Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Открытие мемориальной доски Марку Лазаревичу Галлаю

Отправил: Размещено: ( 2886 показов)
21 февраля, в 15.00 Комитет по культуре Правительства Москвы, проводит официальное открытие мемориальной доски на доме по адресу: Гранатный пер, д.2/9 (ул.Спиридоновка, д.9), где он жил и работал с 1978 по 1998гг.

На открытии памятной доски Герою Советского Союза, Заслуженному летчику-испытателю СССР, писателю Марку Лазаревичу Галлаю выступят:

  • Герой Советского Союза Заслуженный летчик-испытатель СССР Александр Александрович Щербаков
  • Герой России, заслуженный летчик-испытатель России Алексей Юрьевич Гарнаев
  • Народный артист СССР Эльдар Александрович Рязанов
  • Писатель, главный редактор «Литературной газеты» Юрий Михайлович Поляков
  • Первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Людмила Ивановна Швецова
  • а также представители Комитета по культуре Правительства г.Москвы, Комитета Ветеранов и др.

Не случайно доску памяти Марка Галлая (1914-1998) открывают в канун Дня Защитника Отечества. Многим москвичам более старшего поколения, особенно, ветеранам Великой Отечественной войны, хорошо известно о легендарном летчике, имя которого неразрывно связано, как с испытаниями многочисленных типов (точнее 124-х) самых разных летательных аппаратов (по его собственному меткому выражению «Настоящий летчик-испытатель должен свободно летать на всем, что только может летать, и с некоторым трудом на том, что летать не может»), а также и с его родным городом - Москвой, где он прожил бОльшую часть своей жизни, хотя родился в Ленинграде (и всегда уточнял, почему-то, что тогда еще это был Петербург ). Многие знают, что защищая Москву, Галлай сбил фашистский самолет в самом первом бою над городом 22 июля 1941 года (эту дату у нас в семье помнят и отмечают всегда).

Связывают имя Галлая с историей отечественной авиации, а также и космонавтики. Ведь именно он был в числе тех, кто готовил к полету в космос первую шестерку космонавтов, что конечно же нашло отражение в ряде его произведений, когда он стал писателем. Один факт всегда особенно интересовал друзей Галлая, да и журналистов. Говорят, что именно он каждый раз на тренировках говорил Юрию Гагарину «Ну, поехали». Читая его книги, смотря многочисленные семейные архивные фотографии, понимаешь, какую интересную, насыщенную, необычную жизнь он прожил, скольких встретил интереснейших людей, и как сумел в своих книгах и талантливо передать документальные факты, ценнейшие для истории советской авиации, и создать яркие художественные образы.

Многим читателям запомнились его книги «Через невидимые барьеры», «Первый бой мы выиграли», «Испытано в небе» (Записки лётчика-испытателя), «Жизнь Арцеулова», «Третье измерение», «С человеком на борту», «Полоса точного приземления», «Небо, которое объединяет»… Последнюю свою книгу «Я думал: это давно забыто» он закончил и отдал мне за несколько часов до смерти. На даче в Переделкино. Теперь много где читаю – «перевернув последнюю страницу, Марк Лазаревич сказал: «Я закончил, я подвел итог». Может, по сути, так оно и было. Но … Перевернул он эту страницу при мне. Попросил отдать машинистке. Собирался вносить правку и продолжать работу над книгой. А я сразу, сидя с ним рядом на диване, начала читать предисловие и удивилась последней фразе, показавшейся немного «гастрономически» смешной – «И вообще: это не бифштекс. Это — гарнир». Ведь в книге были собраны отдельные эпизоды, в свое время не опубликованные по разным причинам. И от того еще более «вкусными» стали эти мемуары и прощальный портрет автора, талантливого и достойного человека, «слишком громоздкого для летчика, совсем негероического для Героя» (это уже из послесловия Михаила Кураева). Кстати, книгу до сих пор можно купить в интернет-магазине «От винта!» www.otvinta.net)

Валерия Галлай        

Газета «Известия» к 90-летию со дня рождения М.Галлая (12.04.2004):
«Летчик-испытатель Марк Галлай давал путевку в жизнь самолетам, представлявшим строгую государственную тайну, но сегодня эта техника стоит в музеях. Исследования, которые вел доктор технических наук Марк Галлай, давно рассекречены. Сорок с лишним лет назад полковник Галлай снял погоны, оставил самолетный штурвал и начал писать книги - так появился писатель Марк Галлай, благодаря которому весь Союз открыл для себя мир неба, летных испытаний, мир, где соседствовали романтика мужской работы и строгая проза научных расчетов. Эти книги можно смело снимать с полки, они не стареют. Понятия "неизвестный Галлай" не может быть по определению. Он участвовал в таких событиях, что, как ни скромничай, в тени не останешься. Он был человеком, вспоминать которого друзьям больно - потому что его нет, но и сладко - потому что они знали его. А друзья эти - люди пишущие, снимающие, умеющие рассказывать... Через разные этапы советской истории было суждено пройти Галлаю, но у него достало ума и мужества ни в чем не замараться. Красивая судьба сильного, достойного и талантливого человека».

Еще некоторые дополнительные сведения из биографической справки:
Заслуженный летчик-испытатель СССР (1959), полковник, Герой Советского Союза (1957). Участник Великой Отечественной войны: в июле-сентябре 1941 - летчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО г. Москвы), совершил 10 ночных боевых вылетов на самолете МиГ-3 для отражения вражеских налетов. Сбил самолет противника в самом первом бою над Москвой 22 июля 1941 года.
В январе-марте 1942 - заместитель командира авиаэскадрильи 128-го бомбардировочного авиационного полка (Калининский фронт), совершил 28 боевых вылетов на самолете Пе-2; в мае-июне 1943 - летчик 890-го авиационного полка (Авиация дальнего действия), совершил 7 боевых вылетов в качестве второго пилота самолета Пе-8 на бомбардировку в глубокий тыл противника. В июне 1943 года был сбит над территорией, оккупированной врагом, и выпрыгнул с парашютом (получил серьезную травму позвоночника, ударившись об сосну). Нашел партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область) и через 12 дней на самолете был вывезен за линию фронта.
С 1972 г. - доктор технических наук.

Награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почета», медалями.

С апреля 1941 по июль 1950 - на летно-испытательной работе в Летно-исследовательском институте. Провел испытания СБ на флаттер (1941), испытания по доводке маслосистемы бомбардировщика Ер-2 (1941). Поднял в небо и провел испытания истребителя МиГ-9 ('Ф-3') (9.08.1946). Провел испытания пороховых стартовых ракет на Пе-2 (1943); испытания по доводке мотора АШ-82 на истребителе Ла-5 (1943), испытания Як-7 с опытным ламинизированным крылом (1944); испытания по подбору и доводке винтов на высотном истребителе Пе-2ВИ(1944); испытания трофейного реактивного истребителя Ме-163 в планерном варианте (1946), первого отечественного реактивного истребителя МиГ-9 (1946), дальнего бомбардировщика Ту-4 (1947-1949). Участвовал в испытаниях самолетов И-215 (1948), Як-20 (1950).

В 1950-1953 - летчик-испытатель НИИ-17; провел испытания радиолокационного оборудования истребителей-перехватчиков И-320 и Ла-200.

В 1953-1958 - летчик-испытатель ОКБ В.М.Мясищева; поднял в небо и провел испытания самолета 3М (1956).
С 1958 - в запасе. За время летной работы освоил 124 типа самолетов, вертолетов и планеров. 17 февраля 1959 года в числе первых ему присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

В 1958-1975 работал в ЛИИ старшим научным сотрудником.

В 1960-1961 - инженер-методист отряда космонавтов.

С 1959 был заместителем председателя методического совета МАП по летным испытаниям. Принимал значительное участие в подготовке первых вылетов, проработке программ и методическом руководстве летными испытаниями новых летательных аппаратов (Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-22 и других).
Опубликовал около 30 научных работ. Преподавал в МАИ. Доктор технических наук (1972), профессор (1994). Также преподавал в Летно исследоватльском институте инженеров Гражданского транспорта. Академик Академии Транспорта Российской Федерации. Член Союза писателей, автор многих книг.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Марку Лазаревичу Галлаю присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.

Еще при жизни имя Марка Галлая было присвоено Малой Планете. Умер он 14 июля 1998 года и был похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.

Источник: http://www.aerotechnics.ru/News.aspx?id=19602
 
Тэги :
Оцени новость & Поделись с друзьями

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

» Подпишись на новости!
Рассылки Subscribe.Ru
Масштабные сборные модели

» О сайте
Администрация
Nazar 
SilverGhost 
Котов 
Редакторы
Viper_msk 
SilverGhost 
Открытие мемориальной доски Марку Лазаревичу Галлаю :  : Новости
Расскажи другу

Понравился сайт?

поставь себе кнопку!

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy