Популярность Фантомов в моделизме велика. Особенно палубных, знаменитые своим разнообразным, пестрым и изящным окрасом. Всему этому поспособствовали шикарные серии Фантомов от Fujimi и Hasegawa. Но традиционная политика Hasegawa, заключающаяся в ротации выпускаемых наборов и декалей с ограниченным выпуском этих моделей в том или ином варианте окраски. Из-за этого не всегда можно купить то, что хочется. Поэтому рынок афтемаркета насыщен декалями различных фирм. И одна из них – американская AeroMaster из Майями, Флорида. Фирма производит целую серию декалей для McDonnell F-4 Phantom II. С одной из них я хочу вас познакомить в своей статье.
О декали
Линейка декалей «Phancy Phantoms» от фирмы AeroMaster производится с 2000 года. Данная декаль в их каталоге значится под индексом 72-191 AeroMaster Phancy Phantoms Part VI и вышла в свет в 2002 г. Данная декаль привлекательна, прежде всего, наличием варианта окраски для известной эскадрильи VF-84 “Jolly Rogers”.
Что внутри
Упаковка традиционная для декалей – закрывающийся пакет. Внутри лист А5 с декалями и лист А4 с инструкцией и обложкой на двух сторонах. В инструкции также приведен перечень литературы, по которой делалась декаль. Обычно пара источников. В текстах описания каждого варианта окраски содержатся ссылки на страницы в этой литературе, откуда бралась информация. Это облегчает проверку достоверности декали до считанных секунд. Как правило, AeroMaster делал декали на основании материалов изданий Detail&Scale. Colors & Markings #17 US Navy F-4 Phantoms Part 1 Atlantic Coast Markings и Detail&Scale. Colors & Markings #22 US Navy F-4 Phantoms Part 2 Pacific Coast Squadrons. Качество
Декаль отпечатана в США. Качество печати превосходное, пусть в паре мест есть сдвиг цветов на эмблеме самолета и его красной молнии на один печатный пиксел из VF-11. Цвета все яркие. Так как декали предлагаются для светлых вариантов Фантомов, то качество белой подложки не играет существенной роли. Единственный момент это насколько белыми будут декальные черепа на черном киле варианта для VF-84. Но до испытаний декали я еще не скоро доберусь. Но судя по хвалебным отзывам в интернете, проблем с подложкой у AeroMaster не было.
Многие элементы декали даны несколькими частями, такие как бортовые номера, звезды, звездные полосы, различные информационные значки. Придется применять лак для закрепления таких двухслойных декалей.
Огорчает полное отсутствие технички, которую так хорошо видно по многочисленным фотографиям.
Варианты
А теперь собственно то, ради чего эти декали покупались;) F-4B, бортовой номер 152965 из 17-го авиакрыла, эскадрильи VF-11 “Red Rippers” с авианосца CVA-59 Forrestal. Май 1973 г.
Имеющееся в литературе фото этого самолета полностью подтверждает предложенный вариант раскраски. Больше тут добавить нечего.
F-4J, бортовой номер 155861, командира 6-го авианосного авиакрыла и эскадрильи VF-84 “Jolly Rogers” с авианосца CVA-42 Franklin D.Roosevelt. 1970 г.
Все хорошо, если бы не звездная черно-желтая мантия. На фото живых самолетов просматриваются 6-7, ну максимум 8 звезд с каждого борта, а на модели их по 10 штук с каждой стороны. Возможно, имеет место немасштабность самой мантии и как ее следствие – более мелкий шаг и размер звезд. А в остальном претензий нет. Предлагаю фото этого самолета и пару фото самолетов из той же эскадрильи на тот период времени.
F-4J, бортовой номер 155544, из эскадрильи VF-101 “Grim Reapers”с базы морской авиации NAS Oceania, штат Virginia, раскрашенный в честь 200-летия Независимости США. Июль 1976 г.
По двум фото бортов видно, что нижняя из двух килевых антенн в передней кромке должна краситься в красный цвет, а не в светло-серый. Также надо накрасить черным панели на обтекателях на носу самолета. На некоторых фото самолетов той эскадрильи видны круглые эмблемы на правом воздухозаборнике, которые отсутствовали на левом борту. В инструкции к декали про них нечего не сказано. И вообще правый борт они не показывают принципиально на всех вариантах, тем самым намекая на полную симметричность расположения надписей и эмблем. Что в реальности было не всегда. Предлагаю фото этого "борта" и фото самолета из той же эскадрильи, на котором есть эмблема справа на фюзеляже.
И на всех трех вариантах хвостовой кончик фюзеляжа надо красить не в светло-серый, а в цвет жаропрочных панелей или в нержавейку. На всех фото он сильно закопчен.
Альтернатива от AeroMaster
AeroMaster делает еще 7 декалей серии «Phancy Phantoms», поэтому покупатель сможет себе выбрать подходящий вариант. И так, все по порядку
Phancy Phantoms Part I (72-178, 2000 г.)
• F-4B VF-11 “Red Rippers”, CVA-59 Forrestal, ноябрь 1968 г.
• F-4J командирский VF-103, CVA-60 Saratoga, 1978 г.
• F-4N командирский VF-302 CAW-30 резерва, NAS Miramar, март 1976 г.
Phancy Phantoms Part II (72-179, 2001 г.)
• F-4N командирский VF-154, CVA-43 Coral Sea, май 1981 г.
• F-4J VF-312, MCAS Cherry Point, штат North Carolina, юбилейная окраска к 200-летию Независимости США, 1976 г.
• F-4J командирский VF-74, CVA-68 Nimitz, юбилейная окраска к 200-летию Независимости США, 1976 г.
Phancy Phantoms Part III (72-185, 2002 г.)
• F-4J VF-96, CVA-65 Constellation, 25 апреля 1975 г. Пилоты Cunsington/Driscoll
• F-4J VF-92, апрель 1975 г.
Phancy Phantoms Part V (72-186, 2002 г.)
• F-4J VMA-251, MCAS Beaufort, штат South Carolina, август 1972 г.
• F-4J VMFA-122, MCAS Beaufort, штат South Carolina, в юбилейной окраске к 200-летию Независимости США, июль 1976 г.
• F-4J VMFA-115, CVA-59 Forrestal, 1981 г.
Phancy Phantoms Part VII (72-206, ноябрь 2003 г.)
• F-4J VF-11 “Red Rippers”, CVA-59 Forrestal, 1976 г.
• F-4J VF-31 “Tomcatters”, CVA-60 Saratoga, 1974 г.
• F-4J VF-102 “Diamondbacks”, CV-64 Independence, 1976 г.
Phancy Phantoms Part IX (72-214, февраль 2005 г.)
• F-4B VMFA-321, тренировочный отряд резерва морской авиации, AFB Andrews, штат Maryland, юбилейная окраска к 200-летию Независимости США, июль 1976 г.
• QF-4N испытательной эскадрильи, NAS Point Mugu, штат California, 1999 г.
Phancy Phantoms Part X (72-215, февраль 2005 г.)
• F-4J VMFA-232, Iwakura, Япония, 1976 г.
• QF-4N испытательной эскадрильи, NAS Point Mugu, штат California, 1999 г.
Также еще AeroMaster делает декаль «Phantom Collection» (72-153, 1997 г.) на Фантомы Е и G времен операции «Буря в пустыне», летавшие с авиабаз Clark и Incirilik.
Китография палубных и морпеховских F-4 B/J/N/S
Может не все так плохо обстоит с коробочными декалями, и не стоит заказывать эти «афтемаркетные» декали? Для этого выясним, какие варианты предлагают производители моделей. Заодно и прикинем цены. Hasegawa
• F-4B/N Phantom II “Midway 1976 US Bicentennial Markings” (00043)
• F-4J Phantom II “VX-4 Vandy 1976” (00064)
• F-4S Phantom II “VMFA-321 Hell’s Angels” (00067)
• F-4J Phantom II “Show time 100” (00081)
o VF-96
• F-4B/N Phantom II “Screaming Eagles” (00151)
o F-4B VF-51 “Screaming Eagles”
o F-4N VMFA-531 “Grey Ghosts”
• F-4S Phantom II “Vandy 75” (00352)
• F-4B/N Phantom II "Sundowners VF-111" Limited Edition (00365)
• F-4N Phantom II “Jolly Rogers VF-84” (00367)
• F-4S Phantom II "U.S.S. Midway" (00394)
o VF-151
• F-4B/N Phantom II "Mig Eater" (00640)
o F-4B VF-51 “Screaming Eagles”
o F-4B VF-111 “Sundowners”
o F-4N VF-51 “Screaming Eagles”
• F-4J Phantom II "Liberty Bell" (00712)
o VMFA-232 “Red Devils”
• F-4N Phantom II "VF-202" (00771)
o F-4N VF-202
o F-4N VF-301
• F-4B Phantom II "VF-14 Tophatters" (00796)
o Январь 1964
o Февраль 1973
• F-4J Phantom II “Colourful Marine Corps” (00812)
o VMFA-312 “Checkerboards”, 1976
o VMFA-312 “Checkerboards”, 1976
o VMFA-251 “Thunderbolts”
• F-4J/S Phantom II 'USS Midway Low Visibility' (00834)
o F-4S VF-161, 1982
o F-4S VF-161, 1982
o F-4J VF-161, 1981
o F-4S VF-151, 1986 “Fighting Vigilantes”
• F-4J Phantom II “CAG Bird” (00855)
o VF-33 “Tarsiers”, 1978
o VF-213 “Blacklions”, 1974
o VF-213 “Blacklions”, 1972
• F-4J Phantom II “VF-31 Tomcatters” (00858)
o VF-31
o VF-31 (разница в бортовых номерах)
• F-4J Phantom II “VF-102 Diamondbacks” (00879)
o VF-102, 1969
o VF-102, 1976
• F-4J/S Phantom II 'Ferris Camouflage' (00911)
o F-4J VF-194, 1977
o F-4S VF-301, 1983
• F-4B/N Phantom II “CVW-19 Combo” (00942)
o VF-41 “Black Aces”
o VF-84 “Jolly Rogers”
• F-4B Phantom II “CVW-15 Combo” (00956)
o VF-51 "Screaming Eagles"
o VF-111 "Sundowners"
• F-4J/S Phantom II (KX2) Fujimi
• F-4C/D/J Phantom II “Wolf Pack/Red Devil” (72101)
• F-4B/N Phantom II (72104)
o VF-151/VF-161 “Fighting Vigilantes”
o VF-84 “Jolly Rogers”
o VF-213 “Black Lions”
• F-4J Phantom II “Blue Angels” (72178) – декаль Cartograf
• F-4S/J Phantom II VX-4 “Black Bunny” (72180)
• F-4B Phantom II with Deck Crew and Fire Engine (72186) – декаль Cartograf
o VF-154 “Black Knights”
o VF-154 “Black Knights”
• F-4J Phantom II with Deck Crew and Tractor (72187) – декаль Cartograf
o F-4J VF-96 “Fighting Falcons”
• F-4N Phantom II VF-111 "Sundowners" (72199)
• F-4J Phantom II “Blue Angels” Limited Edition (72205) – декаль Cartograf
• F-4B/N Phantom II “Black Aces” (72206)
o F-4B VF-41 “Black Aces”
o F-4N VF-51 “Screaming Eagles”
• F-4J Phantom II “WFA122 Crusaders” (72207)
o VMFA-122 “Crusaders”
o VF-74 “Be-Delivers”
• F-4J Phantom II “Blue Angels” (72214) – декаль Cartograf
• F-4S Phantom II “Black Bunny” (26021) Italeri
• F-4S Phantom II (0170)
o VF-301 Miramar, 1983
o VMFA-232 USMC, 1987
Не берусь утверждать, что это все морские и пехотные Фантомы. Информацию собирал по инет-магазинам Hannants, Squadron, HLJ, и т.д. и обзорным сайтам (оттуда собственно и фото коробок и декалей). Вроде бы все, но возможно что-то забыл. Камуфлированные, иностранные и Фантомы иных модификаций и окраски не учитывал, точно также как и Фантомы от других фирм.
Как видим, ассортимент Hasegawa и Fujimi просто огромен. Но нет гарантий, что та или иная модель не продается, не снята с производства и тому подобное. Вполне вероятно что в приведенном мною списке есть модели дубликаты (оригинал и перевыпуск под другим каталожным номером). В инет-магазинах только считанные единицы из вышеперечисленного списка доступны в продаже. Львиная доля моделей находится с пометками “Out of Stock”. Некоторые модели и варианты окраски доступны только в наборах Combo Box, а это лишняя трата денег для тех, кому нужен только один палубный Фантом.
Цены на Fujimi в Японии на HLJ.com колеблются в диапазоне $16.5 - $26.5, на Hasegawa $22.5 – $28.5, их Combo-box $49, а Italeri в 2-3 раза дешевле. С учетом доставки цены могут вырасти еще на пятерочку долларов. Не исключаю возможность чуть более низких цен в других магазина.
Картина с декалями AeroMaster выглядит следующим образом: примерно 50% их ассортимента не пересекается с декалями в наборах Hasegawa & Fujimi, 25% ассортимента совпадает с Hasegawa и около 25% с Fujimi.
Вьетнам
Не секрет, что многим моделистам всегда хочется иметь в коллекции боевые самолеты, а не их «собратьев-бездельников», которые так и не понюхали пороха реальных боев. Все варианты, предложенные AeroMaster, не относятся к периоду участия этих Фантомов во Вьетнамской кампании. Но часть этих Фантомов все таки принимала в ней участие, имея иную окраску или обозначения. Для справки привожу неполную краткую сводку участия эскадрилий, на которые AeroMaster дает декали, в этой войне:
• VF-11 25.07.1967 – 29.07.1967 участие закончилось известным пожаром на авианосце Forrestal
• VF-84 в течение 1965 c палубы CV-62 Independence
• VF-103 на протяжении 60-х и до 1972 года
• VF-154 1965-1971 на CV-42 Coral Sea и CV-61 Ranger
• VF-74 25.07.1969 – 29.07.1969 CV-59 Forrestal F-4B и июль 1972 – февраль 1973 F-4J CV-66 America
• VMFA-122 август 1967-январь 1968 F-4B
• VMFA-115 октябрь 1965 – конец 1972 F-4B
• VF-31 1972 F-4J
• VF-102 1968
• VMFA-232 1972-1973
Информацию участия эскадрилий в боях брал из материалов Wikipedia. Данные неполные, но и цель стояла чисто сводочная, ведь цель данного обзора изучение декали, а не история боевого применения F-4В/J/N.
Где купить?
В России и на территории СНГ купить продукцию фирмы AeroMaster в магазинах практически нереально. Даже не во всех зарубежных интернет-магазинах ее можно встретить в ассортименте. Лично я покупал эту декаль в британском интернет-магазине Hannants (www.hannants.co.uk). Ее также можно приобрести в американском интернет-магазине Squadron (www.squadron.com), который является официальным дистрибьютером AeroMaster Decals.
На Hannants разброс цен на эти декали от £4.68 до £6.95 (225 … 335 рублей) в зависимости от числа вариантов в декали + стоимость наземной доставки в районе 2-3 британских фунтов. Для России это выходит в районе 330-430 рублей.
На Squadron все декали стоят одинаково $7.20 (~240 рублей) + пересылка через океан.
Также декали можно купить на www.modelsforsale.com
В Москве я один единственный раз видел декаль от AeroMaster год назад. Насколько я помню, это была Part I на Фантомы за баснословные докризисные 600 рублей (при курсе 23-24 рубля за доллар;)). По понятным причинам от покупки тогда воздержался;)
Также всегда можно обратиться к помощи частных реселлеров и заказать через них. Но насколько это будет дешево или дорого, не знаю. Декали еще есть на интернет-аукционе e-bay в большом количестве и по сниженной цене.
Итог и резюме
Полное отсутствие технички объясняется просто – декаль предназначалась изначально для Phantom от Hasegawa, где уже имеется набор неплохой технички. Производителям декалей невыгодно дублировать те или иные элементы, если они уже есть в наборе, для которого эта декаль предназначалась. Иначе это увеличивает цену декали и уменьшает ее привлекательность с финансовой точки зрения. Также эти декали неплохо подойдут к моделям от Fujimi, но не во всех Фуджимовских Фантомах есть техничка. Но у Fujimi есть один весомый плюс – большинство наборов Fujimi комплектуются декалями от фирмы Cartograf, отпечатанными в Италии. По качеству Cartograf ощутимо лучше Hasegawa. И поэтому я не вижу резона заменять фуджиковские декали на AeroMaster, если речь идет не о смене варианта окраски.
Эта декаль меньше всего подходит для переделки Phantom S от Italeri в Phantom J. Цена декали будет больше цены модели от Italeri, а отсутствие техничек в родной декали делают ее покупку невыгодной. И несмотря на это, я ее купил и переделываю Италовский Фантом ;)
В остальном же декаль великолепна (был мелкий косяк, но у кого их нет) как по качеству полиграфии так и по исторической достоверности. Тем более отзывы в интернете о декалях AeroMaster по поводу качества и клейкости подложки самые лучшие и не идут ни в какое сравнение с традиционным «деревянным» качеством подложки декалей Hasegawa, да и вообще некоторых «дальневосточных декалей».
Надеюсь, мой обзор немного помог вам, дорогие коллеги, познакомиться и разобраться в декалях фирмы AeroMaster Decals и китографии декалей известных серий Фантомов от Fujimi и Hasegawa. К сожалению, я не имею возможности познакомить вас с декалями на F-4 Pahntom II от фирм AirDoc, CAM, Eagle Strike, Hi Decal, Superscale и других фирм, и провести сравнительный обзор по качеству между ними. Нужна ли вашему Фантому такая декаль, это уже решать вам. Если у вас есть свободные средства, то Хасегавская или Фуджимовская модель от этого хуже не станут, скорее наоборот, вы получите Фантом нужной вам окраски и эскадрильи в эпоху дефицита kit’ов, не ожидая годы пока этот вариант будет снова выпускаться или продаваться.
С уважением, Андрей Кузнецов
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Привет Снорри!
Спасибо за замечание. Упустил эти мелочи... :oops:
нижний и верхний ромбы на 25-30% выше остальных
и еще откопал косяк - горизонтальная палочки в АА на эмблеме на киле в декали больше чем надо, и заметно что буквы АА в декали слишком близко стоят друг от друга, на самолете они стоят со сдвигом по горизонтали на 1/2 длины, в то время как на декали на 1/3...1/4
меня больше волнуют лишние звезды в ленте на VF-84
постараюсь в следующих обзорах еще внимательнее изучать прототипы :oops:
C уважением, Андрей
SilverGhost
Да ладно, ну не заметил... А сколько я не заметил, потому что не смотрел ;) Но вывод один - 90% афтермаркетных декалей столь же плохи, что и то, что есть в коробке. По крайней мере по параметрам сходства с прототипом. И это печально :(
Совершенно верно!
Но еще обиднее что нету подробных описаний и обзоров декалей, да и вообще всего афтемаркета, в инете по сходству с прототипом и испытаний на реакцию на модельную химию.
поэтому приходится покупать наобум а потом сидеть писать обзоры :lol:
Ну по химии сведения добыть легче - в описании изготовления модели (а их в инете немеряно) люди часто пишут, чем приваривали декаль того или иного производителя, или как дека реагировала на разные реактивы (можно даже связаться с автором на предмет подробностей). А вот обзоров на соответствие декалей прототипу действительно почти нет. А теперь их на один больше :) Потому как статья отличная! И особенно полезна тем, что есть фото прототипов - если кому потребуется еще косяков поискать, он сможет это сделать без особого труда.
Насчет афтермаркета прочего - это вообще беда. Потому что рецензий на травленку или смолу, где проводился бы анализ соответствия деталей прототипу, считай совсем нет...
Насчет покупки наобум - некоторые частные продавцы по просьбе делают фотки или сканы декалей для предварительного ознакомления, за что им большое человеческое спасибо. Правда, потом у них иногда срываются сделки, но честь дороже денег, не так ли?
Спасибо Снорри!
Покупая в интернет-магазе сложно определить есть ли косяки в смоле, в травленке или в декали. качество фоток в магазинах везде слишком слабое или ракурсы никакие. хорошо когда еще есть инструкция от Эдуарда - скачал, полистал, сравнил. но у смолы и травления есть еще другой критерий - "впихиваемость в модель" ;) порой замучаешься подгонять смоляные ниши в крыло или кокпит в фюзеляж.
Афтемаркета у меня за последний год скопилась куча, так что есть чем поделиться в статьях и темах с вами. жаль, на практике я не смогу поставить опыты с ним и проверить на деле "Как оно". Остаются только теоретические выкладки по графической информации или сборка всухую.
С уважением, Андрей
кстати, интересно.
у меня в деке на 1:48 на вариант VF-84 # 5861 нос у "пирата" черный. А на фотке в предыдущем посту - белый.
Понятно, что данный вопрос может быть надо задавать в другой ветке, но я просто заметил только сейчас.
Спасибо за замечание. Упустил эти мелочи... :oops:
нижний и верхний ромбы на 25-30% выше остальных
и еще откопал косяк - горизонтальная палочки в АА на эмблеме на киле в декали больше чем надо, и заметно что буквы АА в декали слишком близко стоят друг от друга, на самолете они стоят со сдвигом по горизонтали на 1/2 длины, в то время как на декали на 1/3...1/4
меня больше волнуют лишние звезды в ленте на VF-84
постараюсь в следующих обзорах еще внимательнее изучать прототипы :oops:
C уважением, Андрей