Летом 1940 года в результате эвакуации Дюнкерка британская армия была вынуждена бросить большое количество вооружения и техники во Франции. Всё усугублялось тем, что со дня на день ожидалась потенциальная немецкая десантная операция, а потому Соединенному Королевству срочно требовалось значительные количества оружия.
Уже в июне 1940 года, вскоре после эвакуации войск, появились первые предложения о будущем перевооружении и восполнении потерь. И в кратчайшие сроки британцы разработали целую линейку эрзац-вооружения: например эрзац-пушка Смита. А ещё были бомбарда Блэкера, ампуломёт Нортовера, и как апофеоз безумия так называемые «пики Крофта»…. Помимо этого, предлагалось бороться с танками подручными средствами. Например, останавливать их ломом или рельсом, воткнутым между катками. Дальше второй боец должен был потом обмотать конец лома одеялом, третий обливал его бензином и четвёртый всё это дело поджигал.
Также предлагалось прыгнуть на танк сверху с крыши дома, потом колотить по башне молотком, пока на шум не вылезет удивлённый фашист. Остальное было делом техники – надо было убить его молотком или кинуть в люк гранату.
Но были и менее безумные предложения: например, постройка импровизированной бронетехники на базе существующих коммерческих автомобилей.
Автором одного из этих предложений был Уильям Максвелл Эйткен, 1-й барон Бивербрук, занимавший тогда пост министра авиационной промышленности.
Он напомнил, что Королевские ВВС уже успели разместить заказ на ряд новых бронеавтомобилей, необходимых для защиты аэродромов. Кроме того, он располагал информацией, согласно которой автомобильная компания Standard Motor Company имела около пятисот колесных шасси от седана Standard Flying 14, пригодных для использования при экстренном переоборудовании.
Согласно предложению Бивербрука оснастив имеющуюся колесную машину новым бронекорпусом можно было получить бронеавтомобиль с более-менее приемлемыми характеристиками и возможностями. Важнейшими особенностями такого проекта должны были стать дешевизна и простота сборки серийной техники. Такие перспективы и, возможно, протекция со стороны министра авиационной промышленности привели к положительному решению командования.
Разработка нового броневика началась в конце июня 1940 года и не заняла много времени. Проект по перестройке серийного шасси выполнили конструктор Марк Эйткен и со-директор компании Джон Пол Блэк. Их творение получило прозвище, обыгрывающее инициатора разработки (Биверетт это что-то вроде «бобрёнок»).
Вскоре новое прозвище к проекту Бивера-Эйткена-Блэка прилипло весьма основательно – настолько, что стало официальным. Примерно, как в СССР «Катюша», но в отличие от неё легендарным оружием победы броневик не стал.
Сначала опытный образец на вооружение не приняли, так как посчитали чересчур «материалоёмким», и в серию пошла доработанная эконом-версия бронеавтомобиля. Так как в Англии не хватало, и в качестве каркаса кузова пришлось использовать древесину. С броневой сталью было тоже туго, так что вместо неё пришлось использовать котельное железо, 8-9 миллиметровые пластины из которого крепились на деревянном каркасе. Но в наиболее критических местах этого оказалось мало, и поэтому для защиты двигателя и экипажа каркас сначала оббивался трёхдюймовой дубовой доской, на которую и монтировалась бронезащита.
В передней части рамы устанавливался бензиновый двигатель марки «Стандарт» мощностью 48 л.с., и с помощью механической трансмиссии крутящий момент передавался на заднюю ось. Шасси имело зависимую подвеску колес на листовых рессорах. В базовой комплектации подобное шасси оснащалось кузовом, что позволяло перевозить боеприпасы и нехитрый скарб английских ополченцев.
Двигатель закрывался капотом простой «рубленой» формы, имевшим наклонный лобовой лист с вертикальными жалюзи для подачи воздуха, расходящимися в стороны по бортам, и Г-образную крышку, состоящую из двух частей. В целях экономии металла, на передних колёсах было решено сохранить изогнутую форму крыльев, а вот задние закрыли по типу Citroen 2CV.
Обитаемый отсек броневика первой модификации Mk I и Mk II был полуотрытым. Экипаж обычно состоял из двух-трех человек. Водитель находился в кабине справа, а слева от него размещался стрелок, а командир должен был находиться на одном из задних сидений. В качестве основного вооружения броневика предлагалось использовать пулемет «Bren» или противотанковое ружьё «Boys».
Beaverette Mk.I и Mk.II
В 1941 году появилась принципиально новая модификация Standard Beaverette Mk III. У неё сваренный и склепанный только из стальных листов толщиной до 10 мм бронекорпус стал полностью закрытым, длина шасси уменьшена, а двигатель прикрыли массивным коробчатым капотом в лобовой части которого располагались жалюзи. В базовом варианте бронеавтомобиль Mk III оснащался цилиндрической башней с наклонной крышей.
Разные модификации Beaverette Mk.III
Экипаж теперь состоял из трех человек. Водитель и командир находились в передней части обитаемого отделения и могли следить за дорогой при помощи смотровых люков в лобовом и бортовых листах. Стрелок размещался позади командира. Доступ внутрь броневика обеспечивался через большой люк в наклонном кормовом листе.
Большая часть бронеавтомобилей третьей модели получила пулеметы Bren. Они могли устанавливаться как на открытой, так и в закрытой башне, причем в рамках модификации Mk.III были башни разных серий. Например, с турелью для спаренных пулеметов «Vickers», с цилиндрической башней с крышей, с удлинённой скошенной башней без крыши, или даже без башни.
Сборка такой техники на заводе «Standard» продолжалась до 1942 года и была прекращена в связи с появлением возможности нормального строительства полноценных бронемашин различных моделей. Но менее чем за два года успели построить около 2800 броневиков четырех модификаций.
Стандартные серийные бронемашины Beaverette были распределены между различными частями сухопутных войск и Королевских ВВС. Кроме того, с определенного времени такую технику стали получать и отряды ополчения. Сравнительно высокие темпы серийного строительства позволили быстро перевооружить армию, и благодаря этому в самый трудный период она не осталась без техники, даже если та отличалась весьма посредственными боевыми качествами.
Наличие достаточного количества полноценной бронетехники позволило Великобритании не привлекать к боям существующие Beaverette – все они остались в тылу, не покидая британских островов, поэтому у них не было никакой возможности участвовать в боях за исключением учебных. Тем не менее паре экипажей все же удалось обстрелять противника. В апреле 1943 года охрана аэродрома West Malling, использовавшая эти броневики, смогла захватить в плен двух немецких летчиков с самолёта сбитого зенитным огнём.
А теперь перейдём к модели.
В маленькой коробке, как я узнал уже после покупки, лежит довольно старая модель от Extratech, представляющая из себя упрощённое шасси, смоляную основу кузова и бронелисты из фототравления, после приклеивания которых приходилось зашпаклёвывать щели между ними и смолой.
Корпус – заготовка из смолы, на которую предлагается наклеить листы фототравления. Цилиндрическую башню чехи предложено также… скрутить из травлёнки.
Фары у британцев были тоже в дефиците, и вместо них использовались указатели поворотов от тех же легковых автомобилей. Иногда броневики комплектовались дополнительной фарой в светомаскировке, расположенной по центру лобового бронелиста. Тут мне повезло – подошёл набор фар со светомаскировкой от Format72.
Две основные фары я попробовал использовать от ELF, но уже после приклеивания понял, что даже самые маленькие в масштабе1/72 всё равно они слишком большие, а круглых прозрачных подфарников я нигде не нашёл. Так что пришлось использовать задние фонари-заглушки от UM-овского БТ-2.
Каков прототип, такое и воплощение: наиболее смешной идеей производителя модели является предложение собрать спарку Виккерсов из двух полос фототравления. Но идею с плоскими пулемётами я даже не рассматривал, так что позаимствовал Bren из набора с броневиками Dingo от S-Model. Правда теперь Динго остался без вооружения, и я не знаю, где искать замену. Может OKB Grigorov нам поможет и выпустит набор этих пулемётов в смоле?
Биверетты третьей серии обычно окрашивались в чёрно-зелёный камуфляж с пятнами и (реже) полосами. RAF для охраны аэродромов были окрашены в базовый Dark Earth с чёрными пятнами поверх него.
В заключении выражу надежду на то, что кто-нибудь сподобится напечатать ранние версии этого броневика на 3D-принтере, ну или S-Model сделает их в пластике в серии 1+1. Дело в том модификации Mk.I. и Mk.II выглядят поинтереснее (особенно если в открытый кузов наложить какого-нибудь барахла вроде ящиков с бутылками виски или зажигательной смесью).
Биверетка - стильный аппаратик, по-своему. Я даже когда-то заказывал такой на ебее, но так и не дождался - не доехал броневичок.
По прочтении статьи окончательно понял, что именно это - не хочу, ввиду неоправданной трудоёмкости. Буду ждать более приемлемый вариант. А автору, за победу - респект и уважуха.
Тема: Hauler 1/72 Beaverette Mk. III(#17173) - обсуждение
Биверетка - стильный аппаратик, по-своему. Я даже когда-то заказывал такой на ебее, но так и не дождался - не доехал броневичок.
По прочтении статьи окончательно понял, что именно это - не хочу, ввиду неоправданной трудоёмкости. Буду ждать более приемлемый вариант. А автору, за победу - респект и уважуха.