Как и у многих из вас, моё увлечение моделизмом началось с моделей незабвенной Novo. Впрочем, в те времена о существовании этой фирмы многие даже не догадывались, а модели были известны как продукция заводов «Огонёк», «Кругозор», Донецкого завода игрушек и тд… Одной из моделей, собранных в детстве и оставивших в моей памяти неизгладимые впечатления, был «самолёт F405» Бакинской фабрики игрушек из ярко-голубого пластика. Уж очень необычно выглядел сей аппарат. Спустя много лет, после возвращения к моделизму, захотелось вновь иметь модель этого самолёта (теперь я уже знал, что это F-82 Twin Mustang), отчасти из-за того, что сам самолёт достаточно интересный и неординарный, но главным образом из-за ностальгии.
Вообще-то, обзавестись «двойным мустангом» не было у меня в самых ближайших планах – из обсуждений на форуме я знал, что помимо Novo, которую в настоящее время найти уже сложно, модель F-82 выпускалась ещё и Monogram. Беглый поиск по eBay показал, что модель Monogram попадается достаточно часто, и при желании купить её не проблема. Ну а раз модель доступна, значит можно её покупку отложить на потом, после приобретения более «раритетных»… Но однажды, просматривая аукцион, мне попалась на глаза неизвестная ранее модель Twin Mustang некоей фирмы Taka. Поиск в сети никакой информации не дал (хотя и выяснилось, что помимо Monogram, F-82 выпускал ещё и HobbyCraft), решил я купить эту модель хотя бы чтоб узнать - что внутри коробки. Обзоров Monogram с фотографиями литников в сети не нашлось, зато нашёл несколько обзоров модели от HobbyCraft. Увы, ни один из них не вносил ясность – в чём разница между Monogram и HobbyCraft, или это одна и та же модель. Когда через несколько недель я получил модель от Taka, оказалось, что в коробке пластик от HobbyCraft. К тому времени я уже нашёл в сети несколько фотографий модели от Monogram в процессе сборки – некоторые детали там выглядели иначе, чем у Taka/HobbyCraft. Я решил купить для сравнения монограмовскую модель, ну и для полноты картины – ещё и Novo. Таким образом, эта статья – попытка прояснить ситуацию по доступным в настоящий момент моделям 1/72 Twin Mustang.
Для начала о самом самолёте
История появления Twin Mustang связана с B-29 - начало массовых налётов на Японские острова показало, что ЛТХ даже сверхсовременных стратегических бомбардировщиков не могут уберечь их от потерь, и требуются истребители сопровождения с такой же большой дальностью полёта. В то время у США таких истребителей не было, даже у лучшего эскортного истребителя США P-51 Mustang дальность была недостаточной, кроме того, многочасовые полеты сильно утомляли пилотов. В результате, у инженеров North American родилась идея создать необычный двухместный истребитель, объединявший два фюзеляжа P-51, и в начале 1944 года был получен заказ на постройку четырёх прототипов самолёта, получившего обозначение XP-82 Twin Mustang. Даже не дожидаясь окончания постройки прототипов, ВВС США заказали 500 самолётов. Первые два прототипа оснащались, как и P-51, двигателями Packard Merlin V-1650, но вращавшимися в противоположные стороны, а на два другие самолёта, обозначенных XP-82A, было решено установить новые двигатели семейства Allison V-1710 c двухступенчатым нагнетателем по образу V-1650. Увы, постоянные проблемы с недоведёнными и сырыми двигателями Allison привели к тому, что третий прототип даже не был облётан, а постройка четвёртого отменена. Что касается XP-82 с Мерлинами, то первый из них взлетел в апреле 1945 года, и показал отличные лётные данные и даже более высокую скорость, чем у P-51. Острой необходимости в дальнем эскортном истребителе к тому времени уже не было - в связи с захватом новых островов всё ближе и ближе к Японии, размещаемые на них истребители P-51D/K и P-47N уже могли сопровождать бомбардировщики и над территорией метрополии. Тем не менее, модификация P-82B, отличающаяся от XP-82 в основном наличием пилонов для подвески ракетно-бомбового вооружения, пошла в серию. До конца войны успели выпустить всего 20 машин, после чего заказ на остальные был отменён, а уже построенные машины списаны из ВВС и в дальнейшем использовались для различных испытаний, а два самолёта были переоборудованы в прототипы ночных истребителей P-82C и P-82D. P-82B номер 44-65168 в феврале 1947 года совершил перелёт с Гавайских островов в Нью-Йорк, установив не побитый до сих пор рекорд дальности полёта поршневого истребителя без дозаправки.
