Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
EA Models 1/35 Вездеход Пороховщикова - И это все о немГений мыслит и создает. Человек обыкновенный приводит в исполнение. Дурак пользуется и не благодарит.
Козьма Прутков
Строя модели техники Первой Мировой войны, я, как и многие коллеги по этой теме, издавна хотел иметь в коллекции «первый русский танк» – Вездеход Пороховщикова, который в советское время был объявлен также и первым в мире танком. На тему этой машины написано очень много, столь же много нарисовано, поэтому, говоря о модели, не получается пройти мимо некоторых исторических моментов. Для тех, кто не в теме, кратенько изложу суть вопроса.
Александр Пороховщиков, дедушка известного русского актера, в августе 1914 г. был совсем молодым человеком, но уже неплохим авиаконструктором и изобретателем. Начало войны побудило его разработать проект некоей вездеходной машины, боевого назначения или нет, остается точно неизвестным. Опуская перипетии проекта, можно сказать, что в декабре того же года решением главковерха великого князя Николая Николаевича он был одобрен и средства на постройку выделены. К лету 1915 г. Вездеход был построен и до конца года проходил испытания. Они были относительно успешными, но в итоге машину пускать в серию не стали. Желающие ознакомится с всем этим в подробностях легко найдут информацию – в интернете она есть в свободном доступе. Один факт можно признать неоспоримым – как боевая бронированная вооруженная машина Вездеход никогда не был построен. Однако еще в 1916 г., после появления первых британских «лоханей» на Сомме, Пороховщиков начал открыто отстаивать свой приоритет как изобретателя танка. В дальнейшем Вездеход был забыт, а сам Пороховщиков репрессирован в самом начале Великой Отечественной войны. Начавшаяся после нее борьба за приоритеты возродила тему этой машины – Россия обязана была стать родиной танка. В 1952 г. появилась компоновочная схема Вездехода, выполненная по памяти участником работ В. Рабиновичем. Достаточно скромно, пунктиром на ней пририсовали карликовую башенку, прозрачно намекая, что Пороховщиков построил первый «почти что танк». На основе рисунка Рабиновича появилась целая масса довольно невнятных иллюстраций в разных изданиях, показывающих, как якобы выглядела эта «боевая» машина. Во 2-м номере Техники-Молодежи за 1979 г. началась публикация знаменитого «Танкового музея» ТМ и первый выпуск открывала иллюстрация М. Петровского, изображающая Вездеход в его гипотетическом боевом виде. Традиционно для этого художника она была выполнена с максимально возможной точностью и достоверностью, насколько это позволял прототип, реально в жизни не существовавший. Петровский довольно бережно отнесся к единственной внятной фотографии машины (всего их известно три, одна бесполезная, т.к. на ней ничего не разобрать из-за облепивших Вездеход ездунов, две остальные про одно и то же, идентичные, только персонажи на фото располагаются иначе) и схеме Рабиновича – а собственно, никаких других материалов по конструкции Вездехода не имеется. Добавления Петровского большей частью выглядят необходимыми – он дорисовал клепку бронедеталей, бронерешетки радиаторов в корме, спрямил кормовой лист относительно схемы Рабиновича (зачем он наклонный?), ну и, естественно, дорисовал погон с пулеметной башней. Гусеницу Петровский показал мелкозвенчатой металлической (ясно, что она не могла остаться полотняной, как у Пороховщикова). Ввиду огромного тиража ТМ эта картинка в двух проекциях стала самой известной и многим моделистам старшего поколения знакома с юности. Относительно недавно появилась еще одна «реконструкция» Вездехода в гипотетическом боевом виде. Авторы С. Ромадин и С. Зыков превратили машину в двухместную, башню и рубку водителя разместив в самой корме машины. Отвергнув схему Рабиновича, авторы утверждают, что двигатель Вездехода располагался спереди и из этого выводят всю остальную конструкцию на базе «Жестянки Лиззи». Вот цитата из их статьи: «Теперь мы видим причину различной прорисовки кормовой оконечности — ее заслонил Поклевский-Козелло, и о том какова она остается только догадываться. Есть подсказка — на линии визирования находится не только «Вездеход», но и некий объект, расположенный за ним. В проекции происходит искажение форм и визуальное суммирование масс, препятствующее считыванию истинной пластики корпуса на этом участке...» Даже если не задаваться вопросом, откуда этот весьма крупный «некий объект» появился в чистом поле, кто и зачем вплотную подставил его под самую корму Вездехода, достаточно внимательно поглядеть на снимок, чтобы убедиться – за спиной Пороховщикова (а равно Поклевского-Козелло на другом снимке) видны просто-напросто створки моторного люка машины, что соответствует компоновочной «схеме» В. Рабиновича. Конечно, если очень хочется доказать идею с передним расположением двигателя, то можно придумать и «некий объект», и «искажение форм и визуальное суммирование масс» и прочие умные вещи, но для меня лично рассуждения авторов статьи, основанные на столь шатком основании (куда более шатком, чем «воспоминания» Рабиновича) остались лишь более или менее остроумной спекуляцией. Поэтому для постройки модели была выбрана «реконструкция» М. Петровского, показывающая наиболее достоверно, как мог выглядеть прототип Вездехода, если бы Пороховщиков успел его забронировать и вооружить. Сразу оговорюсь – все эти околотехнические «игры ума» мне глубоко претят, я не собирался чего-то там реконструировать и додумывать, хотел просто сделать из рисунка Петровского трехмерный объект, который можно взять в руки и поставить на полку. Но кое-что мне показалось категорически требующим поправки. Главное – это гусеница, которая в ту эпоху никак не могла быть металлической мелкозвенчатой – не умели такие делать тогда и нескоро научились. Она на модели была заменена на резиновую – подобные гусеницы применялись на «приборах Кегресса» и вполне показали свою пригодность в боевых условиях на Остинах-Кегрессах в советско-польской войне. Саму гусеницу немного сузил – слишком широкая затрудняла бы поворот, а также слегка увеличил очень уж ничтожный клиренс. Форма передней части корпуса никак не получалась такая, как на рисунке Петровского и на фото Вездехода. Анализ 3d- модели показал, в чем причина. На фото легко заметить некоторую вздутость по бокам выше «фальшборта» – только при ее наличии он может давать прямую образующую по верхнему краю. Тонкая обшивка реального Вездехода позволяла такие вольности, однако броневую сталь так согнуть бы не удалось, поэтому на модели образующая идет по дуге. Наконец, я не стал делать смотровые щели в башне просто по исторической аналогии – ни у одного русского броневика щелей в башнях нет, всегда обходились пулеметными амбразурами. Также излишними показались поручни по бортам машины – не такая она высокая, чтобы лазить по ним к двигателю. Дальнейшее обсуждение того, мог быть такой Вездеход, сякой ли, как он ездил, летал и плавал оставляю любителям умственных упражнений из ФМ и как простой моделист-практик перейду наконец к модели. Первоначально строил ее для себя, но желание некоторых коллег по увлечению иметь Вездеход в коллекции побудило делать его в виде мастер-модели для тиражирования в смоле. Самоделок я построил довольно много, но должен сказать, что делать мастер под литье гораздо сложнее и трудозатратнее, чем просто единичный экземпляр. В итоге получился вот такой набор из 38 смоляных деталей, который я сложил за пару вечеров. Оценивать собственный продукт вроде бы не очень корректно, но как собиратель немалого количества смоляных моделей могу сказать, что по качеству литья и сборки она вполне среднестатистического уровня и каких-то особых ребусов при стройке не задает. Конечно, это был первый мой опыт литья в таком объеме, пришлось кое-каким вещам учиться на ходу, кое-что и в мастерах, и в выборе материалов я сделал бы сейчас иначе. Основная часть деталей приходится на ходовую часть, которая у готовой модели практически не видна и я даже не очень старался с их подгонкой. Поскольку корпус внутри полый, модель можно оснастить фигурой водителя-пулеметчика и прочим, если кому интересны модели с интерьером (мне – нет). Инструкция на одном листе формата А4, вроде бы понятная, есть цветной вкладыш с примером окраски (хотя полуфантастический прототип позволяет всякие вольности). Хотя тираж модели в принципе уже расписан, желающие ее приобрести могут обращаться на эл. почту по адресу earlyarmourmodels собака gmail.com или на страницу В Контакте.com/ea_models – долить некоторое количество еще возможно. |
|
» Автор | |
---|---|
AlexRogozin | |
Опыт: | 10931 |
Репутация: | +213/–2 |
AlexRogozin в 05.11.2017 - 20:35 Честно говоря, совершенно нет желания встревать в эти диспуты, но я все же рискну напомнить о Рабиновиче и его схеме "по памяти". С точки зрения источниковедения это документ, единственный документ, хотя и спорный, о компоновке Вездехода. Но другого нет вообще. Кто бы мне объяснил зачем он (или тот, кто водил его рукой) рисовал двигатель сзади? Ну что ему мешало нарисовать его, как нынешние умные люди говорят, спереди? Я тут вижу два варианта. Либо он действительно знал, где стоял мотор в действительности, либо он и все, кто создавал "легенду о Вездеходе", были технически безграмотными дураками, не отличающими радиатор от колеса и им было все равно, какую дребедень рисовать. Я в это не верю ни одной секунды. Для отвержения схемы Рабиновича нужно иметь аргументы - а пока нет строгих доказательств, это документ, а все его оспаривания - лишь слова.
Что касается фото - да сколько угодно можно рассуждать про то, что "некий предмет" так удивительно совпал с кормой машины, что все запутал. Может быть товарищи обратят внимание на расположение водителя и пропорции корпуса, да еще с учетом перспективы. На обоих известных фото водитель сидит практически сразу за рулевыми колесами Вездехода. Каждый может легко разметить это на фото. Если при этом он сидит в самой-самой корме, как на реконструкции Ромадина, то вот на этом фото за спиной водителя сидят двое, да еще двое позади них на запятках. Тогда на что они опираются своими телами? Данным вопросом, для меня риторическим, со своей стороны дискуссию полностью заканчиваю. Не переубедили ни разу и в индульгенции от Петровского в общем-то не нуждаюсь. |
DM1967 в 05.11.2017 - 20:51 С радиатором что делать будем? Или у Вас есть другие объяснения "дырки в носу"? Тогда приведите их.
И давайте или говорить только про фото (в отрыве от модели с ее высотой), или про модель. На фото нет противоречий с реконструкцией РомадинаЗыкова, но есть противоречия с реконструкцией Петровского. Я про то, "где забор". По последнему фото, ввиду его каКчаства, вообще мало что можно сказать (Дядька любил рассказывать как 10 человек на мотоцикле с коляской (МТ-10) на дискотеку отвез. Зрелище, наверное, было не менее захватывающее). Даже - кто там водитель. Разве что то, что на модели высота таки не в тему. Опять же - если реконструкция выводилась исходя из фото. Да, и, кстати, если модель показывает второй не построенный вариант "Вездехода", то как эти фото могут вообще что-либо доказывать? Как и воспоминания, на базе которых делалась реконструкция? Или - реконструкция первого по фото и воспоминаниям, или - реконструкция и модель второго "с чистого листа". Тут уж - выбирайте. Чего вы заводитесь - не понятно. Ваша модель в этой дискуссии не более чем повод обсудить. Понятно же, что ее и "индульгенция" от Петровского никак не спасает с точки зрения копийности (потому что вы не хотите ей воспользоваться), но, как модель, scheuntor прав - еще одна хорошая работа на полочке для тех, кому она интересна. Мухи - отдельно, котлеты - отдельно. |
omega в 05.11.2017 - 21:01 С радиатором что делать будем? Или у Вас есть другие объяснения "дырки в носу"?
Крайне далёк от what if бронетанковой темы, но заднепроходной двигатель сомнителен. Если только "дырка в носу" - это обзор водителя: "получи кулю в лоб" :mrgreen: |
DM1967 в 05.11.2017 - 21:03 Если только "дырка в носу" - это обзор водителя: "получи кулю в лоб" :mrgreen:
Да, учитывая размер на фото и то, что водитель почти по пояс торчит из корпуса (опять же - на фото) - как-то сомнительно насчет обзора водителя. |
Kool в 05.11.2017 - 21:03 Честно говоря, совершенно нет желания встревать в эти диспуты, но я все же рискну напомнить о Рабиновиче и его схеме "по памяти". С точки зрения источниковедения это документ, единственный документ, хотя и спорный, о компоновке Вездехода. Но другого нет вообще. Кто бы мне объяснил зачем он (или тот, кто водил его рукой) рисовал двигатель сзади? Ну что ему мешало нарисовать его, как нынешние умные люди говорят, спереди? Я тут вижу два варианта. Либо он действительно знал, где стоял мотор в действительности, либо он и все, кто создавал "легенду о Вездеходе", были технически безграмотными дураками, не отличающими радиатор от колеса и им было все равно, какую дребедень рисовать. Я в это не верю ни одной секунды. Для отвержения схемы Рабиновича нужно иметь аргументы - а пока нет строгих доказательств, это документ, а все его оспаривания - лишь слова.
Что касается фото - да сколько угодно можно рассуждать про то, что "некий предмет" так удивительно совпал с кормой машины, что все запутал. Может быть товарищи обратят внимание на расположение водителя и пропорции корпуса, да еще с учетом перспективы. На обоих известных фото водитель сидит практически сразу за рулевыми колесами Вездехода. Каждый может легко разметить это на фото. Если при этом он сидит в самой-самой корме, как на реконструкции Ромадина, то вот на этом фото за спиной водителя сидят двое, да еще двое позади них на запятках. Тогда на что они опираются своими телами? Данным вопросом, для меня риторическим, со своей стороны дискуссию полностью заканчиваю. Не переубедили ни разу и в индульгенции от Петровского в общем-то не нуждаюсь. Судя по тому что я вижу у Рабиновича и Петровского и то что вижу у Ромадина... только последний видел фото макета Пороховщикова... Да и любые предположения ,воспоминания и версии разбивает главный аргумент- ФОТОГРАФИЯ,увы.... да, кстати, ни кто не собирается кого либо переубеждать,особенно того кто не ХОЧЕТ видеть,это бесперспективно,да и не разумно.... :) |
scheuntor в 05.11.2017 - 21:15 Как бы там не было,позже к этой идее вернулись....
Кто знает,может Александром Александровичем и задумывалась эта машина для приблизительно таких нужд....Лошадки то не везде пройдут.Чем не разведмашина в финских или бялорусских топях. P.S. Рабиновичу,Петровскому,Рогозину от меня поклон. Ромадину пока не за что,но мысль заслуживает внимания.....Хотя в своем обсуждении мы постоянно (волей-неволей)проецируем увиденное на фото,с предполагаемым забронированным и вооруженным образцом.Возможно Петровский с Рабиновичем знали больше ,чем scheuntor и прочие ,,следопыты,,:)А? |
Pershman в 10.11.2017 - 00:28 Тема: EA Models 1/35 Вездеход Пороховщикова - И это все о нем Интересная модель!
Какова стоимость? |
AlexRogozin в 10.11.2017 - 07:37 Тема: Re: EA Models 1/35 Вездеход Пороховщикова - И это все о нем Интересная модель!
Какова стоимость? Пожалуйста, пишите на указанный адрес эл. почты |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
А насчет кто как живет... Хорошая попытка подколоть, но - мимо. :) Вы клеите модели, делаете свои мастера. Вас знают и замечают в моделизме. Я тихо и мирно делаю свою работу. Ее видно, ее обсуждают, но мало кто знает что это - моя работа. Потому и написал, что личный вклад в модельный мир не всегда очевиден. Да и в исторический тоже. И чей больше - какая разница? ;)
А пока, вечером в воскресение, могу позволить себе потратить время на общение и дискуссии в интернете. Лично мне это помогает делать меньше глупостей в своих работах.[/quote]
Да Господи Боже мой! Дорогой вы мой человек.Вы же меня знаете уже лет триста,равно как и я вас.Неужели вы не поняли до сих пор,что scheuntor лупит то в основном в целом(о высоком):)))
А вообще:)))_.....то время-было великое время.То,что сейчас кажется смешным и нелепым,воспринималось на полном серьезе.Вот мы читаем,что мол подлец Лебеденко взял и выкачал деньги у царя-батушки,поразвдекавшись малехо.Так ведь гигантоманией страдали почти все.Вообще все самое первое......Какой огромный пласт моделизма еще не освоен бляха-муха.
P.S.Вот как то на Perfectmodel ,,академики,, разнесли в клочья,по винтикам мой ,,Омский(Владивостокский)FIAT.И шо вы думаете.Почитал,почесал репу(появились как это всегда бывает новые фото),взял и запилил свое же:)Тонирую сейчас.Ничего.Необычное чувство запиливать свою же смолу:)Нормально.Будет стоять на полке прокаченный вариант рядом с искоробочным:)))