Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
Микродрель из магнитофона
У меня завалялся девайс под названием «Phansonix», на его основе и будем делать микродрель (бормашинку)
Как говориться, если у вас что-то завалялось – не выбрасывайте, из этого можно что-то сделать. Приблизительно в 91-95-е годы в Россию хлынул поток дешевой бытовой техники, как правило китайской или корейской, практически однотипной, с одинаковыми внутренностями и низким качеством. В отсутствии отечественных аналогов по параметрам цена-вид-мода такие агрегаты буквально «сметались» подчистую в магазинах и на рынках. Сейчас наблюдается тенденция к обратному – что попало не берут, выбирают по качеству, а эти старые «развалюхи» идут на свалку… Поэтому, если у вас есть подобный девайс, но вы им пользуетесь – не ломайте, скорее всего можно найти и так, у соседа, который прикупил себе последнюю модель от «SONY».
Итак, начнем. У меня завалялся девайс под названием «Phansonix», на его основе и будем делать микродрель (бормашинку). Если у вас по-другому называется – не расстраивайтесь, внутренне они все почти одинаковые. Разобранный магнитофон представлен на рисунке 1 – условно можно разделить на лицевую панель с динамиками, корпус с электроникой и лентопротяжный механизм. Лицевая панель нам не нужна, вы из нее потом колонки на дачу сделаетеJ С лентопротяжного механизма надо снять двигатель (рисунок 2). В принципе, можно просто удлинить провода от двигателя и ничего не переделывать, но тогда на столе будет намного меньше места – магнитофоны такие большие, а рабочего места всегда не хватает… Снимаем ролик с вала двигателя; обрезаем провода и откручиваем двигатель, он закреплен 3 винтами с внутренним крестовым шлицем №0 через резиновые прокладки. На рисунке 3 показан блок питания магнитофона, они могут отличаться по внешнему виду и расположению, поэтому привожу отличительные черты нужных нам деталей: 1) Трансформатор – металлический кубик с намотанными в нем катушками (снаружи замотаны изолентой). Могут иметь от 4 до 6 проводков. Как правило, крепиться двумя шурупами. Когда будете отпаивать – постарайтесь отпаять вместе с разъемом, куда подключается провод 220 вольт (если есть переключатель 110-220 вольт – и с ним тоже). Если же придется разъем отпаять (невозможно вытащить без отпайки), провода именно отпаивайте, не обрезайте; обязательно пометьте, какие провода отпаивали от разъема, а какие от платы. В случае ошибки исход один – сожженные детали в лучшем случае, в худшем он через 2-3 секунды, после включения в розетку, загорится. 2) Диоды – четыре одинаковые детальки черного (реже темно-коричневого) цвета, с одной серебряной (реже голубой) полоской. (рисунок 5). При выпайке соблюдайте осторожность, не грейте детали паяльником больше 5 секунд. Не успели – пусть остынут, и попробуйте еще раз. 3) Фильтр – самый большой конденсатор (на вид – бочонок) рядом с диодами, имеет два вывода (две проволочки). В принципе, можно и без него делать, но двигатель будет работать в жестком режиме, потеряет часть мощности. Может быть рыжего, черного, голубого, синего, зеленого цвета. 4) Разъем питания – розетка в корпусе, куда пихается провод на 220 вольт. Если отпаяли вместе с трансформатором – отлично; если нет – все равно желательно использовать. Также желательно не перегревать – пластмассовый корпус разъема может деформироваться и штырьки больше не будут входить в гнезда провода 220 вольт. 5) Желательно также отпаять разъем для наушников, у меня он был выполнен на отдельной плате, и выключатели. Все эти элементы показаны на рисунке 4: 1-трансформатор 2-разъем для наушников 3-разъем питания 220 вольт 4-выключатели, третий (нижний) выключатель показан для примера, можно и его использовать, это отечественный тумблер типа ТП1-2 5-диоды и конденсаторы: слева – новые диоды, справа – новый конденсатор, сверху – собранный диодный мост из китайского адаптера (для примера) 6-электродвигатель 7-провод от наушников. Перед сборкой (пайкой) все детали желательно проверить на работоспособность, если это невозможно – не расстраивайтесь, если магнитофон «крутился», то детали должны быть исправны. Электрические принципиальные схемы изображены на рисунках «Схема 1» и «Схема 2». Для первого раза попробуйте собрать по первой схеме, если все работает – можете модифицировать. Схемы отличаются наличием двух дополнительных переключателей, меняющих скорость и направление вращения двигателя. Для своей схемы я использовал дополнительные детали, не входящие в комплект к магнитофону, поэтому их я рекомендовать не буду. Могу лишь добавить, что эти дополнительные детали позволяют плавно менять скорость вращения от нуля до максимального значения. Итак, собираем микродрель по схеме №1. Начнем с доработки электродвигателя. Порядок доработки изображен на рисунке №9, окончательный результат – на рисунке №10. Открываем заднюю крышку двигателя, она не припаяна, просто очень плотно вставлена, и отпаиваем плату с радиодеталями. Назначение платы – ограничение и стабилизация оборотов двигателя (для кассет) и фильтр для уменьшения помех в магнитной головке в процессе работы. Если плату не отпаять – двигатель будет крутиться медленно, мощность будет низкой, сверло диаметром более 0,5 мм ему не потянуть даже по пластмассе. Продеваем провод от наушников в отверстие крышки двигателя и припаиваем к коллекторным щеткам – после отпайки платы должно остаться два штырька. Затем закрываем крышку. В случае, если микродрель после сборки закрутиться не в ту стороны – открываем крышку и перепаиваем провод наоборот (меняем проводки под крышкой местами). Прошу обратить внимание – провод от наушников изображен на рисунке 7. К каждому «уху» внешне идет один круглый провод. Если снять с него изоляцию, то там будет два провода – жила (на фото сверху) и оплетка (на фото снизу), они отличаются цветом и фактурой, жила, как правило, толще. Мы будем использовать провод только к одному «уху» (которое работало до того, как вы разобрали наушники, отказ одного «уха» - самый распространенный случай, чтобы их выкинуть). Можете использовать любые провода, но мне лично от наушников больше нравятся. Затем из четырех диодов спаяем диодный мост (рисунок 6). Его назначение – преобразование переменного тока от трансформатора в постоянный импульсный, потребляемый электродвигателем. Фильтр для сглаживания импульсов припаяем потом. При пайке моста особое внимание следует уделить маркировке полярности диодов – полоски на всех диодах должны быть направлены в одну сторону!При неправильной сборке возможно выгорание трансформатора, и опять же, пожар!!! После этого (для сборки по схеме №1) на трансформаторе следует замотать изолентой центральные выводы. Входной центральный вывод нам не нужен вовсе, у нас нет 110 вольт, а выходной центральный – потом можете доработать по схеме №2, сейчас просто его спрячем. Подпаяем к входным проводкам обратно разъем 220 вольт (если отпаяли), должно получиться, как на рисунке 11. Места пайки следует заизолировать. Затем припаиваем выключатель (рисунок 12). К выключателю припаиваем обрезок провода для припайки диодного моста, затем припаиваем диодный мост (рисунок 8). К левому и правому выводам диодного моста (согласно рисунка 8) припаиваем провода, ведущие к разъему для наушников, затем припаиваем к этим проводам сам разъем. То, что у нас получилось, показано на рисунке 13. Теперь можно припаять фильтр – я припаял его прямо к плате разъема, куда будем подключать микродрель (рисунок 14). Внимание! Перед первым включением тщательно заизолируйте все открытые металлические участки электроцепи, все места паек. Нарушение этого требования может привести к поражению электротоком со всеми вытекающими последствиями… Подключаем двигатель, включаем выключатель, подключаем провод 220 вольт к схеме и только после этого медленно и осторожно суем вилку в электророзетку, готовясь к тому, чтобы ее тут же, в случае чего, выдернуть. При исправных деталях двигатель должен закрутиться. Если он закрутился не в ту сторону – открываем его крышку и перепаиваем местами провода на коллекторе. Если он не закрутился, а магнитофон до этого работал – значит, вы где-то ошиблись, попробуйте еще раз все проверить. Все работы по изменению схемы, перепайки и т.д., проводите только после полного обесточивания схемы, т.е. выдерните провод из розетки! Одна из возможных проблем – можно напутать с разъемом для наушников, припаять к гнезду провода для одного уха, а провод для наушников припаять к двигателю другим ухом. Еще одна возможная проблема – выключатель. Они со временем срабатываются, и контакт ухудшается, попробуйте перекинуть провода на другую замыкающую пару контактов. Также могу посоветовать склеить коробочку из бумаги, опустить туда диодный мостик и залить это все эпоксидной смолой. Получится кубик с четырьмя проводками, очень удобный для размещения внутри коробки блока питания. Главное, что он будет изолированный. Для себя я собрал всю электронику в блок из 4-мм фанеры, обклеил ореховым шпоном. На одном основании у меня находится блок питания, панель с инструментом, держатели провода и двигателя, все это вы можете видеть на фотографиях. Наклейка «REVELL» от коробки какой-то модели, просто понравилось. Зато конструкция не так топорно смотрится, типа «фирма» И места меньше занимает, чем магнитофон. Желательно оснастить моторчик патроном (продается в магазине «Чип и Дип»). Если такой возможности нет – не беда, на рисунке «инструмент» показано, как его заменить. Шлифовальная насадка - на ролики от магнитофона можно наклеить шкурку, сажается такой ролик прямо на вал двигателя (без клея), держится плотно. Сверление – из одноразовой зажигалки вытаскивается выпускной клапан (не тот, через который заправляют, а тот, который «горит»), из него вытаскивается форсунка. В эту форсунку вклеивается требуемое сверло (можно рассверлить форсунку, если требуется). Все это вместе сажается на вал двигателя через тот же ролик от магнитофона. Установку насадок вы так же можете видеть на приведенных фотографиях. Внимание! При перерывах в работе более часа выключайте устройство из розетки, т.к. трансформатор находится под напряжением, не надо его вхолостую «гонять». Перед вводом в основную эксплуатацию ОБЯЗАТЕЛЬНО смонтируйте электроцепи в изолированную коробку, допустим в пластиковую, чтобы ненароком не получить удар током, или не сломать электросхему. Относитесь внимательно к сборке, не шутите с электричеством, это вам не батарейки! Автор статьи не несет никакой ответственности за последствия, возникшие при неправильном монтаже и неправильной эксплуатации электроизделий. |
|
Василиск в 05.10.2006 - 18:16 Тема: Re: Микродрель из магнитофона Пока прецендентов не было, тьфу-тьфу-тьфу... На более мощные блоки ставлю самый простой вентилятор от процессоров, проточная вентиляция, как в БП от АТ.
БП от АТ - мощная вещь, к ней даже паяльники можно подключать, я ее использовал иногда, для автокомпрессора, но большая она... И есть один минус, неощутимый при правильной эксплуатации - они безтрансформаторные, значит гальванически связаны с сетью, при пробое 220 может и на выход попасть. Для ПК это не такая уж и редкость... |
Любомирский в 15.12.2006 - 15:01 Тема: Re: Микродрель из магнитофона А что если не собирать трансформаторы и прочее, а просто взять какую-то зарядку от ненужного мобильника? |
Pepelatz в 15.12.2006 - 15:55 Удобнее сделать из пластиковой трубкт корпус для двигателя, чтоб в руке удобно было держать, кнопку без фиксации, чтоб как у настоящей дрели - прижал её и сверли, и питание от готового адаптера, вставляемого в сеть, от той же мобилы... Так куда проще. И переключатель реверса ИМХО не нужен. |
TR@M23 в 15.12.2006 - 18:29 Мне кажеться что даный девайс не будет долго служить, т.к. моторчики в китайских плеерах быстро разбалансируються и приходят в негодность. пробовал собирать такой-же девайс год назад но не как не мог сбалансировать на нем цанговый патрон, по этому наклеил на шкив наждачку, для сверления, ИМХО, он малопригоден. |
Василиск в 16.12.2006 - 00:08 А что если не собирать трансформаторы и прочее, а просто взять какую-то зарядку от ненужного мобильника?
Самое оптимальное, конечно - это вообще рассчитать всю схему, купить нужные детали и сделать\собрать; либо сразу готовую дрель купить. Смысл статьи же был в том, чтобы из чего-то ненужного сделать что-то полезное без дополнительных затрат. И переключатель реверса ИМХО не нужен Реверс удобен при полировке или заточке инструмента, смотря как зажимать. Если ставите что-то в оправке, то резьба должна работать на зажим, что при разных конструкциях оправок не всегда получается. Прижмите диск на болте гайкой к шляпке болта, зажав болт в патрон - при нагрузке диск сразу открутится... Мне кажеться что даный девайс не будет долго служить, т.к. моторчики в китайских плеерах быстро разбалансируються и приходят в негодность. пробовал собирать такой-же девайс год назад но не как не мог сбалансировать на нем цанговый патрон, по этому наклеил на шкив наждачку, для сверления, ИМХО, он малопригоден. Да, при использовании коллекторные щетки приходится иногда менять. Про разбалансироку двигателя - это возможно, только если вы вал двигателя погнете. Не смогли сбалансировать патрон? Посадка патрона на вал должна быть переходная или прессовая - это первое. А второе - балансировка именно для продаваемых цанговых зажимов сильно зависит от винтов, и проводить ее надо подпиливанием этих винтов, проверяя балансировку на микростенде. Хотя из десятка патронов, что у меня были, я только один балансировал, остальные нормально встали. Добавлено спустя 4 минуты 7 секунд: Возможно, вы не смогли не сбалансировать, а соблюсти соосность двигателя и патрона. |
Беспечность в 28.02.2007 - 18:47 Тема: Re: Микродрель из магнитофона А на какой вал у Вас расщитан патрон? Я видел в магазинах на 3 и 4 мм... |
TR@M23 в 28.02.2007 - 20:37 Патрон на 4мм а вал на магнитофонных моторчиках гдето 1,5 мм так что сбалансировать на нем патрон не очень то и просто. Да и вобще если сверлить сверлами диаметра 3-4мм то мощности двигателя явно недостаточно, а если диаметром
2 и меньше то проще просверлить вручную, насадив патрон на ручку. |
Василиск в 28.02.2007 - 21:17 А на какой вал у Вас расщитан патрон? Я видел в магазинах на 3 и 4 мм...
Патрон на 4мм а вал на магнитофонных моторчиках гдето 1,5 мм так что сбалансировать на нем патрон не очень то и просто. Вал на стандартных двигателях магнитофонов диаметром 2 миллиметра, допуск изготовления очень жесткий - стоят подшипники скольжения, биения практически нет. Специально только что промерил валы не четырех двигателях - отклонение от -0,005мм до -0,01мм. Т.е., переводя на нетехнический, валы имеют диаметр от 1,995 до 1,990 миллиметров. Вал на двигателях для большинства плееров имеет диаметр 1,5мм, отклонение проверил только на одном: -0,006мм (диаметр вала 1,494мм). Цанговые патроны продаются на валы 2, 3, 4мм. Можно посмотреть http://www.chipdip.ru/search.aspx?mode=simple&searchtext=%ef%e0%f2%f0%ee%ed&ManufacId =&groupid=1385 Т.е. патроны выпускаются, серийно... Я использовал двигатель с валом 2мм и патрон на вал 2мм. Если у вас отверстие в патроне меньше, чем вал, то рассверлить\развернуть можно попробовать, а вот если наоборот - действительно проблемы возникают, нужен токарь... |
Вася в 05.03.2009 - 16:33 как радио-любитель (занимался и шарю сильно в этом :oops: ) проще всего взять три вещи: трансформатор, диодный мост (одно целое) и сам мотор
в виде апгрейда можно взять ещё лампочку е разъём в виде прищепки и конечно взять предохранитель с выключателем, а то бывает ..... Очень советую :wink: |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Re: Микродрель из магнитофона