После окончания войны ВВС США хорошо понимали, что возможности развития поршневых самолётов уже исчерпаны и наступило время перевооружения на реактивную авиацию. Однако создающиеся в этот период реактивные истребители ещё страдали множеством «детских болезней» и могли поступить на вооружение лишь через несколько лет, а до тех пор ВВС вынуждены будут эксплуатировать поршневые самолёты. В связи с этим North American вновь получила заказ на Twin Mustang, который рассматривался как промежуточный этап до появления реактивных машин в достаточном количестве. Так как срок службы предполагался совсем короткий, то даже не было заказано достаточное количество запасных частей.
Увеличенная британцами после окончания войны лицензионная плата за производство двигателей Merlin V-1650 и сильное лобби американских моторостроителей в руководстве ВВС США вынудили вновь вернуться к варианту с двигателями Allison V-1710, основные проблемы которых к тому времени уже были устранены. И хотя двигатели V-1710 так и не достигли уровня надёжности «Мерлинов» и уступали им в мощности, их установку сочли вполне приемлемой. Из-за новых двигателей модификация P-82E, впервые взлетевшая в начале 1947 года, внешне отличалась носовой частью, сменившей привычные для «Мустангов» очертания. В 1948 году машины, переименованные в F-82E, стали поступать на вооружение и провели свою ничем не примечательную карьеру в качестве перехватчиков и истребителей сопровождения, пока постепенно не были сменены реактивными самолётами в 1950-51 годах.
Помимо эскортных истребителей, ВВС США требовались новые самолёты и для замены ночных P-61 «Black Widow», многие из которых участвовали в войне, были изношены и страдали от нехватки запасных частей. Twin Mustang, имевший экипаж из двух человек и большую дальность, отлично подходил на роль ночного и всепогодного истребителя - второго пилота в правой кабине сменил оператор радара, а сам радар подвешивался в длинном обтекателе под центропланом. Созданные на основе P-82E, серийно выпускались ещё две модификации Twin Mustang – P-82F и P-82G, отличавшихся в основном радарами. P-82F оснащался более современным радаром AN/APG-28 и предназначался в подразделения на территории США, а P-82G оснащался радаром SCR-720C, использовавшимся ещё на P-61, и предназначался для службы на Дальнем Востоке. Кроме того, небольшое количество P-82F и P-82G из последних серий было достроено как машины, оборудованные для использования в холодном климате, они получили обозначение P-82H и были отправлены на Аляску. Летом 1948 года все эти P-82 были переименованы в F-82. F-82F начали сменять «Чёрных вдов» в эскадрильях всепогодных истребителей в середине 1948 года, где и прослужили, пока сами не были сменены реактивными F-94 в 1950-51 годах. В феврале 1950 года F-82G сменили последние F-61 на авиабазах в Японии и Окинаве, и когда в июне началась война, они оказались единственными самолётами с достаточной дальностью, способными с японских авиабаз обеспечить воздушное прикрытие над Кореей. Утром 27 июня группа F-82G, прикрывавших эвакуацию американских граждан с южнокорейского аэродрома Кимпо, была атакована северокорейскими истребителями. Завязался бой, во время которого пилот лейтенант William Hudson и оператор радара Carl Fraiser, летавшие в тот день на самолёте с серийным номером 46-383, сбили северокорейский Як-11, официально это считается первой воздушной победой в Корее. И хотя другие экипажи, участвовавшие в том бою, также заявили несколько побед примерно в тот же промежуток времени, и вопрос о том, кто же действительно был первым, до сих пор остаётся спорным, первая победа в любом случае на счету F-82G Twin Mustang. Самолёты интенсивно использовались для воздушной поддержки, разведки и ударов по наземным целям. Всего в течение войны на их счет записано 20 уничтоженных самолётов – 16 на земле и 4 в воздушных боях, при собственных потерях в 10 машин, в том числе и по техническим причинам. В августе 1951 года в Японию на смену F-82G начали прибывать реактивные F-94, и в марте 1952 года последние оставшиеся F-82G были переоборудованы и отбыли на Аляску для замены изношенных F-82H, туда же были отправлены несколько переоборудованных F-82F. Все эти самолёты также почти исчерпали свой ресурс, а постоянная нехватка запасных частей приводила к тому, что для поддержания работоспособности одних машин приходилось разбирать на запчасти другие, которые уже нельзя было починить. В конце концов, летом 1953 года их начали списывать, и последний самолёт (серийный номер 46-377) был списан в ноябре 1953 года. И хотя Twin Mustang не успел поучаствовать во Второй Мировой, для которой создавался, ему всё же пришлось повоевать и удалось оставить яркий след в истории авиации, оставшись единственным в мире серийным истребителем двухфюзеляжной конструкции и последним поршневым истребителем США. К настоящему времени в музеях и частном владении сохранилось два P-82B, два F-82E и части фюзеляжа второго прототипа XP-82.
Вернёмся теперь к моделям.
Начну с Monogram
Модель датируется 1973 годом. Первоначально она выпускалась в двух вариантах – F-82E и F-82G, которые отличались только коробками и цветом пластика – серебристым и чёрным соответственно, декали в обеих коробках одинаковые и включают по одному варианту каждой модификации. В 1984 году модель без изменений была переиздана в «Юбилейной» серии. На аукционах попадаются все три варианта, хотя «юбилейный» встречается чаще. Именно его я и купил.
Итак, коробка из тонкого картона с бокс-артом, изображающим собранную модель F-82E. В коробке передо мной предстали 4 литника серебристого пластика, литник с остеклением, декаль и инструкция. Качество литья хорошее, облой практически отсутствует, расшивка внешняя и слегка грубовата (учитывая дату создания пресс-форм это простительно, да и всё равно её надо перерезать во внутрь). Остекление чистое и прозрачное, приемлемого качества, c чётким переплётом, изнутри сдвижных частей изображены имитации навигационных антенн.
Не смотря на то, что предлагается сразу две модификации F-82E и F-82G, на самом деле пластик представляет собой именно F-82G: ведь на фюзеляже уже отлиты выхлопные патрубки с пламегасителями, и если захочется сделать F-82E, то носовую часть придется переделывать.
В целом модель производит хорошее впечатление и имеет неплохую деталировку. В нишах шасси сделана имитация силового набора и проводки (хотя сами ниши, к сожалению, имеют недостаточную глубину), отсек вооружения в центроплане можно сделать открытым – есть неплохо отлитый блок пулемётов для него. Фонари можно сделать подвижными. Интерьер кабин представляет собой кресла, отлитые вместе с полом, ручки управления и приборные доски, а также две разные фигурки пилотов (одну из фигурок я потерял и её нет на сканах литников). Кроме того, изнутри на стенках фюзеляжа выгравирован рисунок интерьера кабины. Странно, что его так «нарисовали», а не сделали хотя бы как в нишах шасси. Подвесное вооружение представлено парой подвесных баков, двумя парами 250-фунтовых бомб и одним пилоном для пяти ракет HVAR, который в варианте F-82E предлагается подвешивать под центроплан.
Декали
Качество печати хорошее, с глянцевым покрытием, подложка на вид тонкая, цвета насыщенные. Техничка и другие мелкие детали пропечатаны отлично и нормально читаются. Обидно, что при этом белый и красный цвета на опознавательных знаках и на некоторых элементах технички отпечатаны с взаимным смещением. Хотя вот на эмблеме 68 F(AW)S этого смещения нет.
Что касается вариантов, то их в декали всего два – это самолёты с серийными номерами 46-255 и 46-383.
46-255 это первый серийный F-82E, в декали он представлен на состояние до лета 1948 года (когда обозначение P-82 сменилось на F-82 и соответственно буквы кода вместо PQ стали FQ). Имеются фотографии этой машины, датированные летом 1947 года, при сравнении декали и фотографий на первый взгляд всё нормально – шрифты номеров и кода совпадает. Единственное «НО» – на фотографиях отчётливо видно бортовой номер «1», нанесённый на кили. В декалях этого элемента нет.
46-383 – тот самый F-82G, которому официально принадлежит первая победа в Корее, имеются и его фотографии. Со шрифтами и техничкой на первый взгляд тоже всё в порядке, есть даже звёздочка обозначения победы. Вопросы вызывает только эмблема 68 F(AW)S, точнее фон, на котором нарисована фигурка рыцаря. На «корейских» фото этот цвет выглядит гораздо светлее, ближе к голубому. А вот на декали – насыщенный синий. Может, всё дело в условиях съемки и цветопередачи, но, тем не менее, на различных фотографиях оттенок не настолько синий.
Помимо собственно Monogram, этот же пластик продавался в коробках Revell и Hasegawa. Обе давно не выпускаются, и найти их гораздо сложнее, чем Monogram.
Модель от Taka
Как уже упоминалось выше – в коробке пластик от HobbyCraft. Сама коробка из тонкого картона, бокс-арт изображает летящий P-82C.
Внутри 4 литника тёмно-серебристого цвета, литник с остеклением, декаль и инструкция. Качество литья по сравнению с Monogram ощутимо хуже – облоя больше, детали слегка замыленные и оплывшие. Особенно заметно это на мелких деталях – например на блоке пулемётов. Отверстие для оси винта в одной из деталей носовых частей сделано со смещением. Качество остекления тоже оставляет желать лучшего.
Декаль – это вообще нечто. Представляет собой копию декали Monogram, но качество исполнения – просто жуткое, техничка вообще вся расплылась. Впрочем, что тут писать – на скане всё и так видно. Остаётся только надеяться, что мне просто попался бракованный экземпляр, трудно себе представить, чтобы ребятам из фирмы Taka совесть позволяла выпускать в продажу такую продукцию.
Хотелось бы прояснить разницу между пластиком Monogram и HobbyCraft.
Членение деталей полностью соответствует модели Monogram, хотя размещение на литниках отличается. Получается, что это очередная «пиратская копия» с ухудшением качества. Более того – это не полная копия, между моделями Monogram и HobbyCraft есть небольшие различия, и не в лучшую сторону. На нижней поверхности крыла отсутствуют гильзовыбросы, а отверстия возле элеронов, показанные у Monogram углублениями, здесь лишь обозначены внешней расшивкой, пропал прицел, отлитый на одной из половинок левого фюзеляжа. Фонари лишились переплёта, и такое впечатление, будто козырьки у них разных размеров. В нескольких обзорах модели HobbyCraft жалуются и на плохую стыкуемость деталей: http://www.modelingmadness.com/reviews/korean/zwetf82.htm http://www.fortunecity.com/meltingpot/portland/971/Reviews/50s/f-82g.htm http://members.tripod.com/adm/img/common/ot_noscript.gif?rand=37574
Из всего этого можно сделать вывод – при наличии Monogram пластик от HobbyCraft брать крайне нежелательно…
Модель HobbyCraft также выпускалась в двух коробках – как F-82E и F-82G, но в отличие от Monogram, декали в коробках разные. Помимо вышеупомянутой фирмы Taka, модель также продавалась под брендом Idea. В настоящее время этот пластик в качестве F-82F ложит в свои коробки польская фирма Chematix/Gomix. Хотя и были слухи, что поляки пакуют модель Novo/Frog, но порывшись некоторое время в дебрях их сайта, я нашёл упоминание о том, что пластик используется всё-таки от HobbyCraft.
В интернете удалось найти изображения декалей из этих наборов. HobbyCraft в своём наборе F-82G предлагает достаточно интересную (на мой взгляд) декаль на корейские машины: 46-383, 46-400 и 46-401. Техничка, судя по всему, отсутствует, но цвета эмблем, насколько можно судить по фотографии такого качества, вполне правильные..
Декаль для Chematix/Gomix отпечатана польским производителем декалей Techmod и содержит всего один вариант – это F-82F с номером 46-414. Это достаточно известный самолёт, на котором летал командир 52 F(AW)G полковник Oliver Cellini, существует цветное фото этой машины. Судя по фото, синий с фиолетовым оттенком цвет на декали неверный – оттенок должен быть ближе к голубому. Техничка опять отсутствует.
Модель Novo
Досталась мне без коробки и декалей. Фото коробки взято из сети, а сканом декалей для обзора любезно поделился коллега HOOLY_GUN.
Итак, 4 литника голубого пластика, представляющих модификацию F-82F/G. Качество литья жуткое – большое количество облоя, одна из консолей крыла имеет недолив, многие детали имеют «замыленные» формы. Внешняя расшивка тонкая, но местами отсутствует и замылена. Остекление – просто ужасно, помимо чрезмерной толщины имеет множество дефектов поверхности как внутри, так и снаружи, вдобавок отлито из зеленоватого пластика.
Некоторая часть отливок, предназначенная на экспорт, была отлита из более качественного белого пластика, и качество литья при этом также было лучше. Однако мне такие литники не попадались.
Подвесное вооружение представлено двумя держателями по 5 ракет, и парой подвесных баков. Баки весьма странной формы – ни на одной из фотографий F-82 я не встречал такие, так что они весьма сомнительны.
Декаль – на два варианта, это уже упоминавшийся выше F-82F с номером 46-414 и звёздно-голубым хвостом, и «корейский» F-82G с номером 46-366. К первому варианту претензий нет, а вот эмблема 4 FS для F-82G выглядит сомнительно. Фотографии именно этого самолёта 46-366 я не нашёл, но на других фотографиях цвета эмблемы немного отличаются.
Афтемаркет к моделям Twin Mustang
Тут много писать не придётся, выбор невелик.
Английская фирма Airwaves выпускает набор фототравления для модели Monogram. Сам набор достаточно скромный.
Польский производитель Techmod когда-то выпускал декаль, однако она уже давно не производится и крайне редко встречается даже на аукционах. Декаль, судя по всему, повторяет варианты Novo/Frog.
Также давно не производятся два набора декалей от Superscale. Первый набор, номер 72-446 – ровесник моделей, выпущен ещё в 70х годах, мне он ни разу не попадался на глаза. Обзор можно почитать тут: http://www.modelingmadness.com/others/decals/williamsss72446.htm
В наборе декали для двух F-82F - всё тот же 46-414, плюс 46-485. Вариант на 46-414 вероятно сделан по боковику из издания «P-51 Mustang in color», где в полосах и звёздах добавлен красный и светло-голубой цвет. Однако на всех известных мне фотографиях этот самолёт несёт лишь белые и жёлтые звёзды/полосы, кроме того, стабилизатор оставался чёрным.
F-82E с номером 46-354. На единственном найденном фото эта машина запечатлена на более ранний период, ещё до изменения бортовых номеров с PQ-354 на FQ-354, поэтому судить о достоверности предлагаемой декали не могу.
F-82F номер 46-433, на цветной фотографии этого самолёта звёзды и полосы серебристые, тогда как в декали они белые.
F-82G номер 46-403.
Ну и наконец, отечественная фирма Travers выпускала набор декалей для Twin Mustang, её всё ещё можно иногда встретить на распродажах.
Декали на 4 варианта, в инструкии они все указаны как F-82F, хотя на самом деле два из них это F-82G:
F-82F номер 46-414 – в инструкции указано, что декали разработаны по материалам из издания «P-51 Mustang in color», так что повторяется та же ошибка, что и в наборе Superscale 72-446: красный и голубой цвета на звёздах и полосках;
F-82F номер 46-485;
F-82G номер 46-363, эмблема 68 F(AW)S нарисована неправильно – молнии должны быть жёлтыми, щит должен быть красно-белым, а не чёрным;
F-82G номер 46-390, надпись «MIDNIGHT SINNER» должна быть светло-голубой с белой обводкой, в декали же она просто белая. Изображение девушки под надписью должно быть цветным, а не белым силуэтом.
По слухам, было второе – исправленное издание этой декали, в котором, в частности, было исправлено изображение девушки для варианта 46-390, но мне такая декаль не встречалась.
Сравнение моделей и их точность
Так как модель HobbyCraft представляет собой копию Monogram, как уже отмечалось выше, то в дальнейшем сравнении её упоминать не имеет смысла, так что буду сравнивать лишь модели Monogram и Novo. Прежде всего хочу отметить, что при попытке «вложить модели в чертежи» выяснилось, что... нормальные чертежи для F-82 просто отсутствуют! Ни один из чертежей из разных изданий не выдерживает сравнения с фотографиями. Более-менее похожи чертежи лишь в «… in action» - там наврали лишь с формой нижней части фюзеляжа возле воздухозаборника карбюратора. Кроме того, в книге «P-51 in detail & scale part 2» есть страничка с некоторыми размерами F-82:
К сожалению, не указано, для какой именно модификации размеры. Ведь если с размахом более-менее ясно – везде указывают 15,62 м, что в принципе совпадает с размерами на страничке (15,615 м, если перевести дюймы в метрическую систему), то с длиной полная неразбериха. В одних источниках длина F-82E ( и соответственно длина F-82F/G без учёта радара) указывается такой же, как и P-82B, 11,61 м. В других указано, что из-за смены двигателей и длина увеличилась на 30 см. В принципе, последнее совпадает с тем, что указано в книжке – там длина в переводе на метрическую систему составляет 11,89 м. Так что от размеров в книжке и буду отталкиваться.
Итак, вот что получилось намерять:
Реально В масштабе Novo Monogram
Хорда центроплана 2971 мм 41,3 мм 40,8 мм 39,7 мм
Хорда законцовок 1727 мм 24 мм 23,5 мм 24 мм
Размах 15615 мм 216,9 мм х 216,5 мм
Между осями фюзеляжей 4369 мм 60,7 мм х 60 мм
Хорда стабилизатора 991 мм 13,8 мм 13,3 мм 13,7 мм
Хорда стабилизатора+РВ 1491 мм 20,7 мм 20,3 мм 20,8 мм
Диаметр винта 3353 мм 46,6 мм 46 мм 46,3 мм
Длина 11891 мм 165,2 мм 165,5 мм 161 мм
Размах и расстояние между осями фюзеляжа на модели Novo нельзя померить без сборки, но судя по сравнению отдельных частей, эти размеры в пределах нормы.
Как видно, обе модели достаточно точны в основных размерах, которые совпадают +-0,5 мм, то есть в пределах погрешности измерений (за исключением хорды центроплана у Monogram, меньшей положенного на 1,6 мм). Единственный и основной недостаток, который бросается в глаза даже без измерений – это недостаточная длина у Monogram, не хватает целых 4,5 мм. Сравнение пластика с фотографиями и чертежом из «in action» показало, что проблема с длиной заключается в носовой части, и для её исправления необходимо фюзеляжи разрезать по линии противопожарной перегородки сразу перед кабиной (на модели она намечена расшивкой) и сделать вставки. В остальном модель Monogram почти идеально совпадает с чертежами и фотографиями (за исключением слишком угловатых кончиков килей, которые должны быть более заокругленными). Что касается модели Novo, то главный и трудно устранимый недостаток - это неверные сечения хвостовой части, слишком высокий фюзеляж, что хорошо заметно даже визуально при сравнении с фотографиями и моделью Monogram. Кроме того, кабины смещены вперёд на 1,5-2 мм, рули направления и законцовки крыла имеют немного неверную форму, неверно расположены закрылки на консолях.
Помимо прочего, у моделей отличаются и подвесные гондолы радаров, особенно форма пилона. К сожалению, это место на фотографиях практически не просматривается – так что сложно судить, у кого сделано правильнее.
Заключение
Обе модели далеки от идеальных, и чтобы получить из них достойный результат - понадобится приложить немало труда. Хотя, как на мой взгляд, недостатки модели Monogram исправить проще, чем Novo. А вообще немного обидно, что Twin Mustang остаётся незаслуженно забытым в тени своего младшего брата P-51, и до сих пор не выпускается более современная модель этого интересного самолёта, да хотя бы вездесущими чешскими производителями ЛНД. Впрочем, возможно в обозримом будущем и появится новая модель, а на данный момент желающим построить Twin Mustang придётся довольствоваться тем, что есть – моделями разработки 70х годов.
Надеюсь, мой обзор поможет вам в выборе и в работе над моделью.
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Машина эта очень примечательная. И не мне, конечно, критиковать уважаемых авторов обзоров, потому как я пока ни одной статьи не написал. Но прошу расценить этот комментарий как призыв высказаться на тему Twin Mustang от Special Hobby. От себя скажу что жду этот кит и травленку к нему от Airwaves. Интересует мнение коллег и по этому набору травления.
Скажу одно - деколь в переизданном варианте Revell просто суперская! Пусть чехи убьются веником - но то, что они предлагают в свои комплекты - скукотищааа!!! :cool:
[url=http://www.radikal.ru][/url]
Так, про между, прочим. Старенькая моделька. Одна из первых покрашена аэрографом. в 2006году. НОВО Бакинская Ф.И. Декаль "Траверс"
Достану чето по солидней и по круче. сделаю. есть такие планы.
У СпешлХоббивского кита есть один глюк/недостаток - при наличии в наборе направляющих для ракет, отлитых из смолы, сами ракеты в наборе отсутствуют. И еще - на один из вариантов предлагается подвесить 4 бака, а в комплекте идут только два.
Такую же деку (вариант со звездами на синем фоне) дает и старый Траверс, хорошего качества. А модель эту стоит брать в двух случаях - 1. вам все равно что с геометрией или же 2. вы готовы к глобальному "запилу"... Сейчас борюсь со вторым вариантом, но силы уже оставляют... :cry:
Такую же деку (вариант со звездами на синем фоне) дает и старый Траверс, хорошего качества. А модель эту стоит брать в двух случаях - 1. вам все равно что с геометрией или же 2. вы готовы к глобальному "запилу"... Сейчас борюсь со вторым вариантом, но силы уже оставляют... :cry:
Я не рассматриваю творчество Travers всерьез. :cool: Впрочем, и Вegemot в моей коллекции пока аж ни одной штуки нету - несмотря на колоссальные труды, заложенные в эти деки. Говорят, в конце 2011 года качество ростовских деколей заметно подтянулось. Но в руках пока не держал...
HOOLY_GUN
Ну как по мне, то любое творчество, и наше в том числе, не стоит рассматривать уж слишком серьезно :wink: :grin: :grin: Мне лично Траверс вполне подходит в основном. Хотя из этой конкретной декали ни один варинт я использовать не буду... :grin:
Такую же деку (вариант со звездами на синем фоне) дает и старый Траверс, хорошего качества. А модель эту стоит брать в двух случаях - 1. вам все равно что с геометрией или же 2. вы готовы к глобальному "запилу"... Сейчас борюсь со вторым вариантом, но силы уже оставляют... :cry:
Я не рассматриваю творчество Travers всерьез. :cool:
А деки "Бегемот" это тоже несерьезно? Производитель то один и тот-же...