И я не исключение. Когда я покупал самый доступный из возможных наборов в 48-ом, чтобы потренироваться перед очередным конкурсом "собрать за 24 часа", я не собирался никому показывать результат своих экспериментов. Мне хотелось собрать и покрасить модель, стараясь допускать как можно меньше ошибок, которые требуют много времени на исправление. В основном, эта кошка понадобилась мне, чтобы успеть попробовать краски, на которые я решил перейти окончательно замучившись, работая с Валехо (на меня вообще смотрят, как на психа, когда я говорил, что крашу ими). В общем, я решил перейти на МrHobby! Для начала на акрил, но, вероятно, позже и на эмаль (обожаю запах 646-ого ; )
И только когда образ самолета уже окончательно сформировался, результат меня начинал радовать, несмотря на небольшие косяки почти на каждом этапе. И я решил показать то, что у меня получилось.
Я понимаю, что в ряду замечательных работ этого ГБ (одни только замечательные мессеры в 48-ом чего стоят!) мой "худой" может вызвать скорее снисходительную улыбку, а то и усмешку. Но может быть кого-то повеселит, или что-то из описанных приемов быстросборки будет кому-то полезным. Ведь все мои усилия были направленны именно на это.

Итак. О выборе: Я давно хотел сделать Тропического "мессера". Еще в 14 лет я с отцом разглядывал страницы свежего (1992-ого года) каталога Хасегавы (а вернее, фотокопий его страниц ; ) тогда-то я и обратил внимание на этот, песочного цвета самолет. С тех пор, мне очень нравится все "пустынные" камуфляжи. (кроме того, так как эти самолеты не воевали непосредственно с нашими дедами, мне как-то проще вкладывать частичку души в работу над этими прототипами) Так или иначе, при наличии отличного мессера от Звезды (я сам пару раз уже собирал их на разных конкурсах), покупать icm-овский было совершенно бессмысленно. Хотя, я всегда искал повод купить его хотя бы ради декали. В общем, повод был найден, а цена в 450р, кажется, последняя возможность купить модель в 48-ом в качестве кошки, которую совсем не жалко запороть.
Модели ICM отличаются хорошей собираемостью, четким рельефом и... парой-тройкой подводных камней, которые проявляются в буквально каждой модели. Этого я ждал и от мессера.

Собирать я решил без двигателя, без каких-либо доработок. Кабину я окрасил буквально за полчаса. В качестве грунта использовал отличную автомобильную краску QUICKLINE (черную матовую). Она отлично ложится, дает хорошую усадку (что вообще необычно для автомобильных красок в баллоне), мгновенно сохнет и дает идеальную равномерно матовую поверхность. При этом имеет хорошую адгезию и не отлетает потом даже на острых гранях. В общем да. Это реклама такая. Очень рекомендую! При довольно высокой цене (для автокрасок) в 400 руб, оно того стоит! И практически не уступает по свойствам грунтовкам от Тамии и МрХобби. А по усадке даже превосходит их!... Короче, положив эту базу, я слегка тонировал поверхности, покрасил детали и считал, что работа над кабиной закончена (на этом этапе)... как правило, все что можно вклеить в уже готовую модель, я откладываю на последний момент (зачем мучиться с кабиной, если шанс запороть модель на этапе окраски сделает эту работу бессмысленной : ).


В общем, приступил к сборке фюзеляжа. Впервые за долгие годы, решил не рисковать с циакрином (а я все модели клею только им), а склеить фюзеляж традиционным модельным клеем (дихлорэтан?)... Потому что не раз получалось так, что при прорезании расшивки на гаргроте, половинки расходились. Это не проблема, когда у тебя в запасе есть много времени и нервов, которые могут очень пострадать при сборке "на время".
В этот раз решил чуть подольше подождать при склеивании, но быть уверенным, что половинки буквально "вварились" друг в друга.
За время пока это дело сохло, я обработал крылья для последующей сборке. И тут я хочу поделиться технологией, которой руководствуюсь всегда, кажется еще со школы. Ведь тогда мне казалось высшем пилотажем получить идеальный "самый главный" шов – между крылом и фюзеляжем. Как правило, его получают шпаклеванием, шлифованием и последующим восстановлением линии расшивки. У меня же никогда не получалось восстановить шов по шпаклевке, поэтому я всегда отхожу от инструкции, которая почти всегда предлагает приклеивать верхние половинки к нижней части и потом в эту конструкцию вклеивать собранный фюзеляж. Нет! я сперва приклеиваю верхние части крыла к фюзеляжу, промазывая шов изнутри! В итоге, шов на зализе получается всегда идеальным и не требующем дальнейшей обработки. Конечно получается очень хрупкая конструкция и с ней надо обращаться предельно аккуратно, пока не будет приклеена нижняя часть крыла, но оно того стоит! Рекомендую попробовать тем, кто как и я, испытывает трудности в восстановлении этого труднодоступного но очень важного сочленения.
Уфф. итак. Еще полчасика, крыло заняло свое место, оперение и прочая механизация так же была приклеена (во избежании ошибок, я решил клеить все в нейтральном положении ; )


Пройдясь мелкой наждачкой по всем поверхностям, восстановив расшивку, я загрунтовал модель (кажется тоже автомобильной грунтовкой QUICKLINE (реклама, да) сделал некое подобие прешейдинга (вообще, я не испольую прешейдинг в его прямом смысле (просто не умею наносить ровные тонкие линии с первого раза аэрографом, поэтому просто заливаю как можно больше черным цветом (чем? ну, вы поняли чем ; )


Краски я, как обычно, мешаю в полной темноте на ощупь, сверяясь с эталонами взятыми с потолка, поэтому получается у меня слоев 4-5 пока я не добьюсь оттенка, который мне понравится (идеально, если к тому моменту я все-же открою фотографии моделей или даже прототипов, на которые приходится с этого момента ориентироваться) Однако с этим мессером в сети такое великое количество различных прочтений цвета, что старался делать "на глаз" и добиваясь гармонии между затемненными и светлыми частями на середине панелей. В итоге получился теплый оттенок, который меня полностью устроил и я, не откладывая, покрасил самолет снизу и накрасил белые элементы (я как правило крашу модели от темного к светлому, так получается автоматически не тратить силы на восстановление прешейдинга...) Низ крашу всегда после того, как завершу верх (какой смысл красить снизу, если еще остается возможность запороть модель, делая главное -камуфляж! ; )



В общем, модель была покрыта лаком и оставлена на несколько часов для нанесения декалей.


А вот деки, ради собственно которых я и покупал модель, подвели : ( Крупные элементы еще кое-как перевелись и даже не зародили сомнение, что дальше будет ппц. Почти половина технички была утеряна : ( Она рассыпалась, не отклеивалась от подложки, сворачивалась.. в общем, половина утеряна : ( ну ничего. И этого хватит, ящетаю. Все самое заметное я все ж старался сохранить. Но надо было сразу деку лаком покрывать и потом вырезать по элементам.


По линиям расшивки я декали с недавних пор не просто продавливаю зубочисткой, а буквально прорезаю ножом! (так в автомоделизме принято, и это оказывается надежнее, да и вполне логично выглядит, как мне кажется). Приваривал всем, что подвернется под руку: водкой, сетами-солами, одеколоном, растворителем (акрила)... не знаю как правильно, поэтому поливаю всем подряд, пока оно не станет одним целым с лаком (конечно повышая градус и контролируя кистью с простой водой ; )
Короче, еще слой лака.. и можно было приступить к моему любимому этапу - клепке! (кажется, дай мне волю и я бы проклепывал деревянные и даже тряпичные крылья лавочкиных и прочих по-2 : )) (правда иногда приходится выбрасывать замечательные модели, потому что оказывается, что клепка на прототипе была зашпаклеванна : )))
Короче говоря, смывочка (а так как при таких сжатых сроках мой любимый TS-13 не успевает засохнуть, чтобы выдерживать мой же любимый бензин ZIPPO, поэтому приходится масло размазывать пальцем без применения бензина (а, ничего, заодно и фильтр получается)
+ матовый лак






Далее были добавлена мелочовка, где выяснилась ошибка в отказе от двигателя. Пулеметы оказалось клеить просто некуда. пришлось кое-как прилаживать их к внутренней части капотов, чтобы они не торчали уж очень над своими отверстиями (а то капоты не откроются, как говорится)... Антенна из мононити отлично клеится и натягивается, но обладая явно выраженной плоскостью, критична к кручению. Как мог, старался не допустить ее перекручивания.
и... можно сказать "готово". Таймер можно отключать : )
Модель конечно изобилует мелкими (а может быть и не совсем мелкими) косячками, какую-то часть из них можно устранить, а что-то уже навсегда останется с ней. Тут самое время будет попросить отнестись к ней с пониманием и критиковать с учетом того замысла, который был на нее возложен. Что можно еще сделать в условиях крайне ограниченного времени я не знаю. К слову, второй самолет я делал с большим упором на камуфляж и последующий везеринг и не уложился даже с учетом чистого времени и возможности растянуть положенные 24 (а на самом деле где-то 20) часов на несколько дней! Для меня эта модель стала так сказать образцом на который буду ориентироваться в следующем конкурсе. Получен опыт в ряде моментов, где я мог оптимизировать сборку, а фотоконтроль выявил пропущенные недоработки (пара незашпаклеванных швов, пара ошибок в клепке и отсутствие сверхвыразительного везеренга). Что ж. В следующий раз, постараюсь меньше ошибаться, больше исправлять при контроле этапов и добиться еще большей выразительности.










фотографии 1200х800
Надеюсь, не оскорбит ваш взор сей аэроплан, а этот представительный конкурс не потеряет от присутствия моей скромной поделки в уикенд-стиле : )