрген попадает в неприятную ситуацию 7 мая. Он был одним из 4 пилотов JG 53 приданных для усиления II./JG 52. Во время боевого вылета над английской территорией его F-2 дважды получает попадания от огня зенитной артиллерии, а также получает повреждения во время короткого воздушного боя со «Спитфайром». 7 июня 1941 года III./JG. 53 выводится с Ла-Манша обратно в Манхейм-Зондхоффен.

В рамках приготовления к операции «Барбаросса», для укомплектования численности JG. 53 «Пиковые тузы», набираются пилоты выходцы из Восточной Пруссии и оккупированной Польши.

14 июня 1941 года 3 группа застает на военной базе Сувалки, где входит в подчинение Stab/JG 27 и в предстоящей компании должна была поддерживать наступление левого фланга группы армии «Центр» на московском направлению

22 июня 1941 г. в 03.20 к первым годам русского похода стартуют первые Мессершмитты из III./JG 53, как сказали потом пропагандисты «20 часовая компания» - атаки на русские аэродромы, колонны с живой силой и техникой. Русские ВВС реагирует молниеносно, и уже на рассвете начинаются контакты с противником немецких истребителей, увеличивающие число их побед. Ю. Хардер открыл свой счет во второй половине первого дня войны – в 16.45, пост наземного наблюдения зафиксировал победу над вражеским истребителем И-17 (по немецкой классификации МиГ-3) (в письме невесте он пишет, что ему удалось подстрелить два самых современных русских истребителя, тогда как в журнале группы упоминается только одна победа). Эта победа произошла при встрече, в которой Stab III./JG 53 без своих потерь сбил шесть И-17. В конце первого дня операции счет побед группы составил 36 сбитых.

В последующие дни и недели происходило нечто подобное – истребители Люфтваффе сражались с многочисленным, но существенно хуже вооруженным и малоопытным противником, часто с бомбардировщиками, которые летали без всякого истребительного сопровождения. Хорошим примером этого может служить бой с русскими бомбардировщиками, который начался 25 июня около 8.30 утра во время перемещения III./ JG 53 на аэродром под Вильнюсом. Позже на этом аэродроме были обнаружены около 60 брошенных советских самолета. Следующие дни немецкие солдаты фотографировались на фоне этих самолетов на память. Интересно то, что один или два двухместных советских штурмовика эксплуатировались русскими с нанесенными немецкими знаками государственной принадлежности.

Один из драматических эпизодов показывает как Хардер и его коллеги относились к происходящим событиям:
«Налет русских бомбардировщиков на Вильну. Первые машины III./JG 53, которые были готовы к налету и взлетели мгновенно, вскоре сбили 3 бомбардировщика. Они рухнули вниз объятые пламенем. Последующие дальнейшие налеты были также отражены. Один из наших пилотов сидел в своем самолете, который не был готов к полетам, и по рации наводил своих товарищей в воздухе. Он был как бы нашим командным пунктом, и сигнальными ракетами указывал направление откуда летели вражеские самолеты. Однако при таком большом количестве налетов, у нас быстро заканчивались боеприпасы. Было какое-то невероятное чувство, которое воздействовало на нас словно на стрелков в охотничьем тире. В одном бою, я за короткое время видел десять машин, которые шли к земле охваченные огнем. Вечером счет наших побед подходил к пятидесяти машинам. Контакты с неприятелем проходили только в поле зрения аэродрома».

Летчики из III./JG 53 во время двенадцати часов недалеко от Вильнюса при ничтожно малых затратах сбили 26 советских самолетов, большинство из которых были двухмоторные СБ-2, СБ-3 и ДБ-3. В 11.36 Хардер записал на свой счет еще две победы (бомбардировщики ДБ-3), но самым лучшим стрелком в соединении был Lt. Schramm из 8 эскадрильи, ему удалось послать к земле четыре бомбардировщика. Lt. Rudolf Müller из той же эскадрильи из того боя на посадку не вернулся, и был записан пропавшим без вести, однако в последствии он вернулся в расположении части. Hptm. Wilcke, командир Хардера получил небольшие ранения, после того как его машина столкнулась с самолетом из 7 эскадрильи на земле (при этом обе машины сгорели). В бою был потеряна еще одна машина из 7 эскадрильи и «109» из 9./JG 53 во время аварийной посадке получил 80% повреждений.

III./JG 53 не была одинока в «охотничьем марафоне» возле Вильны. На той же базе базировалась Stab. II и III./JG 27, вооруженные устаревшими «Эмилями». Без единой потери Stab и II./JG 27 сбили еще 25 бомбардировщиков, причем Lt. Gustav Langanke из 5./JG 27 уничтожил в течение 7 часов в общем 7 двухмоторных бомбардировщика СБ.

Переброска III./JG 53 совпадала с быстрым продвижением наступающих немецким войск. Лишь до конца июля 1941 года группа 8 раз меняла свои базы. При этом предъявлялись высокие требования к организации транспортировки, связанной с продвижением группировок, которые оказывались на значительном удалении от баз снабжения. Ю. Хардер постоянно летает в качестве ведомого командира группы Hptm. Wolf-Dietrich, и на его счету пока мало побед. В августе 1941 г, в день когда Величко награждают Железным Крестом, Хардер может похвастаться пятью победами.

25 сентября 1941 года, незадолго до полудня Хардер вступает в бой с одиночным Пе-2 и шестью самолетами, опознанными как «V-11» (2), один из них был сбит и он становится 10 побежденным. Однако Хардеру не доведется долго радоваться своему успеху, вскоре в результате плохих метеоусловий (по другим данным в результате действия русской зенитной артиллерии), он теряет ориентацию Bf. 109 F-2 (W.Nr. 9212) „черная <°+I“и садится на вынужденную в Гремяче, недалеко от Новгорода. К счастью для него, это случилось на территории подконтрольной Вермахту.

Вышеназванный самолет стал последней победой Хардера во время его участия в операции «Барбаросса». После недолгого простоя, 7 октября 1941 года (чтобы успеть избежать приближающейся русской зимы) III./JG 53 покидает свои позиции и возвращается назад в Германию для перевооружения на F-4. Итоги трехмесячного наступления на востоке оказались очень внушительными – пилоты группы сбили 373 неприятельских самолета, при суммировании 214 побед, одержанных до 22 июня 1941 г., общей счет составил 587 сбитых самолетов. Таким образом, к своему последнему успеху на Востоке (22 октября 1941 г.) группа стала лучшим истребительным подразделением Люфтваффе. (3) Этот успех был достигнут малыми потерями личного состава –безвозвратные потери составили 5 пилотов (1 был убит, 3 пропали без вести, 1 попал в плен) и 12 раненых. Один из пропавших без вести был известный пилот группы Lt. Erich Scmidt 9./JG 53, для которого роковым стал обстрел русской зенитной батареи 31 августа 1941 г. недалеко от Дубны.

В конце октября 1941 года III./JG 53 получила новые 109 F-4 в Манхейм-Зондхоффен. Догадки о том, куда будет переведена группа, прервал приказ, поступивший в начале декабря: вся JG 53 будет переведена на Средиземноморье, где первоочередной целью будет блокирование Мальты, этого «непотопляемого для самолета корабля», который как бельмо на глазу был у немецкого командования. Поэтому Stab., I и II./JG 53 отправляют на Сицилию, а III группа еще на две неделе «отпрыгнула» в Африку, где как маятник болталась для поддержки неудачных действий пустынного воина Роммеля. 8 декабря 1941 года Мессершмитты III./JG 53 прибывают в Ел-Тмими и присоединяются к основной части отступающих немецких войск. Короткое африканское интермеццо («Небольшая музыкальная пьеса, исполняемая оркестром между отдельными частями оперы», из словаря) принесло на счет соединения еще 16 побед (в основном, «Харрикейны»). Однако Хардер свой список побед на «черном континенте» пока что не увеличил. Уже 16 декабря 1941 года поступает приказ о переброске на Сицилию, куда с радостью возвращается персонал группы. В конце декабря туда же переводят «Пиковых Тузов», где их встречают Stab и I./JG 53 в Геле, II./ JG 53 в Комису (Comis) и III./JG 53 в Катании (однако пока что без самолетов, которые им пришлось оставить для JG 27 в Африке). В январе 1941 года дополнительно прибывает подкрепление в лице JG 3. Для британских защитников Мальты (которые к несчастью для себя хорошо запомнили настоящий разгул Мюнхенской 7./JG 26 в первой половине 1941 года), повторный приход истребителей Люфтваффе в переломный ноябрь-декабрь 1941 года бесспорно был связан с неприятным удивлением и досадой – не слишком значительная итальянская Regia Aeronautica пополнялась существенно лучшей во всех отношениях вооруженной группировкой. Более того, противник, вооруженный такой техникой как «Харрикейн» не мог качественно выровнять свое и так плохое положение, потери защитников острова постоянно увеличивались.(4) При этом Люфтваффе противостояла хорошо организованная защита острова, за исключением расстояния между берегами Мальты и Сицилии равному около 90 км над водой. В конце января 1942 года герой нашего рассказа писал об одном случае в письме своим родным:

«Вчера я и Вильгельм были приглашены во 2 группу. Между прочим разговор велся и о том, что делать, если вдруг вблизи от Мальты сломается мотор. Представьте себе: не знаю ни кого кто желал бы в полном одиночестве возвращаться на бреющем около 100 км над водой – лучше уж садится (падать в воду) на воду, чем просиживать свою молодость в плену. И вдруг сегодня мои вчерашние слова превратились в быль. Вильке и я преследовали двух Харрикейнов, которые барражировали над Мальтой. Из-за начавшегося сильного зенитного огня, мы скрылись за каменистый остров, над которым недавно пролетали и летели теперь над ним на высоте пяти метров. Вдруг неожиданно раздался сильный удар – вся кабина наполнилась дымом и мотор заглох. Лобовой остекление было полностью покрыто маслом, медленно около меня проплывала Мальта. Зенитка! Всего лишь пять метров подо мной поверхность земли. Вильке начал кричать, чтобы я тянул ближе к берегу и не вздумал сажать машину на воду так далеко от берега! Да и мне тоже не сильно хотелось – надо попробовать вытащить свою дымящуюся «мельницу» повыше и – о чудо! – вдруг мотор начал работать. Тут только я вспомнил свои вчерашние намерения и с радостью лег на обратный курс. С 90% вероятностью я должен был упасть в море, и только 10% остались со мной и они подарили мне возможность вернуться домой. Сейчас мы с Вильке идем в эскадру, чтобы отметить мое счастливое спасение».

Свой первый сбитый самолет на новом месте боев и в общем счете одиннадцатый самолет противника Хардер записал 18 марта 1942 года. Во время сопровождения Ju.88 ближе к вечеру пилотов III./JG 53 атаковали истребители RAF – «Харрикейны» (в общей сложности 11 из 126 и 185 крыла) выше кружили 4 новых «Спитфайра» из 249 крыла. Хардеру удалось сбить 1 «Харрикейн». Также побeду одержали Ofw. Werner Stumpf, Lt. Hermann Neuhoff (оба по 1 «Харрикейну») и Lt. Errnst Klager («Спитфайр»). Два из сбитых Харрикенов были из 185 крыла - P/O H.C. Lester (Z2840) – отделался ранением и Сержант Австралийских ВВС G. Mulloy (Z5123) – пропал без вести. Сбитый «Спитфайр» (AB334) был из 249 крыла и его пилот P/O H.M Fox также считается пропавшим без вести. Успех был достигнут потерей одной машины из группы III./JG 53 Lt. Kurt Lauinger на F-4 «<2+» (W.Nr. 7590), который был затем выловлен раненым из моря британских сторожевым катером HSL 107. Он был сбит огнем пилота «Спитфайра» F/Lt Macqueen из 249 крыла.

Ю. Хардер записал на свой счет над Мальтой еще две победы, оба раза в качестве представителя 7./JG 53 (5), в которую был переведен. 30 апреля 1942 года Хардер чувствовал себя очень удовлетворенным – он докладывает о сбитом пилоте «Спитфайре», на совести которого была жизнь его старшего брата (однако надо сказать, что данные защитников острова о потерях в этот день никакой информации не содержат). 18 мая 1942 года он сбивает своего 13 противника. Это опять «Спитфайр», который был последней жертвой III./JG 53 над Мальтой (6).

В III./JG 53 происходит существенной ослабление - Hptm. Hans-Dietrich Wilcke ее командира и наилучшего пилота группы переводят в Россию, где впоследствии он принимает командование JG 3 «Udet». Для Хардера эта «потеря» была вдвойне болезненной: он прощается со своим лучшим другом и одновременно своим командиром-ведущим Rottenführer.
Новым командиром III./JG 53 становится Hptm. Erich Gerlitz. Деятельность соединения на Сицилии сокращалась, 20 мая 1942 года начинается перевод летного состава в Северную Африку, где группа проведет следующие пять месяцев в интенсивных боях.

Примечания:

  • 1. Никто из вышеупомянутых не дожил до конца войны: Oberstleutnant Klaus Quaet-Faslem (RK, 49 v.), командир I./JG 3, погиб во время аварии 30 января 1944; Oberst Wolf-Dietrich Wilcke (RK-S, 162 v.) погиб 23 марта в бою с американским истребителем в должности командующего JG3 “Udet” и Oberstleutnant Friedrich-Karl Müller (RK-EL, 140 v.) приемник Wilcke в командовании JG3 – погиб при неудачном приземлении 29 мая 1944. Хардер из этой четверки проживет дольше всех, но и ему не удастся дождаться конца войны.

    2. Скорее всего пилоты Люфтваффе имели ввиду малоизвестный им тогда Ил-2, хотя невозможно исключить и другие типы, как Су-2 или Р-10.

    3. С небольшим отрывом в сумме своих успехов были и другие Группы – IV/JG 51 и II./JG 54 – обе с 576 победами к той же дате.

    4. Небольшой показательный пример: в октябре 1941 г.возле Мальты погибли всего 3 пилота Британских ВВС, в декабре, после прихода JG 53 – их стало уже 10.

    5. Ernst Obermaier указывает, что Хардер на 22 апреля 1942 вообще возглавлял эту эскадрилью. Хотя после Jochen Prin в то время и в будущем ее командиром был Oblt. Winfried Pufahl и Хардер ее заимствовал только июне 1942 г. (временно замещал)

    6. О несостыковках в потерях в этом эпизоде: хотя RAF подтверждает гибель одного «Cпитфайра» (ВР993 из 603 крыла, раненый Р/О Н.Р.Фофлоу был подобран в море) и об одном «Харрикейне» (BN 362 из 229 крыла, пилот Пендлбери погиб), еще один Спитфайр был поврежден, и это происходило до полудня в 12.55. Данные Хардера слишком не сходятся. Скорее всего это сделали Uffz. Gerhard Beitz 9./JG 53 и Ofw. Rudolf Ehrenberger 6./JG 53, которые подбили по одному «Спитфайру» в 10.23 и 11.03 соотв. Beitz однако, своему успеху долго не радовался, вскоре после этого он был сбит и взят в плен.



Фотографии и схемы

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере, журнал Revi 62 2006 г.
Ю. Хардер получал жизненно важные уроки истребительного мастерства в оперативной учебной Ergänzungsgruppe JG53 во Франции база St. Jean d`Angely в начале 1941 г. Эта группа состояла из Штаба, одной учебной (летной) эскадрильи и боевой эскадрильи. До осени 1941 г. это соединение использовало 109-Е, а также несколько Е-8. Хардер (справа) вместе со своим коллегой сидят на носу Эмиля.

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере, журнал Revi 62 2006 г.
Этот Bf. 109 F-2 (W.Nr. 8085) был изготовлен в феврале или начале марта 1941 года на заводе Ерла в числе одной из 189 машин заводской серии 8078-8266. Скорее всего, камуфляж состоял из цветов RLM 71 и RLM 02 на верхних поверхностях и RLM 65 на нижних. «Серые» оттенки RLM 75 и RLM 74 (и RLM 76 снизу) применялись с апреля-мая 1941 г. И хотя, машина несет на носу знак JG 53, который символизирует боевое имя (позывной) эскадры «Пиковый туз», ее пилот еще не был асом. На этом самолете Хардер совершил вынужденную посадку 4 мая 1941. В связи с восстановительными работами, на самолете был заменен кусок обшивки посередине левой части крыла, эта довольно большая секция имела RLM 71. Машина была полностью отремонтирована и отправлена на Восточный фронт., где возле нее Хардер сфотографировался со своими родителями. Известны фотографии этой машины как с коком желтого, так и темного цвета, скорее всего RLM 70. Имя старшего брата «Harro», который погиб летом 1940 в JG 53, написано под кабиной.

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере, журнал Revi 62 2006 г.
Машина Хардера с надписью «Harro» под кабиной запечатленная в Западной Европе. Обратите внимание на желтый кок винта.

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере, журнал Revi 62 2006 г. Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере, журнал Revi 62 2006 г.
Хардер перед свои самолетом W.Nr. 8085 на снимке, сделанном вероятно в Западной Европе. Окраска переплета фонаря немного темнее нежели RLM 71, которой окрашена машина. Возможно это RLM 66, которую мы использовали при рисовании боковика, а может и 71, которая кажется темнее по сравнению с остальной машиной покрытой этой же краской по голубому основанию.

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере, журнал Revi 62 2006 г.
Машина Хардера W.Nr. 8085 с необычным обозначением Штаба Группы на военной базе Соболево. Снимок сделан после первой победы пилота, которой он добился во второй половине дня 22 июня 1941 года. Подобную маркировку несла машина Stab. III Lt “Tutti” Müller, не его машине это был клин (шеврон) и круг. В 1944 году он погиб в должности командира JG 3 «Udet».

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере, журнал Revi 62 2006 г.

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере, журнал Revi 62 2006 г.
Таким образом закончился день 25 (26?) сентября 1941 для Хардера и его самолета 9212 недалеко от Новгорода. Повреждения составили 35 %. Хардер и его коллеги вели бой с одни Пе-2 и шестью V-11 (нем. обозначение Ил-2, используемое на восточном фронте в начале войны), одного из них Хардеру удалось сбить. После боя, в условиях плохой видимости он отклонился от формации и потерял ориентацию. Полет закончился выработкой горючего и посадкой на «брюхо».

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере, журнал Revi 62 2006 г. Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере, журнал Revi 62 2006 г.
Перед отправкой на Восточный фронт W.Nr. 8085 получила желтую окраску законцовок крыла снизу, почти до самого креста. Сверху на желтую краску были нанесены пятна несколькими темными цветами в верхней части. Киль видимо был либо заменен либо перекрашен. На коке винта, окрашенного RLM 70, видно тонкую желтую линию. Машина W.Nr. 8085, на которой летал Хардер, вообще имела довольно богатую биографию. Когда она находилась в штабе III./JG 53 кто-то разбил ее при посадке 1 августа 1941 года. Повреждения составили 80% . Но все оказалось не так плохо, ее отремонтировали и передали в II./JG 51. Но 3 сентября в 4./JG 53 при налете советской авиации машина опять получила повреждения. Спустя 2 года – 19 июля 1943 во французском Cazaux в Jagdgruppe West эта машина снова получает повреждения 20 % при взлете. После ремонта она получает новый мотор, поэтому W.Nr. 8085 в дальнейшем идентифицируют как F-4. Позже машину переводят в Южную Францию в Ягдруппу Süd, командир Ханс Баар, и там она получает обозначение «черная 12». 2 декабря 1943 года при использовании 2./JGr. Süd против американских ВВС машина погибла. Ее пилотом был Alexis Friedrich Carl Christian принц бентхеймский и стенфюртский, который родился в 1922 году в замке Стейнфюрт. Он считается пропавшим без вести.

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере, журнал Revi 62 2006 г.

 

» Информация о статье
Просмотров: 7238
Опубликовано:
Lean в 15.03.2011 - 18:21
Тема: Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере,...(#1957) - обсуждение

Зачитался... спасибо за статью.
ft в 15.03.2011 - 19:05
Тема: Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере, журнал Revi 62 2006 г.
очередой пассаж на счет героических паганцев и безумных орд восточных варваров
adlersieg в 15.03.2011 - 19:50
Машина Хардера с надписью «Harro» под кабиной запечатленная в Западной Европе. Обратите внимание на желтый кок винта.

вот не желтый там как винта, темный он больно и светлое кольцо на винте тому показатель
Sulla в 15.03.2011 - 20:28
ft, adlersieg, это же всего лишь перевод, не я придумывал текст.

Все никак третью часть не могу набрать :oops: Для полноты картины.
ft в 15.03.2011 - 20:38
Sulla,как переводчик и авиатор обясните вот такую нестыковку, как можно что то видеть из самолета стоящего на земле и чем он все таки сигнализировал?
"........ Один из наших пилотов сидел в своем самолете, который не был готов к полетам, и по рации наводил своих товарищей в воздухе. Он был как бы нашим командным пунктом, и сигнальными ракетами указывал направление откуда летели вражеские самолеты......".
Sulla в 15.03.2011 - 20:55
ft, напишите Яну Бобеку, я могу дать Вам его координаты, и спросите у него. Эта статья когда на сайте появилась? Вы думаете я помню все нюансы и нестыковки. Еще раз поясню - это перевод с адаптацией, я ничего смыслового там не исправлял и научную изыскательскую работу по поиску неточностей не проводил.

П.С. А что такого в том, что с земли делали наведение? Красная ракета - враг с севера, зеленая - с юга. Не у всех может рация была на борту рабочая :razz:
ft в 15.03.2011 - 21:01
Sulla, мне просто фраза "глаза резанула". авиация, а тем более немецкая лежит далеко от сферы моих интересов. Со статьей ознакомился, для общего образования и не более того.
adlersieg в 16.03.2011 - 19:24
Эта статья когда на сайте появилась? Вы думаете я помню все нюансы и нестыковки.

тьфу, а я думаю ну почему же у меня такое чувство дежа вю сильное... :mrgreen:

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy