Наши проекты: NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Немного о масштабах и не только о них

Действительно, почему именно 1:72 ? И почему 1:48, ведь 1:50 было бы куда логичнее? Да, логичнее, но...в метрической системе. А появилось это всё в Англии и США, где система была дюймовая. И более крупная единица содержала в себе не 10, как у нас (т.е. 1м-10дм-100см-1000мм), а 12 более мелких единиц.
То есть в одном футе 12 дюймов. Решили, что стольким-то футам на прототипе соответствует столько-то дюймов на модели. Причем, англичане решили, что на б футов 1 дюйм (т.е. 1:72), а американцы — на 4 фута 1 дюйм (т.е. 1:48). Как с издевкой писал "Airfix maqazine",— "американцы любят получать большие удовольствия". Кстати, так это сначала и писалось, например: 1"/4" что часто вызывает удивление наших любителей, видящих это на старых коробках Hawk или Monoqram, а это всего лишь 1:48. Чтобы перейти от этого "птичьего языка" к привычной дроби, необходимо количество футов <в данном случае 4) перевести в дюймы, умножив на 12. И получается 1"4'-48", т.е. 1:48. Итак, 1"/6'-1:72, 1"/4'--1:48, 1"/8'-1:9б. Ну, а если модель меньше прототипа в число раз не кратное 12? В этом случае нужному числу футов прототипа соответствует не один, а несколько дюймов на модели. Например: 3"/8' что эквивалентно 3/96 или 1/32 — не сложно, не так ли ?
 
Ну, а Европа и Япония что? Они-то не сразу смирились с таким положением вещей, введя "метрические" масштабы. Хорошо известны, например, модели в масштабе 1:50 — Heller, Arliplast (выпускаемые ныне кооперативом " Smer "), Огонек. Нашелся "противник" и у самого популярного масштаба 1:72 — "метрический" 1:75. Кое-кто еще помнит Ан-2 в этом масштабе фирмы Plastikart, ну и, конечно, японскую фирму LS, делавшую в этом масштабе все свои старые модели. Однако коллекционеры уже успели обзавестись коллекциями в англо-американских масштабах и "не приняли"продукции европейских производителей. Им пришлось переходить к дюймовым масштабам, a LS "спрятала" свои модели в 75-м масштабе за табличкой 1:72, что до сих пор вводит в заблуждение многих любителей. Впрочем, разница между метрическим и соответствующим ему дюймовым масштабом составляет всего 4% — не много, и эти модели прекрасно уживаются на одной полке, так как разница на глаз практически не воспринимается. Однако два метрических масштабах все-таки "выиграли гонку". Один из них — 1:100. В его дюймовом аналоге (1:9б) вышло не так уж много моделей. В то же время многие крупные производители выпускают свою продукцию в М 1:100 до сих пор. Это, конечно, Revell, "вспомнивший" в своем каталоге 91-го года многие из своих старых моделей и сделавший новые, в том числе изумительный по точности и деталировке  Ми-24.

В масштабе1:100 работают также Marushan, Ben hobbi (Япония), Idea (Южная Корея). Японская фирма Nitto избрала его как основной для своих моделей пассажирских лайнеров. В нашей стране известна в основном продукция фирмы Plaslikart. He нашлось аналога у дюймового 1:144 — в метрическом масштабе 1:150 было выпущено лишь несколько моделей. Второй метрический масштаб, оказавшийся вне конкуренции, — танковый 1:35, хотя в нашей стране был принят масштаб 1:30. Масштаб 1:30 также вначале приняла для своих моделей танков японская фирма Nichimo, выпустив в этом масштабе около 20 моделей. Кстати, разница между "танковым" 1:35 и "самолетным" 1:32 составляет 9% и, к сожалению, на глаз вполне заметна.

Еще один метрический масштаб поделил рынок на равных со своим дюймовым конкурентом. Речь идет, конечно, об "автомобильных" 1:25 и 1:24, некоторые фирмы предпочитают один, некоторые — другой, а некоторые (US Revell) — и тот и другой. Нельзя обойти и историю появления масштаба 1:76. Этот масштаб имеет "железнодорожные" корни. Именно поэтому фирма Airfix и обозначает его часто на своих коробках как НО/ОО.что непонятно многим нашим коллекционерам. Ну, а о том, насколько модель соответствует своему масштабу, наш следующий разговор.

Источник: журнал "М-Хобби" - 1/1993
» Информация о статье
Просмотров: 25738
Опубликовано:
Казанец в 17.04.2015 - 16:47
seva80, а я и не писал, что их нету вообще. Просто их очень-очень мало, а в сопоставлении с ассортиментом 72-го, так считай что и вообще нет. Просто говорить не о чем.
Faraon14 в 17.04.2015 - 17:02
aviapasha
seva80
"Минские танчики"
А можно фото сих моделей? А то не соображу о чем речь :sad:
seva80 в 17.04.2015 - 17:48
seva80, а я и не писал, что их нету вообще. Просто их очень-очень мало, а в сопоставлении с ассортиментом 72-го, так считай что и вообще нет. Просто говорить не о чем.Мало самолётов и бронетехники. Различной архитектуры же делается огромное количество. А вот в 72-м ассортимент зданий ничтожен. И фигур гражданских в 72-м днем с огнем не сыщешь. Просто у этих двух масштабов разная направленность: 72-й - почти исключительно война, 87-й - в основном мир (хоть и война тоже присутствует в заметных объемах). Если в 1:87 нет модели Б-17, то это ещё не означает, что "87-й масштаб в пластиковом моделизме не прижился". Он очень даже прижился. Домики - это тоже пластиковый моделизм. Люди целые города в 87-м строят - с населением, транспортом, городским хозяйством и зелеными насаждениями. И всё это делается в виде пластиковых сборных моделей. По разнообразию модельной тематики 1:87 превосходит любой другой масштаб.
Казанец в 17.04.2015 - 18:41
Домики - это тоже пластиковый моделизм. Люди целые города в 87-м строят - с населением, транспортом, городским хозяйством и зелеными насаждениями. И всё это делается в виде пластиковых сборных моделей.
Это да, согласен. У этих людей наверняка есть и свои сайты, и свой перечень ведущих производителей, о существовании которых большинство участников данного форума даже и не подозревает. Тем более и странно, и печально, что производители 1:87 почти совсем не выпускают СБОРНЫЕ модели военной авиации. Я бы с удовольствием собирал именно такой масштаб. Весьма развитый в 1960-е масштаб 1:100 всё-таки слишком мелковат для ИСТОРИЧЕСКОЙ авиации. Про 1:144 уж и не говорю.

Добавлено спустя 23 минуты 50 секунд:



А можно фото сих моделей? А то не соображу о чем речь :sad:

Набор танков 1:87 Минского ПО "Мир". СУ-100, Т-34/85, Т-34/76, Т-70, БТ-7, Т-26:
#
Faraon14 в 17.04.2015 - 19:19
Казанец
Это... они как бы ну совсем уж схематичны.... Спасибо.
seva80 в 18.04.2015 - 09:33
Казанец
Это... они как бы ну совсем уж схематичны.... Ну, так игрушки ведь... У обоих Т-34 передняя часть корпуса совсем "не модельная", а у Т-34-76 ещё и башня отзеркалена. У СУ-100 между рубкой и моторным отделением пролегает глубокое "ущелье". Видимо, при разработке пресс-формы вместо чертежей использовали рисунки Петровского из "Техники-молодёжи", а там в этом месте изображена тень от рубки. Сделать модели из этих игрушек - очень трудная задача.


Это да, согласен. У этих людей наверняка есть и свои сайты, и свой перечень ведущих производителей, о существовании которых большинство участников данного форума даже и не подозревает.Все есть: и сайты, и огромное количество производителей... Есть даже ну очень узко специализированный журнал для коллекционеров ТОЛЬКО моделей автомобилей и ТОЛЬКО в масштабе 1:87 - "Modell-Auto Zeitschrift".


Тем более и странно, и печально, что производители 1:87 почти совсем не выпускают СБОРНЫЕ модели военной авиации.Так и в 1:43 моделей авиации тоже не делают. А в 1:72 паровозы и вокзалы - большая редкость. У каждого масштаба есть некая специализация. У 1:87 это железные дороги, все остальное - лишь фон для них. Пары десятков самолетов и вертолетов для фона вполне достаточно.
Казанец в 18.04.2015 - 14:53
Так и в 1:43 моделей авиации тоже не делают. А в 1:72 паровозы и вокзалы - большая редкость. У каждого масштаба есть некая специализация. У 1:87 это железные дороги, все остальное - лишь фон для них. Пары десятков самолетов и вертолетов для фона вполне достаточно.

Вот я как раз очень сожалею, что в сфере сборных моделей авиа и БТТ дюймовые англо-саксонские масштабы выдавили давно существовавшие, назовём их так, евро-немецкие 1:87 и 1:43. Вероятно это случилось потому, что в 1950-е и 1960-е годы не было технологии (приемлемой по эффективности и финзатратам) изготовления пресс-форм, способной обеспечить внутреннюю расшивку и хорошую проливаемость мелких элементов. В наши дни масштаб 1:43 также мог стать универсальным для моделистов уровня PRO и предоставить всю роскошь крупного масштаба всем моделистам, которые сегодня делают БТТ 1:35 и авиа 1:48. А масштаб 1:87 вполне мог бы включить такую сферу как некрупные корабли (из существующих знаю только Баунти). А вот 1:72 для кораблей ну явно крупноват.
seva80 в 19.04.2015 - 15:41
Так и в 1:43 моделей авиации тоже не делают. А в 1:72 паровозы и вокзалы - большая редкость. У каждого масштаба есть некая специализация. У 1:87 это железные дороги, все остальное - лишь фон для них. Пары десятков самолетов и вертолетов для фона вполне достаточно.
Вот я как раз очень сожалею, что в сфере сборных моделей авиа и БТТ дюймовые англо-саксонские масштабы выдавили давно существовавшие, назовём их так, евро-немецкие 1:87 и 1:43.Да не выдавили! 87-й масштаб очень неплохо себя чувствует в своих исконных "экологических нишах". Машинки 1:43 всегда были товаром для коллекционеров, а не моделистов. Поэтому сборных моделей в это масштабе почти что и нет (мне известна только серия Heller, которую "Моделист" одно время паковал)


А обсуждаемая статья за прошедшие годы несколько устарела. Появился ещё как минимум один массовый масштаб - 1:56. То есть фигурки игрового масштаба "28мм" (в "миллиметровых" масштабах меряется высота от пяток до глаз) существовали давно. Но теперь и техника стала появляться в заметных количествах.
Vladimir1:100 в 12.05.2015 - 16:53
Вот именно что не прижился. От авиалайнерщиков узнал, что реликтовые Плистикартовские Ил-14 и Меркурий хоть и были обозначены на коробках как 1:100, а на деле были именно в железнодорожном масштабе 1:87.
Не Меркурий, а Трайдент. Меркурий был в 100м. А на коробке Ил-14 масштаб вообще не обозначался (возможно, указывался в инструкции), но что 87й -факт. Что интересно, если Ил-14 - одна из первых моделей "условно 100го диапазона", то Трайдент - наоборот, одна из последних (вышел в конце 70х вместе с Меркурием и Л410, на чем "сотая" линейка была закрыта :cry: ) Возможная версия, почему Трайдент оказался в 87м - в конце 60х английская фирма Triang, специализировавшаяся на ж/д в масштабе Н0 (1:87), заявила о намерении выпускать в этом масштабе и самолёты - для диорам аэропортов. И первым номером был заявлен как раз Трайдент. Тема "умерла не родившись" якобы из-за отсутствия интереса заказчиков, но возможно прессформа была изготовлена, а может, и опытные отливки. А поскольку в ГДР железнодорожная тематика была "на высоте",то наверняка были контакты c "загнивающим Западом", и можно предположить, что невостребованный "на родине" Трайдент "перелетел" через Занавес и оказался - логично - на Пластикарте. Правда английская модель планировалась электрифицированной (светить, гудеть, рулить :grin:), но уж сделать из неё простую стендовую какие проблемы... Кстати, возможно поэтому у Пластикартовского Трайдента абсолютно некопийные стойки и люки основного шасси (сами придумали :mrgreen: )

http://www.tri-angrailways.com/images/RML52_Trident_scan.jpg)
#
Картинка из каталога Triang-а (возможно, сделана по фотографии готовой модели). Узкая "амбразура" лобового стекла, треугольный воздухозаборник, прототиповские гребни на крыльях - всё как у Пластикарта!

Добавлено спустя 20 минут 28 секунд:




Тем более и странно, и печально, что производители 1:87 почти совсем не выпускают СБОРНЫЕ модели военной авиации.Так и в 1:43 моделей авиации тоже не делают.
Ну, парочку можно найти. Zlin-50L эстонского производства (писал про него в статье про Кругозор), ну и при должной обработке напильником - пластикартовский Аэро-45 (на поздней коробке обозначался как 1:50, в реале 1:40 - 1:42) :wink:
Den2000 в 20.05.2015 - 21:32
Ещё были модели без конкретного масштаба.
Например Пол Линдберг (Paul W. Lindberg) в США выпустил серию лайнеров размерами порядка 19 -20- 21 cм, но при точном замере выяснилось, что и там погрешность 2-3-4 мм. :grin:

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

» Социальные сети


добавить на Яндекс
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy