На открытии памятной доски Герою Советского Союза, Заслуженному летчику-испытателю СССР, писателю Марку Лазаревичу Галлаю выступят:
Не случайно доску памяти Марка Галлая (1914-1998) открывают в канун Дня Защитника Отечества. Многим москвичам более старшего поколения, особенно, ветеранам Великой Отечественной войны, хорошо известно о легендарном летчике, имя которого неразрывно связано, как с испытаниями многочисленных типов (точнее 124-х) самых разных летательных аппаратов (по его собственному меткому выражению «Настоящий летчик-испытатель должен свободно летать на всем, что только может летать, и с некоторым трудом на том, что летать не может»), а также и с его родным городом - Москвой, где он прожил бОльшую часть своей жизни, хотя родился в Ленинграде (и всегда уточнял, почему-то, что тогда еще это был Петербург ). Многие знают, что защищая Москву, Галлай сбил фашистский самолет в самом первом бою над городом 22 июля 1941 года (эту дату у нас в семье помнят и отмечают всегда).
Связывают имя Галлая с историей отечественной авиации, а также и космонавтики. Ведь именно он был в числе тех, кто готовил к полету в космос первую шестерку космонавтов, что конечно же нашло отражение в ряде его произведений, когда он стал писателем. Один факт всегда особенно интересовал друзей Галлая, да и журналистов. Говорят, что именно он каждый раз на тренировках говорил Юрию Гагарину «Ну, поехали». Читая его книги, смотря многочисленные семейные архивные фотографии, понимаешь, какую интересную, насыщенную, необычную жизнь он прожил, скольких встретил интереснейших людей, и как сумел в своих книгах и талантливо передать документальные факты, ценнейшие для истории советской авиации, и создать яркие художественные образы.
Многим читателям запомнились его книги «Через невидимые барьеры», «Первый бой мы выиграли», «Испытано в небе» (Записки лётчика-испытателя), «Жизнь Арцеулова», «Третье измерение», «С человеком на борту», «Полоса точного приземления», «Небо, которое объединяет»… Последнюю свою книгу «Я думал: это давно забыто» он закончил и отдал мне за несколько часов до смерти. На даче в Переделкино. Теперь много где читаю – «перевернув последнюю страницу, Марк Лазаревич сказал: «Я закончил, я подвел итог». Может, по сути, так оно и было. Но … Перевернул он эту страницу при мне. Попросил отдать машинистке. Собирался вносить правку и продолжать работу над книгой. А я сразу, сидя с ним рядом на диване, начала читать предисловие и удивилась последней фразе, показавшейся немного «гастрономически» смешной – «И вообще: это не бифштекс. Это — гарнир». Ведь в книге были собраны отдельные эпизоды, в свое время не опубликованные по разным причинам. И от того еще более «вкусными» стали эти мемуары и прощальный портрет автора, талантливого и достойного человека, «слишком громоздкого для летчика, совсем негероического для Героя» (это уже из послесловия Михаила Кураева). Кстати, книгу до сих пор можно купить в интернет-магазине «От винта!» www.otvinta.net)
Еще некоторые дополнительные сведения из биографической справки:
Заслуженный летчик-испытатель СССР (1959), полковник, Герой Советского Союза (1957). Участник Великой Отечественной войны: в июле-сентябре 1941 - летчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО г. Москвы), совершил 10 ночных боевых вылетов на самолете МиГ-3 для отражения вражеских налетов. Сбил самолет противника в самом первом бою над Москвой 22 июля 1941 года.
В январе-марте 1942 - заместитель командира авиаэскадрильи 128-го бомбардировочного авиационного полка (Калининский фронт), совершил 28 боевых вылетов на самолете Пе-2; в мае-июне 1943 - летчик 890-го авиационного полка (Авиация дальнего действия), совершил 7 боевых вылетов в качестве второго пилота самолета Пе-8 на бомбардировку в глубокий тыл противника. В июне 1943 года был сбит над территорией, оккупированной врагом, и выпрыгнул с парашютом (получил серьезную травму позвоночника, ударившись об сосну). Нашел партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область) и через 12 дней на самолете был вывезен за линию фронта.
С 1972 г. - доктор технических наук.
Награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почета», медалями.
С апреля 1941 по июль 1950 - на летно-испытательной работе в Летно-исследовательском институте. Провел испытания СБ на флаттер (1941), испытания по доводке маслосистемы бомбардировщика Ер-2 (1941). Поднял в небо и провел испытания истребителя МиГ-9 ('Ф-3') (9.08.1946). Провел испытания пороховых стартовых ракет на Пе-2 (1943); испытания по доводке мотора АШ-82 на истребителе Ла-5 (1943), испытания Як-7 с опытным ламинизированным крылом (1944); испытания по подбору и доводке винтов на высотном истребителе Пе-2ВИ(1944); испытания трофейного реактивного истребителя Ме-163 в планерном варианте (1946), первого отечественного реактивного истребителя МиГ-9 (1946), дальнего бомбардировщика Ту-4 (1947-1949). Участвовал в испытаниях самолетов И-215 (1948), Як-20 (1950).
В 1950-1953 - летчик-испытатель НИИ-17; провел испытания радиолокационного оборудования истребителей-перехватчиков И-320 и Ла-200.
В 1953-1958 - летчик-испытатель ОКБ В.М.Мясищева; поднял в небо и провел испытания самолета 3М (1956).
С 1958 - в запасе. За время летной работы освоил 124 типа самолетов, вертолетов и планеров. 17 февраля 1959 года в числе первых ему присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».
В 1958-1975 работал в ЛИИ старшим научным сотрудником.
В 1960-1961 - инженер-методист отряда космонавтов.
С 1959 был заместителем председателя методического совета МАП по летным испытаниям. Принимал значительное участие в подготовке первых вылетов, проработке программ и методическом руководстве летными испытаниями новых летательных аппаратов (Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-22 и других).
Опубликовал около 30 научных работ. Преподавал в МАИ. Доктор технических наук (1972), профессор (1994). Также преподавал в Летно исследоватльском институте инженеров Гражданского транспорта. Академик Академии Транспорта Российской Федерации. Член Союза писателей, автор многих книг.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Марку Лазаревичу Галлаю присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.
Еще при жизни имя Марка Галлая было присвоено Малой Планете. Умер он 14 июля 1998 года и был похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.
Источник: http://www.aerotechnics.ru/News.aspx?id=19602
|
Последняя новость раздела События:
|