Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Анализ интерьерной краски сохранившихся японских самолетов

Вашему вниманию предлагается перевод одной из глав книги известного американского авиационного историка Роберта Микеша «Японское авиационное оборудование 1941-1945». Книга увидела свет в 2004 году.

Особенность подхода Микеша в подаче материала заключается в отсутствии исторического ракурса – другими словами, в данной статье нет указаний на то, как изменялись цвета в период строевой эксплуатации машин, нет ссылок на существовавшие нормативы, определявшие использование того или иного цвета. Субъектом здесь является сама краска, ее химический состав, свойства, отбор и анализ образцов, картина изменения цвета и фактуры лакокрасочного покрытия с течением времени. Мы надеемся, что, несмотря на объективные недостатки публикации – невнятное изложение, отсутствие логической последовательности в построении текста, неполнота информации – она станет хорошим дополнением к накопленному багажу знаний в данной отрасли.

В идеале, интерьеры самолетов флотской авиации Японии должны быть окрашены в один стандартный цвет, а машин армейской авиации –в другой. На деле, все обстоит иначе. Различия в окраске внутренних поверхностей определяет не только принадлежность к тому или иному ведомству, но и конкретный производитель, тип машины, период времени и состав оборудования.

Спустя десятилетия, прошедшие с момента нанесения краски, вполне допустимо, что ее цвет менялся под влиянием света, влаги и окисления. Прояснить картину этого изменения, не менее важно, чем взять образцы краски для анализа. К счастью, многие из интерьерных красок являют собой оттенки зеленого, а этот цвет относится к числу самых стойких – в отличие от наименее стойкого, красного.


Носовая секция бомбардировщика G4M «Бетти» из собрания Национального Аэрокосмического Музея. В интерьере со всей очевидностью преобладают различные оттенки зеленого.

Там, где это возможно, цвет «считывался» с реальных образцов с помощью электронного колориметра – его показания приведены в статье. Однако, из-за малой толщины слоя некоторых покрытий, показания колориметра пригодны только для фиксации данных на момент взятия анализа, и создания основы для сравнения с записями, сделанными позднее. Если покрытие нанесено тонким слоем или сильно пострадало, лучшим методом прочтения цвета остается сравнение на глаз при помощи цветного чипа. Существовавший некогда цвет нельзя воспроизвести заново, просто взяв свежую краску из банки – краска на образце изношенная, состарившаяся, сильноокисленная.

Таким образом, какой бы состав ЛКП не был приготовлен для имитации существовавшего цвета, эту попытку следует рассматривать как моделирование, а точные цифровые прочтения могут быть получены только при помощи колориметра.

Теперь, с учетом сказанного, нам предстоит выбрать форму изложения, чтобы донести до читателя точный цветовой оттенок. Описания цветов в этой главе, соотносятся, настолько близко, насколько это возможно, с оттенками красок, применявшихся для окраски внутренних поверхностей и агрегатов самолета – и расценивать эти описания следует только как приблизительные. Было бы непрактичным, описывать образцы каждого исследуемого цвета – да и вряд ли японские реестры содержали столько разнообразных цветов. Автор классифицировал образцы, объединяя в рамках одной категории и те цвета, которые, возможно, в какой-то момент времени являлись разновидностями одного цвета. Таким образом, группы цветовых оттенков, незначительно различающихся между собой, представлены одной усредненной цветовой величиной.

В двух книгах Дональда Торпа, посвященных окраске и маркировке самолетов армейской и морской авиации Японии, используется хорошопроработанная и приемлемая системакодировкицветов. Чтобы не создавать подобную систему заново, воспользуемся разработкой Торпа – обозначим буквой «А» цвета армейской авиации, буквой «N» (Navy) – «морские» цвета. «А/N» обозначает, что цвет встречался и в армейской, и в морской авиации. Следующие десять цифр, начиная с 31, обозначают конкретный цвет, применявшийся для окраски внутренних поверхностей и деталей интерьера. Если, определенный цвет уже установлен до нас, и ему присвоен кодовый номер, этот номер и будет использоваться.

Цвета, обсуждаемые в нашей статье, безусловно, не являются «официальными», тем более «оригинальными». Время влияет на цвет. Приведенные здесь данные –это максимально возможное приближение, полученное путем визуальной оценки. Читатель вправе сам определять некоторую усредненную величину, сравнивая старые цвета с новыми цветовыми чипами.

Несмотря на то, что анализу было подвергнуто максимально много образцов, этого недостаточно, чтобы делать однозначные выводы. При отсутствии информации о цветах некоторых машин, основой для предположений могут стать содержащиеся в статье данные, относящиеся к тому же производителю авиатехники.

Анализ интерьерной краски сохранившихся японских самолетов
Кабина истребителя Каваниши N1KI2 до и после обновления: не когда нанесенные цвета, которые предстоит воспроизвести заново, почти полностью выцвели. Таким образом, просто сохраняя интерьер нетронутым, мы не получим объективного представления о том, как выглядели эти же цвета на момент строевой службы машины.

Анализ интерьерной краски сохранившихся японских самолетов
Интерьер выглядит стерильным, пока не добавлен последний штрих – шильдики с иероглифами. Тщательная реконструкция шильдиков должна быть завершена до того, как слой новой краски «убьет» свидетельство их существования в изначальном облике.

Окраска интерьеров японских самолетов (Только близкие приближения)

Указанные ниже цветовые величины были записаны с максимально возможной достоверностью, по лучшим цветовым образцам, и с помощью систем записи, использующихся в различных цветовых реестрах. Как выяснилось, ни одна из этих систем не воспроизводит адекватно все перечисленные цвета. Например, если прочтение выполняется только по «Федерал-стандарту», приходится указывать, что реальный цвет – несколько темнее или с большей толикой желтого. Читателю остается только догадываться, насколько данный цвет был темнее или желтее – мера точности при этом снижается.

Самым полезным источником информации об японских интерьерных цветах явились самолеты из коллекции Национального Аэрокосмического Музея в Вашингтоне, вместе с образцами из частных коллекций. Для каждого типа самолета, приведенный цвет относится не ко всей внутренней поверхности, а только к тем участкам и оборудованию, с которых «снимались» замеры для получения данных.

Анализ интерьерной краски сохранившихся японских самолетов
Кабина ночного истребителя J1N «Ирвинг» до реставрации. Многочисленные оттенки зеленого на деле принадлежат к одной цветовой группе. Возможно, это разновидности краски одного цвета, выпущенной разными производителями.

Анализ интерьерной краски сохранившихся японских самолетов
Во время реставрации, цвета были подробно описаны и восстановлены с максимальной точностью. Однако, многие детали настолько проржавели, что интерьер фактически пришлось окрашивать заново.

Цвета интерьеров самолетов японской авиации

 

Образцы взяты: Код Ближайший аналог Цвет
Ki-45Kai* N1 Munsell 10GY 2/2 Черно-зеленый
C6N1 Myrt      
Ohka 22      
E13A1 Jake      
B7A1 Grace N.2 Munsell 10G 3/2 Темно-зеленый
J1N1 Irving      
Kikka      
C6N1 Myrt      
Ki 100 A.31 Pantone 5743C ЗеленыйцветКавасаки
D4Y Judy A/N.32 FS 595B 34094 Интерьерный зеленый
Ki 48 Lily      
Ki 49 Helen      
C6N1 Myrt N.33 FS 595B 34082 Оливково-зеленый
J7W1 Shinden      
N1K1 Rex      
J1N1 Irving      
P1Y1 Frances      
A6M2 Zeke (Nakajima)      
Ki-46 Dinah A/N.34 FS 595B 34127 Зеленый цвет Мицубиси
N1K2-Ja George      
A6M Zeke 32.22.52      
P1Y1 Frances      
G4M Betty      
Ki-100 (электрооборудование) А.35 Pantone 462U Серо-зеленый
Ki-100 (пол в кабине) А.36 Pantone 405С Темно-коричневый
Ki-45Kai A.37 FS 595B 30118 Светло-коричневый
Ki-61 Tony      
Ki-48 Lily      
A6M3 Zeke 32, 22 N.38 3.2Y 7.6/3.5 Песочный



*Представляется весьма необычным, что окраска интерьера самолета армейской авиации (Nick) совпадает с цветом из «морского» реестра.

Загадки аотаке

Простое упоминание аотаке, среди тех, кто знаком и с этим словом, и с одноименным покрытием, неизбежно вызывает самые различные ассоциации. Аотаке окружено таинственностью, не сравнимой ни с каким другим сортом ЛКП, применявшимся в японской авиационной промышленности. Проблема состоит не только в том, что цвет покрытия с трудом поддается прочтению и занесению в реестр, но и в том, что его применение, как в армейской, так и во флотской авиации, являлось довольно противоречивым. Аотаке – это не цвет, а сорт покрытия.

Во многих случаях, его наносили на поверхности задолго до сборки планера, и даже до раскроя будущих листов обшивки. Внутренняя поверхность планера при обследовании нередко выглядит как ткань-шотландка; ЛКП где-то на несено, а где-то и нет. Это наводит на мысль, что мелкие субподрядчики использовали аотаке для предварительной разметки под раскрой или сверление отверстий – подобно тому, как сейчас используют пурпурные чернила. Покрытие в основном применялось для нанесения на внутренние стороны обшивки. Будучи грунтовкой, оно наносилось бы на наружные поверхности до покраски.

Название «аотаке» также противоречиво. Если переводить дословно с японского, «аотаке» -это синий бамбук. Однако, «Ао» также имеет значение «зеленый» или «молодой». В этом случае, «аотаке» будет правильнее переводить как «молодой бамбук». Японцы называют разрешающий сигнал на светофоре «ао-сингу» (синий сигнал), хотя на самом деле он зеленый. Японское выражение «твой зад еще синий» соответствует нашему «ты еще зелен». Исходя из этого, «аотаке» можно описать как цвет бамбуковых побегов – желтовато-зеленый. В современных словарях японского чаще встречается форма «аодаке», но во время Второй Мировой, первый вариант получил большее распространение и применяется по сей день.
Согласно армейскому руководству по окраске самолетов от 3 марта 1932 года, на все металлические поверхности полагалось наносить покрытие «аотаке», игравшее роль грунтовки – затем, на внешние поверхности наносилась серо-зеленая краска.

Согласно обновленной версии руководства, от 5 февраля 1936 года, вместо аотаке стали наносить непрозрачную грунтовку, темного голубовато-серого цвета – так называемое «Хайрансёку» (хаи-аииро, FS26118/36118). Тем не менее, аотаке применялось для окраски всех внутренних поверхностей, за исключением кабины. Согласно новым правилам, принятым 14 июня 1943 года, аотаке не полагалось наносить на внутренние поверхности из материала альклед – с целью экономии краски (комментарий Кацуси Оваки).

Анализ интерьерной краски сохранившихся японских самолетов
Имитация покрытия аотаке превращается в весьма замысловатую процедуру. При восстановлении интерьерного покрытия ночного истребителя J1N1, прозрачный лак с небольшой порцией зеленой краски наносился на поверхность при помощи распылителя, до достижения желаемой интенсивности цвета.

Анализ интерьерной краски сохранившихся японских самолетов
В случае с реставрацией кабины торпедоносца М6А1 «Сейран», лакокрасочное покрытие было в довольно хорошем состоянии, и для сохранения первоначальной окраски оказалось достаточным, тщательно вычистить кабину и покрыть детали слоем воска.

Анализ интерьерной краски сохранившихся японских самолетов
Кабина двухмоторного Ki-45 Kai не реставрировалась. Самолет принадлежал армейской авиации; стенки и пол кабины выкрашены в светло-коричневый цвет А37. Приборная доска – черная, и ее фактура некогда была полуглянцевой.


Роберт Микеш: "Анализ интерьерной краски сохранившихся японских самолетов"
Перевод и комментарии Матвей Глухарь, 2006

» Информация о статье

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy